Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Создание условий для успешной социализации детей в творческом объединении»
материал

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Создание условий для успешной социализации детей в творческом объединении» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rek.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Создание условий для успешной социализации детей в творческом объединении»

В Концепции воспитания учащейся молодежи в современном

обществе, разработанной педагогами А.А. Бодалевым, А.В.

Мудрик дается определение социализации, которое, по нашему

мнению, в большей степени отражает его сущность:

«Социализация – процесс двусторонний. С одной стороны,

индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы,

установки, присущие обществу и социальным группам, в

которые он входит. А с другой в процессе социализации он

активно воспроизводит систему социальных связей и

социальный опыт»

Социальный опыт- это всегда результат действия ребенка,

активного взаимодействия с окружающим миром.

В младшем школьном возрасте у детей складывается новая

для них социальная позиция школьника. Идет освоение

социального опыта в процессе учебной деятельности.

Источниками социального опыта детей являются: их

собственные действия в различных жизненных ситуациях и

переживание этих ситуаций, раздумье (логическое

осмысление) над наблюдаемыми поступками других людей и

их переживание и, наконец, косвенный опыт других людей,

заключенный в произведениях литературы, картинах,

фильмах, переработанный и «присвоенный».

67

Формирование социально – бытовых представлений и навыков является одним из

немногих видов деятельности, в котором ребенок достигает видимого успеха, что

чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития. Задачей данного

направления является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и

труду в обществе.

Успех в профессиональной деятельности, активности в общественной жизни

зависит от уровня владения навыками общения, умением воспринимать,

передавать полученную информацию, также от степени социально-бытовой

компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой

быт.

Главное условие успешности решения поставленных задач по социальнобытовой подготовке детей - это разнообразная ежедневная практическая

деятельность обучающихся не только в школе, но и в учреждениях

дополнительного образования.

Обучение детей в творческих объединениях так же способствует накоплению

опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного

поведения и достигается путем организации различных видов деятельности и

межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнениях, в ходе

проведения воспитательных занятий.

На сегодняшний день трудности во взаимоотношениях детей возникают

достаточно часто. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения

с другими людьми, становится все более важным.

68

 В процессе формирования у обучающихся социально-бытовых навыков

решаются следующие задачи:

- формирование элементов обобщённых социально-бытовых знаний;

- формирование социальной ориентировки на основе расширения

круга социально-нравственных представлений об окружающем мире;

- привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания:-

развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально-волевой сферы,

поведенческого опыта;

- формирование знаний и представлений о нормах этики и культуры;

- воспитание позитивных качеств личности;

- воспитание бережного и аккуратного отношения к предметам, изделиям,

сделанными своими руками.

Очень важно в организации деятельности обучающихся соблюдать

принципы: постепенности, последовательности, систематичности,

дифференцированности обучения.

69

Способы организации социальнобытовой деятельности:

- фронтальный (со всеми детьми);

- групповой (3-5 детей);

- индивидуальный.

Для активизации детей и привлечения их к социальнобытовой деятельности используются разнообразные

приёмы и формы работы:

Методы и приемы

Демонстрация, наблюдение, моделирование жизненных

ситуаций, имитирующие игры, упражнения, личностная

аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации,

решение логических задач, задания, оценивание действий

людей в реальных ситуациях, рисование, лепка, аппликация

и др..

70

Большое место занимают игровые формы

детской деятельности. Игра помогает

добиваться усвоения многих навыков. Через

беседы и практические занятия

обучающиеся развивают устную речь,

коммуникативные навыки.

Психологические игры, используемые

на занятиях, помогают создать в группе

дружескую атмосферу взаимопомощи,

доверия и доброжелательного отношения

детей друг к другу.

71

Формы организации работы с обучающимися

 КРЗ (коррекционно – развивающие занятия).

 Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие).

 Беседы.

 Тренинги.

 Практические занятия.

 Походы.

 Общение со сверстниками.

 Участие детей в различных конкурсах, праздниках, мероприятиях.

 Использование ИКТ

Методы воспитательного воздействия

Ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания:

 Объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами,

тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами,

буклетами).

 Репродуктивные (работа по образцам).

 Частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок,

использование развивающих игр).

 Предметно – практические методы.

 Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).

 Методы организации деятельности (упражнение, показ, подражание,

поручение).

 Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

72

73

Обязательно на занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности,

как пользоваться колющими и режущими инструментами и приспособлениями,

приборами. Во время выполнения различных практических работ, дети

приобретают навык соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Комплекс мероприятий по успешной социализации обучающихся

Воспитательные мероприятия, тренинги по нравственной тематике:

 О сострадании и жестокосердии;

 Внимательность к окружающим;

 Доброжелательность в общении;

 Спешите делать добро. Изготовление подарков.

 Дружить-мирно жить.

Работа с родителями по успешной социализации обучающихся:

 Роль семейных традиций в воспитании школьника;

 Поощрение и наказание в семье;

 Как научить ребенка говорить правду;

 Особенности интеллектуального и личностного развития детей;

 Что мой ребенок хочет сказать своим поведением.

74

Игровые проекты, направленные на успешную социализацию младшего

школьника:

 Мы составляем наш автопортрет;

 Я - первый, а кто со мной?;

 Маскарад вредных привычек;

 Чем будем заниматься?

Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;

 Совесть – нравственное мерило человека;

 Красота души человека;

 Мир, с которым я дружу;

 Законы уважения;

Занятие в клубе «Азбука нравственности»;

 Гармония жизни в нравственности;

 Добрый поступок;

 Духовные традиции разных народов;

 Светлые мысли, хорошие слова и добрые поступки;

 Праздники, сюрпризы, конкурсы;

 Экскурсии, поездки.

75

Вывод

Таким образом, использование в работе с обучающимися

разнообразных форм и методов, способствует реализации

задач по формированию социально-бытовых умений и

навыков, что способствует их социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования УДОД по сбору и сдаче сведений для заполнения АИСУ «Параграф» в учреждениях дополнительного образования детей.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, чья деятельность связана со сбо...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».

При всем разнообразие программ, методы, формы, средства  должны быть разнообразными и должны учитывать особенности  программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»...

Методические рекомендации и диагностический материал воспитателям «Создание условий для успешной социальной адаптации воспитанников в условиях центра содействия семейному воспитанию»

quot;Социальная  полноценность   есть  конечнаяцелевая    точка   воспитания,   так   как   всепроцессы сверхкомпенсации нап...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Система работы педагога дополнительного образования над темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества образовательного процесса»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Система работы педагога дополнительного образованиянад темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества ...