Патриотическое воспитание детей.
методическая разработка

Мартылога Екатерина Сергеевна

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Поэтому ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание подростков в условия Центра содействия семейному воспитанию

Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами. Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров, тем самым ставя под удар духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Поэтому ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Новое российское образовательное и воспитательное учреждение становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности является одним из главнейших ориентиров современного образования. В «Концепции модернизации российского образования» определены важнейшие задачи воспитания, среди которых – формирование у подростков духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» стандартов второго поколения дает следующую трактовку этого понятия: «Духовно-нравственное развитие личности» - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, то есть край, республику, город и сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Основными задачами патриотического воспитания подростков являются:

- изучение ближайшего социального окружения ребёнка;

- осуществление непосредственного наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности;

- создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива;

- стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп подросткового коллектива;

- вовлечение подростков в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;

- организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности подростков, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность, культивация здорового образа жизни;

- стимулирование мотивационно-ценностного ядра предстоящей профессиональной деятельности воспитанника.

Жизнедеятельность коллектива для большинства детей – это пространство для развертывания их сегодняшней жизни, для развития их социального опыта и гражданского самосознания. Воспитание патриотизма является основой духовно-нравственного развития подростков. Коллективная творческая деятельность в детском коллективе может стать одним из способов решения этой задачи.

Моя работа строится на рассмотрении вопросов воспитания у подростков патриотизма через вовлечение подростков в систему коллективных творческих дел. Воспитательные возможности культурно-творческой деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности.

Основным условием успешного использования культурно-творческой деятельности является развитие отношений творческого содружества между всеми участниками этого процесса. Обретая радость творчества, дети обретают душевное равновесие. Глубокий эмоциональный контакт, который является непременным атрибутом дружеского взаимодействия (содружества), формирует своеобразный эмоциональный механизм, позволяющий затем не только осуществлять аналогичные контакты, но активно искать их: в эмоциональном восприятии окружающей действительности, в обретении опыта эмоциональных отношений с людьми. Коллективная деятельность «способствует формированию процессов децентрализации ребенка, т.е. способности оказаться в положении другого человека, увидеть ситуацию его глазами», развивает способность к сопереживанию, сочувствию, эмпатии.

Патриотические чувства, любовь к Родине развиваются у подростков в тесной связи с теми новообразованиями, которые присущи этому возрастному этапу: стремление к героическому, жажда подвига в жизни, потребность в самоутверждении, обретение своего места в коллективе сверстников, признании товарищей, ориентация на требования коллектива и повышение внимания и требовательности к себе, большая социальная активность.

Гражданско-патриотическое воспитание в Центре содействия семейному воспитанию – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подростков к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

   Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию воспитательных мероприятий и досугов.  Для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

  • усилить гуманитарную направленность бесед: включить материал, помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
  • использовать активные формы и методы воспитательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

   Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

   По своему содержанию патриотическое воспитание выступает одной из сторон воспитания и близко всем направлениям воспитательной работы: нравственному, политическому, трудовому. Поэтому воспитание патриотизма должно осуществляться всей системой воспитательной работы в группе.

При организации процесса воспитания мы придерживаемся идей педагогической теории о роли различных видов деятельности в развитии личности.

В процессе работы с группой задачи патриотического воспитания решаются через привлечение воспитанников в следующие сферы полезной деятельности:

  • учебная работа (самоподготовка) по предметам;
  • деятельность по самопознанию и самосовершенствованию в ходе курсов психолого-педагогического сопровождения в детском доме и в центре психолого-медико-педагогической помощи;
  • учебно-исследовательская работа по предметам, интересующим воспитанников;
  • творческая деятельность;
  • общественно-полезная работа;
  • проектная деятельность.

Система работы воспитателя по патриотическому воспитанию включает в себя:

  • постановку задач патриотического воспитания в ходе планирования воспитательного процесса по каждому направлению работы, мероприятию;
  • подбор средств реализации задач воспитательского часа или мероприятия и его материального обеспечения для воспитания гражданина - патриота Отечества;
  • определение методов патриотического воспитания с учётом содержания материала, воспитательной цели, уровня методической подготовки воспитателя, места проведения;
  • выбор и использование методических приёмов для воспитания личности, готовой к деятельности в избранной сфере на благо Отечества;
  • проектирование мероприятия с учётом реализации задач воспитания (разработка содержания, организационной структуры);
  • выбор воспитательной технологии с учётом решения задач патриотического воспитания.

Например, создание проблемной ситуации, для разрешения которой организуется дискуссия и обмен мнениями; организация работы над совместным проектом, направленным на решение каких-либо общественно полезных дел, и т.д.

Составлена и реализуется программа профориентация и социально-бытовой ориентации выпускника ЦССВ, направленная на решение следующих задач:

  • повысить уровень психологической компетенции воспитанников за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • знакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночной экономики и конкуренции кадров;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных тестов и методик
  • подготовить к самостоятельной жизни, быту вне детского дома.

Основные виды занятий по программе: лекция, деловая игра, экскурсия, психологическое исследование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Сообщение на тему: *Воспитание любви к малой родине как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей.*

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач:-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному город...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Патриотическое воспитание. Дети - детям

Изготовление рамок в технике "декупаж". Знакомство с детьми-героями Великой Отечественной войны...