Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-11 классов с задержкой психического развития
рабочая программа (5 класс)
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-11 классов с задержкой психического развития
Скачать:
Предварительный просмотр:
6. Календарно – тематическое планирование
5 класс (34ч)
Раздел | №п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Входная диагностика познавательных процессов (4 ч) | 1 | Диагностика развития восприятия
| 1 |
2 | Диагностика развития внимания:
| 1 | |
3 | Диагностика развития памяти:
| 1 | |
4 | Диагностика развития мышления:
| 1 | |
Коррекция и развитие восприятия (3 ч) | 5 | Упражнения для тренировки развития восприятия: упражнение «Таблица цифр» | 1 |
6 | Упражнения для тренировки развития восприятия: упражнение «Таблица букв» | 1 | |
7 | Упражнения для тренировки развития восприятия: упражнение «Рисунок из геометрических фигур» | 1 | |
Коррекция, развитие и диагностика внимания (3 ч) | 8 | Упражнения для развития внимания: упражнение «Исправляем ошибки» | 1 |
9 | Коррекция и развитие переключаемости внимания: «Методика «Красно – черная таблица» | 1 | |
10 | Упражнения для тренировки развития внимания. Диагностика развития внимания | 1 | |
Коррекция, развитие и диагностика памяти (3 ч) | 11 | Упражнения для тренировки памяти: «Логически не связанный текст» | 1 |
12 | Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Ассоциации» | 1 | |
13 | Упражнения для развития памяти. Диагностика развития памяти. | 1 | |
Коррекция, развитие и диагностика мышления (3ч) | 14 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Пройди лабиринт» | 1 |
15 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Дорисуй рисунок» | 1 | |
16 | Упражнения для развития мышления. Диагностика развития мышления | 1 | |
Коррекция, развитие моторной деятельности (3 ч) | 17 | Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук упражнение «Изображение пальцами букв» | 1 |
18 | Коррекция, развитие мелкой моторики: упражнение «Массаж пальцев и ладоней» | 1 | |
19 | Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упражнение. «Радость. Печаль». | 1 | |
Промежуточная диагностика (1ч) | 20 | Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления. | 1 |
Коррекция, развитие и диагностика восприятия (3 ч) | 21 | Упражнения для развития наблюдательности: упражнение «Делим на части» | 1 |
22 | Упражнения для развития наблюдательности: упражнение «Угадай голоса» | 1 | |
23 | Упражнения для развития наблюдательности. Диагностика развития восприятия. | 1 | |
Коррекция, развитие и диагностика внимания 2ч) | 24 | Коррекция и развитие концентрации, устойчивости внимания: Методика «Таблицы Шульте» | 1 |
25 | Упражнения для развития памяти. Диагностика развития памяти. | 1 | |
Коррекция, развитие и диагностика мышления (5 ч) | 26 | Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Ребусы» | 1 |
27 | Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Найди спрятанное слово» | 1 | |
28 | Развитие мышления. Сравнение предметов. | 1 | |
29 | Развитие мышлении: упражнение. «Четвертый лишний» | 1 | |
30 | Упражнения для развития мышления. Диагностика развития мышления | 1 | |
Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности (2 ч) | 31 | Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упражнение «Преображение» | 1 |
32 | Упражнения на расслабление: упражнение «Дыхательная гимнастика» | 1 | |
Заключительная диагностика (2ч) | 33 | Диагностика восприятия, внимания. | 1 |
34 | Диагностика памяти, мышления. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
6 класс (34ч)
Раздел | №п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Входная диагностика познавательных процессов (4 ч) | 1 | Диагностика развития восприятия
| 1 |
2 | Диагностика развития внимания:
| 1 | |
3 | Диагностика развития памяти:
| 1 | |
4 | Диагностика развития мышления:
| 1 | |
Коррекция, развитие и диагностика восприятия (4 ч) | 5 | Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: упражнение «Дорисуй предмет». | 1 |
6 | Упражнения для тренировки развития восприятия: упражнение «Рисунок из геометрических фигур» | 1 | |
7 | Игровые тренинги для развития наблюдательности: упражнение «Учись слушать звуки». | 1 | |
8 | Диагностика развития восприятия | 1 | |
Коррекция, развитие и диагностика внимания (4 ч) | 9 | Упражнения для развития внимания: упражнение «Исправляем ошибки». | 1 |
10 | Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Хлопни - встань»; | 1 | |
11 | Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки»; упражнение «Сравниваем картинки» | 1 | |
12 | Диагностика развития внимания | 1 | |
Коррекция, развитие и диагностика памяти (5 ч) | 13 | Упражнения для тренировки памяти: упражнение «Пересказ текстов» | 1 |
14 | Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Перегруппируй слова | 1 | |
15 | Упражнения для развития памяти: упражнение «Пословицы»; «Предметы». | 1 | |
16 | Коррекция и развитие механической памяти: упражнение «Нелогические пары» | 1 | |
17 | Диагностика развития памяти. | 1 | |
Коррекция, развитие и диагностика мышления (8 ч) | 18 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Пройди лабиринт» | 1 |
19 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Лишнее слово» | 1 | |
20 | Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнения «Совместная история»; «Сколько в слове слогов». | 1 | |
21 | Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Кроссворды» | 1 | |
22 | Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Четвертый лишний» | 1 | |
23 | Коррекция и развитие причинного мышления: упражнение «Преобразование предметов и слов» | 1 | |
24 | Упражнения на развитие мышления: упражнения «Сравнение предметов»; «Назови слова» | 1 | |
25 | Диагностика развития мышления. | 1 | |
Диагностика моторной деятельности (2ч) | 26 | Исследование пластичности и выразительности движений пальцев рук: упражнение «Изображение пальцами букв». | 1 |
| 27 | Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов: упражнения «Радость», «Печаль». | 1 |
Коррекция, развитие и диагностика мелкой и сенсорной моторики (4 ч) | 28 | Коррекция, развитие мелкой моторики: массаж пальцев и ладоней. | 1 |
29 | Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упражнение «Гимнастика для глаз»; «Радость». | 1 | |
30 | Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упражнение «Преображение». | 1 | |
31 | Упражнения на расслабление: дыхательная гимнастика «Звуки моря» | 1 | |
32 | Коррекция, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов: упражнение «Печаль». | 1 | |
Заключительная диагностика (2ч) | 33 | Диагностика восприятия, внимания. | 1 |
34 | Диагностика памяти, мышления. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
7 класс (34ч)
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Входная диагностика познавательных процессов (4 ч) | 1 | Диагностика развития восприятия
| 1 |
2 | Диагностика развития внимания:
| 1 | |
3 | Диагностика развития памяти:
| 1 | |
4 | Диагностика развития мышления:
| 1 | |
Коррекция, развитие восприятия (2 ч) | 5 | Коррекция и развитие восприятия цвета: упражнение «Цветные картинки». | 1 |
6 | Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: упражнение «Дорисуй предмет». | 1 | |
Коррекция, развитие внимания (4 ч) | 7 | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Корректурная проба». | 1 |
8 | Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Хлопни - встань». | 1 | |
9 | Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Нарисуй и закрась треугольники». | 1 | |
10 | Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки». | 1 | |
Коррекция, развитие памяти (6 ч) | 11 | Упражнения для тренировки памяти: упражнение «Пересказ текстов». | 1 |
12 | Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Слова – имена» | 1 | |
13 | Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Чей предмет?» | 1 | |
14 | Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Угадай, как меня зовут?» | 1 | |
15 | Упражнения для развития вербальной памяти. | 1 | |
Коррекция, развитие мышления (3 ч) | 16 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Пройди лабиринт». | 1 |
17 | Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Составление предложений». | 1 | |
18 | Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Четвертый лишний» | 1 | |
Промежуточная диагностика (1ч) | 19 | Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления. | 1 |
Коррекция, развитие восприятия (2 ч) | 20 | Упражнения для развития наблюдательности: упражнения «Учись слушать звуки», «Развиваем чувство времени». | 1 |
21 | Упражнения для развития воображения: упражнение «Что перепутал художник». | 1 | |
Коррекция, развитие памяти (4 ч) | 22 | Упражнения для тренировки памяти: упражнение «Логически не связанный текст». | 1 |
23 | Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Ассоциативное мышление». | 1 | |
24 | Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Опиши по памяти». | 1 | |
25 | Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Запомни порядок» | 1 | |
Коррекция, развитие мышления (7 ч) | 26 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Дорисуй рисунок». | 1 |
27 | Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления: упражнение «Круглые очки». | 1 | |
28 | Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Совместная история». | 1 | |
29 | Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Назови одним словом». | 1 | |
30 | Коррекция и развитие причинного мышления: упражнения на преобразование предметов и слов. | 1 | |
31 | Развитие логического мышления: упражнение «Вывод». | 1 | |
32 | Развитие логического мышления: тест «Аналогия». | 1 | |
Заключительная диагностика (2ч) | 33 | Диагностика восприятия, внимания. | 1 |
34 | Диагностика памяти, мышления. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
8 класс (34ч)
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Входная диагностика познавательных процессов (4 ч) | 1 | Диагностика развития восприятия
| 1 |
2 | Диагностика развития внимания:
| 1 | |
3 | Диагностика развития памяти:
| 1 | |
4 | Диагностика развития мышления:
| 1 | |
Коррекция, развитие восприятия (2 ч) | 5 | Коррекция и развитие восприятия цвета: упражнение «Цветные картинки». | 1 |
6 | Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов: упражнение «Дорисуй предмет». | 1 | |
Коррекция, развитие внимания (4 ч) | 7 | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Слова - невидимки». | 1 |
8 | Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Хлопни - встань». | 1 | |
9 | Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Нарисуй и закрась треугольники». | 1 | |
10 | Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки». | 1 | |
Коррекция, развитие памяти (6 ч) | 11 | Упражнения для тренировки памяти: упражнение «Логически не связанный текст». | 1 |
12 | Упражнения для тренировки памяти: упражнения «Лица с именами и фамилиями». | 1 | |
13 | Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Перегруппируй слова». | 1 | |
14 | Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Слова – имена». | 1 | |
15 | Коррекция и развитие механической памяти: упражнение «Нелогические пары». | 1 | |
16 | Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Угадай, как меня зовут?». | 1 | |
Коррекция, развитие мышления (2 ч) | 17 | Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Составление предложений». | 1 |
18 | Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Четвертый лишний». | 1 | |
Промежуточная диагностика (1ч) | 19 | Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления. | 1 |
Коррекция, развитие восприятия (3 ч) | 20 | Упражнения для развития наблюдательности: упражнение «Самые наблюдательные». | 1 |
21 | Упражнения для развития воображения: упражнение «Найди выпавший осколок». | 1 | |
22 | Упражнения для развития воображения: упражнения «Что перепутал художник». | 1 | |
Коррекция, развитие внимания (3 ч) | 23 | Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Красно – черная таблица». | 1 |
24 | Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Запретное движение». | 1 | |
25 | Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки». | 1 | |
Коррекция, развитие памяти (3 ч) | 26 | Упражнения для тренировки памяти: упражнение «Лица с именами и фамилиями». | 1 |
27 | Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Опиши по памяти». | 1 | |
28 | Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Запомни порядок». | 1 | |
Коррекция, развитие мышления (4 ч) | 29 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Дорисуй рисунок». | 1 |
30 | Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Сколько в слове слогов». | 1 | |
31 | Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Назови одним словом». | 1 | |
32 | Развитие логического мышления: упражнение «Вывод». | 1 | |
Заключительная диагностика (2ч) | 33 | Диагностика восприятия, внимания. | 1 |
34 | Диагностика памяти, мышления. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
9 класс (34ч)
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Входная диагностика познавательных процессов (4 ч) | 1 | Диагностика развития восприятия
| 1 |
2 | Диагностика развития внимания:
| 1 | |
3 | Диагностика развития памяти:
| 1 | |
4 | Диагностика развития мышления:
| 1 | |
Коррекция, развитие восприятия (2 ч) | 5 | Упражнения для развития восприятия: упражнение «Таблица графических изображений». | 1 |
6 | Коррекция и развитие способности к восприятию целого по частям: упражнение «Составь целое из частей». | 1 | |
Коррекция, развитие внимания (4 ч) | 7 | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Слова - невидимки». | 1 |
8 | Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Не пропусти профессию». | 1 | |
9 | Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Правая, левая». | 1 | |
10 | Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки». | 1 | |
Коррекция, развитие памяти (6 ч) | 11 | Изучение законов памяти. упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов». | 1 |
12 | Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Перегруппируй слова»; | 1 | |
13 | Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Восстанови пропущенное слово». | 1 | |
14 | Упражнения для развития вербальной памяти. | 1 | |
15 | Коррекция и развитие механической памяти: упражнение «Нелогические пары». | 1 | |
16 | Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Запомни порядок». | 1 | |
Коррекция, развитие мышления (2 ч) | 17 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнения на составление заданной фигуры из определенного количества палочек. | 1 |
18 | Коррекция и развитие словесно – логического мышления: упражнение «Раздели на группы». | 1 | |
Промежуточная диагностика (1ч) | 19 | Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления. | 1 |
Коррекция, развитие восприятия (2 ч) | 20 | Игровые тренинги для развития наблюдательности: упражнение «Делим на части». | 1 |
21 | Упражнения для развития воображения: упражнение «Что перепутал художник?». | 1 | |
Коррекция, развитие внимания (4 ч) | 22 | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Счет по командам». | 1 |
23 | Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Красно – черная таблица». | 1 | |
24 | Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Что изменилось?». | 1 | |
25 | Коррекция и развитие распределения внимания: упражнение «Два дела одновременно». | 1 | |
Коррекция, развитие памяти (3 ч) | 26 | Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Ассоциативное мышление». | 1 |
27 | Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Я положил в мешок». | 1 | |
28 | Развитие произвольной памяти: упражнение «Я фотоаппарат». | 1 | |
Коррекция, развитие мышления (3 ч) | 29 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Упражнение «Лабиринт». | 1 |
30 | Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Формирование способности оперировать смыслом». | 1 | |
31 | Коррекция и развитие словесно – логического мышления: упражнение «Раздели на группы». | 1 | |
Развитие коммуникативных навыков (1 ч) | 32 | Развитие коммуникативных навыков: упражнения «Я не знаю», «Лабиринт»; «Ассоциации». | 1 |
Заключительная диагностика (2ч) | 33 | Диагностика восприятия, внимания. | 1 |
34 | Диагностика памяти, мышления. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
10 класс (34ч)
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Входная диагностика познавательных процессов (4 ч) | 1 | Диагностика развития восприятия
| 1 |
2 | Диагностика развития внимания:
| 1 | |
3 | Диагностика развития памяти:
| 1 | |
4 | Диагностика развития мышления:
| 1 | |
Коррекция, развитие восприятия (2 ч) | 5 | Коррекция и развитие восприятия цвета: Методика М.Монтессори «Назови цвет». | 1 |
6 | Коррекция и развитие восприятия цвета: упражнение «Таблица геометрических фигур» | 1 | |
Коррекция, развитие внимания (3ч) | 7 | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Слова - невидимки». | 1 |
8 | Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Слушаем тишину». | 1 | |
9 | Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки». | 1 | |
Коррекция, развитие памяти (6ч) | 10 | Упражнения для тренировки памяти: «Лица с именами и фамилиями». | 1 |
11 | Упражнения для тренировки памяти: «Пересказ текстов». | 1 | |
12 | Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Перегруппируй слова». | 1 | |
14 | Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Слова – имена». | 1 | |
15 | Коррекция и развитие механической памяти: упражнение «Нелогические пары». | 1 | |
16 | Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Угадай, как меня зовут?» | 1 | |
Коррекция, развитие мышления (3 ч) | 17 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Пройди лабиринт». | 1 |
18 | Коррекция, развитие вербально – логического мышления: упражнение «Составление предложений». | 1 | |
19 | Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Четвертый лишний». | 1 | |
Промежуточная диагностика (1ч) | 20 | Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления. | 1 |
Коррекция, развитие восприятия (2 ч) | 21 | Игровые тренинги для развития наблюдательности: упражнение «Развиваем чувство времени». | 1 |
22 | Упражнения для развития воображения:«Что перепутал художник» | 1 | |
Коррекция, развитие внимания (4 ч) | 23 | Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания: упражнение «Перепутанные линии». | 1 |
24 | Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Не пропусти растение»; | 1 | |
25 | Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки». | 1 | |
26 | Коррекция и развитие распределения внимания: Методика «Два дела одновременно». | 1 | |
Коррекция, развитие памяти (3 ч) | 27 | Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Ассоциативное мышление». | 1 |
28 | Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Опиши по памяти». | 1 | |
29 | Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Запомни порядок». | 1 | |
Коррекция, развитие мышления (3 ч) | 30 | Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления: упражнение «Круглые очки». | 1 |
31 | Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Четвертый лишний». | 1 | |
32 | Развитие логического мышления: Игра «Вывод». | 1 | |
Заключительная диагностика (2ч) | 33 | Диагностика восприятия, внимания. | 1 |
34 | Диагностика памяти, мышления. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
11 класс (34ч)
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Входная диагностика познавательных процессов (4 ч) | 1 | Диагностика развития восприятия
| 1 |
2 | Диагностика развития внимания:
| 1 | |
3 | Диагностика развития памяти:
| 1 | |
4 | Диагностика развития мышления:
| 1 | |
Коррекция, развитие восприятия (2 ч) | 5 | Упражнения для развития восприятия: упражнение «Нарисовать объект, пользуясь набором фигур». | 1 |
6 | Коррекция и развитие способности к восприятию целого по частям: упражнение «Составь целое из частей». | 1 | |
Коррекция, развитие внимания (3 ч) | 7 | Коррекция и развитие переключения внимания: упражнение «Не пропусти профессию». | 1 |
8 | Коррекция и развитие наблюдательности: упражнение «Найди ошибки». | 1 | |
9 | Коррекция и развитие распределения внимания: упражнение «Скажи наоборот» (модификация методики В.М. Когана, Э.А. Коробковой). | 1 | |
Коррекция, развитие памяти (6ч) | 10 | Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: «Перегруппируй слова». | 1 |
11 | Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти: упражнение «Портрет». | 1 | |
12 | Упражнения для развития вербальной памяти. | 1 | |
13 | Коррекция и развитие механической памяти: упражнение «Нелогические пары». | 1 | |
14 | Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Восстанови пропущенное слово». | 1 | |
15 | Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание. | 1 | |
Коррекция, развитие мышления (2 ч) | 16 | Тренинг мышления. Интеллектуальные упражнения: упражнение «Узнаем зашифрованные предложения». | 1 |
17 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: упражнение «Платочек». | 1 | |
Промежуточная диагностика (1ч) | 18 | Промежуточная диагностика развития восприятия, внимания, памяти, мышления. | 1 |
Коррекция, развитие восприятия (3 ч) | 19 | Игровые тренинги для развития наблюдательности: упражнение «Определи длину отрезка». | 1 |
20 | Коррекция и развитие пространственного восприятия: упражнение «Определи положение предметов». | 1 | |
21 | Упражнения для развития воображения: упражнение «Что перепутал художник». | 1 | |
Коррекция, развитие внимания (3 ч) | 22 | Коррекция и развитие переключения внимания: Методика «Красно – черная таблица». | 1 |
23 | Коррекция и развитие произвольного внимания: упражнение «Что изменилось?». | 1 | |
24 | Развитие объема внимания: упражнение «Колесо обозрения» | 1 | |
Коррекция, развитие памяти (3 ч) | 25 | Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала: упражнение «Ассоциативное мышление». | 1 |
26 | Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: упражнение «Снежный ком». | 1 | |
27 | Игровые упражнения для развития вербальной памяти. | 1 | |
Коррекция, развитие мышления (3 ч) | 28 | Коррекция, развитие наглядно – образного мышления: упражнение «Найди закономерность». | 1 |
29 | Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию: упражнение «Выделение существенных признаков для сохранения логичности суждений». | 1 | |
30 | Развитие логического мышления: упражнение «Вывод». | 1 | |
Развитие коммуникативных навыков (2 ч) | 31 | Развитие коммуникативных навыков: упражнение «Комплименты». | 1 |
32 | Развитие коммуникативных навыков: упражнение «Я не знаю». | 1 | |
Заключительная диагностика (2ч) | 33 | Диагностика восприятия, внимания. | 1 |
34 | Диагностика памяти, мышления. | 1 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся.
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа учителя-дефектолога организуется на основании:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"».
Цель программы: диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.
Задачи:
- Осуществление комплексной диагностики и определение путей коррекции, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы;
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием;
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся;
- Коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
- Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развитие связной речи;
- Формирование учебной мотивации, базовых учебных действий.
#1054;бщая характеристика коррекционного курса
В структуре психики ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, позже формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления.
Моторная сфера детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера обучащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование специфических особенностей личности, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии.
Программа построена на следующих принципах коррекционно-развивающей работы:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип комплексности методов коррекционного воздействия;
- принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
- принцип возрастания сложности;
- принцип учета объема и степени разнообразия материала;
- принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка;
- принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного анализатора, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития;
- принцип стимулирования эмоционального реагирования, эмпатии и использования их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения.
Пути реализации программы:
- Изучение уровня развития высших психических функций учащихся.
- Подбор необходимого диагностического инструментария.
- Планирование, организация работы.
- Мониторинг результатов работы.
- Регуляция и корректировка работы.
3. Формы и средства контроля
В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся.
Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.
Программа включает в себя диагностику , нацеленный на выявление актуального уровня развития психомоторного и перцептивного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Первичное и итоговое обследование проводится с использованием диагностики и метода наблюдения, и обеспечивают коррекционный процесс информацией о динамике развития учащихся и позволяют вносить в него необходимые коррективы.
Это позволяет учителю проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов:
- понимание инструкции и цели задания: перед предъявлением обучающемуся любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.
- характер деятельности при выполнении заданий: нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.
- выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.
- способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной той или иной задачи.
- общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.
4. Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.
Количество занятий:
5 класс – 34 часа;
6 класс – 34 часа;
7 класс – 34 часа;
8 класс – 34 часа;
9 класс – 34 часа.
Занятия проводятся по утвержденному расписанию.
Продолжительность занятия – 30 минут.
- Результаты освоения коррекционного курса
5 класс
Возможные личностные результаты
- определять и высказывать простые общие для всех людей правила
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, выражать готовность к сотрудничеству и дружбе
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося, социально значимые мотивы учебной деятельности;
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- позитивно относится к своему Я, иметь интерес к самопознанию и познанию
других людей;
- иметь представления о социальных нормах, принятых в обществе.
Возможные предметные результаты
- воспринимать зрительную и слуховую информацию, по требованию учителя;
- внимательно слушать учителя и одноклассников;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- иметь достаточный пассивный словарь;
- запоминать зрительную и слуховую информацию, по требованию учителя.
- класс
Возможные личностные результаты
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- осмысливать своё место в социальном окружении, принимать ценности и социальные роли в соответствии с возрастом (сына, брата и т. д.); сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- высказывать свои эстетические потребности, ценности и чувства;
- проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития доброжелательности, доверия и внимания к людям,
- использовать в повседневной жизни социально-бытовые навыки.
Возможные предметные результаты
- иметь элементарные представления о количестве, форме, величине предметов;
- обобщать предметы, делать выводы;
- иметь достаточный пассивный словарь;
- участвовать в обсуждении, называть эмоции героев;
- определить свой дальнейший образовательный маршрут.
- Класс
Возможные личностные результаты
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- умение справляться со страхами, обидами, гневом и другими негативными эмоциями
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение средствами анализа литературных произведений и кинофильмов;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Возможные предметные результаты
- уметь классифицировать предметы;
- описывать окружающие предметы процессы, явления, а также оценивать, их количественные и пространственные отношения;
- понимать чувства другого человека, справляться со страхами, обидами, гневом;
- иметь адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления;
- использовать диалогические формы речи в различных ситуациях общения;
- знать способы укрепления здоровья.
- класс
Возможные личностные результаты
- анализировать собственное состояние, осознавать, что со мной происходит; идентифицировать собственные эмоциональные состояния; выражать чувства, отделять их от поведения;
- умение определять личностные качества свои и других людей, иметь адекватную самооценку;
- осуществлять рефлексию;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- иметь представления о социальных нормах, принятых в обществе
Возможные предметные результаты
- уметь воспринимать явления и объекты окружающей действительности в совокупности их свойств и признаков;
- уметь концентрировать своё внимание на учебной задаче;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- уметь использовать различные методы запоминания;
- знать этические нормы поведения человека в обществе;
- определить свой дальнейший образовательный маршрут.
9 класс
Возможные личностные результаты
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- иметь представления о социальных нормах, принятых в обществе;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- выражать этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
- ощущать потребность сотрудничества со сверстниками, иметь доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Возможные предметные результаты
- иметь элементарные пространственные и временные представления;
- выделять существенные признаки предмета;
- классифицировать явления, предметы;
- уметь строить устную монологическую речь, используя знания и представления об окружающей действительности и человеке;
- иметь устойчивую учебно- познавательную мотивацию;
- определить свой дальнейший образовательный маршрут.
10 класс
Возможные личностные результаты
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- иметь уважительное отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- иметь адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
- владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Возможные предметные результаты
- уметь воспринимать явления и объекты окружающей действительности в совокупности их свойств и признаков;
- уметь концентрировать своё внимание на учебной задаче;
- судить о противоположных явлениях;
- уметь строить устную монологическую речь, используя знания и представления об окружающей действительности и человеке;
- иметь устойчивую учебно- познавательную мотивацию;
- определить свой дальнейший образовательный маршрут.
11 класс
Возможные личностные результаты
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принять и освоить социальную роль обучающегося, развать социально значимых мотивов учебной деятельности;
- иметь навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- иметь этические чувства, доброжелательность и эмоционально-
нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей;
- иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни, иметь мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- иметь готовность к самостоятельной жизни.
Возможные предметные результаты
- иметь элементарные пространственные и временные представления;
- уметь концентрировать своё внимание на поставленной задаче;
- обобщать предметы, явления, делать выводы;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- знать сильные и слабые стороны своей личности, работать над нежелательными чертами своего характера и поведения;
- уметь устанавливать коммуникации в различных ситуациях общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Алгебра» для глухих обучающихся 9 - 11 классов, имеющих задержку психического развития.
Рабочая программа для глухих обучающихся 9-11 классов, имеющих задержку психического развития...
Рабочая программа по предмету «Геометрия» для глухих обучающихся 9 - 11 классов,имеющих задержку психического развития
Рабочая программа по геометрии для глухих обучающихся 9-11 классов, имеющих задержку психического развитя...

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 4 класс НОО...

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)
Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 1 класса с задержкой психического развития "Путешествие в осенний лес".
Цель коррекционо-развивающего занятия: обогащение знаний о животных и растительности леса, развитие психических процессов....
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-11 классов с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отста...