«Формирование культуры общения через семейные традиции»
план-конспект
Использование семейных традиций с целью формирования положительного образа семьи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование культуры общения через семейные традиции».
Цель:
Использование семейных традиций с целью формирования положительного образа семьи.
Задачи:
1.Формировать представление об истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
2. .Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС;
3.Организовать работу в группе, включив в него элементы народного искусства, семейных традиций ;
4. Показать значение традиций в семейном воспитании;
5. Повышать уровень воспитательного процесса.
6. Повысить роль семьи в воспитании детей-сирот.
1 блок. Знакомство с культурой взаимоотношений.
Этот раздел раскрывает особенности семейных взаимоотношений, что позволяет оценить дальнейшую перспективу развития воспитанников в социальном плане. Темы мероприятий с использованием игровых приёмов и ситуаций : «Что такое семья?» « Я и моя семья» «Древо семьи» «Семья и её потребности» « Родственные мосты» «Домашний труд-забота семьи» «Навыки самообслуживания. Личная гигиена» «Одежда и обувь. Уход за ними» «Роль отца в семье» «Роль мамы в семье» «Портрет отца, матери» «Разговор с отцом» «Мой дом» «Мои семейные обязанности» «Тепло нашего дома» «День рождения» «Мамины помощники» «Ласковые слова маме»
2 блок. Приобщение к русской национальной культуре.
-Проведение традиционных славянских праздников.
-Конкурсы, викторины, театрализованные представления, игры, видеоролики, видеолектории, презентации.
-Исполнение русских частушек, народных песен.
-Русские народные игры.
Темы мероприятий с использованием игровых ситуаций: «Семейные праздники и традиции» «За столом - дужною семьёй» «Праздничные хлопоты» « Семейный досуг»
3 блок. Формирование культуры поведения.
В этом разделе формируется усвоение понятий «эстетичность» «сдержанность» «управление собой» «долг» «настойчивость» «порядочность». Этот раздел освещает самый сложный жизненный период – подростковый, который объясняет многие непонятные явления этого возраста. Темы мероприятий, игровых ситуаций, викторин, конкурсов: «Когда я буду взрослым» «Я и мы» «Мальчишки и девчонки» «В кругу друзей» «Законы дружбы и любви» «Всегда будь опрятным и аккуратным» «Семья и государство» «Пирамида бесконфликтного общения» «Споры не ради ссоры» «Вредные привычки» «Давайте говорить друг другу комплименты» «Гармония отношений» «Отцы и дети» и другие. Проводились викторины, конкурсы, анкетирование воспитанников, проигрывание ситуаций, игровые упражнения.
4 блок. Формирование культуры труда.
Этот раздел помогает воспитанникам научиться эффективному ведению домашнего хозяйства, оптимально распределить семейный бюджет. Научиться простым житейским мудростям. Темы мероприятий: «Тепло семейного очага» «Семейная экономика» «Шкатулка полезных советов» «Радость совместного труда» «Дела домашние» «Тысячи профессий» «Бюджет и расходы семьи» «Пословицы и поговорки о труде» «Труд и талант» «Азбука кухни» «В мире профессий» « Ремонтная мастерская» «Соотношение – Хочу- могу- надо» и другие. ( викторины, конкурсы, анкетирование, игровые – упражнения, проигрывание ситуаций, практические занятия, видеоролики)
5 блок. Здоровая семья – главная ценность.
В этом разделе воспитанники познают особенности здорового образа жизни, учатся определять здоровое состояние организма и обозначать это состояние как главную ценность. Учатся элементарным знаниям оказания первой медицинской помощи. Темы мероприятий, игровых ситуаций, конкурсов: «Здоровье свое и близких» « Твой режим дня» «Режим дня- ведет к успеху» «Как стать не-хворайкой» «Если в семье кто-то болен» «Стресс, депрессии, кризис» «Вредные привычки» «Шаг вперед- шаг назад»
6 блок. Проект «Семья»
Этот раздел обучает воспитанников умению выделять приоритеты, обучает семейным правилам, созданию собственных правил, способствующих развитию счастливой благополучной семьи. Воспитанники приобретают теоретические знания о создании жизненного плана и о причинах разрушающих и укрепляющих семейные отношения. Темы мероприятий с проигрыванием игровых ситуаций: «Любовью дорожить умейте» «Хозяин в доме» «Семейное планирование» «Стерпится- слюбится» «Хозяюшка» «Праздник в семье» «Праздник вежливости» «У нас гости» «Корабль с названием - семья»
К концу изучения данных направлений у воспитанников должно быть сформировано:
- представление о доме, понятие о благополучной семье;
- глубокое уважение к родителям и людям, которые проявляют заботу о них;
- культура общения с взрослыми, сверстниками;
- навыки конструктивного общения и ролевого поведения.
Воспитанники должны уметь:
- проявлять заботу об окружающих, близких людях;
- адекватно реагировать в различных ситуациях;
- анализировать собственное поведение и выражать адекватно свои чувства;
- организовать собственный досуг и привлекать окружающих к рациональному использованию свободного времени.
Воспитанники должны знать:
- понятие «семья, состав семьи, наличие родственных связей, значимость семьи в жизни человека»;
- способы бесконфликтного общения, особенности межполового общения;
- проблемы ребенка из «неблагополучной семьи», проблемы доверия в семье.
Подводя итоги своего опыта по формированию общения через семейные традиции у воспитанников, хочу отметить определенные результаты: повысилась культура поведения, активнее стали в общении, появилась потребность в анализе своих слов и действий, воспитанники стали доброжелательнее, осознают и принимают поло ролевую идентичность, приобретают опыт поведения в семье, учатся устраивать семейный быт. У воспитанников повысился уровень знаний о семейных ролях, функциях семьи и её ценностях, улучшился морально- нравственный климат в группе, сформировывается умение управлять своим эмоциональным состоянием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)
1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...

Методическое сообщение «Формирование культуры общения у подростков в условиях колледжа-интерната искусств»
Изучение теоретических основ формирования у подростков культуры общения, практическая проверка эффективности методов и средств формирования культуры общения...
Доклад "Формирование культуры общения у подростков"
Изучить теоритические основы формирования у подростков культуры общения, практически проверить эффективность методов и средств формирования культуры общения...

Формирование культуры общения путём расширения лингвистического кругозора.
Формирование культуры общения путём расширения лингвистического кругозора по УМК "Горизонты"....
Тема самообразования: «Формирование культуры общения через семейные традиции».
Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному и воспитательному процессу в сиротских учреждениях предполагают включение отдельных элеме...

Презентация к выпускной аттестационной работе на тему: «Технологии формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область...
Педагогический проект «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения подростков в процессе воспитания и обучения. Формирование разностороннее развитой ли...