«Формирование культуры общения через семейные традиции»
план-конспект

Использование семейных традиций с целью формирования положительного образа семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pub.obshchenie_cherez.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование культуры общения через семейные традиции».

Цель:

Использование семейных традиций с целью формирования положительного образа семьи.

Задачи:

1.Формировать представление об истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.

 2. .Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС;

3.Организовать работу в группе, включив в него элементы народного искусства, семейных традиций ;

4. Показать значение традиций в семейном воспитании;

5. Повышать уровень воспитательного процесса.

6. Повысить роль семьи в воспитании детей-сирот.

1 блок. Знакомство с культурой взаимоотношений.

Этот раздел раскрывает особенности семейных взаимоотношений, что позволяет оценить  дальнейшую перспективу развития воспитанников в социальном плане. Темы  мероприятий  с использованием игровых приёмов и ситуаций : «Что такое семья?» « Я и моя семья» «Древо семьи» «Семья и её потребности» « Родственные мосты» «Домашний труд-забота семьи» «Навыки самообслуживания. Личная гигиена» «Одежда и обувь. Уход  за ними» «Роль отца в семье» «Роль мамы в семье» «Портрет отца, матери» «Разговор с отцом» «Мой дом» «Мои семейные обязанности» «Тепло нашего дома» «День рождения» «Мамины помощники» «Ласковые  слова  маме»

2 блок. Приобщение к русской национальной культуре.

-Проведение традиционных славянских праздников.

-Конкурсы, викторины, театрализованные представления, игры, видеоролики, видеолектории, презентации.

-Исполнение русских частушек, народных песен.

-Русские народные игры.

Темы мероприятий  с использованием игровых ситуаций: «Семейные праздники и традиции» «За столом - дужною семьёй» «Праздничные хлопоты» « Семейный досуг»

3 блок. Формирование культуры поведения.

В этом  разделе формируется  усвоение понятий  «эстетичность» «сдержанность» «управление собой» «долг»  «настойчивость»  «порядочность».  Этот раздел  освещает  самый сложный  жизненный период – подростковый, который объясняет многие непонятные явления этого возраста. Темы мероприятий, игровых  ситуаций, викторин, конкурсов: «Когда я буду взрослым»  «Я и мы»  «Мальчишки и девчонки» «В кругу друзей» «Законы дружбы и любви» «Всегда будь опрятным и аккуратным» «Семья и государство» «Пирамида бесконфликтного общения» «Споры не ради ссоры» «Вредные привычки» «Давайте говорить друг другу комплименты»  «Гармония отношений» «Отцы и дети»  и другие.  Проводились викторины, конкурсы, анкетирование воспитанников, проигрывание ситуаций, игровые упражнения.

4 блок. Формирование культуры труда.

Этот раздел помогает  воспитанникам научиться эффективному ведению домашнего хозяйства, оптимально распределить семейный бюджет. Научиться простым житейским мудростям. Темы мероприятий: «Тепло семейного очага» «Семейная экономика» «Шкатулка полезных советов» «Радость совместного труда» «Дела домашние» «Тысячи профессий» «Бюджет и расходы семьи» «Пословицы и поговорки о труде» «Труд и талант» «Азбука кухни» «В мире профессий» « Ремонтная мастерская» «Соотношение – Хочу- могу- надо»  и другие. ( викторины, конкурсы, анкетирование, игровые – упражнения, проигрывание ситуаций,  практические занятия, видеоролики)

5 блок. Здоровая семья – главная ценность.

В этом разделе воспитанники познают особенности  здорового образа  жизни, учатся определять здоровое состояние организма и обозначать это состояние как главную ценность. Учатся элементарным знаниям оказания первой  медицинской помощи.  Темы мероприятий, игровых ситуаций, конкурсов: «Здоровье свое и близких» « Твой режим дня» «Режим дня- ведет к успеху» «Как стать не-хворайкой» «Если в семье кто-то болен» «Стресс, депрессии, кризис»  «Вредные привычки»  «Шаг вперед- шаг назад»

6 блок. Проект «Семья»  

Этот раздел обучает воспитанников умению выделять приоритеты, обучает семейным правилам, созданию собственных правил, способствующих развитию счастливой  благополучной семьи. Воспитанники  приобретают  теоретические знания  о создании  жизненного плана  и  о  причинах  разрушающих  и  укрепляющих  семейные  отношения. Темы  мероприятий с проигрыванием игровых ситуаций:  «Любовью  дорожить умейте»  «Хозяин в доме»  «Семейное  планирование»  «Стерпится- слюбится» «Хозяюшка»   «Праздник в семье» «Праздник вежливости»  «У нас  гости»  «Корабль  с  названием  - семья»

К концу изучения  данных  направлений  у  воспитанников должно  быть сформировано:

- представление о доме, понятие о благополучной семье;

- глубокое уважение к родителям и людям, которые проявляют заботу о них;

- культура общения с взрослыми, сверстниками;

- навыки конструктивного общения и ролевого поведения.

Воспитанники должны уметь:

- проявлять заботу об окружающих, близких людях;

- адекватно реагировать в различных ситуациях;

- анализировать собственное поведение и выражать адекватно свои чувства;

- организовать собственный досуг и привлекать окружающих к рациональному использованию свободного времени.

Воспитанники должны знать:

- понятие «семья, состав семьи, наличие родственных связей, значимость семьи в жизни человека»;

- способы бесконфликтного общения, особенности межполового общения;

- проблемы ребенка из «неблагополучной семьи», проблемы доверия в семье.

Подводя  итоги  своего опыта  по  формированию  общения через  семейные  традиции  у воспитанников, хочу  отметить  определенные  результаты: повысилась  культура  поведения, активнее стали в общении, появилась потребность в  анализе  своих слов и действий, воспитанники  стали  доброжелательнее, осознают и принимают  поло ролевую идентичность, приобретают опыт поведения в семье, учатся  устраивать  семейный быт. У   воспитанников  повысился  уровень знаний о семейных ролях, функциях семьи и её ценностях, улучшился  морально- нравственный  климат в группе, сформировывается  умение управлять  своим  эмоциональным  состоянием.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)

1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...

Методическое сообщение «Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»

Изучение теоретических основ формирования у подростков культуры общения, практическая проверка эффективности методов и средств формирования культуры общения...

Доклад "Формирование культуры общения у подростков"

Изучить теоритические основы формирования у подростков культуры общения, практически проверить эффективность методов и средств формирования культуры общения...

Формирование культуры общения путём расширения лингвистического кругозора.

Формирование культуры общения путём расширения лингвистического кругозора по УМК "Горизонты"....

Тема самообразования: «Формирование культуры общения через семейные традиции».

Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному и воспитательному процессу в сиротских учреждениях предполагают включение отдельных элеме...

Презентация к выпускной аттестационной работе на тему: «Технологии формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста»

      В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область...

Педагогический проект «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения подростков в процессе воспитания и обучения.  Формирование разностороннее развитой ли...