Адаптации учащихся 5 класса
материал

Ревяко Юрий Иванович

сообщение на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптации учащихся 5  класса

С понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

1.Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2.Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.                                                     3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.

1.        Изучение классного коллектива.

2.        Знакомство с родительским коллективом.

3.        Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

4.        Участие классного коллектива во внеклассной работе и в школьной жизни.

1. Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

1.Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнал об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Людмилы Михайловны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность  посоветоваться, откровенно поговорить.

 Проведены классные часы:

«Первый раз в пятый класс», «Вместе весело шагать».

   По результатам наблюдений  можно охарактеризовать   уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

  • Произвольность психических процессов. учащиеся могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
  • Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. учащиеся не способна работать в одном темпе. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.
  • Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
  • Особенности поведения. Учащиеся показывают  средний  уровень саморегуляции.
  • Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
  •  Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогами.
  • Эмоциональное состояние. С  нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

2.Знакомство с родительским коллективом.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:                                                    1.Проведено анкетирование родителей в начале учебного года.                                               2.Проведено организационное родительское собрание «Трудности адаптации ребёнка к обучению в 5 классе. Роль  семьи в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

На собрании обсуждались следующие вопросы:

  • Знакомство с родителями
  • Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям (анкеты детей).
  • Текущая успеваемость учащихся.
  • Требование учителей предметников.
  • Организационные вопросы.

3.Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

      В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новому кабинету, в которых детям предстоит учиться. В течение первой недели обучения перед уроком я подходил к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовал с учителями - предметниками  об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следил за успеваемостью.

Результатом бесед стало следующее:

Особенности  класса: Активный, дружный, творческий, со средней подготовкой из начальной школы. Добродушные, приветливые  и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности.  Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам. На уроках работа с этим классом проходит продуктивно, подготовка домашних заданий на должном уровне.

4. Участие классного коллектива во внеклассной работе и в школьной жизни.

Ученики класса задействованы в кружковой работе в школе и «Точка роста».

В школьной жизни учащиеся класса принимают посильное участие:

Исходя из наблюдения за  учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.

   Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: математика, история, литература,.

В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

Таким образом, можно подвести итог по  вопросу адаптации учащихся 5 б класса к процессу обучения в средней школе:

- у   учащихся есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

Классный руководитель                                                    



Предварительный просмотр:

Карта оценки индивидуального итогового проекта

учащегося на уровне основного общего образования

Мы рассмотрели общие подходы и проекты, которые в течении года учащиеся могут выполнять коллективно и индивидуально на различных уроках. И выходом проектной деятельности является

Слайд 1

  • Тематическая выставка
  • - Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)
  • - Сценарий праздника
  • - Видеофильм (например: «Наши таланты»)
  • - Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)
  • - Костюм (показ собственных моделей)
  • - Музыкальное произведение (собственного сочинения)
  • - Оформление кабинетов (например, проект стендов)
  • - Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)
  • - Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.

Цели любого проекта можно определить следующим образом

Слайд 2

Сегодня мы остановимся на ИИП, который определен ФГОС для выпускников 9 класса и является  некоторым допуском для сдачи ГИА

Слайд 3

Каковы же основные принципы ИИП

Слайд 4

Основные принципы:

  •  Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ
  •  Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность
  •  Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС  
  •  Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений
  •   Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку
  •  Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.

Вообще любой проект можно определить как 5П и ИИП не исключение

Слайд 5

  • 1. Проблема
  • 2. Проектирование (планирование)
  • 3. Поиск информации
  • 4. Продукт (создание проектного продукта)
  • 5. Презентация проектного продукта

Рассмотрим какие требования предъявляет ФГОС к организации проектной деятельности

Слайд 6

А вот практический выход ИИП определяется как:

Слайд 7

1.Письменная работа

2.материальный объект, макет

3.Художественная творческая работа

4.Отчетный материал по социальному проекту

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы (см. приложение 6):

Слайд 8

подготовительный

  • определение руководителей проектов;
  • поиск проблемного поля;
  • выбор темы и её конкретизация;
  • формирование проектной группы;

поисковый

  • уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
  • определение и анализ проблемы;
  • постановка цели проекта;

аналитический

  • анализ имеющейся информации;
  • поиск информационных лакун;
  • сбор и изучение информации;
  • поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
  • составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
  • анализ ресурсов;

практический

  • выполнение запланированных технологических операций;
  • текущий контроль качества составления проекта;
  • внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;

презентационный

  • подготовка презентационных материалов;
  • презентация проекта;
  • изучение возможностей использования результатов проекта;

контрольный

  • анализ результатов выполнения проекта;
  • оценка качества выполнения проекта.

Последний пункт тоже очень существенный так как на защиту проекта отводится 10-15 минут. Поэтому для того чтобы ИИП был понятен и при ответе сжат, Необходимо пройти следующие  ступени.  

Слайд 9

Сентябрь –

Подготовительный - мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор предмета, темы, постановка цели проекта.

Октябрь-ноябрь  

Проектировочный - общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции.

Ноябрь-февраль

 Практический - исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации.

Март

 Аналитический - сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.

Контрольно-корректировочный - анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел.

Апрель

Заключительный - представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта.

Слайд10

И чтобы выпускник, который полностью не может составить и провести четко линию своей работы, так как требуют от него выполнение проекта по определенным стандартам.  прошел все ступени четко и у него не осталось сомнений в выбранной теме  необходим  человек,  который будет им руководить и направлять, т.е. руководитель (учитель).

И функции руководителя состоят в следующем

  • определяет задание на выполнение итогового индивидуального проекта
  • составляет индивидуальный план реализации проекта
  • оказывает  учащемуся помощь в организации и выполнении работы
  • проводит систематическое консультирование
  • проверяет выполнение работы ( по частям или в целом)
  • Отзыв руководителя о работе учащегося (инициатива, ответственность, исполнительская дисциплина, новизна, актуальность, практическая значимость)

Основными функциями руководителя проекта являются:

  • консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта;
  • оказание помощи учащемуся в подборе необходимой литературы;

-  контроль хода выполнения проекта.

После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель его подписывает и составляет отзыв.

В отзыве руководитель характеризует проделанную работу по всем разделам.

Слайд 11

Подготовив индивидуальный проект к защите, учащийся готовит выступление, наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты.

Процедура защиты индивидуальных проектов определяется руководителем проекта.

Для выступления основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений отводится не более 15 минут.

Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных  источников.

После выступления учащийся отвечает на заданные вопросы по теме.

Слайд 12

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Защита индивидуального проекта заканчивается выставлением оценок.

«Отлично» выставляется:

  • работа носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;
  • имеет положительные отзывы руководителя;
  • при защите работы учащийся показывает достаточно глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследованиями, вносит обоснованные предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

               «Хорошо» выставляется:

  • носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;
  • имеет положительный отзыв руководителя;
  • при защите учащийся показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

            «Удовлетворительно» выставляется:

  • носит практический характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;
  • в отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и оформлению;
  • при защите учащийся проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.

Оценка по итогам защиты индивидуального проекта может быть засчитана в качестве промежуточной аттестации по дисциплине.

Таким образом. чтобы ученик отлично защитил проект, учителю самому необходимо учиться и накапливать опыт по разработке и презентации работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс: адаптация учащихся, родителей, классного руководителя

Данный проект рекомендован классным руководителям 5 класса....

Адаптация учащихся 5 класса

Итоги адаптации пятиклассников...

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".Практичес...

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

План - конспект урока № 8 для учащихся 5класса тема: "Баскетбол" 19.12.13г.

Урок дан для учителей физкультуры на районном семинаре и получил отличную оценку...

Олимпиада по истории для учащихся 5класса

Вопросы по Истории Древнего мира,задачи,термины....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУНАПРАВЛЕНИЮ Волейбол для учащихся 5классов

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельностиМетапредметные результаты:Регулятивные УУД:характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и и...