Тренинг для обучающихся: «Лидер и его качества».
план-конспект занятия (8, 9, 10, 11 класс)

Базаркина Ангелина Анатольевна

Тренинг для 8-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Шошинская СОШ № 13 имени Героя Советского Союза М.П. Хвастанцева.

Тренинг для обучающихся: «Лидер и его качества».

Возраст: 8–11 классы

Время: 45 минут

Подготовила: Базаркина А.А., учитель-логопед

2025 г.

Тренинг для обучающихся 10-11 классов «Лидер и его качества»

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихся, развитие коммуникативных и лидерских качеств личности,  умений и навыков самоанализа.

Задачи:

- расширить  представление обучающихся  о лидерских качествах личности,

- провести самооценку уровня лидерства с помощью теста,

- способствовать формированию лидерских качеств.

Материалы и оборудование: тест «Лидер ли я?», листы бумаги, ручки, презентация

Продолжительность занятия: 45мин.

Ход тренинга

Вступительная часть

Ведущий: Здравствуйте, я рада вас приветствовать. Сегодня здесь собрались представители 8-11 классов - лидеры школьного самоуправления, которые играют важную роль в деятельности школы. Тема тренинга «Лидер и его качества».

Кто такой лидер и почему за ним идут люди? (Приложение 1)

Лидер – это человек, способный объединять людей вокруг общей цели и вдохновлять их на достижение результатов, превосходящих индивидуальные возможности. Это не просто должность или титул. Истинное лидерство проявляется в способности влиять на других и вызывать желание следовать за собой добровольно, а не из страха или обязательства.

Почему же одни люди вызывают искреннее уважение и готовность идти за ними "в огонь и воду", а другие – лишь формальное подчинение? Ответ кроется в сочетании определённых качеств характера человека.

Ребята, давайте проверим, есть ли лидерские качества у вас?

Проведем  тест  "Я - Лидер" (А.Н. Лутошкин) (Приложение 2)

С помощью этого теста вы можете оценить свои лидерские способности.

Инструкция:

Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»;

если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»;

если трудно сказать – «2»;

скорее не согласен, чем согласен – «1»;

полностью не согласен – «0».

Подсчитаем результаты. Можно поделиться результатами (по желанию).

II. Основная часть

Ведущий: какими качествами должен обладать лидер? Давайте, попробуем разобраться  

Упражнение «Лидер - это…»

Ведущий:

Составим  общий список лидерских качеств, каждый может предложить качество лидера с аргументацией. Итак, лидер-это….  (ответы обучающихся записываются на доске). 

Упражнение «Я - Лидер»

Ведущий: А сейчас, ребята, я предлагаю вам провести  самооценку, какие качества лидера  есть у вас, а какие требуют дальнейшего развития.

Каждый участник тренинга пишет на листе не менее пяти ответов на каждый из вопросов:

- Какие качества и умения лидера я знаю в себе?

- Какие качества лидера необходимо развивать?

После написания, происходит обсуждение ответов.

Врождённые и приобретённые качества лидера.

Один из самых интригующих вопросов о лидерстве: рождаются ли лидерами или ими становятся? Исследования последних лет дают однозначный ответ: элементы обоих подходов верны.

Определённые врождённые черты действительно дают преимущества в развитии лидерского потенциала, однако большинство ключевых лидерских качеств можно целенаправленно развивать на протяжении жизни. (Приложение 3)

III. Заключительная часть

Упражнение «Наш девиз»

Участникам предлагается  разделиться на малые группы  и придумать девиз, краткий слоган, который помогал бы лидерам в их деятельности. Далее участники представляют свои девизы.

Рефлексия

Ведущий: Вот и подошел к концу наш тренинг. Что нового  вы сегодня узнали? Какое упражнение было наиболее полезным для вас?

Эта процедура завершает занятие. Необходимо выслушать каждого участника, узнать, чем полезно было занятие.

Приложение 1

Приложение 2

Тест "Я - Лидер" (А.Н. Лутошкин)

С помощью этого теста вы можете оценить свои лидерские способности.

Инструкция:

«Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»;

если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»;

если трудно сказать – «2»;

скорее не согласен, чем согласен – «1»;

полностью не согласен – «0».

Вопросы

Ответы

Полностью согласен -4

Скорее согласен -3

Трудно сказать-2

Скорее не согласен -1

Полностью не согласен -1

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.

10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую своё время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда всё получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в учебе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступал так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Сумма в каждом столбце:

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – Организаторские способности;

З – умение работать с группой.

 РЕЗУЛЬТАТЫ:

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

 Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, то вероятнее всего были даны неискренние в самооценке ответы.

Приложение 3

Качества лидера.

Характеристика

Врождённый компонент

Приобретаемый компонент

Уверенность в себе

Темперамент, базовое ощущение безопасности

Опыт преодоления трудностей, развитие компетенций

Эмоциональный интеллект

Нейрологическая предрасположенность к эмпатии

Практика осознанности, изучение психологии

Решительность

Склонность к риску, активность нервной системы

Методы принятия решений, опыт ответственности

Коммуникабельность

Экстраверсия, вербальные способности

Тренировка навыков общения, публичных выступлений

Стратегическое мышление

Аналитические способности

Образование, решение комплексных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Презентация по теме "Лидер и его качества"

Презентация для урока обществознания в 7 классе...

Тренинг для обучающегося

Общение как форма повышения толерантности и профилактика агрессивного поведения...

Творческая работа ученика Осенкова А. "Лидер и его качества"

Ученик 5 класса Осенков А. изучив сочинения древнегреческих философов 1-2 вв. Плутарха и Арриана о жизнедеятельности Александра Македонского, выявил следующие качества лидера:РешительностьЗнания ...

Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»

Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и  уровень образовател...

Лидер и его качества

Лидер и его качества. 6 класс...

Презентация "Лидер и его качества"

Лидером считают человека, обладающего наибольшим ав­торитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным ка...

Занятие «Лидер и его качества».

Цель:1.   Называть, какими ведущими  качествами должен обладать лидер.2.   Определить, над какими качествами лидера вам необходимо работать...