Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Создание условий для успешной социализации детей в творческом объединении»
материал
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Создание условий для успешной социализации детей в творческом объединении»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Создание условий для успешной социализации детей в творческом объединении»
В Концепции воспитания учащейся молодежи в современном
обществе, разработанной педагогами А.А. Бодалевым, А.В.
Мудрик дается определение социализации, которое, по нашему
мнению, в большей степени отражает его сущность:
«Социализация – процесс двусторонний. С одной стороны,
индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы,
установки, присущие обществу и социальным группам, в
которые он входит. А с другой в процессе социализации он
активно воспроизводит систему социальных связей и
социальный опыт»
Социальный опыт- это всегда результат действия ребенка,
активного взаимодействия с окружающим миром.
В младшем школьном возрасте у детей складывается новая
для них социальная позиция школьника. Идет освоение
социального опыта в процессе учебной деятельности.
Источниками социального опыта детей являются: их
собственные действия в различных жизненных ситуациях и
переживание этих ситуаций, раздумье (логическое
осмысление) над наблюдаемыми поступками других людей и
их переживание и, наконец, косвенный опыт других людей,
заключенный в произведениях литературы, картинах,
фильмах, переработанный и «присвоенный».
67
Формирование социально – бытовых представлений и навыков является одним из
немногих видов деятельности, в котором ребенок достигает видимого успеха, что
чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития. Задачей данного
направления является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и
труду в обществе.
Успех в профессиональной деятельности, активности в общественной жизни
зависит от уровня владения навыками общения, умением воспринимать,
передавать полученную информацию, также от степени социально-бытовой
компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой
быт.
Главное условие успешности решения поставленных задач по социальнобытовой подготовке детей - это разнообразная ежедневная практическая
деятельность обучающихся не только в школе, но и в учреждениях
дополнительного образования.
Обучение детей в творческих объединениях так же способствует накоплению
опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного
поведения и достигается путем организации различных видов деятельности и
межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнениях, в ходе
проведения воспитательных занятий.
На сегодняшний день трудности во взаимоотношениях детей возникают
достаточно часто. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения
с другими людьми, становится все более важным.
68
В процессе формирования у обучающихся социально-бытовых навыков
решаются следующие задачи:
- формирование элементов обобщённых социально-бытовых знаний;
- формирование социальной ориентировки на основе расширения
круга социально-нравственных представлений об окружающем мире;
- привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания:-
развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально-волевой сферы,
поведенческого опыта;
- формирование знаний и представлений о нормах этики и культуры;
- воспитание позитивных качеств личности;
- воспитание бережного и аккуратного отношения к предметам, изделиям,
сделанными своими руками.
Очень важно в организации деятельности обучающихся соблюдать
принципы: постепенности, последовательности, систематичности,
дифференцированности обучения.
69
Способы организации социальнобытовой деятельности:
- фронтальный (со всеми детьми);
- групповой (3-5 детей);
- индивидуальный.
Для активизации детей и привлечения их к социальнобытовой деятельности используются разнообразные
приёмы и формы работы:
Методы и приемы
Демонстрация, наблюдение, моделирование жизненных
ситуаций, имитирующие игры, упражнения, личностная
аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации,
решение логических задач, задания, оценивание действий
людей в реальных ситуациях, рисование, лепка, аппликация
и др..
70
Большое место занимают игровые формы
детской деятельности. Игра помогает
добиваться усвоения многих навыков. Через
беседы и практические занятия
обучающиеся развивают устную речь,
коммуникативные навыки.
Психологические игры, используемые
на занятиях, помогают создать в группе
дружескую атмосферу взаимопомощи,
доверия и доброжелательного отношения
детей друг к другу.
71
Формы организации работы с обучающимися
КРЗ (коррекционно – развивающие занятия).
Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие).
Беседы.
Тренинги.
Практические занятия.
Походы.
Общение со сверстниками.
Участие детей в различных конкурсах, праздниках, мероприятиях.
Использование ИКТ
Методы воспитательного воздействия
Ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания:
Объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами,
тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами,
буклетами).
Репродуктивные (работа по образцам).
Частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок,
использование развивающих игр).
Предметно – практические методы.
Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).
Методы организации деятельности (упражнение, показ, подражание,
поручение).
Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
72
73
Обязательно на занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности,
как пользоваться колющими и режущими инструментами и приспособлениями,
приборами. Во время выполнения различных практических работ, дети
приобретают навык соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Комплекс мероприятий по успешной социализации обучающихся
Воспитательные мероприятия, тренинги по нравственной тематике:
О сострадании и жестокосердии;
Внимательность к окружающим;
Доброжелательность в общении;
Спешите делать добро. Изготовление подарков.
Дружить-мирно жить.
Работа с родителями по успешной социализации обучающихся:
Роль семейных традиций в воспитании школьника;
Поощрение и наказание в семье;
Как научить ребенка говорить правду;
Особенности интеллектуального и личностного развития детей;
Что мой ребенок хочет сказать своим поведением.
74
Игровые проекты, направленные на успешную социализацию младшего
школьника:
Мы составляем наш автопортрет;
Я - первый, а кто со мной?;
Маскарад вредных привычек;
Чем будем заниматься?
Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
Совесть – нравственное мерило человека;
Красота души человека;
Мир, с которым я дружу;
Законы уважения;
Занятие в клубе «Азбука нравственности»;
Гармония жизни в нравственности;
Добрый поступок;
Духовные традиции разных народов;
Светлые мысли, хорошие слова и добрые поступки;
Праздники, сюрпризы, конкурсы;
Экскурсии, поездки.
75
Вывод
Таким образом, использование в работе с обучающимися
разнообразных форм и методов, способствует реализации
задач по формированию социально-бытовых умений и
навыков, что способствует их социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования УДОД по сбору и сдаче сведений для заполнения АИСУ «Параграф» в учреждениях дополнительного образования детей.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, чья деятельность связана со сбо...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».
При всем разнообразие программ, методы, формы, средства должны быть разнообразными и должны учитывать особенности программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»...

Методические рекомендации и диагностический материал воспитателям «Создание условий для успешной социальной адаптации воспитанников в условиях центра содействия семейному воспитанию»
quot;Социальная полноценность есть конечнаяцелевая точка воспитания, так как всепроцессы сверхкомпенсации нап...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Система работы педагога дополнительного образования над темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества образовательного процесса»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Система работы педагога дополнительного образованиянад темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества ...