Элементы глобального чтения. Случай из практики.
статья

Смелая Наталья Борисовна

Глобальное чтение - это метод обучения, который помогает детям с тяжелыми множественными нарушениями развития понимать и использовать язык. Метод основан на том, что дети учатся читать глобально, то есть они читают слова, а не буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluchay_iz_praktiki.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Случай из практики

У В. тяжёлые двигательные нарушения и сложности использования вербальной речи, он понимает обращенную к нему речь, проявляет интерес к учебной деятельности, достаточно работоспособен, стремится к общению, включается в предлагаемые задания и упражнения.

Учитывая, что В. воспитывается в детском доме, у него меньше коммуникативного опыта, менее эффективный навык самостоятельной коммуникации, чем у других детей его возраста. Разговоры инициируются в основном взрослыми, которые не хотят вступать в графическую (визуальную) коммуникацию.

Развитие языка с помощью дополнительных средств началось в 2013 году, когда В. исполнилось 13 лет. До этого ему предлагались только реальные предметы или игрушки, которые он мог рассматривать, трогать, гладить или слушать про них сказки и стихи.

На следующем этапе работы  стали предлагать фотографии со знакомыми предметами или игрушками. Поскольку подросток хорошо понимал устную речь, он быстро научился соотносить фотографию с реальным предметом. Далее задания стали строится так, чтобы дать мальчику возможность выбора: покажи, где машина?.. Сначала выбор осуществлялся из двух карточек, постепенно количество фотографий  увеличивалось по мере освоения ребёнком задания.

От фотографий был совершён переход на цветные пиктограммы, на  которых изображение всегда подписывалось словами. На начальных этапах использования пиктограмм со словом предавали меньшее значение, работали только с графическим изображением. Было изготовлено большое количество тематических листов по разным школьным предметам. Они увеличивали экспрессивный словарь ребенка и давали возможность проверить знания,  полученные на уроке, а также общаться на более широкий круг тем. С течением времени количество пиктограмм увеличивалось,  задания усложнялись: В. не только отвечал на открытые вопросы, но и отгадывал загадки, рассказывал стихи, «читал» короткие рассказы и стихи, указывая на соответствующие слова или пиктограммы. Тематические листы были помещены в коммуникативную  книгу, а также были распространены всем, кто непосредственно общался с ним вне школы – теперь Иван мог высказать свои желания, просьбы и  потребности.

     Словарь В. постоянно увеличивался, учителя и специалисты говорили с ним о театре, футболе, погоде…. Происходило это так: просмотр видеосюжетов или фильмов – рассказ педагога – подбор картинок и пиктограмм. Затем составлялся перечень вопросов, на которые В. и отвечал с помощью тех же графических изображений.

Постепенно картинки и пиктограммы были убраны, оставались только слова. Поэтапно ребенок выучил все тематические слова, которые ему предлагали, отвечал на вопросы словом, используя навык «глобального чтения». Однако следует заметить, что В. не мог влиять на подбор лексики, а следовательно в его словаре не хватало слов из личного опыта или интересов.

На завершающем этапе В. научился составлять по буквам короткие знакомые слова: сначала слова составляли с опорой на образец, затем на слух – так были выучены буквы, для последующего обучения ребенка чтению.

Возможно и  акцент на знании о событиях в повседневной жизни и помог В. облегчить освоение языка.

         Наблюдая за достижениями детей данной категории, мы сможем найти оптимальный путь к решению их коммуникативных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

В статье педагог делится опытом по работе в детьми с тяжелой умственной отсталостью на занятиях по развитию речи....

Методика обучения глобальному чтению.

В методике отражены четыре основных упражнения для отработки первых напечатанных слов: 1. Найди пару к первым напечатанным словам. 2. Выбери первые напечатанные слова    3. Назови первые нап...

Стимуляция речевой активности у детей с Синдромом Дауна в процессе обучения глобальному чтению

В тексте представлен один из эффективных средств помощи солнечным детям в преодолении речевых, языковых и когнитивных трудностей. Методика обучения глобальному чтению способствует развитию навыков...

Глобальное чтение - это как?

Дается представление, что такое глобальное чтение. Как и  с кем нужно заниматься глобальным чтением....

Развитие представлений о себе в коррекционной работе с элементами глобального чтения.

Развитие представлений о себе в коррекционной работе с элементами глобального чтения.Цели:-формирование представления детей о строении тела;-обучение глобальному чтению....

Метафорические карты в пространстве консультирования (случай из практики)

Метафорические карты в процессе консультирования могут быть чудесным помощником, который и успокоит, и заземлит, и структурирует, и отвлечет в нужный момент, и мотивацию повысит, и ресурс даст и откро...

Презентация "Диагностический материал для обследования сформированности чтения (глобального чтения) у обучающихся с РАС

Традиционным способом провести обследование по сформированности навыка чтения  у обучающихся с особыми образовательными потребностями не всегда удаётся. В данных случаях помогает использование ин...