Таблицы Шульте
проект

Практическая значимость

Знакомство с описанием опыта использования таблиц Шульте для дошкольников позволит другим педагогам и воспитателям лучше узнать эту интересную практику, чтобы включить ее в свою работу, что позволит сделать образовательный процесс более эффективным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsy_shulte.docx255.2 КБ

Предварительный просмотр:

Как использовать таблицы Шульте для развития внимания младших школьников?

Тренируем внимание с помощью чиселНепроизвольность психических процессов, характерная для дошкольников, доставит младшим школьникам много трудностей в обучении, если вовремя не провести работу над совершенствованием внимания, памяти, мышления. Педагоги начальной школы сетуют на то, что зачастую ученики не могут вовремя сконцентрироваться на изучаемом материале, распределить свое внимание, когда надо слушать учителя и одновременно писать, решать задачи и вспоминать правила. Вот поэтому надо помочь маленькому школьнику овладеть навыками, без которых невозможно успешное обучение. Одним из таких навыков является управление произвольным вниманием, для которого необходима постановка цели и прикладывание волевого усилия. Чтобы правильно обучить ребенка такому навыку, нужно знать, каков уровень сформированности его внимания, какие упражнения следует использовать для тренировки навыка. Возможно, они будут простые с небольшим количеством действий, или, наоборот, ученику можно предложить достаточно сложные решения, чтобы двигаться дальше. Для диагностики предполагаемого уровня внимания предназначены таблицы Шульте для детей. В школе психолог проводит диагностику психических свойств у младших школьников, но родители тоже могут при помощи несложных упражнений провести предварительное обследование своего любимого чада.

Что надо знать родителям о методике Шульте?

Таблицы Шульте – классическая, проверенная временем, психодиагностическая методика, предназначенная для исследования устойчивости внимания, его объема, распределения между объектами. С ее помощью можно также определить эффективность самостоятельной работы детей и проводить тренировку периферического зрения, что очень важно для овладения быстрым чтением. Можно сказать, что таблицы служат материалом не только для обследования детей, но и тренажером необходимого свойства, например, внимания. Ученикам младших классов систематические и постоянные тренинги при помощи таблиц помогут:

  • быстро и прочно освоить учебные задания;
  • адекватно оценить приобретенные знания;
  • продуктивно воспринимать учебный материал;
  • концентрировать внимание на любом объекте или действии.

В стимульный материал методики включены пять карточек размером 60 на 60 см, которые изготовлены из плотного картона. Карточка расчерчена на 25 квадратов, в каждом располагаются числа от 1 до 25 (для разных таблиц индивидуальный вариант). Школьнику требуется прочитать все числа в прямом или обратном порядке. При нахождении чисел можно опираться на вспомогательные средства: показывать указкой, подчеркивать карандашом.

таблица Шульте, 5 на 5

Уровень выполнения зависит от возраста и подготовленности школьника. Родители могут купить такие таблицы или начертить их сами, так как они довольно просты в изготовлении.

Важно: расположение цифр в таблицах нужно периодически менять, так как ребенок может довольно быстро выучить, где находится каждая из них.

Как использовать таблицы в работе с детьми?

Для того чтобы четко проводить проверку, а затем и тренировку внимания, необходимо правильно подготовить представленный выше стимульный материал. Психологи советуют расположить таблицы на расстоянии не более 35 см от обследуемого. Если это старший дошкольник или первоклассник, незнакомые с методикой, для первого тестирования нужно заготовить таблицы лишь из 16 клеток.

Таблица Шульте: как правильно с ней работать

В дальнейшем, количество ячеек постепенно увеличивается, так как чем их больше, тем сложнее задание. Затем взрослый дает ребенку инструкцию:

  1. внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
  2. перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале;
  3. взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
  4. не раздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) по порядку;
  5. все числа нужно назвать вслух.

Важно: для тестирования необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми должен работать ребенок. Математические вычисления не требуются, поэтому тест выполняется быстро, и его результаты максимально объективны. Все показатели строго фиксируются.

Интерпретация результатов теста

Главное, при трактовке полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на выполнение теста, и количество допущенных ошибок. Даже не обладая специальными знаниями, любой родитель поймет, чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше допустит ошибок при нахождении чисел, тем хуже полученные результаты. Тем более интенсивной следует сделать работу на тренажерах. И, наоборот, быстрое и безошибочное решение теста – хороший знак того, что младший школьник положительно прошел тестирование.

Для родителя важно знать, как правильно интерпретировать результаты обследования. В методике разработан специальный инструментарий, который поможет это сделать. К нему относятся средние показатели: формула расчета эффективности работы ЭР и формула врабатываемости (включенности в тест) Вр.

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5

т1…т5 ‒ количество времени на очередную карточку;

5 ‒ количество используемых таблиц.

Важно: в расчет берется общее время (в секундах), потраченное на работу со всеми таблицами.

Оценка эффективности работы ЭР соотносится с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл – хороший результат, низкий балл – плохой результат:

возраст

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

6 лет

от 60 до 56

61-70

71-80

81-90

больше 90

7 лет

от 55 до 51

56-65

66-75

76-85

больше 86

8 лет

от 50 до 46

51-60

61-70

71-80

больше 81

9 лет

от 46 до 41

46-55

56-65

66-75

больше 76

10 лет

от 40 до 36

41-50

51-60

61-70

больше 71

Высота уровня врабатываемости находится при помощи формулы:

Вр = т1 / ЭР

Важно: рассчитывается время именно по первой таблице.

Для того чтобы определить получившийся уровень Вр ребенка, надо рассмотреть показатель:

  • если он меньше единицы – уровень высокий,
  • больше единицы – уровень низкий, то есть младшему школьнику трудно будет включаться в работу.

Кроме указанных показателей, можно также рассмотреть устойчивость, способность школьника сконцентрироваться на задаче - ПУ, которая рассчитывается по формуле:

ПУ = т4 / ЭР

Важно: за отсчет берется время четвертой таблицы (т4). Показатель, характеризующий школьника с сильной устойчивостью психики, должен быть меньше единицы. Значительные данные говорят о низкой способности концентрировать свое внимание на поставленной задаче.

Таблицы в качестве тренажеров внимания

Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать, как тренажеры внимания в работе с младшими школьниками. Она также находка в домашнем обучении, так как ее стимульный материал прост в исполнении, для него не требуется специальная подготовка родителей. Однако необходимо знать о существенных моментах проведения таких тренингов.

Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать, как тренировочный материал, таблицу с частично выделенными цифрами, например, все нечетные выделены жирным. Когда младший школьник научится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимульный материал нужно усложнять. Например, увеличивать количество ячеек, делая квадрат большего размера.

Учитывая, что игра занимает пока много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вносить игровые элементы в тренинги для детей. Тогда обычные тренировочные упражнения могут выглядеть как игровые.

Упражнение «Покажи и назови правильно»

Взрослый и ребенок совместно выполняют действия, но в разных направлениях. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а взрослый одновременно в обратном (по убыванию). Затем игроки меняются.

Упражнение «Чет-нечет»

Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия, один читает четные числа, другой – нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Это довольно сложно для ребенка, так как сосредоточенность и концентрация должна идти при внешних ярких помехах.

Упражнение«Красный-черный»

Для упражнения таблица делается в красно-черном варианте, размером 7 на 7, то есть 49 ячеек. В них вписываются два набора чисел, один - в красном цвете (например, от 1 до 25), другой - в черном (от 1 до 24). Ребенок называет сначала все красные числа, потом все черные.

Черно-красная таблица Шульте

Как вариант, называя все красные числа, использовать прямой счет, называя все черные, - обратный.

Поскольку игровых вариаций можно придумать множество, тренажеры не утомляют ребятишек. Родителя можно использовать также соревновательные элементы, призы и награды, чтобы поддерживать интерес школьников к занятиям на тренажерах.

Добрый день, дорогие друзья! Чтение прочно вошло в нашу жизнь. Школа – не исключение. В первом классе ребенок уже должен читать более 20 слов в минуту. К концу второго года – от 65 слов для «5». Сначала детям дают поблажки, а потом вносят оценки за скорость чтения в журнал. Плохая отметка – не главная беда. Весь учебный материал представлен в текстовом виде. Как его усваивать, если едва понимаешь, о чем идет речь? На выручку придет таблица Шульте для дошкольников. Обо всем по порядку.

В чем заключается проблема в чтении

Нормальная скорость чтения – около 100 слов в минуту. Это близко к обычной скорости разговорной речи. Все выпускники начальной школы должны так читать. К сожалению, в большинстве учебных заведений требования завышены.

Неизвестность пугает родителей, и они начинают прибегать к крайним методам. Некоторые записывают своих детей в кружки по скорочтению. Я не сомневаюсь в эффективности специальных упражнений, но сначала малыш должен научиться читать. После основ можно оттачивать навык.

Психологи в один голос твердят: «У школьников проблемы с восприятием текста из-за узкого угла зрения». Что это значит? Мы краем глаза видим слово, а младшеклассник – всего несколько букв. Несмотря на это, в школах продолжают обучать чтению по слогам.

В идеале первоклассник уже должен развивать периферийное зрение. Слог, в отличие от полного слова, не вызывает никаких ассоциаций. Именно по этой причине многие школьники сталкиваются с проблемой усваивания информации. Я советую дополнить упражнения для развития памяти, внимания и концентрации методикой таблиц Шульте для дошкольников.

Как это работает

цифры

Тренажер представляет собой группу чисел. Они расположены в случайной последовательности. В центре могут быть цифры или символ в качестве ориентира. Подразумевается, что тренирующийся будет смотреть строго на середину, но видеть при этом всю таблицу. Высшее мастерство – пройтись по числам в порядке убывания или увеличения. Подглядывать в ячейки нельзя!

Методика Шульте для дошкольников помогает развить параллельное внимание. Это возможность концентрироваться сразу на нескольких задачах одновременно. В данном случае требуется и видеть все числа, и составить из них последовательность. Как это поможет в работе с текстом? Чадо сосредоточится не на паре букв, а на целом фрагменте.

В момент чтения мозг будет подготавливать «почву»: распознавать то, что идет дальше. Ученик станет читать быстрее, чем говорит.

Напомню, что учитывается не только скорость. Существуют другие важные критерии: выразительность, осознание и чистота. Техника помогает улучшить два последних показателя. С пониманием мы уже разобрались. Как связан тренажер с правильностью? Напрямую! Попытаться угадать слово по его началу можно, а число по первым цифрам – нет.

Концентрация на боковых элементах становится настолько сильной, что дошкольник прекращает «глотать» окончания и запинаться.

Желательно заниматься вдвоем, чтобы контролировать выполнение. Взгляд малыша должен быть прикован к центру. Тренироваться до упора не нужно, достаточно 15-20 минут. Главное – регулярность. Уделяйте внимание упражнениям хотя бы 3 раза в неделю.

Устали от однообразия?

таблица Шульте

  1. Распечатайте таблицы Шульте для дошкольников в цветном варианте или раскрасьте черно-белые. Можно изменить сложность, добавить ячейки.
  2. Попробуйте посоревноваться, наверняка у вас тоже не сразу получится.
  3. Предложите ученику взять лазерную указку, чтобы упражнения стали простыми и увлекательными.
  4. Заведите собственный дневник, в котором малыш будет отслеживать прогресс. Заносите данные о том, сколько времени понадобилось для полного прохождения.
  5. Предложите воспользоваться тренажером другим родителям. Составляйте рейтинги, сравнивайте результаты. Пусть у детей появится стимул!

Хотите получить максимальный результат? Читайте книги ежедневно. Следите за тем, чтобы малыш понимал смысл и не «бегал» по тексту хаотично. У нас вы можете бесплатно распечатать таблицы шульте для дошкольников, положив начало.

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦЫ

Советую также обратить внимание на другие упражнения

Гармонично дополнят комплекс:

  • скороговорки
  • таблицы согласных
  • ролевое и хоровое чтение
  • «буксир» (взрослый ведет пальцем по строчкам, малыш проговаривает вслух)
  • ответы на вопросы после произведения
  • заучивание стихов наизусть.

Учеба – сложный период в жизни родителей. Даже не знаю, кому приходится труднее. Одно только могу сказать наверняка: нужно научить ребенка учиться, а не выполнять задания вместо него! Это первый шаг на пути к самостоятельности. А как вы готовитесь к школе?

Желаю вам больших и маленьких побед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная таблица Excel. Ввод данных. Оформление таблиц.

План- конспект урока. Дидактический материал к уроку....

Построение таблиц в текстовом редакторе. Использование таблиц для решения задач.

Вашему вниманию представляю интегрированный урок информатики и математики. Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметные связи, где информатика выступает...

Знакомство с электронными таблицами . Решение задач с помощью электронных таблиц.

Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г.  для компьютера Apple...

Корыч менә шулай чыныкты

А.Батталның батырлыгы...

Таблицы Шульте .

Таблицы для развития внимания....

Әдәби уку дәресенең техник картасы (Зәкәрия Әхмәров «Шулай да булгалый» 3 сыйныф, татар төркеме)

Әдәби уку дәресенең техник картасы (Зәкәрия Әхмәров «Шулай да булгалый» 3 сыйныф, татар төркеме)Гарифуллина Ф. Ш., Мияссарова И. Х. Әдәби уку: 3 нче сыйныф: Дәреслек. 2 кисәктә. 2 кисәк. – Казан: “Мәг...

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности....