« Работа над поиском открытой и скрытой информации в тексте» (На примере басни Эзопа «Скупой и его золото
методическая разработка (5 класс)

Вебер Галина Алексеевна

Мастер - класс.  Поиск скрытой информации на примере басни Эзопа "Скупой и его золото". Приемы формирования читательской грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Мастер –класс.

Тема: « Работа над поиском открытой и скрытой информации в тексте» (На примере басни Эзопа «Скупой и его золото»

Цель: показать приемы формирования читательской грамотности у учащихся 5 класса на примере работы с текстом   по поиску скрытой и открытой информации;

сформировать у учащихся убеждение: грамотно читать-важное для каждого умение;

познакомить присутствующих с опытом преподавания курса «Основы читательской грамотности».

Содержание и ход мастер –класса.

  1. Приветствие.

Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на моём мастер –классе.

  1. Вступительное слово.

Сегодня мы вместе попробуем создать модель работы по поиску скрытой и открытой информации в тексте, для этого будем использовать текст басни Эзопа «Скупой и его золото»

Для работы нам необходимо разбиться на  микрогруппы.

  1. У вас на столах лежит фрагмент справки Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения наших детей.

Задание: изучите предложенные материалы и сформулируйте на основе справки  цели нашего занятия. (не более 5 мин)

  1. Выступление групп. Вывод: будем совершенствовать умение понимать текст, делать выводы.

  1. А.С. Пушкин писал:» Чтение – вот лучшее учение… Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая замечательная»

  1. Сегодня мы последуем за мыслями древнегреческого баснописца Эзопа и поработаем над басней «Скупой и его золото»

Цель работы: найти скрытую и открытую информацию в  тексте.

  1. Работа со справочным материалом в группе: какую информацию считаем скрытой, а какую открытой.(2 мин)
  2. Выступление групп. Выясняем понимание материала. Вывод: У вора дубину украли. Это открытая информация. Выражена словами. А скрытая? Тот, кто украл, тоже вор.

  1. Работу с текстом начинаем с заголовка. У вас на столе заголовок басни. Прочитайте его.

- Какое слово стоит на первом месте? Почему?

Задание в группе: какие ассоциации у вас возникают со словом скупой?

Отразите в верхней части кластера.  Выделите разными цветами скрытую и открытую информацию. Установите связи между этими словами.

                Неумеренно бережливый

                                                   Избегающий расходов

Жадный                                                                

                                                                                                    одинокий

 

                          скупой

  1. Проверка. То, что мы вместе сейчас сделали называется АНТИЦИПАЦИЯ ( от лат. предугадывание текста)

  1. На столах текст басни.  В группах читаем басню и заполняем нижнюю часть  кластера. (Вариант- один читает вслух.)

12 Проверка.

                 Скупой

Продал все

       Зарыл    

                           Ходил смотреть     рвал волосы                   пропало

Это какая информация? (Открытая)

Определите скрытую информацию. (боялся, беспокоился, горевал)

  1.   Обсуждение в группе. Чему учит басня? (Только то является ценным, что приносит пользу).

Не использовать то, что имеешь, всё равно что не иметь этого.)

Это какая информация? (Скрытая)

 

13 .Этой мыслью вы хотите поделиться с друзьями.

1 группа: составьте СМС – сообщение. ( Оно маленькое 1-2 предложения)

2 группа: телеграмму  ,,

(Больше СМС)

Если есть 3 группа : сжать текст.

  1. Составьте синквейн.

1 группа со словом «золото»

 2 группа со словом «скупой»

  1. Обмен мнениями групп. Зачитывание синквейнов.
  2. В заключении   хочется привести слова Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Я надеюсь, что заставила вас мыслить.

Наш мастер – класс окончен.

 В качестве рефлексии каждой группе предлагаю написать отзыв 3 -5 предложений.

 

Приложения.

  1. Справка.

 по данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки

  1.  Название «Скупой и его золото»

3. Скупой прОдал все, что имел, и купил слиток золота. Зарыл его в землю,  выкопав яму рядом со старой стеной, и каждый день ходил туда смотреть, цело  ли его богатство. Один из его работников заметил, как часто скупой  наведывается в это место, и решил проследить за ним. Очень скоро работник  разгадал тайну спрятанного клада, начал копать, наткнулся на золото и украл  его. Придя в следующий раз, скупой обнаружил, что яма пуста, начал рвать на  себе волосы, громко жаловаться и причитать. Сосед, увидев его горе и узнав  причину, сказал: «Прошу тебя, не печалься так сильно, а пойди и возьми  камень, положи его в яму и представь, что твое золото по-прежнему лежит там.  Камень вполне годится для этого, потому что, когда там было золото, ты его не  имел, ведь не было от него ни малейшей пользы».

 Открытая информация(словесная) – это информация, которая всегда явно словесно выражена.  Она не требует расшифровки.

Скрытая информация – это сведения, которые выражены словесно, но они как бы спрятаны, не бросаются в глаза.

Открытая информация(словесная) – это информация, которая всегда явно словесно выражена.  Она не требует расшифровки.

Скрытая информация – это сведения, которые выражены словесно, но они как бы спрятаны, не бросаются в глаза.

Открытая информация(словесная) – это информация, которая всегда явно словесно выражена.  Она не требует расшифровки.

Скрытая информация – это сведения, которые выражены словесно, но они как бы спрятаны, не бросаются в глаза.

Открытая информация(словесная) – это информация, которая всегда явно словесно выражена.  Она не требует расшифровки.

Скрытая информация – это сведения, которые выражены словесно, но они как бы спрятаны, не бросаются в глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идейно – художественное переосмысление И.А.Крыловым басни Эзопа.

Урок проводится по авторской программе и методике профессора Б.С. Дыхановой...

презентация по литературе "Басни Эзопа"

Данная презентация поможет учителю при подготовке к уроку литературы "Басни Эзопа" в 6 классе. В презентации иллюстрации, теория литературы....

Презентация к уроку литературы для 5 класса по теме "Раскрытие характера персонажей в баснях Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»"

Цели:- знакомство с Эзопом и Жаном де Лафонтеном, выявление значения морали басни;- формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в пр...

История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб".

ФГОС.  История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб"...

Конспект урока Басни Эзопа " Стрекоза и муравей"

Урок разработан по УМК Rainbow English для 5 - го класса Unit 1 Step 10 Enjoy yourself....

Технологическая карта занятия «Работа над текстом. Явная и скрытая информация», 9 класс

Читательская грамотность сегодня является особенно востребованной. Это подтверждается международным исследованием PISA. Самыми трудными заданиями для российских школьников были задания по извлечению и...

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....