Конспект урока чтения для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, 7 класс Тема: Г. Скребицкий «Весена - красна». (внеклассное чтение)
план-конспект урока (7 класс)
Урок составлен для учащихся с нарушением и нтеллекта 7 класса коррекционной школы . Он направлен на развитие познавательных процессов у обучающихся ,воспитывать любовь к родной стране.
Все задачи реализуются через игровые ситуации, через слушание произведения, индивидуальные, групповые задания.
Разнообразие оборудования и материалов позволило сохранить познавательный интерес учеников на протяжении всего времени урока.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Александрова
Конспект урока чтения
для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, 7 класс
Тема: Г. Скребицкий «Весена - красна».
(внеклассное чтение)
Автор: Учитель А.Г. Круглова
Цель урока: продолжать знакомство с произведениями Г. Скребицкого, учить анализировать литературное произведение.
Задачи :
Образовательные:
- формировать умение анализировать литетарурное произведение;
- совершенствовать навыки правильного, выборочного чтения, умение работать с текстом.
Коррекционно-развивающие:
-развивать устную речь через расширение и активизацию словаря учащихся; выразительное, интонированное чтение произведения;
-развивать мыслительные операции (обобщения, анализа) при работе над содержанием текста.
Воспитательные:
– развивать умения видеть в необычном обычное , замечать красоту русской природы, любить свою Родину;
- создавать условия для воспитания чувства бережного отношения к природе;
Тип урока: урок открытия новых знаний;.
Основные знания: признаки весны.
Оборудование: учебник чтения, индивидуальные карточки, иллюстрации, видео «Весна» А. Вивальди.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть на уроке, надеюсь у вас у всех хорошее настроение. Желаю вам быть, активными и внимательными на уроке.
Мы сюда пришли учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно.
Слушаем внимательно.
-Ребята, скажите, какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Хорошо.
2. Артикуляционная гимнастика:
-Пожалуйста, внимательно послушайте скороговорку, которую я сейчас произнесу.
Сидел сугроб в лесу на пне
И грустно думал о весне:
— Весна наступит, а весной
Сугроб становится водой
- Иван, посмотри, пожалуйста, на доску и прочитай скороговорку, четко произнося каждый звук. Хорошо. ( спросить еще 2-3 учеников).
- Ребята, а теперь давайте, все вместе хором произнесем эту скороговорку. При этом обязательно четко и правильно произносим звуки. (1-2 раза)
-Послушайте, пожалуйста, какое красивое стихотворение о весне написал А. Толстой:
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
-Для сегодняшнего урока это стихотворение Вика выучила дома, послушаем ее выразительное чтение. (Ученица читает стихотворение)
- Молодец, Вика, ты очень постаралась и выразительно прочитала стихотворение.
3. Проверка усвоения ранее изученного домашнего задания:
– Какое произведение мы читали? (Рассказ « От первых проталин до первой грозы»).
- Кто автор этого произведения? ( Георгий Алексеевич Скребицкий)
- От чьего имени ведется рассказ? (Рассказ ведется от имени автора. Он рассказывает о своем детстве. О первой встрече с родной природой).
- Прочитайте, как описывает автор родную природу? ( Чтение 2-4 абзацев учащимися).
-Как вы думаете, ребята, почему я записала на доске вот эти три слова из прочитанного вами отрывка? (Родина, родная, природа). (Потому что Родина и родная природа неразрывно связаны между собой).
- Как вы думаете, как должен относиться человек к родине и родной природе? ( Любить и охранять родную природу).
Вывод: Родная природа неотъемлемая часть Родины. Невозможно представить нашу Родину без родной природы, так же как и немыслима и родная природа без родины.
- Вспомните, а как выглядела Малеевка в начале марта, когда в ней поселился автор? Прочитайте. ( Овраг, лес, поляна - было укрыто глубоким снегом)
-Как назвал автор это время весны? Почему? (выборочное чтение)
- Что назвал автор первыми вестниками грядущих теплых дней? (выборочное чтение)
(Начало весны света не на снегу, а в воздухе, в небе. Все бело, все искрится, на снегу тени от деревьев синие- синие. Пушистые кучевые облака).
4. Индивидуально - дифференцированная работа.
3 группа. Составляет рассказ, «Какие изменения происходят в природе весной?»
Задание на карточке.
Вставьте пропущенные слова. Прочитайте рассказ.
Снег____ на полях.
Солнышко _____ всё ______.
По небу _______ кучевые облака.
Кругом виднеются _______.
На ольхе и орешнике качаются длинные _________.
Птицы _______ звонкие песни.
Вспыхнул ____________ мать -и- мачехи.
( Тает, греет, жарче, плывут, проталины, сережки, первый цветок, распевают)
На пригорках появились глубокие округлые воронки. Дятлы выбивали барабанную дробь. Синицы и овсянки распевали песни. Вспыхнул первый цветок мать -и- мачехи. Наступила настоящая весна, не только весна света, но и пора весенних талых вод.
(После выполнения задания учащиеся группы читают получившийся текст).
1-2 группой. Выборочное чтение.
-Как появились первые проталины?- Как вели себя птицы, какой цветок распустился первым? Как назвал эту пору автор? (выборочное чтение)
- Как понимаете?
Итог. Молодцы ребята, вы хорошо потрудились дома, были очень внимательны при выполнении задания.
5. Динамическая пауза .
-- По календарю уже весна, но зима ещё не сдаётся. Давайте позовём весну к нам в гости и вместе с ней немного отдохнём. А с помощью чего, мы можем позвать ее?
- Правильно, с помощью закличек. Давайте вместе поиграем в хороводную игру «Кружева», будем движения выполнять и весну закликать.
Идёт матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришёл,
Белый снег сошёл.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью.
6. Подведение к теме.
- Сегодня мы продолжаем читать отрывки из сборника «От первых проталин до первой грозы» писателя Георгия Алексеевича Скребицкого.
- Вспомните, как мы назвали весну? Она действительно красна солнышком, пением птиц, задорными ручейками, первыми цветами.
- Посмотрите, что я поместила на доске? ( «Г. А. Скребицкий «Весна-красна»). Так называется произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться.
- Послушайте, пожалуйста, я прочитаю.
-Ребята, а когда я читала, вы услышали слова сложные для понимания? Да, в тексте есть такие слова, давайте постараемся их объяснить.
Скворечник-дом для птиц.
Проталина - место, где ста́ял снег и открылась земля.
Половодье - вода выходит из берегов при этом затапливает землю.
Отрапортую - доклад.
Причалил - подошел к берегу.
7. Работа над текстом.
- Как встретили приход весны воробьи? ( Распускают крылышки, наскакивают друг на друга).
-Что изменилось в их поведении? (Спорят - кому занять скворечник. Они создают гнезда).
- Что было дальше слушайте внимательно?
-На что автор обратил внимание, посмотрев вверх? (На облака)
-Как называются такие облака? (Кучевые облака).
-С чем автор сравнивает кучевые облака? (Сравнивает со стаей огромных белоснежных птиц). А сейчас эту сказку буду рассказывать вам я, а помогать мне будут ребята.
- Смотрите и слушайте внимательно, вы должны будете ответить на вопросы:
-Кто прилетел на север раньше – птицы или облака?
- Какую особенность заметили люди с той поры? ( Появились кучевые облака на небе, значит скоро придет весна).
Итог. Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Продолжаем читать произведение.
8. Чтение отдельных эпизодов.
О Михалыче.
- О чём рассказал Михалыч?
-С чем сравнивает Михалыч весенние облака?
Радостный рапорт.
-Какой радостный РАПОРТ (доклад) ждал Михалыча?
- Согласно маминой сказке, чего теперь надо ждать? Какие изменения в природе последуют?
Итог: Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим март справится; землю разбудить и отогреть – апрель с этим и займется; тёплую землю в зелень разодеть – это достанется маю, он лес нарядит, лето в гости пригласит.
9. Рефлексия
-Ребята, сегодня мы назвали много весенних признаков, прочитали, какая весна у
Г. Скребицкого. А сейчас мы послушаем, какая весна у итальянского композитора А. Вивальди, увидим её в цвете. (как звенит капель, как жужит шмель)
- Подумайте, какие звуки весны услышали вы на сегодняшнем уроке?
(«Отчаянное» чириканье воробьёв, звонкий говор весенних ручьёв, тихий шелест леса у Г. Скребицкого, звон капели, жужжание шмеля у А. Вивальди)
- Какое настроение у вас после нашего урока?
Итог. - Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке, вы хорошо читали, высказывали свои мысли, старались говорить правильно, четко произнося слова и звуки. И мне хочется всем поставить хорошие и отличные оценки. Спасибо вам за то, что порадовали меня!
Домашнее задание. Пересказ маминой сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»
Логопедическое занятие по развитию речи на тему «Дикие животные. Медведь» разработано для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Цель занятия - воспитыват...

Воспитательная программа "В жизнь без наркотиков" для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) с 1-9 классы
В данной программе указываются цели (по возрастным показателям), задачи, принципы. Даны тематические классные часы и мероприятия по классам. Указаны рекомендации антинаркотической направленности...

Проблемы формирования связной речи учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I вида.
Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных областей педагогики. Глухота, осложняющая формирование словесной речи и общение с окру...
План-конспект открытого тренировочного занятия по пауэрлифтингу с учащимися специальной коррекционной общеобразовательной школы-интернат VIII вида г. Исилькуля
Цель тренировочного занятия: развитие личности школьника, его социальная адаптация в обществе по средствам силовых физических упражнений. Задачи тренировки:1. ...

Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"
Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет...

Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ.Применение норм оценки з...

Пути совершенствования обучения чтению учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Статья в журнале "Образование и наука в России и за рубежом", 2014, №7, стрю 23...
