Конспект урока чтения для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, 7 класс Тема: Г. Скребицкий «Весена - красна». (внеклассное чтение)
план-конспект урока (7 класс)

Круглова Анна Геннадьевна

Урок составлен для учащихся с нарушением и нтеллекта 7 класса коррекционной школы .  Он  направлен на развитие  познавательных процессов у обучающихся ,воспитывать любовь к родной стране.

Все задачи реализуются через игровые ситуации, через слушание произведения, индивидуальные, групповые задания.

Разнообразие оборудования и материалов  позволило сохранить познавательный интерес учеников на протяжении всего времени урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Александрова

Конспект урока чтения

для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, 7 класс

Тема: Г. Скребицкий «Весена - красна».

(внеклассное чтение)

Автор: Учитель А.Г. Круглова

Цель урока: продолжать знакомство с произведениями Г. Скребицкого, учить анализировать литературное произведение.

Задачи :

Образовательные:

- формировать умение анализировать литетарурное произведение;

- совершенствовать навыки правильного, выборочного чтения, умение работать с текстом.

Коррекционно-развивающие:

-развивать устную речь через расширение и активизацию словаря учащихся; выразительное, интонированное чтение произведения;

-развивать мыслительные операции (обобщения, анализа) при работе над содержанием текста.

Воспитательные:

развивать умения видеть в необычном обычное , замечать красоту русской природы, любить свою Родину;

- создавать условия для воспитания чувства бережного отношения к природе;

Тип урока: урок открытия новых знаний;.

Основные знания: признаки весны.

Оборудование: учебник чтения, индивидуальные карточки, иллюстрации, видео «Весна» А. Вивальди.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть на уроке, надеюсь у вас у всех хорошее настроение. Желаю вам быть, активными и внимательными на уроке.

Мы сюда пришли учиться.

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно.

Слушаем внимательно.

-Ребята, скажите, какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Хорошо.

2. Артикуляционная гимнастика:

-Пожалуйста, внимательно послушайте скороговорку, которую я сейчас произнесу.

Сидел сугроб в лесу на пне

И грустно думал о весне:

— Весна наступит, а весной

Сугроб становится водой

- Иван, посмотри, пожалуйста, на доску и прочитай скороговорку, четко произнося каждый звук. Хорошо. ( спросить еще 2-3 учеников).

- Ребята, а теперь давайте, все вместе хором произнесем эту скороговорку. При этом обязательно четко и правильно произносим звуки. (1-2 раза)

-Послушайте, пожалуйста, какое красивое стихотворение о весне написал А. Толстой:

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

-Для сегодняшнего урока это стихотворение Вика выучила дома, послушаем ее выразительное чтение. (Ученица читает стихотворение)

- Молодец, Вика, ты очень постаралась и выразительно прочитала стихотворение.

3. Проверка усвоения ранее изученного домашнего задания:

– Какое произведение мы читали? (Рассказ « От первых проталин до первой грозы»).

- Кто автор этого произведения? ( Георгий Алексеевич Скребицкий)

- От чьего имени ведется рассказ? (Рассказ ведется от имени автора. Он рассказывает о своем детстве. О первой встрече с родной природой).

- Прочитайте, как описывает автор родную природу? ( Чтение 2-4 абзацев учащимися).

-Как вы думаете, ребята, почему я записала на доске вот эти три слова из прочитанного вами отрывка? (Родина, родная, природа). (Потому что Родина и родная природа неразрывно связаны между собой).

- Как вы думаете, как должен относиться человек к родине и родной природе? ( Любить и охранять родную природу).

Вывод: Родная природа неотъемлемая часть Родины. Невозможно представить нашу Родину без родной природы, так же как и немыслима и родная природа без родины.

- Вспомните, а как выглядела Малеевка в начале марта, когда в ней поселился автор? Прочитайте. ( Овраг, лес, поляна - было укрыто глубоким снегом)

-Как назвал автор это время весны? Почему? (выборочное чтение)

- Что назвал автор первыми вестниками грядущих теплых дней? (выборочное чтение)

(Начало весны света не на снегу, а в воздухе, в небе. Все бело, все искрится, на снегу тени от деревьев синие- синие. Пушистые кучевые облака).

4. Индивидуально - дифференцированная работа.

3 группа. Составляет рассказ, «Какие изменения происходят в природе весной?»

Задание на карточке.

Вставьте пропущенные слова. Прочитайте рассказ.

Снег____ на полях.

Солнышко _____ всё ______.

По небу _______ кучевые облака.

Кругом виднеются _______.

На ольхе и орешнике качаются длинные _________.

Птицы _______ звонкие песни.

Вспыхнул ____________ мать -и- мачехи.

( Тает, греет, жарче, плывут, проталины, сережки, первый цветок, распевают)

На пригорках появились глубокие округлые воронки. Дятлы выбивали барабанную дробь. Синицы и овсянки распевали песни. Вспыхнул первый цветок мать -и- мачехи. Наступила настоящая весна, не только весна света, но и пора весенних талых вод.

(После выполнения задания учащиеся группы читают получившийся текст).

1-2 группой. Выборочное чтение.

-Как появились первые проталины?- Как вели себя птицы, какой цветок распустился первым? Как назвал эту пору автор? (выборочное чтение)

- Как понимаете?

Итог. Молодцы ребята, вы хорошо потрудились дома, были очень внимательны при выполнении задания.

5. Динамическая пауза .

-- По календарю уже весна, но зима ещё не сдаётся. Давайте позовём весну к нам в гости и вместе с ней немного отдохнём. А с помощью чего, мы можем позвать ее?

- Правильно, с помощью закличек. Давайте вместе поиграем в хороводную игру «Кружева», будем движения выполнять и весну закликать.
Идёт матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью.

С радостью, радостью,

С великою милостью.

6. Подведение к теме.

- Сегодня мы продолжаем читать отрывки из сборника «От первых проталин до первой грозы» писателя Георгия Алексеевича Скребицкого.
- Вспомните, как мы назвали весну? Она действительно красна солнышком, пением птиц, задорными ручейками, первыми цветами.

- Посмотрите, что я поместила на доске? ( «Г. А. Скребицкий «Весна-красна»). Так называется произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться.

- Послушайте, пожалуйста, я прочитаю.

-Ребята, а когда я читала, вы услышали слова сложные для понимания? Да, в тексте есть такие слова, давайте постараемся их объяснить.

Скворечник-дом для птиц.

Проталина - место, где ста́ял снег и открылась земля.

Половодье - вода выходит из берегов при этом затапливает землю.

Отрапортую - доклад.

Причалил - подошел к берегу.

7. Работа над текстом.

- Как встретили приход весны воробьи? ( Распускают крылышки, наскакивают друг на друга).

-Что изменилось в их поведении? (Спорят - кому занять скворечник. Они создают гнезда).

- Что было дальше слушайте внимательно?

-На что автор обратил внимание, посмотрев вверх? (На облака)

-Как называются такие облака? (Кучевые облака).

-С чем автор сравнивает кучевые облака? (Сравнивает со стаей огромных белоснежных птиц). А сейчас эту сказку буду рассказывать вам я, а помогать мне будут ребята.

- Смотрите и слушайте внимательно, вы должны будете ответить на вопросы:

-Кто прилетел на север раньше – птицы или облака?

- Какую особенность заметили люди с той поры? ( Появились кучевые облака на небе, значит скоро придет весна).

Итог. Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Продолжаем читать произведение.

8. Чтение отдельных эпизодов.

О Михалыче.

- О чём рассказал Михалыч?

-С чем сравнивает Михалыч весенние облака?

Радостный рапорт.

-Какой радостный РАПОРТ (доклад) ждал Михалыча?

- Согласно маминой сказке, чего теперь надо ждать? Какие изменения в природе последуют?

Итог: Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим март справится; землю разбудить и отогреть – апрель с этим и займется; тёплую землю в зелень разодеть – это достанется маю, он лес нарядит, лето в гости пригласит.

9. Рефлексия

-Ребята, сегодня мы назвали много весенних признаков, прочитали, какая весна у

Г. Скребицкого. А сейчас мы послушаем, какая весна у итальянского композитора А. Вивальди, увидим её в цвете. (как звенит капель, как жужит шмель)

- Подумайте, какие звуки весны услышали вы на сегодняшнем уроке?

(«Отчаянное» чириканье воробьёв, звонкий говор весенних ручьёв, тихий шелест леса у Г. Скребицкого, звон капели, жужжание шмеля у А. Вивальди)

- Какое настроение у вас после нашего урока?

Итог. - Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке, вы хорошо читали, высказывали свои мысли, старались говорить правильно, четко произнося слова и звуки. И мне хочется всем поставить хорошие и отличные оценки. Спасибо вам за то, что порадовали меня!

Домашнее задание. Пересказ маминой сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»

Логопедическое занятие по  развитию речи  на тему «Дикие животные. Медведь»  разработано для учащихся 3 класса  коррекционной школы VIII вида.  Цель занятия - воспитыват...

Воспитательная программа "В жизнь без наркотиков" для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) с 1-9 классы

В данной программе указываются цели (по возрастным показателям), задачи, принципы. Даны тематические классные часы и мероприятия по классам. Указаны рекомендации  антинаркотической направленности...

Проблемы формирования связной речи учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I вида.

Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных областей педагогики. Глухота, осложняющая формирование словесной речи и общение с окру...

План-конспект открытого тренировочного занятия по пауэрлифтингу с учащимися специальной коррекционной общеобразовательной школы-интернат VIII вида г. Исилькуля

Цель тренировочного занятия:  развитие личности школьника, его социальная адаптация в обществе по средствам силовых физических упражнений.  Задачи тренировки:1.     ...

Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"

Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет...

Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.Применение норм оценки з...