Развитие коммуникации и общения у детей с РАС.
статья

Есина Надежда Сергеевна

Развитие коммуникации и общения у детей с РАС.

Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.

Общение - самый востребованный и необходимый навык для любого человека. Невозможно представить жизнь вне контакта с другими людьми. Посредством коммуникации мы получаем информацию, делимся мнениями.

Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Формирование коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра.

Использование игровых методов и приемов позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык.

При формировании коммуникативных навыках мы используем индивидуальные и групповые формы работы.

Одним из любимых видов деятельности детей нашей группы является  конструирование – его мы используем в группе для формирования общения и коммуникативных навыков. Играм ребенка с конструктором важно придать сюжетный смысл: здесь мы учим детей строить дом, автобус для ребят, гараж для машины и т.д. В процессе игры  ребенок «вынужден» взаимодействовать со сверстниками и воспитателями, по возможности обращаться к ним, выполнять простые инструкции.

 Используем  настольно-печатные игры -  тоже интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Настольные игры выступают в качестве эффективного средства развития коммуникативных навыков у детей с особенностями развития.

Известно, что одним важных аспектов в работе с такими детьми   является формирование эмоционального контакта с окружающими. Этому способствует использование игр: « Сорока- ворона», « ладушки» и т.д.  Детям нравятся тактильные игры. Мы приучаем играть в них парами.

Эти игры помогают детям овладеть простыми игровыми действиями, научится взаимодействовать со сверстниками, развивают внимание, воображение, способствуют снижению психоэмоционального напряжения.

Часто у взрослого  возникает желание поторопить ребенка, однако нужно делать паузы, чтобы дать ребенку возможность вступить в коммуникацию. Ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него.

Во время игр с ребенком нужно принимать на себя роль партнера, а не лидера. Важно следовать за ребенком и реагировать на то, что он сам делает. По мере того, как ребенок становится все более компетентным в коммуникации, ему нужно все меньше руководства.

Очень важно, чтобы просьбы не оставались без внимания, не выполнены. Если мы просим ребенка дать какой-то предмет, а он не реагирует, то необходимо вложить этот предмет себе в руку его рукой,  прокомментировав: « спасибо, ты дал мне то, что я просила».

Очень важно награждать ребенка за любые попытки и вступить в коммуникацию. Чтобы похвала была специфической, т.е. чтобы ребенку было понятно, за что его хвалят, например: «молодчина, здорово собрал игрушки», вместо просто «молодец» или сопровождать его более ощутимой наградой (любимой игрушкой, поглаживанием или похлопыванием по плечу).

Давать предметы постепенно. Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то еще. Если мы будем ограничивать количество игрушек, то у него появиться возможность выражать свои желания и потребности.

Так же мы играем с детьми в игрушки « повышенного интереса». К игрушкам повышенного  интереса  относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, как надувание шарика, а затем его отпускание, очень нравятся детям, что способствует развитию коммуникации.

Свободный доступ воспитанников к играм, и игрушкам побуждает детей к самостоятельной деятельности, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам. Детям нравится играть в сюжетно-ролевые игры: «Кухня», «Больница», «Транспорт». В сюжетно-ролевой игре дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, где развиваются коммуникативные способности детей.

Мы часто наблюдаем, как дети с аутизмом стремятся к общению, но у них недостаточно навыков для эффективной коммуникации.  Поэтому ребенок, пытаясь вступить в контакт, может толкнуть сверстника, ударить, что-то отобрать, а потом убежать.  Мы стремимся создавать ситуации, в которых  ребенок с особенностями в развитии  получает позитивный опыт общения со сверстниками. Например такие игры как: «Каравай», «Раздувайся пузырь»  помогают научить  его радоваться возможности быть рядом с другими детьми вместо того, чтобы избегать их.  

У нас в группе есть говорящие, не говорящие и плохо-говорящие дети. Такое общество детей  сверстников, которые разговаривают, благоприятно сказывается на других детей.  И между ними иногда происходит общение.

Считается, что постепенно дети РАС могут научиться общению. Но это нарушение полностью не исчезнет. Рас сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря ранней коррекционной помощи можно добиться многого. Если такими детьми заниматься и уделять занятиям достаточного времени, то развитие ребенка – будут максимально приближено к сверстникам.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikatsiya1923.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникации и общения у детей с РАС.

Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.

Общение - самый востребованный и необходимый навык для любого человека. Невозможно представить жизнь вне контакта с другими людьми. Посредством коммуникации мы получаем информацию, делимся мнениями.

Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Формирование коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра.

Использование игровых методов и приемов позволяет усилить у ребенка социально-коммуникативную мотивацию, благодаря которой у него появляется потребность использовать формирующийся коммуникативный навык.

При формировании коммуникативных навыках мы используем индивидуальные и групповые формы работы.

Одним из любимых видов деятельности детей нашей группы является  конструирование – его мы используем в группе для формирования общения и коммуникативных навыков. Играм ребенка с конструктором важно придать сюжетный смысл: здесь мы учим детей строить дом, автобус для ребят, гараж для машины и т.д. В процессе игры  ребенок «вынужден» взаимодействовать со сверстниками и воспитателями, по возможности обращаться к ним, выполнять простые инструкции.

 Используем  настольно-печатные игры -  тоже интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Настольные игры выступают в качестве эффективного средства развития коммуникативных навыков у детей с особенностями развития.

Известно, что одним важных аспектов в работе с такими детьми   является формирование эмоционального контакта с окружающими. Этому способствует использование игр: « Сорока- ворона», « ладушки» и т.д.  Детям нравятся тактильные игры. Мы приучаем играть в них парами.

Эти игры помогают детям овладеть простыми игровыми действиями, научится взаимодействовать со сверстниками, развивают внимание, воображение, способствуют снижению психоэмоционального напряжения.

Часто у взрослого  возникает желание поторопить ребенка, однако нужно делать паузы, чтобы дать ребенку возможность вступить в коммуникацию. Ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него.

Во время игр с ребенком нужно принимать на себя роль партнера, а не лидера. Важно следовать за ребенком и реагировать на то, что он сам делает. По мере того, как ребенок становится все более компетентным в коммуникации, ему нужно все меньше руководства.

Очень важно, чтобы просьбы не оставались без внимания, не выполнены. Если мы просим ребенка дать какой-то предмет, а он не реагирует, то необходимо вложить этот предмет себе в руку его рукой,  прокомментировав: « спасибо, ты дал мне то, что я просила».

Очень важно награждать ребенка за любые попытки и вступить в коммуникацию. Чтобы похвала была специфической, т.е. чтобы ребенку было понятно, за что его хвалят, например: «молодчина, здорово собрал игрушки», вместо просто «молодец» или сопровождать его более ощутимой наградой (любимой игрушкой, поглаживанием или похлопыванием по плечу).

Давать предметы постепенно. Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то еще. Если мы будем ограничивать количество игрушек, то у него появиться возможность выражать свои желания и потребности.

Так же мы играем с детьми в игрушки « повышенного интереса». К игрушкам повышенного  интереса  относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, как надувание шарика, а затем его отпускание, очень нравятся детям, что способствует развитию коммуникации.

Свободный доступ воспитанников к играм, и игрушкам побуждает детей к самостоятельной деятельности, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам. Детям нравится играть в сюжетно-ролевые игры: «Кухня», «Больница», «Транспорт». В сюжетно-ролевой игре дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, где развиваются коммуникативные способности детей.

Мы часто наблюдаем, как дети с аутизмом стремятся к общению, но у них недостаточно навыков для эффективной коммуникации.  Поэтому ребенок, пытаясь вступить в контакт, может толкнуть сверстника, ударить, что-то отобрать, а потом убежать.  Мы стремимся создавать ситуации, в которых  ребенок с особенностями в развитии  получает позитивный опыт общения со сверстниками. Например такие игры как: «Каравай», «Раздувайся пузырь»  помогают научить  его радоваться возможности быть рядом с другими детьми вместо того, чтобы избегать их.  

У нас в группе есть говорящие, не говорящие и плохо-говорящие дети. Такое общество детей  сверстников, которые разговаривают, благоприятно сказывается на других детей.  И между ними иногда происходит общение.

Считается, что постепенно дети РАС могут научиться общению. Но это нарушение полностью не исчезнет. Рас сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря ранней коррекционной помощи можно добиться многого. Если такими детьми заниматься и уделять занятиям достаточного времени, то развитие ребенка – будут максимально приближено к сверстникам.

В дополнении к докладу предоставляю фото и видео для презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

Методика личностно-ориентированного планирования как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ в условиях стационарного учреждения

В статье представлен материал об использовании Методики личностно-ориентированного планирования как средства развития коммуникации у детей с ОВЗ....

УРОК -ТРЕНИНГ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАКОНЫ ОБЩЕНИЯ. МАСТЕРСТВО КОММУНИКАЦИИ".

Наши учащиеся теряют навыки общения, владения языком как средством коммуникации. Тревожная тенденция свидетельствуют о том, что учащиеся школ слабо владеют связной монологической речью. Поэтому сегодн...

Статья. Виды работ по развитию коммуникации в образовательных организациях для детей с нарушением слуха

В статье раскрываются особенности работы по развитию коммуникативных навыков учащихся с нарушением слуха. Особое внимание уделяется специфическим видам работы, разработанным специально для детей с нар...

Развитие коммуникации детей с РАС с помощью сенсорных игр (групповые формы работы)

     Расстройство аутистического спектра (аутизм) – это прежде всего нарушение коммуникации, социального поведения. При аутизме теряется интерес к реальности и общению с ок...