Внеклассная работа
элективный курс (5, 6, 7 класс)

Лондарева Анна Андреевна

Дополнительное образование и внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачинского муниципального района Омской области

«Воскресенская средняя образовательная школа»

ПРИНЯТО

на заседании МО

______________

Протокол заседания №

Руководитель МО

_____________ФИО

«___»____________20__г.  

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Т.Н.Рожкова

Приказ №___________

«___»_____________20__г.

Программа

дополнительного образования

«Умная теплица»

Составитель: Франковская Е.Н.

учитель химии, биологии

с. Воскресенка 2023/2024 год

РАССМОТРЕНО на МО

естественнонаучного цикла

Протокол заседания № _1_

«_28 » __августа__  2025 г.  

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № _1_

«_29 » __августа 2025 г.  

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________ Рожкова Т.Н.

Приказ №  208/2 от

«29 » __августа 2025 г.  

 Дополнительная общеобразовательная программа

естественно - научной направленности

 «АграриУм»

(для детей дошкольного возраста 6-7 лет)

Срок реализации 1 год

Составитель: Лондарева А. А.

учитель  биологии и географии

2025

С.Воскресенка

Пояснительная записка

В настоящее время  структура, содержание и условия реализации программ     дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Федеральным Законом № 273-ФЗ закреплено деление дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (гл. 10, ст. 75, п. 2).

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

Программа «АграриУм» в современных условиях необходима современным детям для привлечения к сельскохозяйственному труду, а именно,  необходимо познакомить дошкольников с сельским хозяйством (растениеводством).  Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.

      Педагогическая целесообразность  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АграриУм» заключаются в том, что она учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические), предусматривает самостоятельную деятельность дошкольников, создает условия для их интеллектуального роста и способствует социализации детей в выборе профессии.  Сегодня сельское хозяйство возрождается и  остро нуждается в специалистах. И поэтому в данное время профессия агроном очень  востребована.

Возможно, в будущем  воспитанники заинтересуются этой профессией, и им захочется посвятить себя сельскому хозяйству. Программа «АграриУм» является дополнительным материалом к школьным предметам –  природоведение и биология. Программой предусматривается непрерывное изучение материала в течение одного года с учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АграриУм» - естественно-научная.

Уровень освоения программы: ознакомительный

Форма обучения: очная.

Формы организации образовательной деятельности учащихся:

• Групповая • Индивидуальная • Всем составом

Формы занятий.

 Занятия разделены на теоретические (учебные занятия) и практические работы.

Формы и методы, используемые в работе по программе:

При проведении занятий используются следующие формы и методы организации деятельности: беседа, диалог, дискуссия; дидактические и сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины.

Предлагаемые формы реализации программы создают условия не только для восприятия и усвоения знаний, но и побуждают учащихся высказывать свои оценки и суждения, анализировать ситуации с использованием нравственных, эстетических категорий, с интересом и вниманием относиться к мнениям и оценочным суждениям других людей.

Самостоятельные формы работы не только мотивируют учащихся к поиску дополнительных сведений, связанных с темой, но и побуждают их к творческой, исследовательской деятельности

Цель: приобретение дошкольниками знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии; формирование знания в области  агрономии;  прививать интерес и любовь к сельскому хозяйству; развивать практические навыки по выращиванию растений.

Задачи программы:

1. Образовательные:

 -дать понятия «Полеводство» и «Овощеводство»;

 - изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их  значение в жизни человека;

- расширить и углубить знания в области  агрономии;

- формировать  определенные  умения и навыки по основам агрономии.

2. Развивающие:

- совершенствовать у учащихся навыки по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями;  

- развивать  познавательный интерес к растениям, как в естественных,  так и в агроэкосистемах;  

- развивать  навыки  самостоятельной работы,  трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать;

-  развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, наблюдательность,  

3. Воспитательные:

- формировать  высокий уровень  экологической культуры  и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности,  гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу;

- формировать  устойчивый интерес к труду;

- воспитывать  экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина Российской Федерации;

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-сформируется представление об основных отраслях сельского хозяйства;

 - разовьется умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применяя знания на практике;

- разовьются способности к бережному отношению к природе, к живым объектам, к своему здоровью и здоровью окружающих, соответствующих принципам сельскохозяйственной этике.

Метапредметные результаты:

 - разовьются проектно-исследовательские компетенции, пространственноаналитическое мышление;

- разовьются способности работать в группах и индивидуально, использую различные технологии;

- навыки эффективной коммуникации - взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты: 

- сформируется агроэкологическая компетенция учащихся;

- сформируется система знаний и умений в области современных технологий сельского хозяйства;

- знакомство с основами грамотного ведения личного хозяйства;

- формирование к готовности самостоятельному выбору профессии в Агро сфере.

Отличительные особенности:

Программа решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, помогая дошкольникам расширить кругозор и развить исследовательские способности.

Новизна программы заключается в том, что в ней предусматривается

привлечение детей к выбору сельскохозяйственной профессии. Особое значение придается в данной программе усвоению предложенного материала и отрабатыванию практических навыков в сельскохозяйственных работах.

Отличительной особенностью данной программы является:

- связь агрономии с экологией;

- воспитание экологически грамотного и социально – адаптированного гражданина;

-через любовь к труду на земле.

Программа составлена с учетом регионального компонента и возрастных особенностей детей. Эта программа разработана на 1год обучения. Возраст детей – 6-7 лет (старшая, подготовительная группы).

Занятия проводятся по 30-35 минут 1 раз в две недели. Итого: 17 занятий в год.

Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при условии наличия соответственно оборудования  (в данном случае автоматизированная «Умная теплица»).

Тематический план дополнительной общеразвивающей программы

«АграриУм»

№ п/п

Тема занятия

Форма организации/ форма занятия

Дата

Юные полеводы (2 часа)

1

Что такое растениеводство

Групповая, индивидуальная деятельность.

Игры на знакомство

Сформировать элементарные представление о растениеводстве в нашем крае.

2

Полеводство

Беседа, практическая деятельность

Закрепить представление детей о полевых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.

Опытно - экспериментальная работа:

помол муки в кофемолке Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; показать принцип превращения зерна в муку.

Осеняя ярмарка (2 часа)

3

Что растёт на поле

Дидактическая игра

Закрепить знания детей о разнообразии о полевых культурах; умение различать их и находить нужное растение.

4

Бабулина кашка

Дидактическая игра

Обобщить знания детей о растениеводстве в нашем крае. Закрепить представление детей о том, что из злаковых культур люди не только пекут хлеб или хлебобулочные изделия, но и готовят множество вкусных и полезных блюд; закреплять знания детей о том, из какой крупы, какую кашу можно сварить; учить составлять рассказ, опираясь на модельные схемы, изображенные на тарелочках; воспитывать уважение к труду хлеборобов.

Юные цветоводы (3 часа)

5

Цветоводство

Беседа

Закрепить представление детей о цветочных культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.

6

Экологический практикум

Выращивание комнатных растений. Познакомить детей с разными способами выращивания цветов. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

7

Профессии людей, занятых в цветоводстве

Беседа.

Прививать детям интерес к цветоводству, формировать практические умений вести наблюдения за явлениями природы, стремления заботиться о растениях.

Юные овощеводы (3 часа)

8

Овощеводство

Беседа. Закрепить представление детей овощных культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.

9

Овощи - полезные продукты

Беседа об овощах Уточнение знаний детей об овощах, их значении в жизни человека. Знакомить детей с профессией овощеводов.

10

«Огород на окне»

Посадка овощей в «Огороде на окне» Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях.

Юные садоводы (3 часа)

11

Плодоводство

Закрепить представление детей о плодовых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.

12

Ягоды и фрукты

Закрепить представление детей о плодовых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.

13

Всё о плодовых растениях

Викторина.

Уточнять знания детей о плодовых культурах, их значении в жизни человека.

Юные агрономы (4 часа)

14

Плодовые семена и косточки

Создание коллекции «Плодовые семена и косточки». Вовлечь детей в создании коллекции, развивать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы.

15

Красная ты моя, ягодка малина

Развить умение рассказывать о ягодах.

Рисование, рассматривание картинок.

16

Создание книги «Юные агрономы»

Вовлечь детей в совместную творческую работу, развивать познавательные умения детей

17

Итоговое занятие

Обобщить знания детей о растениеводстве.

Используемая литература:

Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду

Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.

Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачинского муниципального района Омской области

«Воскресенская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО на МО

естественнонаучного цикла

Протокол заседания № _1_

«28 » __августа__  2025 г.  

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № _1_

«29» __августа__  2025 г.  

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________ Рожкова Т.Н.

Приказ № 208/2 от

«29 » __августа__   2025 г.  

Программа дополнительного образования

 «Детская биолаборатория»

Направленность: естественно-научная

Составитель: Лондарева А.А.

учитель географии, биологии

2025  год

Пояснительная записка

В настоящее время  структура, содержание и условия реализации программ     дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Федеральным Законом № 273-ФЗ закреплено деление дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (гл. 10, ст. 75, п. 2).

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

Особая актуальность содержание данной программы связана с мировозренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы.

Человек будущего — это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить  целям экологического просвещения культуры и  начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Направленность: естественнонаучная

Уровень освоения программы: ознакомительный

Форма обучения: очная.

Формы организации образовательной деятельности учащихся:

• Групповая • Индивидуальная • Всем составом

Формы занятий.

 Занятия разделены на теоретические (учебные занятия) и практические (лабораторная работа).

Формы и методы, используемые в работе по программе:

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение знаний, полученных во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Проектная работа (при оформлении результатов исследований).

Практическая работа (при проведении эксперимента или исследования).

 Творческое проектирование помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся через приобщение к изучению и исследованию в познании многообразия мира живой природы.

Задачи программы:

Обучающие:

 •Расширять кругозор, знания об окружающем мире, развивать навыки работы с микроскопом, биологическими объектами.

 •Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

 •Знакомить с биологическими специальностями.

 Развивающие

• Развитие творческих способностей ребенка.

•Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности;

 • Развитие исследовательских навыков и умения анализировать полученные результаты;

Воспитательные

• Воспитывать интерес к миру живых существ.

• Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

• Развитие навыков общения и коммуникации.

Планируемые результаты:

В результате изучения курса «Детская биолаборатория» у обучающихся формируются следующие результаты: 

Предметные результаты:

• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

•получат возможность осознать своё место в мире;

•познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

 •получат возможность приобрести базовые умения работы с современными ИКТ средствами поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

•получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

 Личностные результаты:

•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

•ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

•способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты:

•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

•различать способ и результат действия.

•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. •осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

•проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•формулировать собственное мнение и позицию;

Система оценки результатов освоения программы состоит из следующих форм текущего контроля:

 1. Тестирование.

 2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Проектно-исследовательская работа.

 5. Творческий отчет о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

Промежуточная аттестация проводится во всех группах в форме итогового контрольного занятия.

Отличительные особенности

 Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

•имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

 •групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

•работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

•охватывает большой круг естественнонаучных исследований, является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы и учит детей исследовательской деятельности;

•реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Новизна и оригинальность программы заключается в методическом подходе. Программа «Детская биолаборатория» создана для учеников 2-5 классов. Программа учитывает возрастные особенности ребят и способствует развитию детской любознательности и познавательного интереса. Курс включает теоретические и практические занятия. Каждая тема начинается теоретическим занятием и занимательным уроком. На лабораторных работах ученики ищут ответ на поставленный вопрос с помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос фиксируют в альбомах с помощью биологических рисунков, опорных схем. Основные методы, используемые на занятии: частично-поисковый и исследовательский.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев. Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность.

Сроки реализации общеразвивающей программы 1 год. Возраст учащихся, на который рассчитана общеразвивающая программа, 10-12 лет.

Наполняемость группы: 15-25 человек

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа в год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час)

Основные понятия: исследовательская деятельность, объект исследования, гипотеза цель и задачи, опыт, эксперимент. Рассмотрение основных методов исследования.

Изучение одноклеточных и простейших организмов (4 часа)

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы.

Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом. Изучение растительного и животного разнообразия. Ткани, функции тканей, особенности строения тканей Химический состав клетки. В царстве животных. Урок занимательной зоологии.

Пресноводная фауна. Удивительные членистоногие. Планета насекомых. Черви. Моллюски. Занимательная ихтиология. Строение рыб.

Ботаника (5 часов)

Разнообразие растений Омской области. Основные части растения: корень, лист, стебель, почки, цветки. Особенности строения и функции частей растения. Дыхание, устьица, кислород. Фотосинтез, длина волны, условия протекания фотосинтеза Транспорт веществ, виды тока в стебле.

Особенности протекания транспорта веществ. Типы питания, особенности процесса питания. Вегетативное размножение, способы вегетативного размножения Исследовательская работа. «Условия прорастания семян» Семя. Функция семян. Строение семени. Изучение видов видоизменения корней.

Водоросли, их строение и функции Разнообразие растительного мира на планете Земля. Грибы, виды грибов, особенности строения и распространения. Изучение окружающей нас природы.

Растительное разнообразие. Видовое разнообразие. Рассмотреть какие изменения происходят в природе в разное время года. Подготовка выставки, фотографий, стендов, коллажей. Подготовка выставки, фотографий, стендов, коллажей.

Грибы и бактерии под микроскопом (4ч).

Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом.

Лабораторные работы: «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом». «Выращивание плесневых грибов» «Изучение строения плесневых грибов под микроскопом», «Выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом».

Экология растений и охрана растительного мира (8 часов)

Содержание учебных занятий данного раздела направлено на формирование у школьников более прочных знаний о закономерностях существования растений в природе. В данном разделе растения рассматриваются не как отдельно взятые живые организмы, а совместно с другими живыми организмами (растениями, животными), а также с факторами неживой природы. Учащиеся более подробно знакомятся с различными экологическими группами растений, учатся по внешнему виду определять их принадлежность к той или иной экологической группе.

Важное место в разделе занимает изучение влияния человека на растительный мир.

Учащиеся знакомятся с редкими и исчезающими видами растений Омской области и мерами, направленными на их сохранение.

Агротехника выращивания рассады однолетников (10 часов)

Данный раздел включает в себя практические занятия по выращиванию рассады однолетних цветковых растений (бархатцев, петунии). Учащиеся на практике знакомятся с правилами подготовки семян к посеву, технологией посева, особенностями ухода за рассадой и ее высадкой в открытый грунт.

На каждом занятии предусмотрено ведение дневника наблюдений, в котором учащиеся самостоятельно отмечают результаты своих наблюдений (дату посева, появление всходов, дату пикировки и др.) Результаты наблюдений могут быть использованы при оформлении исследовательских работ и экологических проектов.

Заключение (1 час)

Итоговое занятие завершает изучение курса. На нем учащиеся обобщают пройденное за весь период, в виде игры-викторина.

Делятся своими впечатлениями, отмечают наиболее интересные задания, учебные ситуации, вызвавшие наибольшие затруднения, анализируют причины трудностей. Намечаются задачи на новый учебный год.

Условия реализации программы

 Занятия проводятся в здании основной школы, кабинет «Экостанция».

Используется следующее оборудование:

- Детская биолаборатория Мироника («Умная теплица»)

- Садовые инструменты (лопатки, грабли)

 - Технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска, видеопроектор и т.д.).

 - Увеличительные приборы (микроскопы, ручные лупы).

- Комплект приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования (предметные и покровные стекла, скальпели, пинцеты и т.д.).

Для проведения занятий требуются также книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде), ресурсы Интернета.

Методические материалы, обеспечивающие реализацию программы

Технические средства обучения и оборудование: 

Компьютер, проектор, интерактивная доска, микроскопы, ручные лупы, лабораторное оборудование (химическая посуда, пробирки, пинцеты, предметные стекла, покровные стекла).

Дидактический материал: 

Разработки игр, викторин;

Проверочные работы («Устройство и правила работы с микроскопом», «Строение растительной, животной и грибной клеток»);

Методики проведения исследований;

Компьютерные презентации к занятиям;

Таблицы;

Видеофильмы;

Интернет-ресурсы (learningapps.org и др.);

При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: таблицы, плакаты.

Учебно-тематическое планирование

1-й год обучения

№ п/п

Тема занятия

Форма организации/ форма занятия

Дата

Введение (1 час)

1

Биологическая лаборатория и правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и

ТБ при работе в лаборатории

Групповая, индивидуальная деятельность.

Игры на знакомство

Изучение одноклеточных и простейших

организмов (4 часа)

2

Почувствуй себя микробиологом и найди невидимых организмов! Юный натуралист, исследующий окружающий мир

Практическая работа:

«Устройство микроскопа»

3

Юный цитолог

Творческая работа в

группах, изготовление

модели растительной или

животной клетки из

пластилина, бумаги и т.д.

4

Ткани как часть живого организма

Работа в парах

Лабораторная работа

с использованием

цифровой лаборатории

«Разнообразие строения тканей животных и растений»

5

В царстве животных

Исследование

«Выращивание инфузории

туфельки»

Ботаника  (5 ч)

6

Растения как поддержатели жизни

Лабораторная работа

«Изучение испарения воды листьями»

Лабораторная работа с

Использованием цифровой лаборатории

«Доказательства протекания процесса

фотосинтеза»

7

Дышат все! Как происходит дыхание!?

Лабораторная работа

«Дыхание растений»

8

Фотосинтез, или величайшая тайна зеленого растения

Лабораторная работа

«Солнце и фотосинтез необходимы друг

другу»

9

Семя как появление новой жизни

Работа в парах

Практическая работа

«Прорастить семена

различных растений и

посмотреть их отличия»

10

Биологическая викторина «Юный ботаник»

Работа в группах

Грибы и бактерии под микроскопом (5 ч)

11

Грибы и бактерии под микроскопом

Работа в группах

Лабораторная работа:

«Приготовление

микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом»

12

Грибы и бактерии под микроскопом

Лабораторная работа:

«Выращивание плесени и

изучение ее под

микроскопом»

13-14

Культуральные и физиолого- биохимические свойства микроорганизмов

Лабораторная работа:

«Приготовление сенного

настоя, выращивание

культуры сенной палочки

и изучение её под

микроскопом»

15

Работа в биолаборатории

Беседа

Экологические группы растений и охрана растительного мира (8 часов)

16

Почва как необходимое условие жизни растений.

Лабораторная работа «Определение механического

состава почвы»

Лабораторная работа «Определение механического

состава почвы»

17

Приспособленность растений к сезонам года.

Групповая, индивидуальная деятельность

18

Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Групповая, индивидуальная деятельность

19

Растительные сообщества, их видовой состав.

Групповая, индивидуальная деятельность

20

Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

Групповая, индивидуальная деятельность

21

Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность

Групповая, индивидуальная деятельность

22

Обеднение видового разнообразия растений.

Групповая, индивидуальная деятельность

23

Редкие и охраняемые растения Омской области.

Групповая, индивидуальная деятельность

Агротехника выращивания рассады однолетников (10 часов)

24

Исследовательская работа «Условия прорастания

семян»

Беседа

Практическая работа

25

Способы подготовки семян к посеву. Практическая работа «Подготовка семян к посеву»

Беседа

Практическая работа

26

Практическая работа «Технология посева семян

бархатцев, петунии»

Беседа

Практическая работа

27

Практическая работа «Особенности ухода за рассадой однолетников»

Беседа

Практическая работа

28

Пикировка рассады и ее значение. Практическая работа «Пикировка рассады бархатцев, петунии».

Беседа

Практическая работа

29

Профилактика болезней рассады

Групповая, индивидуальная деятельность

30

Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении

Групповая, индивидуальная деятельность

31

Растение в литературных и музыкальных произведениях

Групповая, индивидуальная деятельность

32

Творческая работа - подготовка сказки о выбранном растении

Групповая, индивидуальная деятельность

33

Агротехнические правила высадки

рассады в открытый грунт

Практическая работа

Заключение (1 час)

34

Итоговое занятие

Игра викторина

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. - М., 2018.

 2. Александровская О.В., Радостина Т.Н., Козлов Н.А. Цитология, гистология и эмбриология. - М., 2016.

 3. Афанасьев Ю.И. и др. Гистология. Учебник. - М., 2017.

 4. Барнс Р. и др. Беспозвоночные. Новый обобщённый подход. - М, 2017.

5. Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. - М., 2016.

6. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - М., 2017.

7. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. - М., 2018.

8. Богоявленский Ю.К. и др. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. - М., 2018.

9. Валовая М.А., Кавтарадзе Д.Н. Микротехника. Правила. Приёмы. Искусство. Эксперимент. - М.,2018.

10.Веселов Е.А., Кузнецова О.Н. Практикум по зоологии. - М., 2017.

3

4



Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачинского муниципального района Омской области

«Воскресенская средняя образовательная школа»

ПРИНЯТО

на заседании МО

______________

Протокол заседания №

Руководитель МО

_____________ФИО

«___»____________20__г.  

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Т.Н.Рожкова

Приказ №___________

«___»_____________20__г.

Программа

дополнительного образования

«Умная теплица»

Составитель: Франковская Е.Н.

учитель химии, биологии

с. Воскресенка 2023/2024 год

 Дополнительная общеобразовательная программа

естественно - научной направленности

 «Юный агроном»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Срок реализации 1 год

Составитель: Лондарева А. А.

учитель  биологии и географии

2025 год

с. Воскресенка 2023/2024 год

РАССМОТРЕНО на МО

естественнонаучного цикла

Протокол заседания № _1_

«_28 » __августа__  2025 г.  

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № _1_

«_29 » __августа 2025 г.  

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________ Рожкова Т.Н.

Приказ №  208/2 от

«29 » __августа 2025 г.  

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный агроном» - естественно-научная.

Новизна программы заключается в том, что в ней предусматривается

привлечение детей к выбору сельскохозяйственной профессии. Особое значение придается в данной программе усвоению предложенного материала и отрабатыванию практических навыков в сельскохозяйственных работах.

Отличительной особенностью данной программы является:

- связь агрономии с экологией;

- воспитание экологически грамотного и социально – адаптированного гражданина;

-через любовь к труду на земле.

Актуальность программы.

Овощеводство и полеводство – высокоинтенсивная отрасль растениеводства. Они продолжают оставаться очень трудоемкими отраслями сельского хозяйства, поэтому одной из важнейших задач является перевод овощеводства и полеводства на индустриальную основу. С каждым годом потребность населения в этой продукции увеличивается. Правительство нашей страны в настоящее время уделяет большое внимание этой отрасли. Необходимо обеспечивать дальнейшее расширение ассортимента и повышение урожайности овощей, полевых культур, улучшение их сохранности; резкое сокращение потерь. В выполнении этих задач большая роль мастерам - агрономам (квалифицированным рабочим промышленного

производства овощей). Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в специалистах. И поэтому в данное время профессия агроном очень востребована. Возможно, в будущем наши воспитанники заинтересуются этой профессией, и им захочется посвятить себя сельскому хозяйству.

Программой предусматривается непрерывное изучение материала в течение одного года с учетом возрастных особенностей воспитанников детского сада.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы базового уровня «Юный агроном» заключаются в том, что она учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей (творческие, эмоциональные, интеллектуальные), предусматривает самостоятельную деятельность учащихся, создает условия для их интеллектуального роста и способствует социализации детей в выборе профессии.

Отличительная особенность программы заключается в образовательной и социальной связи учащихся и специалистов агросферы, которая даёт целостное представление с трудовой деятельностью человека. Позволяет на практике оценить значимость сельскохозяйственной деятельности. Программа решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, помогая воспитанникам детского сада расширить кругозор и развить исследовательские способности.

Адресат программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный агроном» разработана для учащихся 6-7 лет.

Форма обучения – очная.

Объем программы – 17 часов.

Срок реализации программы – один год.

Режим занятий: занятия проводятся один раз в две недели по одному академическому часу. Продолжительность занятия – 35-40 минут.

Особенности организации образовательного процесса. Состав группы

постоянный на период реализации программы. Все занятия носят практическую направленность. На данном этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон. Средняя наполняемость групп составляет до 10 обучающихся.

Цель:

формировать знания в области агрономии; прививать интерес и любовь к

сельскому хозяйству; развивать практические навыки по выращиванию растений.

Задачи программы.

1. Образовательные:

- дать понятия «Полеводство» и «Овощеводство»;

- изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека;

- расширить и углубить знания по биологии в области агрономии;

- формировать определенные умения и навыки по основам агрономии.

2. Развивающие:

- совершенствовать у учащихся навыки по выращиванию и уходу за

сельскохозяйственными растениями;

- развивать познавательный интерес к растениям, как в естественных, так и в

агроэкосистемах;

- развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету,

умение самостоятельно анализировать;

- развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, наблюдательность,

3. Воспитательные:

- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма,

потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу;

- формировать устойчивый интерес к труду;

- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.

Содержание курса

Раздел №1 «Наш дом – Природа» - 1 час.

Экскурсия по экостанции. Знакомство с «умной теплицей», планом и режимом работы объединения «Юный агроном».

Раздел №2 «Урожай по осени считают» - 3 часа

Профессия «Агроном» - её востребованность. Чтение загадок и пословиц. Календарь огородника. Знакомство с календарем огородника: Беседа «Самые важные дела на огороде» - сбор урожая и закладка на хранение, перекопка почвы, заготовка семян, ремонт инвентаря, заготовка удобрения, закладка опытов, сроки посева и посадки овощных и полевых культур. Подведение итогов проделанной работы. Подготовка к новому сезону. Работа на учебно-опытном участке МБДОУ «Воскресенский детский сад» и БОУ «Воскресенская СОШ».

Раздел №3 «Плоды земли» - 13 часов.

          Хлебные злаки: овёс, пшеница, рож, ячмень. Путешествие в страну «Агрос». «Агрос» - поле. История возникновения полевых культур, места произрастания, агротехника полевых культур, питательная ценность, применение. Просмотр видеофильма «Берегите хлеб». Практическая работа «Определение мягкой и твёрдой пшеницы по колосу и зерну».

Характеристика клубнеплодов (картофель). Питательная ценность. Сорта. Морфологические и биологические особенности. Подготовка клубней к посадке. Уход за растениями. Особенности уборки. Стихи, песни, загадки, сценки о картофеле.

Питательная ценность зернобобовых культур в питании человека и

сельскохозяйственных животных (горох, чечевица, чина, нут, фасоль, соя). Роль в повышении плодородия почвы. Общая характеристика культуры. Познавательная игра «Путешествие в огород».

Применение технических культур (сахарная свекла, подсолнечник) в пищевой,

текстильной, мыловаренной, лакокрасочной, парфюмерной, фармацевтической и других отраслей промышленности. Общая характеристика культуры. Агротехника, способы переработки, использование в пищу.

Кормовые культуры (кормовая свекла, подсолнечник, брюква, морковь, кукуруза, кормовая капуста). Общая характеристика культуры. Агротехника, способы переработки, применение. Подведение итогов по пройденной теме: составление кроссворда «Полевые культуры».

Виды капусты: белокочанная, краснокочанная, савойская, брюссельская, цветная, кольраби. Сорта. Биологические особенности. Место

в севообороте и удобрение. Обработка почвы. Посадка рассады. Уход за растениями. Защита растений от вредителей и болезней. Загадки. Стихи. Ребус.

Видовое разнообразие. Сорт. Биологические особенности. Обработка почвы. Выращивание лука на севок. Выращивание лука- репки из севка. Выращивание зелёного лука. Защита луковых растений от вредителей и болезней. Целебные свойства. Загадки.

Помните ли вы, как выглядит чеснок? Родина чеснока. Полезные вещества: углеводы, белки, витамины и микроэлементы. Целебные свойства чеснока. Сорт (яровой, озимый). Агротехнические приёмы (рыхление, полив, удобрение). Сбор урожая, учёт, хранение. Применение. Игра «Четвёртый лишний». Загадки.

Родина томата. Полезные вещества: углеводы, белки, витамины и микроэлементы. Биологические особенности. Сорт, цвет, форма. Агротехнические приёмы (рыхление, полив, удобрение). Сбор урожая, учёт, хранение. Применение. Загадки, стихи, сортовые новинки. Украшение клумб,

балконов, беседок, выращивание в горшках на подоконнике.

Знакомство с семейством тыквенных. Происхождение. Питательная ценность, лечебные свойства. Формы (вытянутые, плоские, шарообразные). Цвет. Агротехнические приёмы (рыхление, полив, удобрение). Сбор урожая, учёт, хранение. Применение. Загадки.

Родина моркови. Морфологические особенности. Сорта. Биологические особенности. Предшественники и удобрения. Обработка почвы, посев. Уход за растениями. Уборка. Применение. Стихотворения «Морковный сок», «Морковь и гномы». Загадки. Народные приметы. Игра в слова. Родина свеклы. Морфологические особенности. Сорта. Биологические особенности. Предшественники и удобрения. Обработка почвы, посев. Уход

Родина зеленых и многолетних растений. Биологические особенности. Сорта. Питательная ценность. Лечебные свойства. Применение в народной медицине. Просмотр реферата, гербария. Стихотворение «Венок из петрушки».

Подведение итогов за год, награждение лучших кружковцев, планирование работы на летний период.

Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной

программы.

Предметные результаты:

- Формирование первоначальных представлений о значении отрасли

овощеводства в народном хозяйстве России.

-Понимание обучающимися того, что природа помогает нам жить, и мы должны знать эту природу и помогать ей.

- Формирование позитивного отношения к отрасли овощеводство.

-Заготавливать и составлять различные земляные смеси для выращивания овощных культур, определять посевные качества семян, готовить семена к

посеву и выращивать рассаду овощных культур для открытого и защищенного

грунта.

Метапредметные результаты:

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интересы своей познавательной деятельности в растениеводстве;

-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора;

- Умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы при

проведении опытнической и научно-исследовательской деятельности;

-Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной деятельности.

Личностные результаты:

Кружок «Юный агроном» обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию дошкольников (умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Кружок «Юный агроном» помогает в нравственно-эстетической ориентации и обеспечивает личностный моральный выбор.

Формы и методы воспитания

Основной формой воспитания и обучения детей в системе

дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании

среды своего личностного развития, творческой самореализации.

Тематический план дополнительной общеразвивающей программы

«Юный агроном»

№ п/п

Тема занятия

Форма организации/ форма занятия

Дата

Раздел №1 «Наш дом – Природа» - 1 час.

1

Вводное занятие.

Групповая, индивидуальная деятельность.

Игры на знакомство

Раздел 2 «Урожай по осени считают» - 3 часа

2

Самая необходимая профессия - моя.

Беседа

3

Во саду ли, в огороде. Календарь

огородника.

Беседа

4

Сеем, веем, собираем. Уборка урожая овощей

Практическая деятельность

Раздел 3.  Плоды Земли  (13 ч)

5

Хлебные злаки

Беседа. Творческая работа

6

Клубнеплоды

Беседа

7

Зерновые бобовые культуры

Беседа. Практическая работа

8

Технические культуры

Беседа

9

Кормовые культуры

Беседа

10

Овощные культуры. Капуста

Беседа

11

Овощные культуры. Лук

Беседа. Практическая работа

12

Овощные культуры. Чеснок

Беседа. Практическая работа

13

Плодовые овощные культуры. Томат

Беседа.

Практическая работа

14

Плодовые овощные культуры. Огурец, кабачок, тыква, патиссон.

Беседа

Творческая работа

15

Корнеплодные овощные культуры. Морковь. Свекла

Беседа.

Практическая работа

16

Зеленые и многолетние овощные растения. Петрушка,

укроп, салат, шпинат, зелёный лук.

Беседа.

Практическая работа

17

Итоговое занятие

Беседа. Творческая работа

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: занятия проводятся в кабинете «Экостанция».

Перечень оборудования:

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: микроскопы (5-6шт.), проектор, компьютер.

Другое оборудование требуется в зависимости от конкретных исследовательских задач и направлений работы:

-«умная» теплица «Мироника»;

- коллекция семян;

- гербарии растений;

- растения теплицы.

Список литературы

1. Белов Н.В. 1000 советов огороднику – Мн. «Современный литератор», 2000

2. Бурова В.В. Теплицы, парники, дачи. Изд 3-е, доп. и перераб.-Ростов Н/Д:

Феникс, 2010. ( Библиотека агронома Буровой).

3. Быковская Н.З. Как сохранить урожай – М.: ООО ТД « Издательство Мир

книги», 2007. ил (серия Ваш плодородный сад и огород»).

4. Ганичкины О,и А. Всё об овощах.- СГб.: СЗКЭО «Кристалл»; М. : Издательство ОНИКС, 2009.

5. Гордачёва З.С., Кустова О.Л. Выращиваем зелёные культуры.- М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2007.- 240 с: ил – ( Серия « Ваш плодородный сад и огород).

6. Ермакова С.О. Календарь современного садовода. Защита сада и огорода от болезней и вредителей. БИОМЕТОД. РИПЛ . Классик.-М, 2011.

7. Мансурова Л.И. Ранние овощи – Уфа: КИТАН. 2008.- 136 с. ; ил.

8. Павел Траннуа. Сад и огород для ленивых. Москва.: АТС – ПРЕСС. КНИГА, 2012, ( мои 6 соток).

9. Раделов С.Ю. Всё о лекарственных растениях на ваших грядках.

СПБ .; ООО «СЗКЭО», 2010.

10. Севостьянова Н.Н. Богатый урожай из парника и теплицы. РИПОЛ. КЛАССИК, М, 2011.

Дополнительная литература:

1. Белослудцева А.А. Пед Совет. Газета для учителей. №4 2007, №5 2009.

2. Бабкина О.Б. Школьные игры и конкурсы. Газета для учителей. №5 2009.

3. Грошева Е.В. Школьные игры и конкурсы. Газета для учителей. №10. 2011.

4. Николай Осипов. Русское поле. «Аргументы и факты - детям» журнал для всей

семьи. «ИКС- ПИЛОТ. Мастер». №4 2007.

5. Палацолло В. Где растет? Что едят? – М., Махаон, 2008.

6. Педагогическая газета « Досуг в школе». 2010, 2008. Сто игр, сценариев и

праздников – М., «Астрель М», 2011

7. Фатьянов В.И. Морковь и свекла. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА

Медиа групп, 2010. ( Золотые рецепты огорода).

8. Фатьянов В.И. Перец. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа групп, 2010 ( Золотые рецепты огорода).

9. Фатьянов В.И. Лук. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа групп,

2010. ( Золотые рецепты огорода).

10. Фатьянов В.И. Тыква, кабачки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...