Конспект урока
план-конспект урока (5 класс)

Конспект открытого урока ОРКСЭ "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок ОРКСЭ "Дружба" 26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), 4 класс

Тема: «Дружба» (1 час)

Цель:формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, добродетельности в дружеских отношениях и их отличие от других отношений.

Задачи:

- показать значимость, необходимость и ценность дружбы в жизни каждого человека;

- развивать эмоционально-нравственные качества, умение оценивать свои поступки и поступки других людей, соотносить их с общими человеческими ценностями;

- воспитывать у школьников чувство толерантности, сочувствия, доброжелательности, готовности помочь другому.

1.Организационный этап.

  Учитель. Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости!

Итак, друзья, прозвенел звонок.

Давайте скорее начнём наш урок.

А тему  урока вы сами узнаете,

Если детскую песенку сейчас угадаете.

2.Ведение в тему урока. Постановка цели и задач урока, мотивация

(  Песня «Дружба крепкая»)

Учитель:  Знакома вам  песня?  Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

Ученик: Дружба.

Учитель:   Действительно, мы будем говорить о дружбе.

Откройте тетради запишите сегодняшнюю дату и тему урока.

( Запись темы)

1) Что вы знаете о дружбе?

3) Какие, на ваш взгляд, отличительные   черты настоящей дружбы?

Ученик: (АринаСоловьева)

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всём без дальних слов

Он помочь тебе готов.

Да, по действиям не сходны

Верный друг и льстец негодный ( В.Шекспир)

Учитель:

Каждый человек находится  в разных отношениях с людьми. Это могут быть отношения между родителями и детьми, братьями и сёстрами, между одноклассниками. Но человек может быть одинок, если у него нет друга.

Без друзей человеку просто не прожить.

1.Ребята, а  с какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?

2.Какие краски вы возьмёте, чтобы нарисовать дружбу?

3.Какое определение дружбы дадите вы?  Что такое дружба?

( Ответы детей)

 Ученик: В толковом словаре С.И.Ожегова о дружбе сказано так:

Дружба - это отношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

(Написать в тетради)

Учитель: Напомните, как называют людей, которых связывает между собой дружба.  (Друзья, друг)Знаете, почему друга стали называть другом?  Слушайте внимательно.

    Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить свою землю от врагов, он набирал   верных, храбрых и мужественных людей в своё войско. Это войско  называлось дружина.

Каждого воина  стали называть другом, а всех -  други.  Прошли годы, десятилетия, века…1941 год началась Великая Отечественная война. Эта война породила много примеров человеческого мужества. Люди жертвовали собой во имя спасения родных и близких, друзей  и товарищей.

Нет больше той любви, кто положит душу за други своя.

Учитель:  Кто такие други? Правильно, воины, защитники, герои.

Много героев породила Саратовская земля.

( Подвиг наших земляков: Марина Раскова, Виктор Талалихин, Василий Клочков)

Учитель: Много героев породила наша Саратовская земля.

Марина Михайловна Раскова – наша землячка.

   Во время Великой Отечественной войны была летчиком - штурманом.  Герой Советского Союза. Погибла  в 1943 году. В честь неё названа одна из улиц города Энгельса.

Виктор Васильевич Талалихин – наш земляк.

  Во время Великой Отечественной войны был летчиком. 7 августа 1941 года ,выполняя боевое задание, совершил первый в истории ночной таран. Немецкий самолёт был разбит. Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Василий Георгиевич Клочков – наш земляк.

     Во время Великой Отечественной войны  был   комиссаром. В 1941 году сражался под Москвой.  Бросился с гранатой под вражеский танк, взорвал его и  погиб.  Звание Героя Советского Союза получил посмертно за мужество и отвагу, проявленные в бою.  На всю страну стали известны его слова: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва».

Учитель: Спасибо Олегу, Саше, Владу.

Ребята, скажите, кого вы можете назвать другом?

( Ответы детей)

Учитель: Конечно, другом можно назвать маму, она поможет в трудную минуту. Другом можно назвать  школьного учителя, который поможет заглянуть в тайны знаний. Друг – это твой  же одноклассник.

А как вы думаете, может быть дружба между мальчиком и девочкой?

Ответить на этот вопрос поможет сценическая миниатюра, которую покажут Андрей и Бахтияр.

                         ( Сценка - Бахтияр и Андрей)

Бахтияр:  Андрей,  где ты вчера был?

Андрей: Со Светкой в кино ходил.

Бахтияр: Со Светкой в кино ходил, и не стыдно?

Андрей: А почему должно быть стыдно?

Бахтияр: Да потому что она девочка. А с девочкой не о чем и говорить.  И вообще все девочки ябеды и трусихи.

Андрей:  Кто ябеда, Светка?  А ты забыл, кто Наталье Викторовне наябедничал, когда Ванька ужа в класс принёс?

Бахтияр: Так я же не знал, что это уж. Я думал, что это удав. Кстати, все девочки- плаксы.

Андрей: Плаксы? А ты с турника упал, чего же ты ревел?

Бахтияр: Тебе хорошо говорить, а у меня шишка  чуть не вскочила.

Андрей: Ну вот, а Светка ногу на секции вывихнула и не плакала.

Бахтияр:  А  Светка глупая.

Андрей: Почему глупая?

Бахтияр: Была бы умная, с тобой бы в кино не пошла. Кого- нибудь лучше нашла.

Андрей:  И кого же?

Бахтияр: Да  хотя бы меня. Вот пойду и приглашу.

Андрей: Кого? Светку?

Бахтияр: Не Светку, а Свету.

Андрей: Так она же девочка?

Бахтияр: Ну и что? Некоторые девочки лучше любого мальчика.

Учитель: Могут дружить мальчики с девочками?

         ( Ответы детей: Конечно, мы сами выбираем, с кем дружить)

 Физминутка

Учитель:  На доске даны качества, выберите те, какими качествами,  должен обладать настоящий друг?

Честный, грубый, весёлый, умный, задиристый, добрый,  жадный, надёжный, преданный,  драчливый,  вредный,  понимающий, справедливый.

( Распределение  качеств)

Что такое дружба Чтение стихотворения

1ученик ( Данил): Что такое дружба, каждый знает?

Может быть и спрашивать смешно.

Ну а всё же что обозначает

Это слова? Значит что оно?

2 Ученик( Ангелина):  Дружба- это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять задания,

На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё внимание

Дни, недели, меся или год…

3 Ученик ( Семён): Если друг твой  что-то , к сожалению,

Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомнения,

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Учитель: Вы можете привести примеры из своей жизни, когда другу вы сказали правду в глаза, несмотря на то, что он мог обидеться?

( Ответы детей)

                              «Собери пословицу»

Учитель: Дружба крепка не лестью,  а правдой и честью.

Учитель: Предлагаю посмотреть следующую миниатюру ( Максим и Тимур)

( Сценка)

Тимур - Здравствуй, Максим!

Максим - Здравствуй , Тимур! А у тебя все темы есть в тетради по ОРКСЭ?

 Тимур - Конечно!

Максим - Тимур, а ты дашь мне свою тетрадь денька на два?

 Тимур - Я бы с удовольствием, но я сам ещё не готов, тем более на следующем уроке будет проверочная работа.

Максим  -  Тоже мне, а ещё друг называется.

  Тимур  - Максим, но ты же сам виноват, надо было все темы записывать.

Учитель:  Вы на чьей стороне? Как бы вы поступили?

( Ответы детей)

Учитель: Да, друзья должны помогать друг другу, но пользоваться добротой и наивностью друга не стоит.

Учитель: Знаете ли вы своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы , что они любят, чем интересуются? Поднимите , пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Я приглашаю Андрея  и Альбину к доске.

Сейчас мы поиграем в игру «Знатоки» .

Я буду задавать вопросы. Одни из друзей запишут ответ на доске,  можно только первую букву. Потом мы выслушаем других  и сравним их ответы.

  1. Какой урок у друга ( подруги)  самый любимый?
  2. Какое время года у него( неё) любимое?
  3. Кем хочет стать, когда вырастет?
  4. Какое животное он (она) любит?

Учитель: Как мы видим, ребята хорошо знают друг друга.

Ученик:(Арина)

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Грех на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился.

И себя обидел невзначай ,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Учитель: Всем нам надо понять простую, но важную  мысль: чем больше мы отдаем себя, тем больше мы получаем духовного богатства.

Помните всегда слова из Библии: воздастся вам по вашим деяниям.

Учитель: Наш урок подходит к концу.  В заключение скажем, кто такой настоящий друг и какими качествами он должен обладать.

(Ответы детей)

 Запишите д/з.

  1. Составить 8-10 законов (правил) дружбы.
  2. Написать сочинение – миниатюру  «Мой лучший друг».
  3. Написать 5-6 пословиц о дружбе.

Давайте  обратимся к нашим незаконченным предложениям, которые даны в начале тетради.

Рефлексия…1.Сегодня  на уроке мы  узнали…

2. Самым интересным мне показался тот момент, когда…

3. Трудным для меня стало…

4. Самому себе я поставлю  отметку…

Оценки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...