Рабочая программа
рабочая программа (11 класс)

Шумилина Людмила Владимировна

Рабочая программа по родному русскому языку .

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/_Н.С.Лапкаева__

 Приказ  № 1 от « 29»  августа  2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы:

_______________/ В.А.Кисткин

Приказ №1 от «29 » августа  2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 7205731)

учебного предмета

Русский родной язык  

для обучающихся 11 классов

Село Ширингуши 2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 11 классов на уровне среднего общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2023 г. № 287,зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2023г., № 64101) (далее —ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего образования Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания курса родного русского языка в средней общеобразовательной школе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно- историческому опыту человечества. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и  анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет накачество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией. В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом .Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства ,гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целями изучения учебного предмета «Русский (родной) язык» являются:• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;• углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа предмета «Родной (русский) язык» в 11 классе рассчитана на 17 учебных часов.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Язык и культура (6 ч.)Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А.Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка .Раздел 2. Культура речи (5ч.)Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. Основные лексические нормы современного русского литературного языка Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология .Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др.русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».Основные грамматические нормы современного русского литературного языка Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления

сложносоставных слов. Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Речевой этикет Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный  этикет в деловом общении.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность.  Текст (6ч)Язык и речь. Виды речевой деятельности Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты. Текст как единица языка и речи Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов .Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Преподавание курса «Родной (русский) язык» направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено ичто еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;3) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

24 Регулятивные УУД Выпускник научится:– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности ,собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы ,необходимые для достижения поставленной цели;– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.2. Познавательные УУД Выпускник научится:– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные УУД Выпускник научится:– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт ит.д.);– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предметной области «Родной (русский язык) язык « должно обеспечить:- сформированность представлений о роли родного (русского) языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном (русском) языке в различных формах и на разные темы;- включение в культурно-языковое поле родной (русской) литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как носителю культуры своего народа;- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;- свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным(русским) литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;- сформированность знаний о родном (русском) языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров .Предметным результатам освоения курса родного (русского) являются:1) сформированность понятий о нормах родного (русского) языка и применение знаний о них в речевой практике;2) владение видами речевой деятельности на родном (русском) языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и не формального межличностного и межкультурного общения;3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно эстетических возможностей родного (русского) языка;

4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном(русском) языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного (русского) языка;5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также много аспектного анализа текста на родном (русском) языке;6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном (русском) языке адекватно ситуации и стилю общения;7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного ( русского) языка, основными нормами родного (русского) языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном (русском) языке и изучения родной (русской) литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире ,гармонизации отношений человека и общества, много аспектного диалога;9) сформированность понимания родной (русской) литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познанияжизни;10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно эстетических возможностей родного (русского) языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;11) сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

                                                            Тематическое планирование.

11 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Язык и культура.

 6

 2

 0

http://www.gramota.ru/-

2

Культура речи

 5

 1

 0

http://www.gramota.ru/-

3

Речь. Текст.

 6

 1

 0

http://www.gramota.ru/-

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 17

 4

 0

                                                              Поурочное планирование.

11 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода.

 1

 0

 0

 04.09.2025

http://som.fio.ru/

2

Русский язык в современной цифровой коммуникации.

 1

 0

 0

 11.09.2025

http://som.fio.ru/

3

Активные процессы в развитии лексики и фразеологии в русском языке 21 века.

 1

 0

 0

 18.09.2025

http://som.fio.ru/

4

Новая иноязычная лексика в русском языке 21 века и процессы её адаптации.

 1

 0

 0

 25.09.2025

http://pedsovet.alledu.ru/

5

Актуальные модели создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего времени. Новая фразеология русского языка.

 1

 0

 0

 02.10.2025

http://som.fio.ru/

6

Контрольная работа №1

 1

 1

 0

 09.10.2025

http://som.fio.ru/

7

Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Вариантность нормы.

 1

 0

 0

 16.10.2025

http://pedsovet.alledu.ru/

8

Факультативные знаки препинания.

 1

 0

 0

 23.10.2025

http://som.fio.ru/

9

Культура устного и письменного делового общения. Культура учебно-научного общения.

 1

 0

 0

 06.11.2025

http://pedsovet.alledu.ru/

10

Речевая агрессия и способы её преодоления.

 1

 0

 0

 13.11.2025

http://pedsovet.alledu.ru/

11

Контрольная работа №2

 1

 1

 0

 20.11.2025

http://som.fio.ru/

12

Прецедентный текст как средство культурной связи поколений .

 1

 0

 0

 27.11.2025

http://som.fio.ru/

13

Тексты сплошные и несплошные.

 1

 0

 0

 04.12.2025

http://som.fio.ru/

14

Коммуникативная грамотность.Приёмы работы с текстом публицистического стиля речи.

 1

 0

 0

 11.12.2025

http://som.fio.ru/

15

Тексты инструктивного типа.

 1

 0

 0

 18.12.2025

http://som.fio.ru/

16

Основные жанры интернет-коммуникации. Традиции и новаторство в художественных текстах.

 1

 0

 0

 25.12.2025

http://som.fio.ru/

17

Контрольная работа №3

 1

 1

 0

 27.12.2025

http://som.fio.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 17

 3

 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...