Технологическая карта урока для обучающихся с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (2 вариант)10 класс Предмет Изобразительная деятельность Тема: "Новогодняя ёлка" лепка из пластилина
учебно-методический материал (10 класс)
Технологическая карта урока Изобразительная деятельность "Новогодняя ёлка" лепка, для обучающихся с нарушениями интеллекта и ТМНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
для обучающейся с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (2 вариант) 10 кл.,
Предмет: Изобразительная деятельность, окружающий мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация
Тема: «Новогодняя ёлка» лепка из пластилина
Тип урока: комбинированный
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА | |
Цель урока | Создать Новогоднюю ёлку из пластилина. |
Задачи урока | Коррекционно-образовательные: формирование умения работать по инструкции, ориентируясь на образец. Формирование умения раскатывать силиконовым валиком пластилин в пласт, накладывать формочку на пласт пластилина и выдавливать деталь, собирать изделие путём накладывания деталей поочерёдно снизу наверх, наряжать ёлку мелкими украшениями вдавливая их в пластилин. Закреплять знание числового ряда от 1-7, закреплять понятие количество, «сколько», «всего», закрепление и расширение знаний о ёлках их сходстве и различии, как их доставляют на новогодний праздник и как их украшают к Новому году. |
Коррекционно-развивающие: развитие мышления, памяти, внимания, речи; развитие мелкой моторики пальцев рук; уточнение и закрепление пространственных представлений (большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, сверху (вверху), снизу (внизу), справа, слева, на, между, в середине), развивать чувство формы (треугольник, сердце) и пропорций. | |
Коррекционно-воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус, интерес к творчеству. | |
Ожидаемые результаты (БУД – базовые учебные действия) | Предметные: соберёт ёлку из изготовленных деталей, нарядит ёлку по собственному замыслу, использует необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином, разовьёт мелкую моторику рук. Познавательные: запланирует последовательность выполнения своей работы под руководством учителя, понаблюдает свойства пластичных материалов, освоит способы и правила работы с пластичным материалом, овладеет умением корректировать свою работу. |
Личностные: сориентируется на плодотворную работу, положительно отнесётся к творческой деятельности (лепить из пластилина). Коммуникативные: овладеет способностями сотрудничать с учителем, будет отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, разовьёт умение видеть прекрасное в окружающем, воспитает аккуратность, доброжелательность, отзывчивость. Регулятивные: примет и сохранит учебную задачу, осуществит действия по заданному плану, проконтролирует свою деятельность при выполнении работы по образцу, организует своё рабочее место, оценит свою работу. | |
Педагогические технологии | Интегрированное, развивающее обучение с игровыми, информационными, коммуникативными, здоровьесберегающими технологиями. |
Методы, методические приемы | словесный (вопросы, использование художественного слова), игровой, наглядный (показ способов выполнения работы), практический (моделирование). |
Материалы | Оборудование:
|
СТРУКТУРА УРОКА | |
Этапы урока | Содержание |
Введение в урок | Организационный этап: Звенит звонок (колокольчик). - В начале урока давай подготовим с тобой рабочее место. Открывай альбом по изобразительной деятельности и смотри, чем мы будем сегодня заниматься: делать аппликацию, рисовать или лепить? В альбом вложена картинка с изображением атрибутов для лепки. - Скажи, чем мы будем сегодня заниматься? (лепкой) Подготовка рабочего места: - В коробке у тебя есть всё необходимое для лепки, давай назовём что там есть (пластилин, стек, дощечка, силиконовый коврик, силиконовый валик, набор формочек (сердечки разных размеров 3 шт.), миска для воды, салфетки сухие и влажные, помазок с водой). Рабочее место готово. - На уроке мы будем лепить, а что лепить надо будет угадать. Мотивационный этап: Игра: «Что в мешочке?» - Опускай руку в мешок, ощупывай и отвечай на вопросы. - Что там? (там мягкое? твёрдое? мокрое? липкое? колючее?) (колючее) Догадалась? (если нет ответа, то загадывается загадка) Загадка: - Зелёная, колючая, в лесу растёт. Всегда приходит в гости к нам на Новый год. (ёлка) - Скажи, что мы будем делать на уроке? (лепить ёлку из пластилина) - Да, но не простую ёлку, а новогоднюю, а что нужно сделать, чтобы обычная ёлка из леса стала новогодней красавицей? (украсить её игрушками) - Тема нашего урока - лепка Новогодней ёлки из пластилина. Сюрпризный момент: (стук в дверь) - Послушай, кто-то стучится в дверь, пойду посмотрю. Это игрушечные лесные звери пришли к нам в гости, как их много. Здравствуйте звери! (предлагается поприветствовать обучающейся) (Привет!) - Давай назовём всех, кто к нам пришёл в гости (лось, белка, олень, заяц, лиса, сова, волк) - Сколько вас? (они не знают) Давай их сосчитаем (счёт от 1-7) Всего (семь) Покажи на числовой прямой (показ) - Звери, а что вы такие грустные? Вы говорите, что скоро Новый год, а у вас нет Новогодней ёлки. - Поможем? (предлагается подумать, как мы можем помочь лесным друзьям) – Ты можешь слепить ёлку из пластилина, мы как раз хотели это сделать. Сделаешь доброе дело для наших лесных друзей и у них будет праздник, они сразу станут весёлыми. Звери, сделаем мы вам Новогоднюю ёлку. - Но сначала надо вспомнить какие бывают ёлки и как они к нам попадают на Новогодний праздник. Звери, вы знаете, нет, тогда внимательно нас слушайте сейчас мы вам расскажем и покажем. (презентация) Ставится ноутбук (крышка засыпана «снежными» комочками). Дыхательная и артикуляционная гимнастика: Игра: «Ветерок» - Посмотри сколько «снежных» комочков упало на мой ноутбук, прям весь засыпало, давай очистим его, превращаемся в ветерок, и все сдуваем. - Вдох через нос, выдох через рот (фу). - Всё сдула, молодец! |
Основная часть | Повторение пройденного материала: ЭОР презентация: «Какие бывают ёлки и как они попадают на Новогодний праздник?» 1 слайд - Ёлки бывают разные (большие и маленькие) (предлагается показать руками – размер) - Большая ёлка называется – ЕЛЬ, маленькая – ЁЛОЧКА (карточки со словами ель и ёлка для глобального чтения) - Покажи слово, где большая ёлка, где маленькая. (ЕЛЬ, ЁЛОЧКА) - Ёлки бывают разные (высокие и низкие) (предлагается показать руками – высоту) - Покажи на картинке высокую и низкую ёлку (картинка с изображением высокой и низкой ёлки) - Ёлки бывают разные (узкие и широкие) (предлагается показать руками – ширину) - Покажи на картинке в каком месте ЕЛЬ широкая, а в каком узкая (картинка с изображением ёлки); (сверху – узкая, снизу – широкая) - Ёлки бывают одинаковые по цвету (карточка с цветом) - Какой цвет у ёлки? (зелёный) - Ёлки бывают одинаковые по форме (2 треугольника (большой, маленький) зелёного цвета) - Какой формы ёлки? (треугольной) (прикладывание треугольников на картинку с ёлками) 2 слайд - Все ёлки имеют это…. Что это? (показ на картинке в презентации) (ствол) (нажимает клавишу на ноутбуке для проверки ответа) – Какой цвет у ствола? (карточка с цветом) (коричневый) - Все ёлки имеют это…. Что это? (показ на картинке в презентации) (ветки) (нажимает клавишу на ноутбуке для проверки ответа) - Все ёлки имеют это…. Что это? (показ на картинке в презентации) (иголки - хвоя) (нажимает клавишу на ноутбуке для проверки ответа) – Какой цвет у хвои? (карточка с цветом) (зелёный) - Все ёлки имеют это…. Что это? (показ на картинке в презентации) (шишки) (нажимает клавишу на ноутбуке для проверки ответа) – Какой цвет у шишки? (карточка с цветом) (коричневый) - А если у ёлки есть ствол, ветки, хвоя, то это… (хвойное дерево) -Мы всё правильно ответили и получили значок «Молодец!» - Посмотри и потрогай настоящую веточку и шишку ёлки (натуральная ветка и шишка) - А теперь я расскажу, как ёлка попадает из леса к нам на Новогодний праздник. 3 слайд - В еловом лесу растут большие, высокие, красивые ели. 4 слайд - Вот в такой лес и приезжают на огромных машинах с подъемными кранами лесоруб с помощниками. Выбирают самую лучшую ель и спиливают её, обматывают ствол крепкими верёвками. 5 слайд - Эти верёвки зацепляют на крючки к двум кранам и поднимают ель. 6 слайд - И грузят на большую, длинную машину. 7 слайд - Везёт машина ель из леса в город. 8 слайд - Опять два крана работают, выгружают ель с машины. 9 слайд - Устанавливают её на площади, где будет проходить праздник. 10 слайд - Затем люди начинают украшать ель, гирляндами, шарами, звёздами, снежинками и делают это с машин-подъёмников. 11 слайд - Вот такая нарядная ёлка получилась. Превратилась она из обычной ели в Новогоднюю ёлку и поздравляет она нас с Новым годом! (карточки со словами Новый год, 8 Марта, 23 Февраля для глобального чтения) - Найди карточку, где написано Новый год. (показ) 12 слайд - Вот такую ёлку нарядили в Москве. 13 слайд - А такая Новогодняя ёлка у нас в Санкт-Петербурге. 14 слайд - В Новогодние праздники весь город украшают Новогодними ёлками, только не из леса, не настоящими, а вот такими искусственными, тоже очень красивыми. Ведь много ёлок в лесу рубить нельзя, а то леса не останется. Надо беречь деревья и наряжать вот такие красивые искусственные ёлки. 15 слайд - Вот мы и узнали, как ёлка попадает из леса к нам на Новогодний праздник. - Мы долго смотрели в экран ноутбука и наши глаза устали им нужен отдых. Зрительная гимнастика: таблица – тренажёр для глаз Базарного В.Ф. Игра: «Снежинка» (указка со снежинкой) - Головой я не верчу, только глазками слежу! - Глазки отдохнули, можно начинать лепить ёлку, а то наши лесные друзья заждались. - Перед лепкой надо разогреть пальчики, а поможет нам в этом зелёный, колючий, массажный мячик. Пальчиковая гимнастика: (массажный мяч) Мячик я кручу в ладошках, поколю я их немножко. Буду мячик я сжимать, а потом крутить опять. Повторю я так два раза, будет ручкам польза сразу. - Разогрели пальцы рук, теперь у нас точно всё получиться и ёлка будет самая красивая, лесные звери будут очень рады. Актуализация знаний, объявление новой темы: - Посмотрите какую ёлку мы будем делать. (показ образца Новогодней ёлки без украшений) - Чтобы такая ёлка у нас точно получилась надо обязательно соблюдать правила работы с пластилином. Техника безопасности при работе с пластилином:
Изучение нового материала: Рассматривание образца Новогодней ёлки (без украшений) - Смотри на образец, отвечай на вопросы: 1. Какого цвета нам нужен пластилин? (зелёный и коричневый), зелёный для (веток), коричневый для (ствола). 2. Сколько деталей нам потребуется для ёлки? (четыре) Три для ёлки и одна для ствола. 3. Кокой формы эти детали? (сердечки) 4. Какого размера эти детали? (большого, среднего, маленького). Подготовка пластилина к работе: предварительная работа (в миску с горячей водой положены кусочки зелёного пластилина в форме «блинчиков» и коричневый пластилин в виде шарика) Показ выполнения работы по раскатыванию пластилина валиком: Смочить силиконовый коврик водой, положить пластилин в форме «блинчика» в центр коврика, смочить его водой и раскатать силиконовым валиком. Раскатывать до тонкого пласта. Показ выполнения работы по выдавливанию формочкой из пластилинового пласта детали для ёлки: Наложить нужную по размеру формочку на пластилиновый пласт, надавить на формочку ладонью, вытащить формочку из пластилинового пласта вместе с выдавленной деталью. Выдавить получившуюся деталь из формочки (количество деталей смотреть по образцу) Первичное закрепление материала: Взять пластилиновый «блинчик» из миски с горячей водой; смочить силиконовый коврик водой, положить пластилин в форме «блинчика» в центр коврика; смочить его водой и раскатать силиконовым валиком; раскатывать до тонкого пласта; наложить нужную по размеру формочку на пластилиновый пласт, надавить на формочку ладонью, вытащить формочку из пластилинового пласта вместе с выдавленной деталью; выдавить получившуюся деталь из формочки, сделать необходимое количество деталей. - Раскатать коричневый пластилин в небольшую «колбаску». (будущий ствол ёлки) - Собрать ёлку по образцу, начинать снизу. Поочерёдно накладывая детали. «Колбаску» - ствол прикрепить нажатием пальца. Собранную ёлку прижать ладонью к поверхности доски. Вот и готова ёлка. Мы долго работали, надо отдохнуть. Сделаем физкультминутку, потом украсим нашу ёлку. |
Физкультминутка или динамическая пауза | «Зимняя физкультминутка» (видео) |
Рассматривание образца Новогодней ёлки (с новогодними украшениями) Теперь будем наряжать ёлку, только чем? Наши лесные друзья говорят, что у них есть новогодние игрушки. Показывают свои игрушки, только они очень большие не по размеру нашей ёлки, что же делать? Сюрпризный момент: (стук, шум) – Кто-то идёт, пойду посмотрю, да это же дед Мороз со Снегурочкой. Здравствуйте, дедушка Мороз и Снегурочка! (предлагается поприветствовать обучающейся) (Привет!) - Вы как раз вовремя пришли, дедушка, ты же волшебник, помоги нам украсить ёлку, у нас нет маленьких игрушек, только большие. – Дед Мороз говорит, что поможет нам. Надо сложить все игрушки в его большой волшебный мешок, и они превратятся в маленькие. (складывает) У деда Мороза забирают маленький мешок с маленькими игрушками. Украшают игрушками и гирляндой. Звери вы рады, мы сделали вам ёлку. Только наша ёлочка ещё не горит, давай скажем волшебные слова, и она загорится для всех. «Один, два, три – ёлочка гори!» Дед Мороз зажигает ёлку огнями. Звери благодарят и дарят неоновую снежинку обучающейся. | |
Рефлексия | - Можно отдохнуть и полюбоваться нашей ёлкой (музыка для релаксации) - Посмотри на свою ёлочку. Тебе понравилась твоя работа? (Ответ) - Ты сегодня хорошо потрудилась. Молодец. Сделала доброе дело, порадовала лесных животных, сделала для них Новогоднюю ёлку, у них сразу изменилось настроение, они стали весёлые и счастливые. А у тебя какое настроение от сегодняшнего урока? Оценка своего настроения и впечатление от урока: Сигнальные карточки настроения (смайлики: весёлый, спокойный, грустный) (показ) |
Мониторинг | Подведение итогов: Сегодня на уроке мы лепили Новогоднюю ёлку из пластилина, украшали её игрушками. Узнали, как ёлка попадает к нам на праздник. Ты совершила хороший поступок, сделала ёлку для игрушечных лесных зверей. Они тебя за это поблагодарили и подарили неоновую снежинку. Оценка деятельности (что узнали, чему научились, что запомнилось и было интересным). |
Заключение | Организованное окончание урока: Какая красивая ёлка у нас получилась, давай наклеим картинку нашей ёлки в альбом. Мы закончили работу, уберем рабочее место и материалы, помоем руки. Звонок (колокольчик) |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ | |
На уроке были сформированы необходимые знания и практические умения для изготовления Новогодней ёлки из пластилина. Использовались доступные средства обучения (игры). При введении в урок и во второй половине урока для обучаемой был использован сюрпризный момент (появление игровых персонажей) для поддержания мотивации при выполнении задач урока. Практическое применение пластилина при изготовлении Новогодней ёлки позволили достичь положительных результатов в формировании БУД. Разнообразный наглядный материал (иллюстрации, игрушки, презентация) стал для обучаемой визуальной опорой при ответах на задаваемые вопросы. Демонстрация ранее изученного материала на других уроках, как пример, дала возможность обучающейся быть увереннее в своих силах и знаниях. Созданная проблемная ситуация помогла плавно подвести обучающуюся к формулированию темы и цели урока, а также проявить доброжелательность, отзывчивость, совершить добрый поступок. Тематическое музыкальное наполнение создало положительный эмоциональный фон для работы. Осуществлялась работа по активизации и обогащению словарного запаса по теме урока, а также были актуализированы знания по окружающему миру. В процессе урока использовались дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Так же использовались ЭОР (презентация), которая помогла обучающейся более красочно и ярко представить ель и ёлочку, понять их различие и сходство (цвет, размер, форма), узнать каким образом ёлка попадает на Новогодний праздник. Использование на уроке числовой прямой, геометрического материала разного размера, а также карточек с цветом дали положительный толчок в развитии кинестетических анализаторов, мелкой и общей моторики обучающейся. Осуществлялась работа по активизации и обогащению словарного запаса по теме «празднование Нового года», совершенствовался навык разговорной речи с использованием слов для «глобального» чтения (Новый год, ель, ёлка). Расширялись представления о разнообразии способов изготовления Новогодней ёлки из пластилина (выдавливание формочкой детали из пласта пластилина) и особенности её сборки (снизу на верх). В процессе урока с помощью практических действий закреплялось умение ориентироваться в образце изделия, контролировать силу нажатия на валик при раскатывании пласта пластилина, на формочку при выдавливании детали, на новогодние игрушки при украшении пластилиновой ёлки, улучшать свою ловкость при взятии мелких украшений и координацию при включении и переключении новогодней гирлянды. Использование здоровьесберегательных технологий, таких как релаксация, физкультминутка, гимнастика для глаз (таблица-тренажёр Базарного В.Ф.) позволили снять общее напряжение и напряжение с глаз после работы с экраном ноутбука, а в дальнейшем сохранить и укрепить зрение и общее здоровье обучающейся. В конце урока у обучающейся была рефлексия, где она отразила своё впечатление от урока и оценила своё настроение. Знания, полученные на уроке, пригодятся обучающейся при социализации и адаптации в обществе. Обучающаяся получили положительный эмоциональный настрой от урока и совместной деятельности. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...

Воспитание мотивации к обучению в школе у учащихсч с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Статья из опыта работы....

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).
Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...

Комплект логопедического обследования школьников с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития
Речевая карта;Подбор картинного и речевого материала....

Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ТМН...

Технологическая карта урока для обучающихся с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (2 вариант)10 класс Предмет Изобразительная деятельность Тема: "Новогодняя ёлка" лепка из пластилина
Технологическая карта урока по изобразительной деятельности для обучающихся с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (2 вариант) тема: "Новогодняя ёлка" лепка...
