Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-11 классов с задержкой психического развития
рабочая программа (5 класс)

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-11 классов с задержкой психического развития  

Скачать:


Предварительный просмотр:

6. Календарно – тематическое планирование

5 класс (34ч)

Раздел

№п/п

Тема урока

Кол – во часов

Входная диагностика познавательных процессов (4 ч)

1

Диагностика развития восприятия

  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность;
  • Оценка зрительного восприятия.

1

2

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и произвольности внимания

1

3

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти;
  • Диагностика смысловой.

1

4

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов.

1

Коррекция и развитие восприятия (3 ч)

5

Упражнения для тренировки развития восприятия: упражнение «Таблица цифр»

1

6

Упражнения для тренировки развития восприятия: упражнение «Таблица букв»

1

7

Упражнения для тренировки развития восприятия: упражнение «Рисунок из геометрических фигур»

1

Коррекция, развитие и диагностика внимания (3 ч)

8

Упражнения для развития внимания: упражнение «Исправляем ошибки»

1

9

Коррекция и развитие переключаемости внимания: «Методика «Красно – черная таблица»

1

10

Упражнения для тренировки развития внимания. Диагностика развития внимания

1

Коррекция, развитие и диагностика памяти (3 ч)

11

Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст»

1

12

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Ассоциации»

1

13

Упражнения для развития памяти. Диагностика развития памяти.

1

Коррекция, развитие и диагностика мышления (3ч)

14

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Пройди лабиринт»

1

15

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Дорисуй рисунок»

1

16

Упражнения для развития мышления. Диагностика развития мышления

1

Коррекция, развитие моторной деятельности (3 ч)

17

Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук упражнение «Изображение пальцами букв»

1

18

Коррекция, развитие мелкой моторики: упражнение «Массаж пальцев и ладоней»

1

19

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упражнение. «Радость. Печаль».

1

Промежуточная диагностика (1ч)

20

Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления.

1

Коррекция, развитие и диагностика восприятия (3 ч)

21

Упражнения для развития наблюдательности: упражнение «Делим на части»

1

22

Упражнения для развития наблюдательности: упражнение «Угадай голоса»

1

23

Упражнения для развития наблюдательности. Диагностика развития восприятия.

1

Коррекция, развитие и диагностика внимания 2ч)

24

Коррекция и развитие концентрации, устойчивости внимания: Методика «Таблицы Шульте»

1

25

Упражнения для развития памяти. Диагностика развития памяти.

1

Коррекция, развитие и диагностика мышления (5 ч)

26

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Ребусы»

1

27

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Найди спрятанное слово»

1

28

Развитие мышления. Сравнение предметов.

1

29

Развитие мышлении: упражнение. «Четвертый лишний»

1

30

Упражнения для развития мышления. Диагностика развития мышления

1

Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности (2 ч)

31

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упражнение «Преображение»

1

32

Упражнения на расслабление: упражнение «Дыхательная гимнастика»

1

Заключительная диагностика (2ч)

33

Диагностика восприятия, внимания.

1

34

Диагностика памяти, мышления.

1

Календарно – тематическое планирование

6 класс (34ч)

Раздел

№п/п

Тема урока

Кол – во часов

Входная диагностика познавательных процессов (4 ч)

1

Диагностика развития восприятия

  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность;
  • Оценка зрительного восприятия.

1

2

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и произвольности внимания

1

3

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти;
  • Диагностика смысловой.

1

4

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов.

1

Коррекция, развитие и диагностика восприятия (4 ч)

5

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: упражнение «Дорисуй предмет».

1

6

Упражнения для тренировки развития восприятия: упражнение «Рисунок из геометрических фигур»

1

7

Игровые тренинги для развития наблюдательности: упражнение «Учись слушать звуки».

1

8

Диагностика развития восприятия

1

Коррекция, развитие и диагностика внимания (4 ч)

9

Упражнения для развития внимания: упражнение «Исправляем ошибки».

1

10

Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Хлопни - встань»;

1

11

Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки»; упражнение «Сравниваем картинки»

1

12

Диагностика развития внимания

1

Коррекция, развитие и диагностика памяти (5 ч)

13

Упражнения для тренировки памяти: упражнение «Пересказ текстов»

1

14

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Перегруппируй слова

1

15

Упражнения для развития памяти: упражнение «Пословицы»; «Предметы».

1

16

Коррекция и развитие механической памяти: упражнение «Нелогические пары»

1

17

Диагностика развития памяти.

1

Коррекция, развитие и диагностика мышления (8 ч)

18

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Пройди лабиринт»

1

19

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Лишнее слово»

1

20

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнения «Совместная история»; «Сколько в слове слогов».

1

21

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Кроссворды»

1

22

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Четвертый лишний»

1

23

Коррекция и развитие причинного мышления: упражнение «Преобразование предметов и слов»

1

24

Упражнения на развитие мышления: упражнения «Сравнение предметов»; «Назови слова»

1

25

Диагностика развития мышления.

1

Диагностика моторной деятельности (2ч)

26

Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук: упражнение «Изображение пальцами букв».

1

27

Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов: упражнения «Радость», «Печаль».

1

Коррекция, развитие и диагностика мелкой и сенсорной моторики (4 ч)

28

Коррекция, развитие мелкой моторики: массаж пальцев и ладоней.

1

29

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упражнение «Гимнастика для глаз»; «Радость».

1

30

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упражнение «Преображение».

1

31

Упражнения на расслабление: дыхательная гимнастика «Звуки моря»

1

32

Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упражнение «Печаль».

1

Заключительная диагностика (2ч)

33

Диагностика восприятия, внимания.

1

34

Диагностика памяти, мышления.

1

Календарно – тематическое планирование

7 класс (34ч)

Раздел

п/п

Тема урока

Кол – во часов

Входная диагностика познавательных процессов (4 ч)

1

Диагностика развития восприятия

  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность;
  • Оценка зрительного восприятия.

1

2

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и произвольности внимания

1

3

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти;
  • Диагностика смысловой.

1

4

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов.

1

Коррекция, развитие восприятия (2 ч)

5

Коррекция и развитие восприятия цвета: упражнение «Цветные картинки».

1

6

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: упражнение «Дорисуй предмет».

1

Коррекция, развитие внимания (4 ч)

7

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Корректурная проба».

1

8

Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Хлопни - встань».

1

9

Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Нарисуй и закрась треугольники».

1

10

Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки».

1

Коррекция, развитие памяти (6 ч)

11

Упражнения для тренировки памяти: упражнение «Пересказ текстов».

1

12

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Слова – имена»

1

13

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Чей предмет?»

1

14

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Угадай, как меня зовут?»

1

15

Упражнения для развития вербальной памяти.

1

Коррекция, развитие мышления (3 ч)

16

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Пройди лабиринт».

1

17

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Составление предложений».

1

18

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Четвертый лишний»

1

Промежуточная диагностика (1ч)

19

Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления.

1

Коррекция, развитие восприятия (2 ч)

20

Упражнения для развития наблюдательности: упражнения «Учись слушать звуки», «Развиваем чувство времени».

1

21

Упражнения для развития воображения: упражнение «Что перепутал художник».

1

Коррекция, развитие памяти (4 ч)

22

Упражнения для тренировки памяти: упражнение «Логически не связанный текст».

1

23

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Ассоциативное мышление».

1

24

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Опиши по памяти».

1

25

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Запомни порядок»

1

Коррекция, развитие мышления (7 ч)

26

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Дорисуй рисунок».

1

27

Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления: упражнение «Круглые очки».

1

28

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Совместная история».

1

29

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Назови одним словом».

1

30

Коррекция и развитие причинного мышления: упражнения на преобразование предметов и слов.

1

31

Развитие логического мышления: упражнение «Вывод».

1

32

Развитие логического мышления: тест «Аналогия».

1

Заключительная диагностика (2ч)

33

Диагностика восприятия, внимания.

1

34

Диагностика памяти, мышления.

1

Календарно – тематическое планирование

8 класс (34ч)

Раздел

№ п/п

Тема урока

Кол – во часов

Входная диагностика познавательных процессов (4 ч)

1

Диагностика развития восприятия

  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность;
  • Оценка зрительного восприятия.

1

2

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и произвольности внимания

1

3

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти;
  • Диагностика смысловой.

1

4

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов.

1

Коррекция, развитие восприятия (2 ч)

5

Коррекция и развитие восприятия цвета: упражнение «Цветные картинки».

1

6

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: упражнение «Дорисуй предмет».

1

Коррекция, развитие внимания (4 ч)

7

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Слова - невидимки».

1

8

Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Хлопни - встань».

1

9

Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Нарисуй и закрась треугольники».

1

10

Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки».

1

Коррекция, развитие памяти (6 ч)

11

Упражнения для тренировки памяти: упражнение «Логически не связанный текст».

1

12

Упражнения для тренировки памяти: упражнения «Лица с именами и фамилиями».

1

13

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Перегруппируй слова».

1

14

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Слова – имена».

1

15

Коррекция и развитие механической памяти: упражнение «Нелогические пары».

1

16

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Угадай, как меня зовут?».

1

Коррекция, развитие мышления (2 ч)

17

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Составление предложений».

1

18

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Четвертый лишний».

1

Промежуточная диагностика (1ч)

19

Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления.

1

Коррекция, развитие восприятия (3 ч)

20

Упражнения для развития наблюдательности: упражнение «Самые наблюдательные».

1

21

Упражнения для развития воображения: упражнение «Найди выпавший осколок».

1

22

Упражнения для развития воображения: упражнения «Что перепутал художник».

1

Коррекция, развитие внимания (3 ч)

23

Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Красно – черная таблица».

1

24

Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Запретное движение».

1

25

Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки».

1

Коррекция, развитие памяти (3 ч)

26

Упражнения для тренировки памяти: упражнение «Лица с именами и фамилиями».

1

27

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Опиши по памяти».

1

28

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Запомни порядок».

1

Коррекция, развитие мышления (4 ч)

29

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Дорисуй рисунок».

1

30

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Сколько в слове слогов».

1

31

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Назови одним словом».

1

32

Развитие логического мышления: упражнение «Вывод».

1

Заключительная диагностика (2ч)

33

Диагностика восприятия, внимания.

1

34

Диагностика памяти, мышления.

1

Календарно – тематическое планирование

9 класс (34ч)

Раздел

№ п/п

Тема урока

Кол – во часов

Входная диагностика познавательных процессов (4 ч)

1

Диагностика развития восприятия

  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность;
  • Оценка зрительного восприятия.

1

2

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и произвольности внимания

1

3

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти;
  • Диагностика смысловой.

1

4

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов.

1

Коррекция, развитие восприятия (2 ч)

5

Упражнения для развития восприятия: упражнение «Таблица графических изображений».

1

6

Коррекция и развитие способности к восприятию целого по частям: упражнение «Составь целое из частей».

1

Коррекция, развитие внимания (4 ч)

7

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Слова - невидимки».

1

8

Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Не пропусти профессию».

1

9

Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Правая, левая».

1

10

Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки».

1

Коррекция, развитие памяти (6 ч)

11

Изучение законов памяти. упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов».

1

12

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Перегруппируй слова»;

1

13

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Восстанови пропущенное слово».

1

14

Упражнения для развития вербальной памяти.

1

15

Коррекция и развитие механической памяти: упражнение «Нелогические пары».

1

16

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Запомни порядок».

1

Коррекция, развитие мышления (2 ч)

17

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнения на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

1

18

Коррекция и развитие словесно – логического мышления: упражнение «Раздели на группы».

1

Промежуточная диагностика (1ч)

19

Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления.

1

Коррекция, развитие восприятия (2 ч)

20

Игровые тренинги для развития наблюдательности: упражнение «Делим на части».

1

21

Упражнения для развития воображения: упражнение «Что перепутал художник?».

1

Коррекция, развитие внимания (4 ч)

22

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Счет по командам».

1

23

Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Красно – черная таблица».

1

24

Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Что изменилось?».

1

25

Коррекция и развитие распределения внимания: упражнение «Два дела одновременно».

1

Коррекция, развитие памяти (3 ч)

26

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Ассоциативное мышление».

1

27

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Я положил в мешок».

1

28

Развитие произвольной памяти: упражнение «Я фотоаппарат».

1

Коррекция, развитие мышления (3 ч)

29

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Упражнение «Лабиринт».

1

30

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Формирование способности оперировать смыслом».

1

31

Коррекция и развитие словесно – логического мышления: упражнение «Раздели на группы».

1

Развитие коммуникативных навыков (1 ч)

32

Развитие коммуникативных навыков: упражнения «Я не знаю», «Лабиринт»; «Ассоциации».

1

Заключительная диагностика (2ч)

33

Диагностика восприятия, внимания.

1

34

Диагностика памяти, мышления.

1

Календарно – тематическое планирование

10 класс (34ч)

Раздел

№ п/п

Тема урока

Кол – во часов

Входная диагностика познавательных процессов (4 ч)

1

Диагностика развития восприятия

  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность;
  • Оценка зрительного восприятия.

1

2

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и произвольности внимания

1

3

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти;
  • Диагностика смысловой.

1

4

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов.

1

Коррекция, развитие восприятия (2 ч)

5

Коррекция и развитие восприятия цвета: Методика М.Монтессори «Назови цвет».

1

6

Коррекция и развитие восприятия цвета: упражнение «Таблица геометрических фигур»

1

Коррекция, развитие внимания (3ч)

7

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Слова - невидимки».

1

8

Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Слушаем тишину».

1

9

Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки».

1

Коррекция, развитие памяти (6ч)

10

Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями».

1

11

Упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов».

1

12

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Перегруппируй слова».

1

14

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Слова – имена».

1

15

Коррекция и развитие механической памяти: упражнение «Нелогические пары».

1

16

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Угадай, как меня зовут?»

1

Коррекция, развитие мышления (3 ч)

17

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Пройди лабиринт».

1

18

Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Составление предложений».

1

19

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Четвертый лишний».

1

Промежуточная диагностика (1ч)

20

Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления.

1

Коррекция, развитие восприятия (2 ч)

21

Игровые тренинги для развития наблюдательности: упражнение «Развиваем чувство времени».

1

22

Упражнения для развития воображения:«Что перепутал художник»

1

Коррекция, развитие внимания (4 ч)

23

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Перепутанные линии».

1

24

Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Не пропусти растение»;

1

25

Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки».

1

26

Коррекция и развитие распределения внимания: Методика «Два дела одновременно».

1

Коррекция, развитие памяти (3 ч)

27

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Ассоциативное мышление».

1

28

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Опиши по памяти».

1

29

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Запомни порядок».

1

Коррекция, развитие мышления (3 ч)

30

Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления: упражнение «Круглые очки».

1

31

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Четвертый лишний».

1

32

Развитие логического мышления: Игра «Вывод».

1

Заключительная диагностика (2ч)

33

Диагностика восприятия, внимания.

1

34

Диагностика памяти, мышления.

1

Календарно – тематическое планирование

11 класс (34ч)

Раздел

№ п/п

Тема урока

Кол – во часов

Входная диагностика познавательных процессов (4 ч)

1

Диагностика развития восприятия

  • Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность;
  • Оценка зрительного восприятия.

1

2

Диагностика развития внимания:

  • Диагностика устойчивости и произвольности внимания

1

3

Диагностика развития памяти:

  • Диагностика слуховой и зрительной памяти;
  • Диагностика смысловой.

1

4

Диагностика развития мышления:

  • Диагностика степени сформированности мыслительных процессов.

1

Коррекция, развитие восприятия (2 ч)

5

Упражнения для развития восприятия: упражнение «Нарисовать объект, пользуясь набором фигур».

1

6

Коррекция и развитие способности к восприятию целого по частям: упражнение «Составь целое из частей».

1

Коррекция, развитие внимания (3 ч)

7

Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Не пропусти профессию».

1

8

Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки».

1

9

Коррекция и развитие распределения внимания: упражнение «Скажи наоборот» (модификация методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой).

1

Коррекция, развитие памяти (6ч)

10

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова».

1

11

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Портрет».

1

12

Упражнения для развития вербальной памяти.

1

13

Коррекция и развитие механической памяти: упражнение «Нелогические пары».

1

14

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Восстанови пропущенное слово».

1

15

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание.

1

Коррекция, развитие мышления (2 ч)

16

Тренинг мышления. Интеллектуальные упражнения: упражнение «Узнаем зашифрованные предложения».

1

17

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: упражнение «Платочек».

1

Промежуточная диагностика (1ч)

18

Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления.

1

Коррекция, развитие восприятия (3 ч)

19

Игровые тренинги для развития наблюдательности: упражнение «Определи длину отрезка».

1

20

Коррекция и развитие пространственного восприятия: упражнение «Определи положение предметов».

1

21

Упражнения для развития воображения: упражнение «Что перепутал художник».

1

Коррекция, развитие внимания (3 ч)

22

Коррекция и развитие переключения внимания: Методика «Красно – черная таблица».

1

23

Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Что изменилось?».

1

24

Развитие объема внимания: упражнение «Колесо обозрения»

1

Коррекция, развитие памяти (3 ч)

25

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Ассоциативное мышление».

1

26

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Снежный ком».

1

27

Игровые упражнения для развития вербальной памяти.

1

Коррекция, развитие мышления (3 ч)

28

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Найди закономерность».

1

29

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Выделение существенных признаков для сохранения логичности суждений».

1

30

Развитие логического мышления: упражнение «Вывод».

1

Развитие коммуникативных навыков (2 ч)

31

Развитие коммуникативных навыков: упражнение «Комплименты».

1

32

Развитие коммуникативных навыков: упражнение «Я не знаю».

1

Заключительная диагностика (2ч)

33

Диагностика восприятия, внимания.

1

34

Диагностика памяти, мышления.

1

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся.

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа учителя-дефектолога организуется на основании:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"».

Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

Задачи:

  • Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы;
  • Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием;
  • Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся;
  • Коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
  • Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развитие связной речи;
  • Формирование учебной мотивации, базовых учебных действий.

#1054;бщая характеристика коррекционного курса

В структуре психики ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, позже формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.

Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления.

Моторная сфера детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.

Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера обучащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование специфических особенностей личности, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии.

Программа построена на следующих принципах коррекционно-развивающей работы:

  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • деятельностный принцип коррекции;
  • принцип комплексности методов коррекционного воздействия;
  • принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
  • принцип возрастания сложности;
  • принцип учета объема и степени разнообразия материала;
  • принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка;
  • принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного анализатора, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития;
  • принцип стимулирования эмоционального реагирования, эмпатии и использования их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения.

Пути реализации программы:

  1. Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.
  2. Подбор необходимого диагностического инструментария.
  3. Планирование, организация работы.
  4. Мониторинг результатов работы.
  5. Регуляция и корректировка работы.

3. Формы и средства контроля

В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Программа включает в себя диагностику , нацеленный на выявление актуального уровня развития психомоторного и перцептивного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Первичное и итоговое обследование проводится с использованием диагностики и метода наблюдения, и обеспечивают коррекционный процесс информацией о динамике развития учащихся и позволяют вносить в него необходимые коррективы.

Это позволяет учителю проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов:

  • понимание инструкции и цели задания: перед предъявлением обучающемуся любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.
  • характер деятельности при выполнении заданий: нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.
  • выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.
  • способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной той или иной задачи.
  • общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.

4. Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.

Количество занятий:

5 класс – 34 часа;

6 класс – 34 часа;

7 класс – 34 часа;

8 класс – 34 часа;

9 класс – 34 часа.

Занятия проводятся по утвержденному расписанию.

Продолжительность занятия – 30 минут.

  1. Результаты освоения коррекционного курса

5 класс

Возможные личностные результаты

  • определять и высказывать простые общие для всех людей правила
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, выражать готовность к сотрудничеству и дружбе
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося, социально значимые мотивы учебной деятельности;
  • испытывать чувство гордости за свою страну;
  • позитивно относится к своему Я, иметь интерес к самопознанию и познанию

других людей;

  • иметь представления о социальных нормах, принятых в обществе.

Возможные предметные результаты

  • воспринимать зрительную и слуховую информацию, по требованию учителя;
  • внимательно слушать учителя и одноклассников;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • иметь достаточный пассивный словарь;
  • запоминать зрительную и слуховую информацию, по требованию учителя.
  1. класс

Возможные личностные результаты

  • испытывать чувство гордости за свою страну;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • осмысливать своё место в социальном окружении, принимать ценности и социальные роли в соответствии с возрастом (сына, брата и т. д.); сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • высказывать свои эстетические потребности, ценности и чувства;
  • проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития доброжелательности, доверия и внимания к людям,
  • использовать в повседневной жизни социально-бытовые навыки.

Возможные предметные результаты

  • иметь элементарные представления о количестве, форме, величине предметов;
  • обобщать предметы, делать выводы;
  • иметь достаточный пассивный словарь;
  • участвовать в обсуждении, называть эмоции героев;
  • определить свой дальнейший образовательный маршрут.

  1. Класс

Возможные личностные результаты

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • умение справляться со страхами, обидами, гневом и другими негативными эмоциями
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение средствами анализа литературных произведений и кинофильмов;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Возможные предметные результаты

  • уметь классифицировать предметы;
  • описывать окружающие предметы процессы, явления, а также оценивать, их количественные и пространственные отношения;
  • понимать чувства другого человека, справляться со страхами, обидами, гневом;
  • иметь адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления;
  • использовать диалогические формы речи в различных ситуациях общения;
  • знать способы укрепления здоровья.
  1. класс

Возможные личностные результаты

  • анализировать собственное состояние, осознавать, что со мной происходит; идентифицировать собственные эмоциональные состояния; выражать чувства, отделять их от поведения;
  • умение определять личностные качества свои и других людей, иметь адекватную самооценку;
  • осуществлять рефлексию;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • иметь представления о социальных нормах, принятых в обществе

Возможные предметные результаты

  • уметь воспринимать явления и объекты окружающей действительности в совокупности их свойств и признаков;
  • уметь концентрировать своё внимание на учебной задаче;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии;
  • уметь использовать различные методы запоминания;
  • знать этические нормы поведения человека в обществе;
  • определить свой дальнейший образовательный маршрут.

9 класс

Возможные личностные результаты

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • иметь представления о социальных нормах, принятых в обществе;
  • умение адекватно вести себя в различных ситуациях
  • выражать этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
  • ощущать потребность сотрудничества со сверстниками, иметь доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

Возможные предметные результаты

  • иметь элементарные пространственные и временные представления;
  • выделять существенные признаки предмета;
  • классифицировать явления, предметы;
  • уметь строить устную монологическую речь, используя знания и представления об окружающей действительности и человеке;
  • иметь устойчивую учебно- познавательную мотивацию;
  • определить свой дальнейший образовательный маршрут.

10 класс

Возможные личностные результаты

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • иметь уважительное отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • иметь адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
  • владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Возможные предметные результаты

  • уметь воспринимать явления и объекты окружающей действительности в совокупности их свойств и признаков;
  • уметь концентрировать своё внимание на учебной задаче;
  • судить о противоположных явлениях;
  • уметь строить устную монологическую речь, используя знания и представления об окружающей действительности и человеке;
  • иметь устойчивую учебно- познавательную мотивацию;
  • определить свой дальнейший образовательный маршрут.

11 класс

Возможные личностные результаты

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принять и освоить социальную роль обучающегося, развать социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • иметь навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • иметь этические чувства, доброжелательность и эмоционально-

нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;

  • иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни, иметь мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • иметь готовность к самостоятельной жизни.

Возможные предметные результаты

  • иметь элементарные пространственные и временные представления;
  • уметь концентрировать своё внимание на поставленной задаче;
  • обобщать предметы, явления, делать выводы;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии;
  • знать сильные и слабые стороны своей личности, работать над нежелательными чертами своего характера и поведения;
  • уметь устанавливать коммуникации в различных ситуациях общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Алгебра» для глухих обучающихся 9 - 11 классов, имеющих задержку психического развития.

Рабочая программа для глухих обучающихся 9-11 классов, имеющих задержку психического развития...

Рабочая программа по предмету «Геометрия» для глухих обучающихся 9 - 11 классов,имеющих задержку психического развития

Рабочая программа по геометрии для глухих обучающихся 9-11 классов, имеющих задержку психического развитя...

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)

Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 1 класса с задержкой психического развития "Путешествие в осенний лес".

Цель коррекционо-развивающего занятия: обогащение знаний о животных и растительности леса, развитие психических процессов....

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-11 классов с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отста...