Доклад на педагогическом совете
учебно-методический материал

«Макросреда ДОУ в воспитании экологической культуры старших дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_5.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  Утверждаю:

                                                                                   Директор  МКДОУ №2

                                                                                   г.п.Нарткала

                                                                                   А.Б. Нагацуева_______

Доклад на педагогическом совете:

«Макросреда ДОУ в воспитании экологической культуры старших дошкольников».

                                                                       Воспитатель: Хамгокова Л.М.

Г.п. Нарткала

2022-2023г.

Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение» (Василий Александрович Сухомлинский).

Актуальность данной темы обусловлена тем, что жизнь человека тесно связана с природой, которая всегда была для него источником материальных и духовных сил. Сегодня человеческое общество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребительским отношением людей к природе и связанных с низкой экологической грамотностью населения.

 Изменить сложившуюся ситуацию можно только с помощью непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного возраста.

 Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу ребёнка, можно формировать его экологическое сознание, культуру природопользования и желание общаться с природой. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей познавательный интерес, детскую любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребёнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.

К сожалению, большинство современных детей редко общаются с природой в естественных условиях, где бы они могли наблюдать изменения живого и неживого мира природы во времени. Поэтому у малышей недостаточно знаний об объектах природы, не все дети проявляют интерес, любовь и заботливое отношение к окружающему нас миру природы. Наш педагогический коллектив считает, что решение данной проблемы возможно лишь в условиях правильной организации развивающей, экологической макросреды ДОУ.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, экологической грамотности, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи:

 *формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

*углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.);

* совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

*воспитывать уважение и бережное отношение к растениям и животным.

Ожидаемые результаты:

Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.

Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

Повышение уровня экологической грамотности, уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.

Методы экологического воспитания построены на совместной деятельности дошкольников и педагогов. Мы знакомим воспитанников с природой, используя для этого:

1.Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр мультимедийных презентаций. Считается, что именно методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные, очень яркие представления о природе.

  2.Практические методы: моделирования, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя, таким образом, свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.

3.Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание наизусть стихотворений, импровизированные и подготовленные рассказы воспитанников или педагогов.

Основная функция их расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.

Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование выше указанных методов. В каждом отдельном случае выбор соответствующих методов и сочетание их с другими элементами экологического воспитания определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определенном занятии явления или объекта природы.

Экологическая предметно-пространственная развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке педагога.

В этом случае среда выполняет: познавательную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-развивающая среда по экологическому воспитанию

дошкольников в нашей возрастной группе эстетически оформлена и оснащена разными материалами и пособиями.

Содержание уголка природы:

- календари природы (по времени года, месяцам, неделям);

дневник наблюдения за (растениями, природными явлениями);

- комнатные растения и необходимые инструменты по уходу за ними,

глобус;

- дидактические игры («Почемучка», «Что с начало что потом?», «Где мы растем?», «Сад и огород», «Чей детеныш?» и др.);

- настольно-печатные игры: («Собери картинку», лабиринты «Помоги

животному добраться домой», «Пищевая цепочка» и др.);

- коллекции животных (домашних, диких, насекомых, птиц, морских и

речных обитателей);

муляжи (фруктов, овощей, продуктов питания);

- муляжи динозавров (трицератопс, мамонт);

- альбомы «Времена года»;

коллекции (семян, камней, ракушек, шишек, каштанов, желудей, косточек, круп);

- гербарий растений;

- художественная литература о природе («Что такое Кто такой?», «Я познаю мир», «Тайны близкие и далекие», и др.);

- энциклопедии («История человечества», «Динозавры», «Планета Земля», «Тело человека»,» Наука вокруг нас»)

- аудиозаписи со звуками природы, птиц (П.И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена»).

Предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию позволяет:

- наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;

вести календарь погоды,

- вести дневник наблюдений,

- рассматривать картины и иллюстрации о природе;

- играть в дидактические игры, с муляжами животных,

- делать поделки из природного материала;

- ухаживать за посадками «огород на подоконнике»

Мини - лаборатория предназначена для организации детской элементарно- исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечивает дошкольникам не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы, что оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности. В мини-лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований:

- лупа, весы, песочные часы, песок, глина, почва, сахар, соль, камни, магниты, ракушки, семена растений, крупы, пробки, бусины, мелки, различные палочки, трубочки, емкости и мн. др.

Организуя непосредственно-образовательную деятельность

по экологическому воспитанию мы используем следующие формы работы с дошкольниками:

- игры-путешествия;

- викторины;

- исследования;

- наблюдения,

- экспериментирование

В реализации задач формирования экологической культуры большое значение имеет природное окружение в детском саду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, выделить уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.

Экологическая тропа для дошкольников может быть проложена непосредственно на территории детского сада.

С помощью экологической тропы решаются многие педагогические и психологические задачи, среди них можно выделить:

сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний,

формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными,

руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду,

воспитание привычки заботиться о природе и се обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;

учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;

воспитание эстетических чувств;

самовоспитание средствами природы,

воспитание любви к природе, Родине;

укрепление дружеских взаимоотношений между детьми;

установление взаимопонимания и взаимоуважения между воспитателем и детьми;

развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

В итоге оформляется обязательный документ паспорт, где указываются местонахождение экологической тропы, основные задачи,

дается краткое описание маршрута. Объектами экологической тропы могут быть:

1. Памятники природы: редкие для данной местности растения или

старые

2. деревья, растущие на территории детского сада. Лекарственные травы, специально высаженные на участке.

3. Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в

природе.

4. Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно- кустарниковых растений и цветов.

5.Участок для труда. Это может быть специально оборудованный 5. уголок: столы, скамейки с навесом от солнца и дождя для труда детей по изготовлению сувениров из природного материала, скворечников, кормушек

ит. д.

6.Зона отдыха, оборудованная деревянными скамейками,

пеньками.

Экологическая тропа оформляется информационными щитами, стендами и указателями соответственно возрасту детей. Главное в

оформлении образность и цветовое сочетание.

 Для старших дошкольников изображения могут быть схематичными, не обязательно цветными. Возможно использование знаков-символов и даже небольших текстов, выполненных печатными буквами.

В старшей группе формирования экологической культуры включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Особенность формирования экологической культуры состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот.

Таким образом, в работе по формированию экологической культуры детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"

Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...

Доклад к педагогическому совету Итоговая аттестация: что день грядущий нам готовит?

Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование...

Доклад к педагогическому совету

Этот материал поможет шире узнать об экологическом воспитании в дошкольных учреждениях.....

доклад на педагогическом совете

Технология проектирования социально-значимых дел на опыте  проведения акций милосердия...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...