Статья "Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно- прикладного искусства"
статья

Разумович Галина Федоровна

Данная статья рассматривает формы и методы обучения прикладному творчеству, при применении которых, получаем желаемый результат, что соответственно влияет на эстетическое воспитание и желание создавать что - либо. Также представлена информация о влиянии творческих занятий на развитие психических процессов и формироваие эстетической культуры личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства 

Разумович Г.Ф.

Разумович Галина Федоровна, педагог дополнительного образования, МБУДО г. Иркутск ДДТ»№.

        Аннотация. Данная статья рассматривает формы и методы обучения прикладному творчеству, при применении  которых получаем желаемый результат, что соответственно влияет на эстетическое воспитание и желание создавать что-либо. Также представлена информация о влиянии творческих занятий на развитие психических процессов и формирование эстетической культуры личности.

Обучение мастерству – особый вид деятельности. У народных мастеров издревле были ученики и помощники. Навыки ремесел из поколения в поколение передавались от учителя к ученикам. Сегодня традиционные виды ремёсел претерпевают трансформацию, как и всё, что нас окружает. Мир меняется, растет поток информации, а вместе с ним появляются новые по фактуре и свойствам материалы и приспособления, которые можно использовать в творчестве.  

Декоративно-прикладное традиционное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Эстетическое воспитание способствует формированию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, формирует эстетическую культуру личности. Образцы народного творчества, созданные умельцами, способствуют художественному воспитанию детей. В основу декоративно-прикладного творчества заложены специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое в простых и лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира.  

На занятиях по обучению видам и жанрам декоративно-прикладного творчества важно не просто показать шаблонный процесс изготовления чего-либо, но и вооружить умением придавать значение изделию, вносить в процесс его создания переживания, чувства, мысли. Вначале важно изучить историю происхождения предмета. То есть, у ребенка должна появиться потребность прикоснуться к истории, к культуре своей страны, тогда создание изделий будет проходить с интересом и творчеством. Творческие занятия способствуют развитию психических процессов, организованности, дисциплинированности.

Одной из форм обучения декоративно-прикладному творчеству является мастер-класс. Используя мастер-классы по технологии ремесел, можно добиться быстрых результатов. Помимо чисто практического назначения, мастер-классы преследуют еще одну, хоть и менее очевидную, но весьма важную цель – интеллектуальное и эстетическое развитие всех участников этого процесса. Мастер-класс содействует развитию у обучающихся самостоятельно и нестандартно мыслить, способствует их личностному росту, расширяет кругозор.  

Например, освоение технологии изготовления изделий из соленого теста.

Примерный план работы будет таким.

1. Знакомство с историей (легендой) появления поделок из теста.

Здесь обязательно подключаются дети, ведь кто-нибудь, возможно, слышал легенду, или читали родители. Это пробуждает интерес, вызывает у учащихся эмоциональный отклик.

2. Демонстрация готовых работ мастера и, конечно же, лучших работ, изготовленных учащимися, для формирования мотивации к деятельности.

Дети узнают, как замесить тесто, какими приспособлениями и инструментами пользоваться, как склеивать детали.

3. Мастер – класс. Последовательный показ лепки, например, птицы.

Педагог пошагово демонстрирует создание птицы. Очень важно находиться в центре, чтобы все дети одинаково наблюдали процесс «рождения» изделия. Для неискушённых зрителей процесс показа выполнения работы напоминает волшебство.

4. Самостоятельная работа. Конечно, дети будут задавать вопросы, просить помощи, но они уже точно знают, как это делать.

К самостоятельной работе дети подготовлены, глаза помнят все движения рук педагога, они готовы создавать свою «птичку».

5. Рефлексия. Ребята делятся накопившимися эмоциями, отвечая на вопросы педагога.

Если исходить из того, что процесс обучения в дополнительном образовании детей имеет практико-ориентированный характер как совокупность приемов, способов, методов и форм обучения, и направлен на формирование у обучающихся умений и навыков практической работы, то мастер-классы успешно могут применяться в обучении детей.  

Практика показывает, что эта форма проведения учебных занятий применяется и «работает» со всеми возрастными группами, вызывает интерес и побуждает к действию.

Не будем забывать, что мастер-класс лишь дополняет традиционные методы и приемы.

В своей работе нужно использовать традиционные и нетрадиционные формы занятий: занятие-экскурсия, занятие-путешествие, занятие-выставка. Это вызывает интерес у обучающихся.

Объяснительно-иллюстративные методы способствуют осознанному восприятию учебного материала (рассказ, беседа, демонстрация таблиц, методических пособий, содержащих последовательность изготовления работы, демонстрация образцов народного прикладного искусства).  

Репродуктивные методы обеспечивают усвоение действий, формируют умения и навыки. При многократном повторении действий обучающиеся добиваются аккуратности, скорости, нужного результата.

С учетом разных возможностей и подготовки детей, на занятиях предусмотрен дифференцированный подход обучения, цель которого   состоит в том, чтоб помочь каждому обучающемуся достичь результата, отвечающего его индивидуальным потребностям. А, говоря об эстетическом воспитании, можно сказать, что воспитывает все, что окружает нас.

В заключение важно отметить, что нужно использовать все возможные методы, способы и приемы для достижения планируемых результатов, в частности, применять на занятиях образовательные технологии, способствующие в короткий срок освоить ремесло, ведь мы работаем на результат. Использовать то, что больше всего получается, например, игровые технологии. Участие обучающихся в играх способствует их самоутверждению, формированию учебной мотивации, развивает настойчивость, стремление к успеху, развивает воображение и фантазию, способствует быстрому запоминанию изученного материала. Необходимо предоставить ребёнку возможность самостоятельного творческого поиска в создании чего-либо.  Ведь познавательный процесс играет огромную роль на развитие эстетического воспитания младшего школьника. Бытует мнение, что и труд также влияет на эстетическое воспитание. Но важным источником является искусство, и именно оно выражает эстетическое отношение человека к действительности.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Эстетическое воспитание детей детского дома средствами декоративно - прикладного искусства"

Для  эстетического   воспитания    особенно   актуальны   вопросы...

Инновационный проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного творчества»

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего учреждения. Данный проект был представлен и на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций ...

Развитие художественно-творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства. (Методическая статья)

 Занятие по обучению росписи пасхальных яиц с использованием натуральных красок и воска. У детей  развивается творческая активность, любознательность, инициатива и стремление к творче...

Организация исследовательской деятельности младших школьников по декоративно-прикладному творчеству

Цель творческой разработки - выявить и применить на практике формы и методы исследовательской деятельности младших школьников на занятиях  по программе «Мир творчества».Практическая значимость тв...

Выступление на тему "Самоопределение личности средствами декоративно-прикладного искусства"

Выступление подготовлено для участников межрегонального обучающего семинара психологов и социальных педагогов "Молодежные субкультуры: методы и формы профилактической работы в условиях современного об...

Воспитание юных патриотов средствами декоративно-прикладного искусства

Воспитание любви к Родине средствами декоративно-прикладного искусства – сложная, но интересная задача.   Народное декоративно-прикладное искусство может стать неисчерпаемым ...

Развитие мотивации к обучению учащихся младших классов средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ. Формирование художественного вкуса

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предмет...