Элективный курс " Организация экскурсионной деятельности"
методическая разработка (10 класс)

Степанова Елена Дашиевна

Элективный курс «Основы организации экскурсионной деятельности» предпрофильной подготовки предназначен для учащихся 9 классов, желающих специализироваться в экскурсоводческой и туристической деятельности. Программа курса рассчитана на 12 часов учебной нагрузки (классно-урочная система), а также предполагает часы на внеурочную деятельность по посещению экскурсий, и часы самостоятельной работы по исследованию, анализу и проектированию экскурсий. Данный курс может быть реализован в течении полугода.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 1._rp_elektivnogo_kursa.pdf714.69 КБ
PDF icon 1.1.prilozheniya.pdf464.25 КБ
Файл 2._plan-konspekt_uroka.docx178.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План - конспект занятия 3

Элективный курс «Организация экскурсионной деятельности»

Тема урока: Типы и виды экскурсий

Цель урока: Познакомить учащихся с различными типами экскурсий, их особенностями и целями.

Задачи:

  1. Закрепить, что такое экскурсия и роль экскурсовода.
  2. Рассмотреть основные виды экскурсий.
  3. Обсудить цели и задачи каждой категории экскурсий.
  4. Привести примеры и обсудить опыт учащихся.

Оборудование:

  • Презентация (слайды с типами экскурсий).
  • Раздаточный материал с таблицей типов экскурсий, вопросами для самопроверки.

Ход урока:

1. Организационный момент (5 мин):

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Объяснение темы и цели урока.

2. Введение в тему (повторение пройденного материала):

  • Актуализировать определение экскурсии.
  • Обсудить роль экскурсовода, апеллируя к опыту учащихся .

3. Основная часть (15 мин):

Основные типы экскурсий

  • По характеру образовательной программы:
  • Учебные экскурсии: направлены на получение знаний по конкретным предметам.
  • Научные экскурсии: акцент на исследование, сбор данных и опыт.
  • Культурные экскурсии: знакомство с культурными и историческими объектами.
  • Тематические экскурсии: объединены одной темой или несколькими смежными
  • По длительности:
  • Краткосрочные: несколько часов, тема — узкий круг вопросов.
  • Долгосрочные: целый день или несколько дней, охватывают более широкие темы.
  • По формату:
  • Пешие экскурсии: исследование района или города.
  • Автобусные экскурсии: перемещение на автобусе между значительными объектами.
  • Виртуальные экскурсии: использование технологий (интернет, VR) для эксплорации.
  • Музейные экскурсии: экскурсия по экспозициям музея.
  • Прочие классификации экскурсий (таблица – раздаточный материал)

4. Примеры и обсуждение (10 мин):

  • Фотогалерея примеров экскурсий различных типов.
  • Учащиеся делятся своим опытом участия в экскурсиях.
  • Обсуждение, какие экскурсии были наиболее запоминающимися и почему.
  •  В ходе совместного обсуждения выявляем наиболее распространенные виды и типы экскурсий: автобусные, пешеходные, водные; музейные и городские; дальние и ближние; литературные, исторические, естественнонаучные и т. д. Каждая группа (2-3 чел.) определяет тип экскурсии, которую они хотели бы разработать.
  • В соответствии с выбранным типом экскурсии ученики формулируют требования к знаниям и умениям, которыми должен обладать экскурсовод

5. Закрепление материала (5 мин):

  • Вопросы для самопроверки (раздаточный материал)

6. Подведение итогов (5 мин):

  • Итоги урока, повторение ключевых моментов.
  • Объявление домашнего задания: подготовить небольшую презентацию о наиболее интересной экскурсии, на которой они были, или придумать собственный тип экскурсии.

7. Рефлексия (5 мин):


Домашнее задание: написать краткий рассказ о своем опыте участия в экскурсиях или разработать план экскурсии, определить тип согласно различным классификациям.

Раздаточные материалы  (таблица – 2 листа)

 

Вопросы для самоконтроля

1. К какому классификационному критерию относится такой вид экскурсии, как комплексная экскурсия?

А) по содержанию;

Б) по составу и количеству участников;

В) по месту проведения;

Г) по форме проведения.

2. В рамках какой экскурсии события излагаются крупным планом, давая общее представление об объекте и ходе его развития?

А) обзорной;

Б) музейной;

В) исторической;

 Г) экскурсии-лекции.

 

3. Укажите правильную характеристику экскурсии-спектакля.

А) форма экскурсии, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю и т.д.;

Б) экскурсия посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

В) наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами;

Г) форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы.

 4. В чѐм отличие обзорной экскурсии от тематической?

А) обзорная экскурсия многотемна;  

Б) обзорная экскурсия посвящена раскрытию одной темы;

В) обзорная экскурсия не предполагает остановки около экскурсионных объектов;

 Г) обзорная экскурсия посвящена только исторической характеристике экскурсионных объектов.

5.Укажите правильную характеристику историко-литературной экскурсии.

А) проводится по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта и т.д.;

Б) раскрывает определенные периоды развития русской национальной литературы;

В) проводится по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя;

Г) рассказывает о нравах и обычаях разных народностей.

 6. Какова минимальная продолжительность экскурсии?

А) сутки;

Б) 1 академический час;

В) 2-3 часа;

Г) 20 минут.

7. Что представляет собой тема в экскурсии?

А) мысль, лежащая в основе произведения;

Б) предмет показа и рассказа;

В) совокупность действий и событий;

Г) алгоритм, процедура проведения экскурсии.  

8. Укажите основное значение темы экскурсии в работе экскурсовода.

А) тема регулирует рассказ экскурсовода, определяя какую часть информации необходимо рассказать экскурсантам в рамках данной экскурсии;

Б) тема определяет время проведение экскурсии, а так же еѐ продолжительность; В) тематическая направленность экскурсии регулирует последовательность показа экскурсионных объектов;

Г) тема экскурсии предопределяет способ передвижения по маршруту.

 9. Историко-музыкальные экскурсии относятся к:

А) историческим экскурсиям;

Б) природоведческим экскурсиям;

В) искусствоведческим экскурсиям;

Г) литературным экскурсиям.

10. Что называется композицией экскурсии?

А) последовательное соотношение подтем и основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии;

Б) многообразие подтем экскурсии;

В) соответствие названия экскурсии еѐ теме;

Г) краткое изложение основного содержания экскурсии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....

Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела»

Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

Программа элективного курса "Организация исследовательской деятельности обучающихся"

Автор элективного курса предлагает программу "Организация исследовательской деятельности обучающихся."...

Рабочая программа элективного курса "Организация системы местного самоуправления"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   элективного курса   «Организация системы местного самоуправления» для 10 класса, 34 часа...

Проект на тему Элективный курс «Организация проектной деятельности» как средство подготовки учащихся 5 класса к обучению в профильном классе

Материал содержит наработки на тему Элективный курс «Организация проектной деятельности» как средство подготовки учащихся 5 класса к обучению в профильном классе...