Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-11 классов с задержкой психического развития
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа коррекционного курса ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО ____________/ Лугинина Л.Б./ ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ С(К)Ш № 53 __________/ Коломеец Ю.А./ ФИО «___» _________ 20___г | «Утверждаю» Директор МКОУ С(К)Ш № 53 __________/ Тимофеева Т.А./ ФИО Приказ № ______ от «___» _________20____г. |
Рабочая программа
по коррекционному курсу
Предметно – практические действия
5 – 12 классы (вариант2)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____________
от «___» _________202___
Составитель:
Чумакашиина Н.М.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599).
Данная программа разработана для V – XII классов (II вариант) с учетом особенностей данной категории обучающихся, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариантII) процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение продолжается с формирования и закрепления элементарных манипуляций, которые преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цель: продолжать формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами; развивать восприятие, внимание, зрительно-двигательную координацию, пространственные представления, наглядно- действенное и наглядно -образное мышление, путем использования различных видов деятельности, формирование у обучающихся житейских понятий и представлений, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Задачи:
- формировать положительное отношение обучающегося к занятиям;
- формировать устойчивую мотивацию к выполнению заданий;
- формировать и развивать умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины по усложненному заданию;
- развивать планирование и контроль деятельности;
- развивать способность применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;
- формировать навыки правильного поведения, коммуникабельности;
- формировать умение работать в парах, группах;
- воспитывать положительные качества личности.
2.Общая характеристика коррекционного курса ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вследствие органического поражения ЦНС у детей тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой.
У многих детей с ТМНР действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно - практической деятельности.
Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, т.к. у многих нет тяжелых нарушений слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды.
Воспитание детей организуется как разнообразная практическая, в своем роде исследовательская деятельность с предметами. Таким образом, развитие и формирование сенсорной деятельности опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью. Программа по коррекционному курсу ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ предназначена для обучающихся тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, является первым этапом системы трудового обучения учащихся.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной.
Предметно – практические действия создают базу в виде общего и речевого развития учащихся и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем закрепляются и вводятся в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. Занятия ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу), развитию общетрудовых умений (ориентироваться в задании, планировать ход работы и контролировать ее выполнение). Применяются различные дидактические игры на развитие сенсорных анализаторов, мелкой моторики, координации движений, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления. Программный материал распределен по классам.
При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни.
В тематическом планировании предмета предусмотрены следующие типы уроков:
- пропедевтический урок (используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика);
- урок изучения нового материала (на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление);
- урок закрепления знаний (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний);
- урок обобщения и систематизации знаний (на этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами, в программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения);
- урок проверки и оценки знаний (применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения, он может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий);
- коррекционный урок (на этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении, при этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов).
3. Формы и средства контроля
Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться, поощряться и оцениваться с учетом их личностного развития.
Формы контроля, используемые учителем: практические, самостоятельные работы, задания, опросы.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений, навыков по предмету проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.
4. Место коррекционного курса ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ в учебном плане
В учебном плане на изучение коррекционного курса ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ в 5 классе отводится 102 часа (3часа в неделю), в 6 - 12 классах - 68 часов ( 2 часа в неделю), в общем объёме (V – XII классах) 578 - часов.
4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
5 класс
Возможные личностные результаты
- уметь включаться в разнообразные повседневные школьные дела (учебные и не учебные), принимать в них посильное участие;
- проявлять интерес к обучению, труду предметному рукотворному миру;
- иметь способность к конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками.
Возможные предметные результаты
- знать название предметов и различение их по цвету (форме, размеру);
- уметь работать с бумагой: мять бумагу и разглаживать ее ладонью, разрывать произвольно, сгибать бумагу по прямым линиям;
- иметь способность к освоению на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;
- уметь собирать геометрические фигуры из 2 - 4 -х частей.
6 класс
Возможные личностные результаты
- уметь конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- иметь интерес к обучению, труду предметному рукотворному миру;
- владеть навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Возможные предметные результаты
- собирать геометрические фигуры из 5 - 9 частей;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- понимать и выполнять последовательности действий.
7 класс
Возможные личностные результаты
- владеть навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
- иметь интерес к обучению, труду предметному рукотворному миру;
- владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Возможные предметные результаты
- понимать и выполнять последовательности действий;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- ориентироваться в пространстве;
- выполнять простые постройки по образцу и простые подражательные движения: «делаем вместе».
8 класс
Возможные личностные результаты
- владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- иметь опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- уметь правильно применять полученные знания и навыки;
- понимать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.
Возможные предметные результаты
- понимать и выполнять последовательности действий;
- выполнять простые изделия по образцу и простые подражательные движения: «делаем вместе»;
- согласовывать своё поведения и действия с предъявляемой инструкцией.
9 класс
Возможные личностные результаты
- уметь правильно применять полученные знаний и навыки;
- иметь навыки самостоятельности, навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
- уметь работать по заданному алгоритму (словесному или наглядному плану);
- понимать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.
Возможные предметные результаты
- согласовывать своё поведения и действия с предъявляемой инструкцией;
- исключать «лишнее» из нескольких однородных по форме, цвету, размеру фигур;
- уметь выполнять несложные задания самостоятельно.
10 класс
Возможные личностные результаты
- иметь навыки самостоятельности, навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
- уметь работать по заданному алгоритму (словесному или наглядному плану);
- уметь выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя;
- способность к соблюдению норм и правил поведения в повседневной жизни.
Возможные предметные результаты
- уметь выполнять несложные задания самостоятельно;
- знать приёмы работы с новыми материалами;
- составлять план работы над изделием, с опорой на образец изделия.
11 класс
Возможные личностные результаты
- уметь выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя;
- уметь работать по заданному алгоритму (словесному или наглядному плану);
- иметь навыки самостоятельности, навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
Возможные предметные результаты
- составлять план работы над изделием, с опорой на образец изделия;
- придерживается плана при выполнении работы;
- выполнять подробный анализ своего изделия по составленному плану, сравнивает с образцом;
- составлять план работы над изделием;
- уметь оценивать своё изделие в сравнении с образцом, с указанием достоинств и недостатков с помощью учителя.
12 класс
Возможные личностные результаты
- иметь навыки самостоятельности, навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
- уметь выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании;
- готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на доступном уровне.
Возможные предметные результаты
- выполнять подробный анализ своего изделия по составленному плану;
- составлять план работы над изделием;
- придерживается плана при выполнении работы;
- находить самостоятельно в наглядной ситуации предметы, пользоваться ими самостоятельно;
- уметь оценивать своё изделие в сравнении с образцом, с указанием достоинств и недостатков.
5.Содержание коррекционного курса ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
5 класс
Предметные действия (12 часов)
Тренировочные упражнения с использованием индивидуальных тренажёров:
- открыть-закрыть;
- отвернуть-завернуть.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины: вставление предметов в отверстие, захватывание и удержание.
Конструирование (17 часов)
В 5 классе обучающиеся продолжают работу с разрезным материалом. Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок, разрезанных по разным направлениям. Закрепляют умение работать по инструкции учителя, выполнение действий по подражанию. Выполняют действия двумя руками.
Работа с мозаикой (24 часа)
Обучающиеся закрепляют умение работать с бумажной мозаикой так и с клочками бумаги, формируется навык выравнивания. Выполняют простейшую инструкцию учителя, работают по подражанию. Учатся составлять целостный образ. Складывание из счетных палочек различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции.
Работа с пластическим материалом (25 часов)
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1-4 классах.
- правила работы с пластическими материалами;
- организация рабочего места;
- разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера).
Развивать и формировать умение такие как разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами; размазывание пластилина пальцами: горизонтальная поверхность, вертикальная поверхность; по заданию: вверх, вниз, по кругу, влево, вправо.
Работа с бумагой и картоном (24 часа)
Повторение и закрепление умений, приобретённых в 1- 4 классах.
Правила работы с бумагой. Организация рабочего места.
Закрепление таких приёмов работы как сминание, разглаживание. Обучающиеся знакомятся с новым видом бумаги гофрированной бумагой.
6 класс
Предметные действия (9 часов)
Тренировочные упражнения с использованием индивидуальных тренажёров:
- застегнуть-расстегнуть;
- зашнуровать-расшнуровать;
- заплести-расплести;
- надеть-снять.
Выполнение действий с сыпучими материалами по показу и самостоятельно по заданию.
Конструирование (10 часов)
Разрезные картинки.
Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок, разрезанных по разным направлениям.
Работа с мозаикой (10 часов)
Заполнение панели мозаики произвольно. Узнавание и различие мозаики по цвету. Заполнение панели мозаики одного цвета при выборе ее из разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Работа с пластичным материалом (15часов)
Обучающиеся приобретают и закрепляют такие навыки, как:
- правила работы с пластическими материалами;
- организация рабочего места;
- разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера);
- разминание пластилина разными способами: двумя руками, между ладоней, ладонью на подкладной доске, пальцами.
Работа с глиной (12 часов)
Познакомить с новым видом пластического материала – глиной. Свойства глины. Опыты для знакомства с некоторыми свойствами глины.
Приемы работы с глиной:
- разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины;
- отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают.
Работа с бумагой (12 часов)
Обучающиеся знакомятся с такими приемами работы как:
- разрывание;
- сгибание;
- складывание.
Правильная поза удерживания ножниц и бумаги во время работы. Приёмы резания бумаги.
7 класс
Предметные действия (7 часов)
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: завинчивание крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками, нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка), вставление предметов в отверстие.
Конструирование (10 часов)
Счётные палочки. Складывание из счетных палочек различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции. Раскладывание счетных палочек на столе произвольно. Узнавание, различие и отбор палочек с учетом цвета. Накладывание счетных палочек на контур.
Работа с мозаикой (11 часов)
Заполнение панели мозаикой произвольно. Узнавание и различие мозаики по цвету. Заполнение мозаики панели мозаикой одного цвета при выборе ее из разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Работа с пластичным материалом (16 часов)
Обучающиеся продолжают работать с пластилином:
- размазывание пластилина пальцами: горизонтальная поверхность, вертикальная поверхность; по заданию: вверх, вниз, по кругу, влево, вправо;
- отщипывание, раскатывание, скатывание, сплющивание (в ладонях, на подкладной доске ладонью, пальцами), вдавливание.
Лепка учителем предметов с комментированием. Упражнения в узнавании лепных поделках реальных обьектов.
Работа с глиной (10 часов)
Обучающиеся продолжают узнавать новые приемы работы с глиной:
- сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями.
- скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями и ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.
- раскатывание – формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад.
Работа с бумагой (10 часов)
Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги на полосе картона в определенной последовательности слева направо или чередуя по цвету. Составление предметных изображений, состоящих из шести (семи) частей. Узнавание, нахождение, показывание предметных изображений, состоящих из шести (семи) частей, накладывание их на контурное изображение, составление целого из частей.
Работа с картоном (4 часа)
Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона:
- сгибается, ломается по сгибу, режется;
- впитывает влагу, более прочный чем бумага;
- толщина картона;
- цвет.
Приёмы работы с картоном:
- разметка по шаблону;
- разметка по линейке.
8 класс
Предметные действия (7 часов)
Действия с предметами разного цвета, формы, величины: вставление предметов в отверстие, захватывание и удержание одной рукой – двумя руками, встряхивание предмета, издающего звук, толкание предмете от себя, притягивание предмета к себе.
Выполнение действий с сыпучими материалами по показу и самостоятельно по заданию.
Конструирование (10 часов)
Работа со строительным материалом (обьемными фигурами), действия с ним. Прием наложения друг на друга (постройка башни из кубов как одного размера, так и разного, постройка из куба и параллелепипеда), прием приложения друг к другу. Выполнение построек из одноцветных деталей, выбирая из разноцветных. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Работа с мозаикой (10 часов)
Выкладывание узоров по цвету. Выкладывание по подражанию и образцу чередующихся рядов и деталей двух цветов через два элемента, выкладывание чередующихся рядов из деталей трех цветов. Выкладывание по показу и образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам. Выкладывание узоров по образцу и показу.
Работа с пластичным материалом (10 часов)
Свойства теста, способы его приготовления.
Приёмы работы с тестом:
- Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
- Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.
- «Похлопывание» — похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
- Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней, скалкой; приёмы вдавливания; приёмы прищипывания, отщипывания маленького кусочка теста.
Работа с глиной (12 часов)
Приемы работы с глиной:
- вдавливание – изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами.
- разрезание – деление куска глины с помощью стеки.
- еисоединение деталей – прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.
Лепка посуды, лепка поделок, состоящих из 5 – 6 частей разной величины и формы. Составление композиций.
Работа с бумагой (12 часов)
Изготовление изделий из бумаги. Наклеивание при помощи клеевого карандаша геометрических фигур на поверхность, готовых форм на контур. Складывание и наклеивание фигур, предметных изображений, состоящих из готовых частей. Изготовление геометрического материала при помощи клея и ножниц.
Работа с картоном (7 часов)
Приемы работы с картоном:
- резание картона ножницами по линиям разметки – по прямым и кривым линиям;
- оклеивание картона бумагой;
- склеивание картона;
- нанесение рицовки ножом по линейке с пальцем.
Наклеивание на картон по образцу сюжетной картинки.
9 класс
Предметные действия (6 часов)
Выполнение по подражанию, с помощью учителя и самостояятельно следующих действий:
- нанизывание мелких бус на нить и леску;
- завод механических игрушек, часов;
- наполнение сосудов водой, перенос сосудов, наполненных водой, с одного места в другое;
- полив комнатных растений.
Конструирование (12 часов)
Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным материалом (обьемными фигурами). Выполнение построек из обьемных и плоских фигур по показу и образцу. Обыгрывание действий под руководством учителя. Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу.
Работа с мозаикой (12 часов)
Выкладывание чередующихся рядов из разных цветов, чередование через три – четыре элемента. Выкладывание по образцу и самостоятельно:
- геометрических фигур разных размеров и цветов;
- несложных узоров, простых сюжетов;
- букв, цифр.
Работа с пластичным материалом (10 часов)
Узнавание, различие, называние обьектов лепки и необходимых материалов и инструментов лепки. Наблюдение за реальным предметом, который будет лепить. Нахождение его отличительных признаков, его частей. Анализ образца изделия при помощи учителя. Лепка подражанию предметов, включающих в себя несколько элементов разной формы.
Работа с бумагой и картоном (10 часов)
Изготовление при помощи клея – карандаша различных предметов, обыгрывание ситуации с использование поделок под руководством учителя. Изготовление из бумаги по образцу, с помощью учителя и самостоятельно летающих игрушек. Разметка по трафаретам и шаблонам. Техника безопасности при работе с ножницами. Резание по пунктирным точкам. Обыгрывание выполняемых действий.
Работа с природным материалом (6 часов)
Правила поведения на экскурсии в природе. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов. Составление букетов из
осенних листьев. Подвижная аппликация из листьев при помощи клея и картона.
Работа с нитками и тканью (12 часов)
Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание, вытягивание, разглаживание, складывание. Обыгрывание выполняемых действий при помощи учителя. Действия с нитками. Практическое знакомство с нитками и их свойствами (цвет, толщина, прочность). Разрывание тонких, непрочных ниток. Сматывание ниток в клубок. Наматывание ниток на катушку из дерева, из пластмассы. Наматывание ниток на картонку. Обыгрывание действий при помощи учителя.
10 класс
Предметные действия (8 часов)
Определение на ощупь формы, величины, мягких и твердых тел, температурных характеристик (теплый, холодный). Складывание пирамидки по возрастающей и убывающей величине.
Конструирование (13 часов)
Закрепление приемов наложения, приложения (приставления), расположения рядом в работе со строительным материалом.
Отбор строительного материала для работы.
Постройки из строительного материала:
— различные здания из элементов (дом, школа, магазин и другие);
— улица (дома, забор, машина) после предварительного наблюдения за
действиями учителя и описания особенностей улицы.
Работа с мозаикой (13 часов)
Выкладывание букв и цифр.
Выкладывание узоров и сюжетов:
— цветы (цветочная поляна);
— грибок; уточка; петушок; солнышко и другие.
Выкладывание геометрических фигур различных размеров и цветов по
опорным точкам: треугольник; квадрат, прямоугольник.
Выкладывание простых узоров и сюжетов:
— лошадка;
— гусь;
— рыбка;
— букет из трех цветов разного цвета на стеблях;
— дом с крышей и трубой;
— елочка и другие.
Работа с пластическим материал (11 часов)
Пластилиновые аппликации. Накладывание пластилина на контур рисунка, дополнение недостающих деталей. Создание пластилиновых картин. Освоение приема вдавливания. Использование различных
материалов (ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, крупы, горох, фасоль и т.д.) для вдавливания в пластилиновую основу.
Работа с бумагой (10 часов)
Работа с ножницами. Техника безопасности. Резание по пунктирной
линии. Разметка бумаги сгибанием. Резание бумаги по сгибу. Резание
ножницами по дуге, кривым линиям.
Наклеивание с использованием клея и кисточки. Приемы наклеивания.
Умение пользоваться клеем и кисточкой. Соблюдение последовательности и аккуратности в работе.
Вырезание овощей, фруктов, предметов посуды по разметке из листа
бумаги, сложенного пополам.
Работа с природным материалом (5 часов)
Природные материалы. Сбор, сортировка, обработке. Различение, выбор и называние природных материалов: листья, каштаны, желуди, семена, ветки, хвоя и другие. Размещение природных материалов на хранение.
Предметные аппликации из листьев (плодов): «Солнышко», «Ягодка»
«Грибы», «Ежик» и другие.
Композиции из листьев (цветов, плодов).
Практическое усвоение приемов труда при совместном с учителем
изготовлении изделий по показу (образцу).
Работа с нитками и тканью (8часов)
Использование тканей разной фактуры в качестве
элемента одежды: шарф, платок (косынка). Ощупывание тканей разной
фактуры, распознавание их на ощупь. Наматывание толстых ниток на фигурную картонку. Украшение предметов с помощью наматывания ниток. Накладывание толстых ниток на контур. Изделия: солнышко, елочка, грибок, рыбка и другие.
Скручивание двух толстых ниток в одну. Изделия: шнурок для закрепления волос; поясок; ручки для сумки; закладка и другие.
11 класс
Конструирование (14 часов)
Соединение деталей винтом и гайкой.
- завинчивание и отвинчивание гайки рукой и инструментами;
- правильная хватка инструментов;
- сборка по образцу и техническому рисунку, разборка.
Работа с пластическим материалом (14 часов)
Материалы и инструменты. Организация рабочего места, правила
безопасности, санитарии и гигиены при работе с пластилином.
Лепка предметов разных форм после их наблюдения и тактильного
обследования. Изделия: мяч, цыпленок, ягоды, овощи, фрукты и другие.
Составление композиций: «Фрукты на подносе», «Овощи в корзине» и
другие.
Работа с бумагой (12 часов)
Вырезание овощей, фруктов, предметов посуды по разметке из листа бумаги, сложенного пополам. Вырезание геометрических фигур по шаблонам. Изготовление закладки. Изготовление открытки.
Работа с природным материалом (12 часов)
Виды природных материалов. Возможности их использования при
изготовлении поделок.
Изготовление изделий по показу (образцу):
— стрекоза (туловище, голова — из пластилина; крылья — крылатки
клена);
— бабочка (туловище, голова — из пластилина; крылья — листья, усики
— травинки);
— мышка (туловище — желудь, хвост — нитки (проволока), глаза и уши
— пластилин);
—паук (туловище
— скорлупа грецкого ореха, заполненная пластилином; лапки — тонкие палочки) и другие. Соединение деталей с помощью пластилина. Предметные аппликации из сухих листьев.
Панно из семян, зерна.
Работа с тканью и нитками (16 часов)
Ткани для столового белья (лент). Использование салфеток, скатерти, лент. Упражнения: складывать салфетки; накрыв стол скатертью; завязывать ленту бантиком. Действия с нитками. Плетение шнура из двух толстых ниток разного (одного) цвета. Изделия: улитка, закладка для книг и другие. Завязывание узелков на концах толстых ниток (шнурков). Использование ниток (шнурков) с узелками в быту. Связывание нескольких толстых ниток (шнурков). Шнуровка предметных изображений с несложным контуром через постепенно
Уменьшающиеся отверстия в картоне. Разрезание ниток ножницами. Аппликации из ниток. Изделия: барашек, ежик, осенний лес и другие.
12 класс
Конструирование (16 часов)
Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плата, четырёх пластин, четырёх уголков и двух скоб (средних).
Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака.
Работа с пластическим материалом (14 часов)
Пластилиновые аппликации. Накладывание пластилина рисунка, дополнение недостающих деталей. Создание пластилиновых картин. Освоение приема Использование различных материалов (ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, крупы, горох, фасоль
и т.д.) на пластилиновую основу. Лепка предметов, состоящих из нескольких элементов. Изделия: бабочка, мышка, самолет, гусеница и другие.
Работа с бумагой (8часов)
Аппликации. Называние объектов аппликации и необходимых материалов. Наклеивание простейших деталей аппликации на контур. Украшение закладок, открыток, коробок предметной аппликацией, геометрическим орнаментом. Ремонт учебников, книг.
Работа с природным материалом (14 часов)
Изготовление поделок по показу (образцу):
— птичка (туловище — шишки ели; голова — желудь; крылья, хвост —
листья (веточки); подставка — пластилин);
— лебедь (туловище — шишка сосны; голова, шея, нос, глаза, подставка
пластилин);
— кораблик (корпус — скорлупа грецкого ореха, пластилин; мачта —
палочка; парус — лист дерева; вода — пластилин);
— рыбка (туловище — шишка; плавники, глаза — пластилин; хвост —
лист (перо) и другие.
Составление композиции: «Рыбка и кораблик» и другие
Организация выставки работ учащихся.
Работа с нитками и тканью (16 часов)
Разнообразие тканей. Использование ткани в качестве предметов быта: полотенце, покрывало. Нахождение лицевой и изнаночной стороны ткани. Упражнения: складывание полотенца, застилание кровати (дивана) покрывалом. Разрезание ткани ножницами в произвольном
порядке и по разметке с помощью педагога. Аппликации из ткани.
5.Календарно - тематическое планирование коррекционного курса ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
5 класс (2 вариант) 102 часа
№ п\п | Тема урока | Цель урока | Основные виды деятельности учащихся ( БУД) | Кол-во часов | Дата |
Предметные действия - 12 часов | |||||
1. | Упражнения на нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых. Игры «Найди и назови», «Узнай предмет», «Где же пара?», «Найди – ка на картинке» | Закрепить умение узнавать, находить, показывать и отбирать парных предметов. Формировать умение соотносить предмет с его изображением на картинке. Развивать зрительное восприятие. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям | Уметь находить, показывать, делать отбор предметов, знать название предметов, уметь соотносить предмет с картинкой. Приветствовать одноклассников при встрече, организовывать рабочее место. Следить за объяснением учителя. Последовательно выполнять несколько заданий. |
3 | |
2. | Упражнения на выполнение простых подражательных движений. Игры «Делаем вместе», «Делай как я», «Катание мяча на…». | Учить выполнять простые подражательные движения за учителем и по инструкции. Закрепить знание понятий лево, право, вперед, назад. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. Активно участвовать в деятельности. Ориентироваться в понятиях право, лево, вперед, назад. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Уметь выполнять инструкции педагога. Поддерживать правильную позу. | 3 | |
3. | Сортировка предметов по их назначению. «Зачем на нужен…?», «Где же мы видим…?» | Учить называть и сортировать предметы по цвету, форме. Самостоятельно находить предметы в классе, дома, на улице. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Развивать внимание, зрительное восприятие. Воспитывать терпеливое отношение к работе. | Уметь организовывать рабочее место. Знать цвета и формы окружающих предметов. Выполнять задания от начала до конца в течении заданного времени. Поднимать руку при ответе. Положительное отношение к окружающей действительности. | 2 | |
4. | Узнавание на ощупь знакомых предметов при выборе из 3—4. Игры «Что же это?», «Какой же я?» | Учить узнавать предмет на ощупь. Формировать представления о признаках предмета (форма, величина предметов; гладкая, шершавая поверхность; мягкие и твердые тела). Развитие мелкой моторики. Воспитывать аккуратность обучающихся. | Активно участвовать в деятельности. Знать названия предметов, знать признаки предметов, отличие признаков предметов друг от друга. Принимать цели и произвольно включатся в деятельность. Использование по назначению учебных материалов. Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание). | 2 | |
5. | Составление узоров различной формы, выкладывание узоров из геометрических фигур по образцу. Игры «Из чего я сделан?», «Собери узор» | Закрепить знания геометрических фигур. Формировать умение составлять различные узоры из геометрических фигур. Развитие мелкой моторики. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Воспитывать усидчивость обучающихся. | Работать с учебными принадлежностями. Знать названия геометрических фигур, иметь представления где они встречаются в повседневной жизни. Выполнять действие с опорой на картинный план с помощью педагога. Выполнять задания от начала до конца в течении заданного времени. Вставать при ответе. | 2 | |
Конструирование - 17 часов | |||||
1. | Кубики. Складывание картинок из 8-10 кубиков, с опорой на целостный образ. Игра «Собери картинку» | Учить выполнять простые инструкции учителя. Развитие мелкой моторики. Формировать умение складывать целостный образ. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию. Складывать картинки. Входить и выходить из учебного помещения по звонку. Собирать мозаику в течении 5 – 20 минут. Организовывать рабочее место. | 2 | |
2. | Постройка башни кубов одинаковых и разных по размеру, цвету. Игра «Построй башню» | Развитие мелкой моторики, активность детей. Формировать умение приемов наложения кубов друг на друга. Воспитывать терпеливое отношение к работе | Самостоятельно выполнять учебных заданий или при минимальной помощи учителя. Накладывать кубы друг на друга от большего к меньшему. Уметь выполнять инструкции педагога. Сигнализированные учителю об окончании задания. Нахождение место хранения игрушек. Выполнять задания от начала до конца в течении заданного времени. | 2 | |
3. | «Постройка дорожек, заборов», «Постройка поезда, автомобиль» из различного по форме материала | Учить выполнять задания по инструкции учителя, подражательные движения. Развитие мелкой моторики. Формировать умение использовать материал разной формы. Воспитывать аккуратность обучающихся | Уметь обращается за помощью и принимает помощь. Использовать материал разной формы для достижения цели. Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться. Ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагогов. Вставать при ответе. | 2 | |
4. | Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, вербальной инструкции: «Дом», «Машина», «Молоток, ворота». | Учить выполнению упражнений двумя руками. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Развитие мелкой моторики. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям | Уметь выполнять инструкцию учителя на слух. Работать с учебными принадлежностями. Принимать цели и произвольно включатся в деятельность. Использование по назначению учебных материалов. Уметь направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание). | 3 | |
5. | Складывание разрезных картинок разных форм. Заполнение вкладок в сказочных иллюстрациях с вырезанными частями. «Собери картинку» | Учить выполнению упражнений двумя руками. Развитие мелкой моторики. Формировать умение составлять целостную картинку из частей. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
| Учить организовывать рабочее место. Работать с учебными принадлежностями. Уметь собирать целостную картину. Входить и выходить из учебного помещения по звонку. Собирать мозаику в течении 5 – 20 минут. Организовывать рабочее место. | 2 | |
6. | Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу: «Кот», «Елочка», «Кукла». | Учить узнавать и подбирать части картинок по фрагменту. Учить выполнению упражнений двумя руками. Развитие мелкой моторики. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Воспитывать терпеливое отношение к работе. | Уметь работать двумя руками. Уметь подбирать части картинок. Активно участвовать в деятельности. Выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Выполнять стереотипную инструкцию. Поддержание правильной позы. | 2 | |
7. | Игра «Строители». Складывание картинки из кубиков с картинками. | Учить выполнению упражнений двумя руками. Развитие мелкой моторики. Формировать умение раскладывание, подбор, раздача по образцу. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям. | Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. Уметь раскладывать и подбирать картинки. Принимать цели и произвольно включатся в деятельность. Использование по назначению учебных материалов. Напрвленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание). | 2 | |
8. | Самостоятельное складывание картинок, с опорой на целостный образ. | Формировать умение выполнению упражнений двумя руками. Закреплять умение работать самостоятельно по инструкции учителя. Воспитывать аккуратность обучающихся | Уметь работать двумя руками. Уметь подбирать части картинок. Активно участвовать в деятельности. Выполнять задания от начала до конца в течении заданного времени. Поднимать руку при ответе. Положительное отношение к окружающей действительности. | 2 | |
Работа с мозаикой - 24 часов | |||||
1. | «Мозаика пластмассовая, магнитная». Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей нескольких цветов | Закрепить умение работать с мозаикой из бумаги. Формировать умение работать по словесной инструкции. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям | Знать правила поведения на занятии. Уметь работать с мозаикой. Уметь работать по инструкции. Сигнализированные учителю об окончании задания. Нахождение место хранения игрушек. Выполнять задания от начала до конца в течении заданного времени. | 2 | |
2. | Выполнение мозаики из кружков цветной бумаги. Изделие «Белка», «Цыпленок под скорлупой», «Арбуз». | Развивать зрительное восприятие и внимание, развивать мелкую моторику рук. Формировать навык выравнивания кругов. Воспитывать терпеливое отношение к работе | Работать с учебными принадлежностями. Уметь работать с мозаикой из кругов бумаги. Принимать цели и произвольно включатся в деятельность. Использование по назначению учебных материалов. Уметь направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание). | 3 | |
3. | Выполнение мозаики из клочков бумаги. Изделие «Попугай», «Парусник» | Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с клочками бумаги. Формировать умение работать с обьемными поделками. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям | Уметь работать с клочками бумаги. Выполнять объемные поделки. Обращаться за помощью и принимать помощь. Выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Выполнять стереотипную инструкцию. Поддержание правильной позы | 3 | |
4. | Выполнение мозаики из пайеток. Изделия «Рыбка», «Стрекоза», «Фламинго» | Научить обучающихся выкладывать узоры по показу и по образцу учителя. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение работать с мелким материалом (пайетки). Воспитывать усидчивость обучающихся. | Обращаться за помощью и принимать помощь. Уметь работать с мелким материалом (пайетки). Уметь выполнять работу по образцу. Выстраивать алгоритм предстоящей деятельности с помощью учителя. Выполнять инструкцию педагога дай, сядь, встань, посмотри. Адекватно использовать рутуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты). | 3 | |
5. | Выполнение мозаики из стружки карандашей. Изделия «Ежи», «Ящерица», «Зимородок». | Закреплять навык работы с мозаикой. Развивать внимание, наблюдательность. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Воспитывать терпеливое отношение к работе | Учить слушать и понимать инструкцию учителя. Активно участвовать в деятельности. Уметь составлять мозаику из стружек карандашей. Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться. Ориентироваться в режиме дня, расписании уроков с помощью педагогов. Вставать при ответе | 3 | |
6. | Выполнение мозаики из фольги . Изделия «Космонавт», «Слон», «Солнышко» | Формировать умение выполнять работу по словесной инструкции учителя. Развитие мелкой моторики рук, глазомер. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | Развивать самостоятельность в выполнении учебных заданий. Активно участвовать в деятельности. Уметь делать круги одинаковых размеров. Выполнять задания от начала до конца в течении заданного времени. Поднимать руку при ответе. Положительное отношение к окружающей действительности. | ||
7. | Коллективная работа. Выполнение мозаики из различного материала (горох, фасоль, круп, крылаток клена, сухой листвы). Изделия «Корзина с фруктами и овощами», «Птицы на ветках» | Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Закреплять формирование навыка работы в коллективе. Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | Учить обращаться за помощью и принимать помощь, уважительно относится к окружающим. Уметь работать с различным материалом, создавая целостный образ. | 2 | |
8. | Выполнение мозаики из пластилина. Изделия «Морские обитатели», «Динозавр» | Развивать зрительное внимание, мелкой моторики рук. Закреплять умение работать с пластилином. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям. | Работать с учебными принадлежностями. Знать правила поведения на занятии. Уметь составлять целостный образ из шаров пластилина. Выстраивать алгоритм предстоящей деятельности с помощью учителя. Выполнять инструкцию педагога дай, сядь, встань, посмотри. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты). | 2 | |
9. | Выкладывание свободного узора по замыслу детей. Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики. | Умение складывать из счетных палочек узоров по образцу, картинке и по собственному замыслу (двухэтажный дом, грузовая машина). Развитие мелкой моторики, воображение. Воспитывать аккуратность обучающихся | Учить начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу. Учить организовывать рабочее место. Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. Активно участвовать в деятельности. | 3 | |
Работа с пластическими материалы - 25 часов | |||||
1. | Правила работы с пластическими материалами. Разрезание пластилина стекой (кусочки разного размера). Разминание пластилина разными способами (двумя руками, ладонью, пальцами). Изделия «Пингвин», «Зайка». | Закрепить умение резание пластилина, разминание кусочков пластилина. Развивать мелкую моторику рук. Повторить правила поведения на уроке, правила работы с пластилином. Воспитывать терпеливое отношение к работе | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения Проявлять положительное отношение к окружающим, к школе и деятельности. Знать правила работы с пластилином. Уметь резать, разминать пластилин разными способами. | 2 | |
2. | Раскатывание и лепка пластилина по исходной форме. Изделие «Гусеница», «Дерево» | Учить раскатывать пластилин, лепить и резать исходную форму. Формировать умение чувствовать руками правильную форму. Закреплять умение правильно соединять детали. Развитие внимания, мелкой моторики рук. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям | Уметь организовывать рабочее место. Уметь работать с пластилином, работать с учебными принадлежностями. Выстраивать алгоритм предстоящей деятельности с помощью учителя. Выполнять инструкцию педагога дай, сядь, встань, посмотри. Адекватно использовать рутуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты). | 2 | |
3. | Составление композиции «Дары леса». Изделие «Подосиновик и Мухомор» | Учить лепить изделие, передавая основные его части и цвет. Формировать представление о съедобных и несъедобных грибах. Развивать активность учащихся. Воспитывать усидчивость обучающихся. | Выделять существенные, общие и отличительные свойства гриба. Работать с учебными принадлежностями. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс). | 2 | |
4. | Лепка более сложных форм. Изделие «Стрекоза» | Способствовать расширению знаний о насекомых. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения стрекозы. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать терпеливое отношение к работе. | Уметь работать с пластилином. Знать внешнее строение насекомого Стрекоза. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. Активно участвовать в деятельности. | 2 | |
5. | Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста. Изделие «Пончик», «Торт для мамы» | Научить приему работы с тестом: надавливание. Познакомить с правилами работы с тестом. Формировать представление о свойствах теста. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость обучающихся. | Активно участвовать в деятельности. Знать правила поведения на занятии, правила работы с тестом. Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. Активно участвовать в деятельности. | 2 | |
6. | Отщипывание — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки соединение деталей. Изделие «Утенок», «Поросенок» | Научить приемам работы с тестом: соединения деталей, отщипывание. Учить передавать форму простых знакомых предметов. Закреплять умение работать по инструкции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям | Работать с учебными принадлежностями. Уметь выполнять простые инструкции учителя. Уметь работать с тестом приемом отщипывания, соединения. | 2 | |
7. | Приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней, скалкой. Изделие «Червячок», «Гусеница» | Научить приемам работы с тестом: раскатывание. Закрепить знание правил работы с тестом. Способствовать расширению знаний о насекомых. Воспитывать аккуратность обучающихся. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. Уметь работать с тестом. Знать внешнее строение насекомых (гусеница, стрекоза). Обращаться за помощью и принимать помощь. Выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Выполнять стереотипную инструкцию. Поддержание правильной позы | 2 | |
8. | Работа с тестом приемам выдавливания. Изделие «Тарелка», «Кружка» | Научить приемам работы с тестом: выдавливание. Учить передавать форму простых знакомых предметов. Закрепить формирование представлений о посуде. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Развивать воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать терпеливое отношение к работе | Учить организовывать рабочее место. Работать с учебными принадлежностями. Уметь работать с тестом. Уметь передавать форму знакомых предметов в изделии. | 3 | |
9. | «Тарелка с фруктами и овощами». Лепка по представлению овощи, фрукты, посуда. | Учить передавать форму простых знакомых предметов. Учить выполнять простые подражательные движения за учителем по инструкции. Формировать представление о фруктах и овощах. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость обучающихся. | Уметь организовывать рабочее место. Работать с учебными принадлежностями. Знать фрукты, овощи. Уметь работать по инструкции, подражанию. Выполнять задание от начала до конца в течении заданного времени. | 4 | |
10. | Коллективная работа. Лепка рельефов букв и цифр на подкладной доске по образцу, с применением инструментов для резания. | Использование при лепке всех приобретенных ранее навыков. Развивать мелкую моторику. Формировать положительное отношение к занятиям. Формировать умение работать в группах. Развивать внимание, речь. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | Уметь обращаться за помощью и принимать помощь. Уметь работать с тестом. Уметь работать в группах. Активно участвовать в деятельности. | 4 | |
Работа с бумагой и картоном - 24 часов | |||||
1. | Приёмы работы с бумагой: сминание, разглаживание, разрывание, сгибание, складывание. Изделие «Шкатулка» | Совершенствовать навыки и умения работы с бумагой. Развитие мелкой моторики рук. Формировать умение работать по инструкции. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям | Уметь обращаться за помощью и принимать помощь. Работать с учебными принадлежностями. Уметь последовательно выполнять несколько заданий. | 3 | |
2. | Работа с бумагой и ножницами. Изделие «Паучок» | Закрепить формирования умения работать с ножницами, навык резания по прямой. Учить оформлять работу рисунком. Познакомить с техникой безопасности работы с ножницами. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Развитие зрительного внимания. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям | Работать с учебными принадлежностями. Знать правила работы с ножницами. Уметь работать с ножницами, оформлять работу. Приветствовать одноклассников при встречи, прощаться. | 3 | |
3. | Аппликация из бумаги «Посуда». | Учить работать с клеем. Умение пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе. Способствовать расширению знаний о посуде. Воспитывать аккуратность обучающихся | Уметь организовывать рабочее место. Работать с учебными принадлежностями. Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. Активно участвовать в деятельности. | 2 | |
4. | Оригами. Изделие «Снегирь» | Познакомить с искусством оригами. Учить складывать лист в определенной последовательности. Развивать мелкую моторику рук. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Воспитывать бережное отношение к природе.
| Уметь делать оригами снеговика. Знать, что такое оригами. Знать правила поведения на занятии. Обращаться за помощью и принимать помощью. | 2 | |
5. | Коллективная работа. Оригами. Изделие «Корабли на рейде» | Продолжить знакомство с искусством оригами. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки коллективного творчества. | Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. Уметь работать в группах. Уметь совершать переход от одного задания к другому. | 2 | |
6. | Работа с бумагой – квилинг. Изделие «Цветы Герберы» | Формировать представление о новом виде работы с бумагой. Учить скручивать бумажные ленты, придавать им формы. Закрепить навыки работы с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям | Знать, что такое квилинг. Уметь скручивать бумагу, придавать форму. Уметь работать с клеем. Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. | 2 | |
7. | Аппликация. Изделие «Подсолнух» | Закрепить умения и навыки работы с бумагой. Учить свободному выбору и приёмам работы с бумагой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность обучающихся. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану. Уметь работать по инструкции. Активно участвовать в деятельности. | 3 | |
8. | Работа с гофрированным картоном. Изделие «Вишенка» | Формировать представление о новом материале – гофрированный картон. Закреплять умение скручивать бумагу в ленты, закреплять навык работы с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать терпеливое отношение к работе. | Знать правила работы с гофрированным картоном. Уметь скручивать бумагу. Обращаться за помощью и принимать помощь. Поддержание правильной позы. Уметь выполнять инструкцию педагога. | 3 | |
9. | Работа с гофрированной бумагой. Изделие «Ветка сирени» | Формировать представление о гофрированной бумаги, ее отличия от другого материала. Познакомить с правилами работы с гофрированной бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям. | Уметь организовывать рабочее место. Работать с учебными принадлежностями. Знать правила работы с гофрированной бумагой, ее отличия. Учить организовывать рабочее место. Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. Активно участвовать в деятельности. | 2 | |
10. | Подготовка к выставке работ. | Учить свободному выбору выставочных работ. Развитие активности учащихся. Выполнять работу по словесной инструкции учителя. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | Развивать самостоятельность в выполнении учебных заданий. Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. Активно участвовать в деятельности. Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. Активно участвовать в деятельности. | 2 | |
Календарно - тематическое планирование коррекционного курса ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
6 класс (2 вариант) 68 часов
№ п\п | Тема урока | Цель урока | Основные виды деятельности учащихся (БУД) | Кол-во часов | Дата | ||||||
Предметные действия (9 часов) | |||||||||||
1. | Застегивание и расстегивание пуговиц Игра «Кто быстрее», «Одень меня…», «Раздень меня» | Формировать и закреплять навыки самообслуживания. Закреплять умения застегивать и расстегивать пуговицы. Развитие мелкой моторики рук. Развитие глазомера. Развитие мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение. Воспитывать стремление к самостоятельности. | Иметь навыки самообслуживания. Уметь застегивать и расстегивать пуговицы. Выполнять действие с предметами по образцу, подражанию. Выполнять простейшие мыслительные процессы. Обращаться за помощью и принимать ее. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Положительное отношение к окружающей действительности. | 2 | |||||||
2. | Зашнуровать-расшнуровать. Упражнения «Веселые шнурочки», «Рамки – банты», «Шнуровка» | Учить шнуровать ботинки, (вдевать и выдергивать шнурок в отверстия ботинка.). Отрабатывать умение соотносить свойства предмета (цвет). Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Воспитывать навыки сотрудничества. | Уметь шнуровать ботинки. Готовность к организации взаимодействия с окружающей действительностью и эстетическому ее восприятию. Уметь выполнять инструкцию педагога. Выполнять задания в течение определенного периода времени. Подражание простым движениям и действиям с предметами. | 2 | |||||||
3. | Заплести-расплести. Упражнения « Я могу», «Заплети косу», « А ну – ка расплети». | Учить заплетать косы. Формировать навык соблюдения определенного порядка перемещения прядей. Развитие воображения, усидчивости. Воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом. | Уметь заплетать косы. Соблюдать определенный порядок перемещения прядей. Быть готовым к эстетическому восприятию окружающего мира. Выполнять инструкцию учителя, следить за объяснением учителя. Выполнять задания от начала до конца. Выполнять простые речевые инструкции. Следить за своим внешним видом. | 2 | |||||||
4. | Надеть-снять. Упражнения «А ну -ка, надень - ка», «Помоги снять», «Кто вперед? Я!» | Дать представление о словах «надеть», «снять», формировать навык правильного употребления слова «надеть». Формировать и закреплять навыки самообслуживания. Развивать сенсомоторную координацию, словарный запас. Воспитывать бережное отношение к вещам, школьным принадлежностям. | Уметь правильно использовать слово «надеть» в речи. Выполнять инструкцию о переходе с одного задания к другому. Быть готовым к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся. Уметь выполнять инструкции учителя, использовать по назначению предметы, учебный материал. Бережно относиться к школьным принадлежностям, вещам. | 2 | |||||||
5. | Работа с сыпучими материалами по показу и самостоятельно. Упражнения «Назови кашу», «Из чего получают», «Сделай сам» | Закреплять знания о сыпучих материалах (гречка, рис, сахар). Дать представление о сыпучих материалах (Крахмал, сода). Коррекция тактильного восприятия и мелкой моторики через ощупывание различных сыпучих материалов. Развитие речи через формирование умения описывать свои ощущения. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Иметь представление о сыпучих материалах крахмал и сода. Уметь описать словесно свои ощущения через ощупывание сыпучих материалов. Аккуратно выполнять работу. Выстраивать алгоритм предстоящей деятельности при помощи педагога. Выполнять простейшую инструкцию педагога. Выполнять действия с предметами по образцу. Самостоятельно или с частичной помощью учителя выполнять задания. | 1 | |||||||
Конструирование (10 часов) | |||||||||||
1. | Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х частей разрезных по горизонтали «Забор» | Развитие навыков конструирования. Формирование у детей умения строить забор из детских наборов строительного материала (по показу и словесной инструкции учителя). Коррекция мелкой моторики, глазомера. Воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность в работе. | Уметь строить забор из детского набора строительного материала. Уметь выполнять словесную инструкцию учителя. Выполнять подражание простым движениям и действиям с предметами. Выполнять задания от начала до конца в течение заданного времени. Положительное отношение к окружающей действительности. | 2 | |||||||
2. | Складывание разрезных картинок по образцу, разрезанных по вертикали. Игра «Части и целое». | Учить собирать сюжетную картинку из отдельных разрезных частей с опорой на образец. Развивать зрительное внимание, мышление. Воспитывать интерес к развивающим упражнениям, играм. | Уметь собирать сюжетную картинку по образцу. Самостоятельно выполнять задания или при минимальной помощи учителя. Уметь выполнять действие по образцу и подражанию, следить за объяснением учителя. Уметь работать с учебными принадлежностями. | 2 | |||||||
3. | Складывание картинок, разрезанных по горизонтали. Упражнение «Составь картинку». | Закреплять умение собирать сюжетную картинку. Формирование умений складывать картинки, разрезанные по горизонтали. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание. Воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к школьным принадлежностям. | Уметь собирать сюжетную картинку из отдельных частей, картину разрезанную по горизонтали. Следить за объяснением учителя, выполнять простейшую инструкцию. Выполнять задания в течении определенного времени от начала до конца. | 3 | |||||||
4. | Складывание картинок, разрезанных по скошенной линии. Упражнение «Составь и расскажи» | Формирование умений складывать картинки, разрезанные по скошенной линии. Развивать навык сравнения отдельных частей картинки, словарный запас, зрительное внимание. Воспитывать интерес к развивающим упражнениям, старательность. | Уметь складывать сюжетную картинку, разрезанную по скошенной линии. Сравнивать отдельные части картинки, рассказывать о содержании собранной картинки. Сигнализировать учителю об окончании задания. Уметь выполнять инструкцию учителя. Использовать по назначению учебные материалы. Уметь фиксировать взгляд на изображении. | 3 | |||||||
Работа с мозаикой (10 часов) | |||||||||||
1. | Заполнение панели мозаики произвольно. Упражнение «Волшебный мир». | Закрепить знания обучающихся о мозаике, как виде декоративно-прикладного искусства. Формировать умение работать по словесной инструкции. Развивать зрительное восприятие и внимание, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость обучающихся. | Знать виды мозаики. Уметь работать по словесной инструкции учителя. Уметь выполнять работу по образцу. Обращаться за помощью и принимать помощь. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты). Выполнять задания от начала до конца в течении определенного времени. | 3 | |||||||
2. | Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующего ряда» через один элемент: красный – синий – красный – синий и т. д. | Формировать умение выкладывать «чередующийся ряд» из мозаики. Развивать основные познавательные процессы, мелкую моторику, зрительное восприятие. Воспитывать отзывчивость, трудолюбие, старательность. | Уметь выкладывать «чередующийся ряд» из мозаики. Осознавать себя как ученика. Поднимать руки при ответе, вставать и выходить из – за парты. Собирать мозаику в течении 5 – 20 минут. Выполнять действия с предметами по подражанию и образцу. | 3 | |||||||
3. | Заполнение панели мозаики одного цвета при выборе ее из разноцветной мозаики (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). | Формирование умений выделять однородные предметы по цвету, выбирать предмет по названию цвета, заполнять прямой ряд из мозаики заданного цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук, мышление. Воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес к занятиям. | Уметь выделять однородные предметы по цвету, выбирать предмет по названию цвета. Уметь работать в парах, обращаться за помощью и принимать помощь. Положительное отношение к окружающей действительности. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией. | 2 | |||||||
4. | Выкладывание свободного узора по замыслу детей. | Формировать умение складывать узоры по образцу, картинке и по собственному замыслу. Развитие мелкой моторики, воображение. Воспитывать аккуратность обучающихся | Уметь начинать и поддерживать разговор, задавать вопрос, выражать свои намерения, просьбу. Уметь организовать рабочее место. Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. Активно участвовать в деятельности. | 2 | |||||||
Работа с пластичным материалом (15часов) | |||||||||||
1. | Правила работы с пластическими материалами. Изделия из пластичных материалов. Композиция «Космос». | Закрепить знания о приемах работы с пластилином. Повторить правила поведения на уроке. Учить анализировать образец пейзажа и на его основе создавать собственный эскиз. Формировать умение создавать цветовые оттенки путем смешивания пластилина, выполнять рельеф с использованием пластилина. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать терпеливое отношение к работе | Знать приемы работы с пластилином, правила поведения на уроке. Выделять существенные свойства предметов, анализировать, сравнивать наглядный материал. Уметь создавать цветовые оттенки, выполнять рельеф. Выполнять простейшую инструкцию учителя. Следить за объяснением учителя. Вставать при ответе. Переходить от одного задания к другому в соответствии с алгоритмом действий. | 3 | |||||||
2. | Работа с пластичными материалами (солёное тесто). Изделие «Лепка птиц: Воробей». | Создать условия для уточнения и расширения представлений об особенностях работы с соленым тестом. Сформировать умение работать с соленым тестом. Способствовать расширению знаний о птицах. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать терпеливое отношение к работе. | Знать особенности работы с соленым тестом. Уметь работать с соленым тестом. Иметь представление о внешнем строении птицы воробья. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Проявлять положительное отношение к природе. Активно участвовать в деятельности. | 3 | |||||||
3. | Работа с пластичными материалами (солёное тесто). Изделие «Магнит из теста» | Расширить представления учащихся о видах пластичных материалов и работе с ними. Учить сравнивать материалы по предложенным критериям. Развивать навыки лепки, мелкую моторику. Воспитывать эстетический вкус | Знать основные термины и понятия (пластичные материалы, тестопластика). Проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям. Выполнять инструкцию педагога дай, сядь, встань, посмотри. Уметь работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место. | 3 | |||||||
4. | Работа с пластичными материалами (солёное тесто). Изделие «Торт». | Формировать аналитические способности. Расширить представления учащихся о профессиях (пекарь, кондитер). Закрепить умение использовать технологию лепки из солёного теста для выполнения изделия. Развивать мелкую моторику рук, словарный запас обучающихся. Воспитывать терпеливое отношение к работе. | Различать основные профессии в области кулинарного кондитерского искусства. Понимать значение профессий в области кулинарного кондитерского искусства в жизни человека. Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала. Уметь сравнивать приёмы работы с солёным тестом и приёмы работы с пластилином. Уметь организовывать рабочее место для работы с солёным тестом. использовать технологию лепки из солёного теста для выполнения изделия. | 3 | |||||||
5. | Разминание пластилина разными способами. Изделие «Цветик – семицветик» | Закрепить умение создавать пластилиновые картинки с помощью приёмов надавливания и размазывания. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, пользоваться шаблоном. Воспитывать чувство уважения к окружающим людям. | Уметь создавать пластилиновые картинки с помощью приёмов надавливания и размазывания. Уметь ориентироваться на листе бумаги, пользоваться шаблоном. Выполнять инструкцию о переходе от одного задания к другому. Следить за объяснением учителя. Выполнять задания в течение определенного времени. Уважительно относится к окружающим людям. | 3 | |||||||
Работа с глиной (12 часов) | |||||||||||
1. | Знакомство с глиной и её свойствами. | Формировать представления о глине, о её видах, нахождении в природе, о свойствах глины. Развивать внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать у детей любовь к природе, самостоятельность, трудолюбие. | Иметь представления о глине, о её видах, нахождении в природе, о свойствах глины (мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться). Поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты. Уметь выполнять инструкции педагога, использовать по назначению учебный материал. Поддерживать правильную позу. | 2 | |
2. | Приемы работы с глиной. Изделие «Кувшин». | Познакомить обучающихся с приемами работы с глиной. Развивать мышление, память, мелкую моторику рук. Сформировать умение комбинировать методы лепки в процессе изготовления рельефа. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Знать приемы работы с глиной. Уметь использовать полученные навыки при работе с глиной. Уметь выполнять словесную инструкцию педагога. Выполнять задание в течении определенного времени. Уметь сравнивать и классифицировать на наглядном материале. | 3 | |
3. | Приемы работы с глиной: разминание - надавливание руками и пальцами на кусок глины. Изделие: «Тарелочки» Сформировать умение использовать в работе с глиной полученные навыки. | Научить приему работы с глиной: надавливание. Познакомить с правилами работы с глиной. Закрепить умение выполнять работу по словесной инструкции учителя. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость обучающихся. | Уметь работать с глиной при помощи приема разминания. Знать правила работы с глиной. Выполнять словесную инструкцию учителя. Проявлять положительное отношение к школе и деятельности. | 2 | |
4. | Отщипывание — отделение от большого куска глины небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки, соединение деталей. Изделие «Гусь». | Научить приемам работы с глиной: соединения деталей, отщипывание. Учить передавать форму простых предметов. Закреплять умение работать по инструкции. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям. | Уметь работать с глиной при помощи приема отщипывания. Уметь передавать форму предметов. Выполнять словесную инструкцию учителя. Обращаться за помощью и принимать помощь. Уметь правильно работать с учебными принадлежностями. Использовать школьные предметы по назначению. | 2 | |
5. | Лепка из глины по образцу. Изделие дымковская игрушка «Баран» | Учить передавать форму простых предметов. Закреплять умение выполнять простые подражательные движения за учителем по инструкции. Формировать представление о дымковской игрушке. Развивать мелкую моторику рук, память, воображение. Воспитывать усидчивость обучающихся. | Уметь передавать форму простых предметов. Выполнять действие по подражанию или образцу. Стараться выполнять задания без постоянного контроля учителя. Выполнять задания от начала до конца в течении заданного времени. Следить за объяснением учителя. Обращаться и принимать помощь. | 3 | |
Работа с бумагой (12 часов) | |||||
1. | Основные приемы работы с бумагой: разрывание, сгибание, складывание. Изделие « Щенок» | Совершенствовать навыки и умения работы с бумагой. Развитие мелкой моторики рук. Формировать умение работать по инструкции. Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям | Уметь обращаться за помощью и принимать помощь. Работать с учебными принадлежностями. Уметь последовательно выполнять несколько заданий. | 3 | |
2. | Обучение приёмам резания и приклеивания бумаги. Изделие: «Украшение рыбки.» | Учить детей технологии обработки бумаги (резания и соединение деталей с помощью клея). Закрепить умение правильного использования ножниц и бумаги на уроках. Развивать внимание, мышление, умение анализировать. Воспитывать бережное отношение к материалам, к животным и окружающей среде | Уметь резать бумагу и соединять детали при помощи клея. Уметь правильно использовать ножницы и бумагу на уроках. Знать правила работы с ножницами. Делать простейшие обобщения, уметь сравнивать, классифицировать на наглядном материале. Поддерживать правильную позу. Уметь выполнять действие по образцу и подражанию. Уважительно относится к окружающей действительности. | 3 | |
3. | Работа с бумагой. Аппликационные работы. Изделия: «Волшебные фигуры». | Закрепить знания о приемах работы с бумагой: склеивание, отрезание, складывание. Познакомить с правилами разметки при помощи шаблонов и сгибанием. Развивать глазомер и мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность и усидчивость. | Использовать приемы работы с бумагой (склеивание, отрезание, складывание). Знать правила разметки при помощи шаблонов и сгибания. Обращаться за помощью и принимать ее. Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место. Выполнять простейшие инструкции педагога. | 2 | |
4. | Работа с бумагой. Аппликация "Кошка"" | Формировать умение собирать из разных геометрических фигур кошку. Закрепить умение смазывать детали клеем и приклеивать их на лист бумаги. Развивать координацию рук при резании бумаги, воображение и творческие способности. Воспитывать трудолюбие, умение довести начатое дело до конца. | Уметь собирать из разных геометрических фигур кошку. Уметь смазывать детали клеем и приклеивать их. Следить за объяснением учителя. Поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты. Выполнять задание в течении определенного времени. Выполнять задание от начала до конца в течении заданного времени. | 2 | |
5. | Работа с гофрированной бумагой. Портрет «Веселый клоун». | Закрепить представление о гофрированной бумаги, ее отличия от другого материала. Продолжить формировать навыки безопасной работы ножницами. Учить изготовлять симметричные фигуры. Воспитывать бережное, экономное отношение к материалу. | Иметь представление о гофрированной бумаге и ее отличиях от другого материала. Уметь правильно работать с ножницами. Уметь изготавливать симметричные фигуры. Выполнять простейшую инструкцию учителя, просить о помощи, использовать по назначению учебный материал. Выполнять действия с предметами по образцу. Выполнять задания без постоянного контроля учителя. | 2 |
6.Материально – техническое обеспечение
Для реализации программы используется: учебно - методический комплекс (далее УМК):
- Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М.,«Академия», 2003 год.
- Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – журнал «Дефектология», №3, 2005.
- ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»М. «Владос», 2007г.
- Т.В.Карцева. Занятия для детей с задержкой психического развития.- Волгоград: Учитель, 2012.
Демонстрационные и печатные пособия:
- магнитная доска;
- демонстрационный материал (предметные картинки, таблицы) в соответствии с основными темами;
- детские наборы строительного материала;
- предметы объёмных форм в соответствии с основными темами;
- наборы для работы с цветной бумагой, картоном в соотвествии с основными темами;
- наборы для лепки в соответствии с основными темами.
Технические средства обучения:
- магнитофон;
- компьютер.
Оборудование кабинета
- столы ученические двухместные, одноместные с комплектом стульев;
- стол учительский со стулом;
- шкафы для хранения демонстрационных, дидактических пособий;
- доска;
- софиты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Алгебра» для глухих обучающихся 9 - 11 классов, имеющих задержку психического развития.
Рабочая программа для глухих обучающихся 9-11 классов, имеющих задержку психического развития...
Рабочая программа по предмету «Геометрия» для глухих обучающихся 9 - 11 классов,имеющих задержку психического развития
Рабочая программа по геометрии для глухих обучающихся 9-11 классов, имеющих задержку психического развитя...

Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 4 класс НОО...

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)
Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 1 класса с задержкой психического развития "Путешествие в осенний лес".
Цель коррекционо-развивающего занятия: обогащение знаний о животных и растительности леса, развитие психических процессов....
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-11 классов с задержкой психического развития
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-11 классов с задержкой психического развития...