Дифференциация звуков (б) и (п) в словах и словосочетаниях.
план-конспект урока (5 класс)

Родина Оксана Григорьевна

Конспект логопедического занятияКонспект логопедического занятия. Дифференциация звуков (б) и (п) в словах и словосочетаниях.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov_bip_v_slovah._3.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия

с группой учащихся 5 класса,

имеющих нарушения письма.

Подготовила:

Учитель – логопед

Родина О. Г

Нижневартовск 2022

Тема: Дифференциация звуков (б) и (п) в словах и словосочетаниях.  

Цель:  научить различать звуки (б) и (п).

Задачи:

 1)Фонетическая: уточнение и сравнение артикуляции звуков (б) и (п).

2)Фонематическая: развитие сложных форм фонематического анализа

На материале слов со звуками (б)и(п),развитие навыков слогового анализа.

3)Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».

4)Грамматическая: дифференциация существительных мужского и женского

рода.

5)Воспитательная: воспитание интереса к занятиям, повышать личную самооценку учащихся через осознание своих достижений в овладении правильной речью.

Оборудование: предметные картинки со звуками (б) и (п) в названиях, карточки с буквами (б) и (п), плакаты со словами и словосочетаниями, игра «Какая картинка лишняя?», игра «Поймай звук».

Содержание занятия

1. Организационный момент.

-Мы будем говорить красиво,

Смело и не торопливо,

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятиях…

-Сядет тот, кто назовёт 5 слов на букву (б).

2. Артикуляторная гимнастика.

1 «Гриб». Улыбнуться, открыть рот, «приклеить»(присосать)язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт.

2 « Гармошка». Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка.

 

3 «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт (1-9).

4 «Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким .

5 «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать

верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

3. Сравнение произношения звуков  (б) и (п).

- Произнесите звуки (б)и(п).А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.(Одинаково.)    

Как мы произносим эти звуки? (Губами. Губы смыкаются.)

- Положите руку на своё горло и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука (б): б–б-б-б. (Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом.) А теперь произнесите звук (п) и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука. (Не дрожит.)

Делается вывод, что звук (б) произносится с голосом, он звонкий. А звук (п) произносится без голоса, он глухой.

4.Отгадывание загадок с последующим фонематическим анализом слов в отгадках:

-Какой звук в этом слове - (б) или (п)? Назовите соседей звука (б)-(ы, а).

Составим схему этого слова.

Сидит на крыше всех выше и дымом пышет. (Труба.)

-Какой звук в этом слове- (б)или(п)?Назови соседей звука(б)-(у,а).

 Составим схему этого слова.

5.Сравнение схем.

-Чем похожи эти схемы? Сколько слогов в первой схеме(2). А во второй схеме (Тоже 2). Посмотрите, одинаковое ли количество звуков? Сколько звуков в первой схеме?(4). А во второй?(5).

6.Придумывание слов, которые начинаются на звук (б), на звук (п).

7. Воспроизведение голосовых рядов (работа над интонацией, мимикой, громкостью речи):

БУ-ПУ-ПУ - «возмущенно»;

ПО-БО-БО – «удивленно»;

БЫ-ПЫ-ПЫ – «грустно»;

ПА-БА-БА – «радостно»;

8. Игра «Какая картинка лишняя?» (Транспорт.)

-В каком слове-названии транспорта слышится звук (б)? (Троллейбус, автобус.) В слове троллейбус?

Какой звук слышится после (б)? В слове автобус какой звук слышится (б)?

-В каких словах-названиях транспорта слышится звук (п)? (Поезд, пароход.) В слове пароход какой звук слышится после (п)?

9.Динамическая пауза.

Игра «Поймай звук».

Приготовьте ладошки-ловушки, звук (б) звонкий, его можно поймать двумя хлопками, а звук (п) – глухой, его поймаем одним хлопком.

П П Б Б П Н Б П Б П П П Б Б Б

10.Дифференциация звуков (п) и (б) на письме.

     Задание 1.Вставить пропущенные буквы в словах. Проверка.

     О(б)езьяна                    (б)алалайка                       гу(б)ы

     (п)одушка                      чере(п)аха                        (п)алка

11.Дыхательная гимнастика «насос».

12.Пальчиковая гимнастика.  

 Задание 2.Записать слова по карточкам.

      са(п)оги, ка(п)уста, ло(п)ата, (б)ара(б)ан, (б)анан, (п)арта…

      Проверка.

      -Прочитайте слово. Какой звук слышится б) или (п)? Звонкий или глухой? Нужно:

     -Доказать.

     -Каким по счету слышится звук (п), (б).

11.Подведение итогов занятия.  

     Мы сегодня увидели, что звуки (б) и (п) различаются. Звук (б) произносится  голосом – он звонкий, а звук (п) – без голоса, он глухой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах" у старших дошкольников

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах путем совершенствования фонематических процессов, развития языкового анализа и синтеза, способнос...

Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.

На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....

Дифференциация звуков и букв з-с в слогах, словосочетаниях, предложениях

Тип урока/занятия: комбинированныйЦель урока/занятия: Развитие навыка дифференциации сходных по произношению  букв  и звуков   з-с.Задачи урока/занятия:Формировать умения  диф...

«Дифференциация звуков [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях».

Цели: Учить детей различать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и словосочетаниях.коррекционно-образовательные:уточнить характеристику звуков [с] – [ц].закрепить обобщающие понятия: «зимующие&r...