Автоматизация звуков [Ш] и [Ж] в словах и словосочетаниях
план-конспект

Новикова Светлана Евгеньевна

Конспект логопедического занятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Новикова С.Е.

Конспект логопедического занятия

Логопедическая тема: Автоматизация звуков [Ш] и [Ж] в словах и словосочетаниях

Грамматическая тема: Развитие навыка словоизменения (форма единственного и множественного числа)

Коррекционные задачи:

  1. Автоматизировать звуки [Ш] и [Ж] в словах и в словосочетаниях
  2. Актуализировать знания о звуках.
  3. Развивать фонематическое восприятие.
  4. Развивать умение концентрировать своё внимание.
  5. Развивать звукобуквенный анализ и синтез.
  6. Развивать слоговой синтез.
  7. Развивать навыки связного высказывания.
  8. Учить дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков.
  9. Развивать пространственное ориентирование.
  10. Развивать долгосрочную память.
  11. Обогащать словарный запас.

Образовательные задачи:

  1. Развивать навык словоизменения (форма единственного и множественного числа).
  2. Учить составлять словосочетания по картинкам.
  3. Формировать точность речевого высказывания.
  4. Развивать «чувство языка».

Воспитательные задачи:

  1. Формировать самоконтроль, самооценку учащихся.
  2. Воспитывать трудолюбие.
  3. Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы.
  4. Воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь.
  5. Учить уважать педагога и своих товарищей.
  6. Учить видеть красоту окружающей природы.

Оборудование: Раздаточный материал, фломастеры, игра «Лого-move», игра «Полоса препятствий», стимульный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин.)

Л.: Звенит звонок, зовёт звонок, пора и нам начать урок.

Дети здороваются с учителем-логопедом и гостями, садятся.

Л.: Всегда помните, ребята: учитель спросит- надо встать, когда он сесть позволит- сядь. Ответить хочешь- не шуми, а лучше руку подними.

Основная часть

  1. Работа над слуховым вниманием (5 мин.)

 (Перед детьми картинки: змея, жук, комарик, ручеёк. Картинка змеи символизирует [ш], картинка жука [ж], картинка комарика [з], картинка ручейка [с]).

Л.: Ребята, назовите картинки, которые перед вами (дети называют)

Л.: Чьи изображения относятся к живой природе? А какие картинки относятся к неживой природе?

Д: Змея, жук, комарик- живая природа, а ручеёк- неживая природа.

Л.: Какие змея издаёт звуки?

Д.: Она шипит: «Ш-ш-ш-ш-ш».

Л.: Какие жук издаёт звуки, когда летит?

Д.: Жук жужжит: «Ж-ж-ж-ж-ж».

Л.: А какой звук издаёт комарик, когда летит?

Д.: Комарик звенит: «З-з-з-з-з»

Л.: А какой звук издаёт быстрый весенний ручеёк?

Д.: Ручеёк журчит: «С-с-с-с-с»

Л.: Молодцы! А теперь послушайте меня. Я буду произносить разные звуки, но какой-то один звук будет повторяться чаще остальных. Какой это звук? Послушайте, а после поднимите картинку- подсказку, так я пойму верно ли вы услышали звук.

Л.: Ш-з-ж-ш-с-ш-ш-ш-с-з-ж-ш-з-ш.

Д.: Звук [Ш] (и они поднимают картинку с изображением змеи )

Л.: Отложите картинку змеи в сторону. Послушайте ещё один звуковой ряд:

        Ж-з-ж-с-ш-ж-ж-з-ж-ш-з-ж-ж.

Д.: Звук [Ж] (и они поднимают картинку с изображением жука)

Л.: Правильно. Отложите картинку жука в сторону. Оставшиеся картинки уберите. Итак, вы догадались какие звуки у нас сегодня гостят?

Д.: Да, это звуки [Ш] и [Ж].

Л.: Что вы знаете о звуке [Ш]?

Д.: Это согласный звук, он всегда твёрдый и глухой, потому что горлышко не дрожит.

Л.: Правильно. А что вы можете рассказать про звук [Ж]?

Д.: Это согласный звук, он тоже всегда твёрдый, но звонкий, потому что горлышко дрожит.

  1. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза (10 мин.)

Л.: Посмотрите на доску. Кто назовёт картинки?

Д.: Жук, ужи, жираф, шары, мышка.

Л.: Найдите звуковую схему, которая относится к слову ЖУК (дети ищут).  

Л.: Найдите звуковую схему, которая относится к слову УЖИ, ЖИРАФ, ШАРЫ, МЫШКА?

Л.: Молодцы. А теперь подпишите картинку маркером в специальном окошечке.

На доске вывешены картинки с пустыми окошечками для вписывания в них названий этих картинок. Звуковые схемы, относящиеся к этим названиям. Задача детей найти правильную схему и соотнести её с картинкой, после чего забрать картинку и соответствующую схему к себе на парту. После того как все картинки и схемы соотнесены друг с другом, дети дружно, на своих местах подписывают картинки.

  1. Развитие навыка словоизменения (форма ед. ч. и мн. ч.)(5 мин.)

После подписания картинок в предыдущем задании, ребята по очереди читают своё слово и говорят в каком оно числе: во мн. ч. или в ед. ч. Если слово в ед.ч., то ребёнок ставит его во мн. ч. и наоборот.

Например: жук - жуки, ужи - уж и т.д.

Далее дети переворачивают картинки и у кого- то из них на обороте написаны слоги: «по» (на одной из картинок), «го» (на одной из картинок), «да» (на одной из картинок). Необходимо составить слово: ПОГОДА  (дети делают это сообща), это и есть следующее явление весны. Это слово выставляется на доску.

Л.: Молодцы, вы правильно составили слово. А теперь, кто сможет с помощью картинок подсказок описать природу весной. Какая она?

Д.: Солнечная погода, тёплая погода.

На доске заранее выставлены ещё картинки, которые описывают характер погоды. Например, картинка           - служит опорой для ребёнка, чтобы он смог составить словосочетания «тёплая погода» или «солнечная». Так же даны картинки:

         - снежная тучка: снежная погода

         - дождливая тучка: дождливая погода

- лужа: слякотная погода

- капель: оттепельная погода

  1. Игра «Лого- звук». Автоматизация звуков [Ш] и [Ж] в словах (5 мин.)

Л.: А теперь я предлагаю вам сыграть в увлекательную игру «Лого- move», которую вы очень любите.

Это командная, позволяющая в увлекательном процессе автоматизировать необходимый звук в словах. От детей требуется концентрация внимания, правильное произношение слов с заданным звуком и быстрота реакции.

В конце игры подсчитываются очки. Победителю достаётся право выбора цвета полосы препятствий.

  1. Физкультминутка (2 мин)

Руки в стороны, в кулачок, разожмём и на бочок.

Руки вверх, в кулачок, разожмём и на бочок.

Руки вперёд, в кулачок, разожмём и на бочок.

Руки к плечикам, в кулачок, разожмём и на бочок.

(повторяется 3 раза, с каждым разом темп убыстряется)

  1. Игра «Полоса препятствий» (10 мин.)

Л.: Перед вами 4 дороги. Выбираете ту, цвет которой вам достался (в результате игры Лого- звук). В конце каждого пути необходимо часть найти. Каждый ходит по очереди. Наступает на своей дорожке на ближайшую картинку, громко и чётко называя её. Когда ход приближается к совмещённым картинкам, например: груша, крыжовник, ежевика вы должны не только назвать эти предметы, но и сказать, какая картинка лишняя и почему (груша- лишняя, так как это фрукт, а не ягода).

На каждой дорожке 3 простых картинки и 2 совмещённые, по разным лексическим темам. Дети двигаются от краёв к центру, где лежит некая часть от целого. Но собрать все части можно только сообща, поэтому, если кто-то затрудняется с ответом, товарищи должны ему помочь.

  1. Итог занятия (2 мин.)

Л.: Наше путешествие подошло к концу. Расскажите мне о звуках, которые побывали у нас на занятии сегодня?

Д.: Звуки [ш] и [ж]

Л.: Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего?

Д.: ответы детей

Л.: До свидания, ребята!

Д.: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по логопедии Тема: Автоматизация звука [С ] в слогах и словах со стечением согласных.

конспект индивидуального занятия для ребенка с дизартрией и моторной алалией...

Открытое логопедическое занятие. Автоматизация звука С в слогах и словах. Лексическая тема:"Основные признаки осени"

Конспект логопедического группового занятия для обучающихся школы интерната VIII вида....

"Автоматизация звука [Р] в слогах и словах"

Презентация  для интерактивной доски "Автоматизация звука [Р] в слогах и словах : https://yadi.sk/d/56hWSrIZbrZt...

Конспект индивидуального логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [С ] в слогах и словах».

Коррекционное индивидуальное занятие для детей дошкольного возраста автоматизация звука "С"....

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [К] в слогах и словах"

Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: " Автоматизация звука [К] в слогах и словах"...

Дифференциация звуков (б) и (п) в словах и словосочетаниях.

Конспект логопедического занятияКонспект логопедического занятия. Дифференциация звуков (б) и (п) в словах и словосочетаниях....

«Дифференциация звуков [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях».

Цели: Учить детей различать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях.коррекционно-образовательные:уточнить характеристику звуков [с] – [ц].закрепить обобщающие понятия: «зимующие&r...