Национальное наследие России отображённое в движении традиционного народного танца»
проект (5 класс)
Искусство, как часть культуры, делает нашу жизнь ярче, интереснее, легче. С ним мы легче воспринимаем информацию, оно является непосредственным источником знания, обучения. Развлекательный характер не относится к настоящим произведениям искусства: если прислушаемся, присмотримся, обратим всё своё внимание на него, то мы сможем открыть для себя истину бытия. Одним из таких проявлений - видов искусства является танец и именно на него я хочу обратить ваше внимание, и раскрыть его потенциал сквозь призму образования, рассматривая его как объект духовно-нравственного развития учащихся.
Актуальность: Важность духовно-нравственного развития учащихся сложно переоценить. На традициях семьи, народа, нации держится самоопределение личности человека, его судьба, его будущее, а вместе с ним и будущее всего народа. Изучение традиционных форм культуры и их сохранение это одна из важнейших задач современно общества, так как легко сегодня упустить связь поколений в потоке бесконечной информации.
Цель: выявить отличия и схожесть отдельных народов России сквозь призму традиционного народного танца, тем самым, познакомить учащихся с некоторыми народами нашей многонациональной страны.
Задачи:
1. Подборка традиционных танцев некоторых народов России;
2. Подготовка раздаточного материала (информационные карточки, иллюстрации танцев, элементы традиционного костюм);
3. Составление сценария классного часа «Традиционный танец народов России»;
4. 2ая четверть - проведение классного часа «Традиционный танец народов России».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 389.06 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Институт управления образованием
Кафедра социально-педагогического образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №379
Итоговый проект
по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
«Воспитательный потенциал классного руководства
в общеобразовательной организации»
Тема проекта: «Национальное наследие России отображённое в движении традиционного народного танца»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 2023-2024 уч. год, 2 четверть
Автор-разработчик: Якушенкова Вера Николаевна
Педагог дополнительного образования,
классный руководитель 5 кл.
Руководитель: Татаринова В.С.,
к.п.н., доцент кафедры СПО СПб АППО
г. Санкт – Петербург, 2023
Пояснительная записка
Искусство, как часть культуры, делает нашу жизнь ярче, интереснее, легче. С ним мы легче воспринимаем информацию, оно является непосредственным источником знания, обучения. Развлекательный характер не относится к настоящим произведениям искусства: если прислушаемся, присмотримся, обратим всё своё внимание на него, то мы сможем открыть для себя истину бытия. Одним из таких проявлений - видов искусства является танец и именно на него я хочу обратить ваше внимание, и раскрыть его потенциал сквозь призму образования, рассматривая его как объект духовно-нравственного развития учащихся.
Актуальность: Важность духовно-нравственного развития учащихся сложно переоценить. На традициях семьи, народа, нации держится самоопределение личности человека, его судьба, его будущее, а вместе с ним и будущее всего народа. Изучение традиционных форм культуры и их сохранение это одна из важнейших задач современно общества, так как легко сегодня упустить связь поколений в потоке бесконечной информации.
Цель: выявить отличия и схожесть отдельных народов России сквозь призму традиционного народного танца, тем самым, познакомить учащихся с некоторыми народами нашей многонациональной страны.
Задачи:
- Подборка традиционных танцев некоторых народов России;
- Подготовка раздаточного материала (информационные карточки, иллюстрации танцев, элементы традиционного костюм);
- Составление сценария классного часа «Традиционный танец народов России»;
- 2ая четверть - проведение классного часа «Традиционный танец народов России».
Предмет: Традиционный народный танец народов России.
Объект: Россия - многонациональная страна.
Направление воспитательной работы: духовно-нравственное развитие и воспитание.
Продукт: Сценарий классного часа «Традиционный танец народов России».
Содержание проекта
Как преподаватель танцев в школе я работаю с разными танцевальными направлениями, но как профессионал, сложно не выделить традиционный танец в отдельную группу, так как он в первую очередь является картиной, рассказывающей учащимся национальное достоянии нашей страны. Чаще всего я работаю с русским народным танцем, так как он более известен в Северо-Западном регионе нашей страны, и мне самой этот танец ближе и понятнее, так как практика была связана именно с этим танцем.
Но взор давно уже падает на традиционные танцы разных народов, так как одной из главнейших особенностей нашей страны является - многонациональность. Многообразие национальных особенностей, воплощённых в традиционном танце определённого народа, пробуждает неистовый интерес, так как понимание открытой книги знаний о народе сразу появляется на поверхности и можно, лишь углубившись в тему, почувствовав движение танцевального узора, сразу понять о характере, уникальности национальной черты данного народа. Охватить все народы нашей необъятной страны в рамках индивидуально проекта невозможно и я выбрала лишь несколько танцев на примере народов: представителей русских, тувинцев, кавказцев, башкиров, татаров, колмыков. У каждого из них есть свой уникальный танцевальный образ, который выдаёт их особенность и позволяет учащимся с помощью наблюдения самостоятельно сформулировать некоторые национальные черты той или иной народности.
Быть исследователем это значит учится самому, после внимательного изучения материала, находить ответы на заданные вопросы, или уметь сформулировать тот самый вопрос, который приведёт к ответу на заданную тему... Задача не простая, но у нас есть ключ, так как создать среду, которая сконструирует нужный уровень интереса учащихся найден - искусство на то и является одним из важнейшим подспорьем, а чаще тем самым чистым светом знания и просвещения, решением актуальных проблем и задач.
Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).
Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы, удивительные движения охотников или воинов, шаманские ритмы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии народного танца нашей страны. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Некоторые танцы со временем утратили религиозные черты и превратились в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года[1].
Чтобы приобщить учащихся к многонациональным традициям нашей страны был создан сценарий классного часа «Традиционный танец народов России», где с помощью танца был передан дух многонациональности, толерантности.
Материально-техническое и методическое обеспечение проекта
- Кабинет;
- Акустическая система;
- Ноутбук;
- Проектор;
- Иллюстративные карточки «Традиционный народный костюм народов России».
Список литературы
- Морли Жаклин. История костюма. От древности до ультрасовременных дизайнеров. Паритет, 2018 г.;
- Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 2017 г;
- Виноградова Н.Ф.ОДНКНР. Просвещение, 2022 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение№1
Сценарий классного часа «Традиционный танец народов России»:
Автор: Якушенкова В.Н.
Возраст: 5 класс.
Цель – воспитание толерантности, благодаря знакомству с некоторыми традиционными танцами народов России.
Задачи:
- подготовить материал по теме «Традиционные танцы народов России»;
- дать задание детям, заинтересовавшимся темой толерантности, подготовить сообщение на тему «Традиционный танец моего народа»;
- провести классный час и помочь детям ощутить себя членами многонациональной семьи.
- Здравствуйте, дети.
Начнём наш разговор о том, знаете ли вы какие-нибудь виды танцев?
Ответы учащихся.
- Хорошо, а чем отличается один танец(если дети назвали какое-нибудь нетрадиционное направление, например: тик-ток, вок, буги-вуги, брейк, тэп и так далее...) от традиционного? Можете ли вы привести пример традиционного танца?
Ответы учащихся.
- Правильно, это традиционный народный танец.
Он зародился в глубокой древности — в основе многих из них лежали ритуальные пляски жрецов и шаманов. Постепенно танцы утратили свое мистическое значение и стали праздничным развлечением. Специально для сегодняшнего занятия я собрала небольшие истории про танцы разных народов: читайте, когда принято исполнять сабантуй, почему многие народы изображают животных и откуда пошло выражение «выкинуть коленца». Не случайно вы сейчас сидите по группам (6 групп). Вам необходимо выбрать по одному представителю с группы и подойти ко мне для того, чтобы вытянуть конверт с историей танца.
Дети вытягивают конверты и возвращаются на места.
- Теперь нужно тихонечко ознакомится с информацией о своём танце, и сделать это нужно таким образом, чтобы другая группа не узнала какой танец вам достался. На эту работу выделяется 5 минут.
Дети читают, в то время оцениваем работу в группах.
- Хорошо. Следующее задание: представьте, вашего танцора, в какую одежду вы бы нарядили его? Представили? Теперь нужно 2 представителя от команды, чтобы подойти к большому столу, на котором находятся элементы традиционной одежды данного народа. Вы узнали немного информации, но попробуйте догадаться и найти атрибуты одежды представителей выбранного вами народа.
Выполняют задание.
- Теперь я покажу начало танца, а группа, которая узнала в нём свой, поднимает руку.
Транслируется несколько секунд.(Чтобы детям было не так трудно угадывать, на видео есть подсказки в названиях танца, которые могут заметить и понять только группа, которая отвечает за этот танец).
- Отлично, ребята! И так, как же называется этот танец и какому народу он относится?
- А теперь расскажите или прочитайте свой кейс всему классу.
После выступления продолжается показ видео.
- Вы правильно выполнили задание и вам выдаётся иллюстрация танца вашей народности, приклейте её на лист с вашем текстом в специально выделенной рамочке.
На примере первой группы учащиеся понимают, где находиться рамка, чтобы быстро можно было выполнить это задание.
- Вот так выглядит национальный костюм данного народа, дети вы правильно выбрали элемент костюма, покажите его классу, как он называется?
По такому принципу проходят по всем группам.
- Дети, разные танцы? И народы какие разнообразные, какие отличия вы бы назвали?
Ответы учащихся
- Посмотрите ребята, какие все народы разные, но все они составляют разнообразие нашей страны.
- Дети, кто смог подготовить своё сообщение по традиционному народному танцу? Выходите на трибуну.
Дети выходят и по очереди рассказывают о своём танце.
Учитель заранее приготовил ватман с названием «Многонациональная танцы нашей Родины».
- Ребята, совместными усилиями сейчас соберём стен-газету «Многонациональная танцы нашей Родины», чтобы не только вы узнали о танцевальной стране, но и все учащиеся школы и повесим её в рекреации нашего этажа.
Со звонком дети совместно приклеивают на ватман листы с информацией и элементы одежды.
- По группам: что запомнили вы о выбранном вами народе?(Отвечают по очереди каждая группа).
- Молодцы. Дети,посмотрите какая у нас многонациональная страна, какая она интересная, необычная. Помните, что каждый народ уникальный и нужно относится с уважением к традициям каждого народа. Быть толерантными друг к другу.
Ответственные со звонком идут прикреплять стен-газету на стенд.
Приложение№2
Карточки «Традиционный танец народов России»:
- Кавказ: симд и лезгинка. Горский танец лезгинка.
Танцы Кавказа известны всему миру. Многие из них появились из древней системы боевой подготовки воинов. Танцевальные фигуры вобрали в себя элементы упражнений и приемов — джигитовки (верховой езды), фехтования, стрельбы из лука. Например, популярная лезгинка в древности была танцем воинов, хотя ее современные виды исполняют и мужчины, и женщины. В парной лезгинке мужчина будто добивается благосклонности партнерши, но при этом он не может дотронуться даже до ее платья: такой жест считается неуважением.
В Осетии без традиционных танцев не обходилось ни одно торжество. Они представляли собой поединок — соревнование в силе, грации и ловкости. Фигуры были сложными и витиеватыми, поэтому обучать детей начинали с самого раннего возраста. Танцы отличались по темпу и пластике: быстрые исполняли азартно, ритмично, а медленные — мягко и плавно, уделяя особое внимание тому, как движутся руки.
Древнейшие массовые осетинские танцы — симд и чепена — появились из архаических ритуалов: в старину считалось, что чем больше в обряде участников, тем скорее он сработает. У симда было несколько разновидностей: круговой хороводный танцевали как мужчины, так и женщины, а сложный старинный симд нартов — только мужчины. Он включал в себя акробатические элементы: одни участники оставались внизу, а другие забирались им на плечи. Нижний круг двигался, а верхний ярус должен был удержать равновесие.
Чепену танцевали только мужчины — в конце длинного свадебного ритуала. В центр круга выходил запевала, который на ходу сочинял шутливую импровизированную песню. Он давал участникам хоровода игровые указания, например, лечь на бок, «и пыль заодно вытереть, чтоб хозяйке легче было». Ослушаться его было нельзя, а если запевала недостаточно весело шутил, его могли сменить и даже наказать — к примеру, бросить в речку.
Древний осетинский танец хонга кафт исполняли несколько пар. Девушки и юноши двигались плавно и мягко, поднявшись на носки. Верхняя часть корпуса оставалась неподвижной, а руками партнеры изображали движения крыльев парящих птиц — лебедя или орла.
Башкирия: «черная курица» и «последние игры». Башкирский танец воинов «Маршрут». Исполняет ансамбль песни и танца «Мирас»
В основе башкирских танцев лежали обряды знахарей, шаманские пляски, ритуалы в честь пробуждающейся природы. Многие соотносились с тотемическим культом птиц, например танцы лебедей, черной курицы и кукушки. Башкирская хореография тесно связана с местным эпосом, в старину сказки и легенды пели и изображали в плясках. Сюжеты передавали с помощью пластики, которая помогала создать выразительные образы.
Хореография отражала уклад жизни башкир: исполнитель выступал в образе смелого воина, джигита или охотника, инсценировал бой, имитировал скачку на лошади — галоп или иноходь. Танцоры использовали реквизит: плети и разное оружие, металлические предметы, которыми отбивали ритм.
Массовые и групповые танцы у башкир исполняли по торжественным случаям. На народном фольклорном празднике Йыйын молодежь водила большие хороводы. В центре круга обычно играл на духовом инструменте курае музыкант или танцевала пара. На свадьбах исполняли сыбырткылау, «последние игры», танец невесты и свекрови. Танцоры использовали символичные атрибуты — платки и веревки. В свадебных плясках молодых и гостей могли «избить» разными предметами: по одной из версий, так ритуально изгоняли нечистую силу и желали благополучия молодым супругам.
Татарстан: сабантуй и джигиты. Татарский танец «Сабантуй».
Татарские танцы включали в себя сценки из повседневной жизни. В номерах обыгрывали отважность и гордость татарского народа, военные победы, счастливую и несчастную любовь. Танцевали не только на праздниках, но и например, при наборе в рекруты. В таком случае исполнители старались передать печаль скорой разлуки и многолетнего расставания.
Татарские танцы разделялись на сольные, парные и хороводные. Для каждого мастерицы шили особые костюмы и искусно украшали сапожки. На руки надевали массивные кольца и яркие узорные браслеты: они привлекали внимание к изящным движениям.
Когда заканчивались весенние полевые работы, татары отмечали Сабантуй — массовый народный праздник. Жители села состязались в разных видах спорта, пели, играли и исполняли энергичные танцы с множеством поворотов и прыжков. Были популярны сабантуй, апипа, шома бас с мягкими переступаниями ног и волнообразными движениями рук. Зрелищный танец джигиты исполняли юноши в ярких головных уборах — шапках с лисьими хвостами.
Калмыкия: «парящий орел» и танец зайца. Калмыкский танец зайца (туула би).
В древности калмыки были кочевым народом, и их хореография вобрала в себя элементы танцев Башкирии, Монголии, Сибири и Татарстана. Изначально она появилась из шаманских обрядов, когда жрец плясал, бил в бубен, раскачивался и выкрикивал заклинания: так проходил ритуал камлания, общения с духами. В древности эти движения знали только посвященные, а позднее некоторые их элементы стали танцевальными фигурами с сакральным смыслом.
Калмыки тоже прославляли природу и нередко изображали животных: плавными движениями раскинутых рук подражали взлетающим птицам, а в шуточном туула би — танце зайца — исполнитель складывал руки перед грудью, как лапки, и втягивал щеки.
Изначально у калмыков не было массовых плясок: в холодное время года они отмечали праздники в небольших тесных юртах. Главными стали сольные или парные танцы. Мужчины соревновались в мастерстве, при этом выступали только лицом к лицу с соперником: показать спину считалось оскорблением. Танцоры трогали зрителей за плечи, предлагая разделить с ними веселье.
У башкир были популярны быстрые танцы: резкий и темпераментный ишкимдык, парный чичирдык, название которого переводится как «парящий орел». Его основное движение — тряска, исполнители резко поднимали и опускали плечи, подражая взлетающей хищной птице. Хавчур танцевали двое юношей: они демонстрировали сложные акробатические фигуры и забирались на плечи друг другу в «пирамиду».
Тува: «сбивание шерсти» и танец орла. Тувинский танец «Охотник»
Тувинские шаманы во время ритуалов, которые стали основой местных танцев, пластически воспроизводили движения добрых и злых духов-животных. Считалось, что помогают человеку лошадь, баран и марал, а вредят — ворона, кукушка и сова. Их движения и сохранились в танцах. Позднее у тувинцев появились массовые номера, связанные с повседневной работой, например дук салыр переводится как «сбивание шерсти», дук ээрер — «прядение шерсти».
В танцах тувинцев встречались элементы из соревнований лучников или традиционной борьбы хуреш. Перед боем борцы исполняли особый танец-ритуал, настраиваясь на победу. А в конце соревнований победитель демонстрировал танец орла, полный силы и радости победы. Танец для всех борцов был одинаковым по композиции и движениям, но каждый исполнял его в своей манере и в своем темпе.
Русские хороводы и пляски. Русский хоровод «Березка».
Самыми древними русскими танцами были хоровод и пляска, которые тоже родились из древних обрядов. Хоровод — на юге его называли карагод — был одновременно и игрой. Особенно популярны такие танцы были среди молодежи в конце XVII века. Хороводы различались по своему темпу: на юге страны их водили в быстром темпе, на севере России — в среднем и медленном. Участники брали друг друга за руки, пояс или платок и двигались по кругу, напевая песни. Со временем в народных танцах стали обыгрывать тему труда и повседневных дел. Появлялись хороводы, связанные с пахотой и жатвой. Популярны были тематические танцы «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «У голубя», «Во саду ли в огороде». Содержание песни раскрывали особыми движениями, танцевальными фигурами и припевками.
В деревнях была популярна пляска — танец-импровизация с разными движениями. Ее фигуры называли коленцами, а непредсказуемый характер этого танца передает фразеологизм «выкинуть коленца» — совершить неожиданный поступок. В каждом регионе страны был распространен свой, местный тип пляски — и одиночной, и групповой. Танцы устраивали обычно к концу праздничного застолья, в разгар веселья. Пока гости и хозяева задорно отплясывали, им аккомпанировали на балалайке или гармони.
Мужская пляска отличалась некоторой агрессивностью: крестьяне считали хорошим танцором пляшущего «лихо», с обилием замысловатых коленец — присядок, притопываний и прыжков. Быстро и темпераментно танцевали трепак на юге России и Украине: руки держали на поясе, а ноги широко выбрасывали в разные стороны. Сегодня традиции хороводов и плясок сохраняются в селах средней полосы России, а в честь некоторых танцев даже проводятся целые фольклорные фестивали[2].
Приловежние№3
Ссылки на видео с танцами:
- Горский танец лезгинка. Исполняет государственный академический заслуженный ансамбль танца Республики Дагестан «Лезгинка» https://www.youtube.com/watch?v=gDbpJNhfrW4&t=93s ;
- Башкирский танец воинов «Маршрут». Исполняет ансамбль песни и танца «Мирас» https://www.youtube.com/watch?v=-WRvLmQX_w8 ;
- Татарский танец «Сабантуй». Исполняет ансамбль танца «Сувенир» https://www.youtube.com/watch?v=LgLu7JV-42g&t=239s ;
- Калмыкский танец зайца (туула би). Исполняет Владимир Мацаков https://www.youtube.com/watch?v=7cCas-IQAM0&t=63s ;
- Тувинский танец «Охотник» https://www.youtube.com/watch?v=qCe7TI-u-gw&t=114s ;
- Русский хоровод «Березка». Исполняет Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» им. Н.С. Надеждиной https://www.youtube.com/watch?v=DYhcgTBTcJc&t=267s .
Приложение № 4
Иллюстрация танцев:
[1] Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 2017 г
[2] Морли Жаклин. История костюма. От древности до ультрасовременных дизайнеров. Паритет, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Птица счастья. Традиционная народная игрушка России"
Мастер-класс "Птица счастья. Традиционная народная игрушка России" в технике художественного выжигания может быть использован на уроках технологии в ходе изучения темы «Народное творч...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
Национальное наследие России
Неотъемлемой частью национального наследия России является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя XIV века....

Особенности обучения народному танцу как неотъемлемой части русской традиционной культуры.
Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребен...

"Соединение учебных элементов с танцевальными движениями различных народно-характерных танцев"
Данный конспект открытого урока позволяет учащимся развить технику исполнения, координацию и танцевальность у станка и на середине зала, овладеть хореографическим материалом, уметь исполнять движения ...

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Элементы сольных партий грузинского народного танца. 2 этап-движения на пальцах, коленях (церилетеби, мухлилетеби)». 2020 г.
Данная программа художественной направленности относится к ознакомительному уровню и предоставляет широкие возможности обучения сольным элементам грузинского танцевального искусства, дает возможность ...






