Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
материал
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ОУ
Андреева А.В.
Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в школе по праву становится одним из приоритетных направлений деятельности ОУ. Вот почему в рамках выполнения программы «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Медвенском районе», в целях повышения уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения введен курс «Основы православной культуры»
Основной целью этого курса является воспитание духовно-нравственной и патриотической личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях
В образовательных учреждении работа по духовно – нравственному воспитанию, начиная со 4 по 11 классы, проходит красной нитью через предметные уроки и внеклассные мероприятия. Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории, подвигах российских полководцев, об истории Троице — Сергиевой Лавры и главных Соборов России, затем происходит знакомство с житиями святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского, других угодников Божиих. Рассказы, беседы с использованием мультимедийных электронных пособий, видеофильмов, репродукций, аудиозаписей, воспитывают в детях бережное отношение к родной земле, уважение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, чувство долга, память о предках, преемственность в делах семейных, государственных на основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости На уроках истории, занятиях по ОПК активно используются вспомогательные средства обучения: фильмы, музыка, иллюстрации. Наглядность помогает ребятам понять особо значимую роль храмов: Соборов церквей, монастырей и служителей Церкви, православных прихожан и просто граждан своей страны в сохранении Российской государственности во времена монголо-татарского нашествия и смутного времени в эпоху Петра Великого и Отечественной войны 1812 года, в тот или иной, судьбоносный для страны, исторический момент. Продолжением уроков духовного общения являются экскурсии по святым местам, посещения памятников православной культуры, которые расположены на территории нашего района и области.
Ведь духовно-нравственное воспитание противостоит девиациям, широко распространенным сегодня в молодежной среде (наркомании, алкоголизму, игромании, моральному нигилизму). Поэтому цель школы — выработка иммунитета ко всему негативному.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются собственными усилиями детей. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают занятия в кружках. На занятиях кружка расширяются границы православных понятий, рассказывается о традициях, быте, укладе жизни прошлых поколений, одновременно воспитывается у ребят чувство уважения к родным людям, людям труда, любви к ближнему. От знаний истории малой Родины к формированию детской православной души — таков путь и направление воспитательной работы в школе. Наша школа установила деловые отношения со священнослужителями, они помогают с литературой, посещают образовательное учреждение.
Не ослабевает интерес обучающихся к изучению культурного наследия района. За прошедший год обучающиеся приняли участие в миниэкспедициях по сбору краеведческого, этнографического и фольклорного материала.
Таким образом, вся работа, проводимая в образовательном учереждении содействует духовно-нравственному развитию личности ребенка, раскрытию их творческих способностей, формированию социального опыта, бережного отношения к родной природе, к ближнему и родной культуре.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи.
Я прошла курсы, но этого оказалось недостаточно. Нахожусь постоянно в поиске, подготовка к урокам по новому модулю занимает много времени, не хватает знаний по предмету. К достоинствам этого учебного пособия следует отнести оформление уроков (рубрики, иллюстрации).
Начиная преподавание данного курса по модулю ОПК, ставила перед собой цель сделать уроки непохожими на обычный урок, вести уроки в доверительной манере общения, чаще использовать диалог, давать возможность ребёнку спрашивать обо всём, о чём ему хочется спросить. Меня радует, когда на уроках возникает незапланированная дискуссия, значит, ребят интересует эта тема.
На каждом уроке я вношу хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий приучает к ним детей и поддерживает их активность.
Например: урок 9 «Православное учение о человеке»
Познакомьтесь с разделами сегодняшнего урока
- Что заметили? (Раздел «Душа», «Подумай о душе»)
- Как вы думаете, почему нет раздела о теле?
Или урок 12 «Милосердие и сострадание»
- Подберите слова, которые начинаются с приставки со-
(сопереживание, согласование, совместно, сознание, соединённые, созвездие, соплеменник, соучастие и т.п.)
- Что заметили?
Урок 13 «Золотое правило этики»
- Запишите тему урока.
- В каком значении употреблено слово «золотое»?
- Запишите словосочетания со словом «золотой», употреблённым в переносном значении.
Постоянное копание в незнакомых, а порой, казалось бы, и в знакомых словах, их разбор, экскурс в историю слова, подбор родственных, помогает не только лучше усвоить понятие, расширить кругозор, но и учит бережно относиться к слову, а этого сейчас ох как не хватает.
Решение учебных творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Предлагаю задания, не имеющие однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей детей.
Урок 14 «Храм»
- Как вы понимаете слово «храм»?
- Какие храмы вы знаете? (храм науки – школа, храм природы – лес)
- Что вы можете рассказать о внутреннем убранстве храма?
- Что объединяет все храмы?
Тем самым создавала проблемную ситуацию.
Далее предлагала посмотреть видео ролик по данной теме. После чего походила беседа с учащимися. Затем предлагала мини –тест для закрепления знаний.
Кроме других методов можно использовать метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов.
Считаю, что не стоит откладывать занятия проектной деятельностью до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников. И данный курс как нельзя лучше этому способствует.
На 17 уроке ребята могут продемонстрировать насколько они могут работать творчески, самостоятельно. Н/р: Проект с одноимённым названием «Храм». Кто-то из ребят может нарисовать Храм Природы, кто-то Храм Науки (Школа, Библиотека), а кто-то Православный Храм.
Защитить свои проекты можно в разных формах: стихи, что-то новое и интересное о Храме или просто ответы на перечень предложенных вопросов.
Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:
- Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
- Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
- Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»
Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...
Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
1. Восприятие классической музыки, как главный фактор духовно-нравственного воспитания.2. Музыкальное искусство в воспитании личности.3. Современные...

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения
В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося лежит убеждение педагогов в том, что школа - это не только место, где можно полу...
Статья: Возрождение святынь и его влияние на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
В данной статье рассматриваются взгляды представителей Православной церкви, ученых на значимость возрождения православных объектов. О влиянии церковной жизни на духовно-нравственное воспитание подраст...

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...
История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...
