Диагностика Проведение и трактовка проб
материал
Диагностика Проведение и трактовка проб
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение и трактовка проб
Беседа
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Какой любимый предмет?
Как зовут твою маму, папу?
Кем работают родители?
Ты знаешь, почему ты сюда пришел?
Есть ли у тебя проблемы с учебой?
Перечисли дни недели.
Перечисли времена года.
Как ты думаешь, у тебя все в порядке ‒ и память, и внимание и речь? Или тебя что-то беспокоит?
Ты хочешь учиться в школе?
Чем ты любишь заниматься?
Какие учебные предметы тебе нравятся?
Расскажи, как ты провел лето?
Любишь ли ты играть с детьми?
У тебя есть друг, подруга?
Какие книги любишь читать?
Кого больше всего любишь?
Что нравится смотреть по телевизору?
Извини, я забыла, о чем я тебя сейчас спросила?
А в самом начале беседы, о чем мы говорили?
Кинестетический праксис:
1. Праксис поз по зрительному образцу – направлен на исследование кинестетических ощущений, обеспечиваются теменными зонами коры больших полушарий.
И.: Делай как я.
Последовательно предлагается каждая из поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки.
2. Праксис поз по кинестетическому образцу.
И.: Закрой глаза, ты чувствуешь, как у тебя сложены пальцы? Затем рука разглаживается, и ребенка просят воспроизвести заданную ранее позу. Позы те же, что и в пробе 1. Возможно обследование переноса поз по кинестетическому образцу, начинаем обследование с ведущей руки.
Кинетический праксис:
3. Кулак – ребро – ладонь – исследование функционирования лобных долей, функций серийной организации движений. Проба позволяет исследовать возможность усвоения двигательной программы по наглядному образцу. Автоматизацию новой программы, и переключение с одного движения на другое. Всегда ошибки будут связаны с программой. Механизм ошибок:
- упрощение программы (пропуски), расширение программы;
- инертное повторение элементов программы (для серийной организации инертное повторение элементов программы, а для программирования и контроля программы в целом);
- малый объем программы (рабочей памяти);
- поэлементное выполнение программы.
И.: Сейчас я покажу тебе движения, а ты внимательно смотри и запоминай, сам пока не делай. Серия "Ладонь – кулак – ребро» выполняется 3 раза, перед последним разом экспериментатор говорит: «И последний раз». «Теперь делай». Обычно подаем правой рукой, но для маленьких иногда зеркально. Очень важно, чтобы движение выполнялись плавно. Если не усвоено с первого предъявления повторить пробу и инструкцию. Если не получается совместное выполнение, если и так не получается, с речевой инструкцией.
Далее после усвоения программы, для оценки автоматизации экспериментатор предлагает делать побыстрее, и оценивает примерно 7 – 10 серий. После интерференции (выполнения 2х других проб) ребенка просят снова воспроизвести снова эту последовательность.
Самый краткий вариант пробы, выполнение последовательности одной рукой. Варианты проведения пробы:
- 2 последовательности одной рукой ЛКР – КЛР (посмотреть переключение);
- одна последовательность двумя руками;
- две последовательности двумя руками ЛКР – КЛР, КЛР - ЛКР.
Ошибки НЕ серийной организации:
- кулак ставится вертикально (пространство или кинестетика);
- зеркальное положение кисти руки (кинестетика, функции подкорковой организации движений – может проявляться в неловких и плохо скоординированных движениях, нарушение тонуса);
4. Реципрокная координация движений – позволяет исследовать серийную организацию движений и межполушарное взаимодействие.
И.: Даем инструкцию совместно с показом педагога. «Положи руки на стол, сожми руку в кулак, а теперь одновременно меняй положение рук». Экспериментатор 3 – 4 раза выполняет движения вместе с ребенком, затем ребенок выполняет самостоятельно. Затем необходимо сказать: «Теперь побыстрее», и наблюдает за выполнением 7 – 10 пачек.
Оцениваем темп и плавность, сбои и наличие самокоррекции, согласованность движений обеих рук.
5. Графомоторная проба – позволяет оценивать серийную организацию движений, пространственные функции (соблюдение строки, зрительно-моторные координации), функции I блока мозга.
И.: Смотри какой узор, а ты продолжи его до конца строки, только ручку от листа отрывать нельзя. Если ребенок сбивается с образца, то ему напоминают, но это можно сделать только один раз. Если отрывает руку от листа, тоже самое.
Ошибки:
- различие элементов по размеру;
- уподобление элементов программы (упрощение), говорит о трудностях переключения;
- поэлементное выполнение, может сопровождаться редкими отрывами или площадками с самокоррекцией;
- тенденция к расширению программы (добавление лишнего элемента);
- инертное повторение расширенной или упрощенной программы.
Соматопространственная ориентировка:
6. Проекция прикосновения – соматопространственная ориентировка. Теменные отделы ГМ.
И.: Закрой глаза, я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на человечке.
7. Пробы Хэда – исследование зрительно-пространственной организации движений. Исследование возможности восприятия и воспроизведения нужного положения рук в пространстве, сформированности «схемы тела». Пространственная и соматопространственная организация обеспечивается теменными и теменно-затылочными зонами коры.
И.:
- когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку;
- когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку;
- подними правую руку;
- подними левую руку;
- возьми левой рукой правое ухо и т.д.
- то, что я буду делать правой рукой ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей левой рукой. Предлагается сначала выполнение одноручных проб, затем двуручных. Экспериментатор постоянно меняет руки.
Гностические функции:
8. Цветовой гнозис – затылочная доля (зрительная область) получает сенсорные импульсы от глаз, опознает форму, цвет и движение. Соотносит прежний зрительный опыт с настоящим, узнает и оценивает информацию. Восприятие цвета и лица является функцией затылочных отделов преимущественно правого полушария, левое полушарие участвует в назывании цвета;
9. Предметный гнозис – затруднения в узнавании реалистичных изображений свидетельствуют о предметной зрительной агнозии, о недостаточности функционирования затылочных долей обоих полушарий мозга. Двусторонняя заинтересованность объясняется тем, что полушария в функциональном отношении близки, и в случае сохранности одного из них функция осуществляется;
- затруднения при узнавании перечеркнутых, наложенных, теменных изображений свидетельствует о недостаточном функционировании левого полушария;
- затруднения в узнавании художественных изображений – правого;
! ребенку предлагается назвать, что нарисовано. Необходимо отметить нет ли тенденции к инверсии вектора восприятия.
Пространственный гнозис:
10. Зеркальные буквы – теменно-затылочные отделы левого и правого полушария.
И.: Покажи буквы, написанные правильно. Усложнением будет, покажи буквы, написанные неправильно.
11. Слепые часы – квазипространственные представления. Теменно-затылочные отделы мозга. Ребенку показывают эталонный циферблат, затем закрывая его просят сказать сколько времени на часах. Перед этим проверить знает ли ребенок время. Либо, «Поставь стрелки на часах как у меня».
Слуховой гнозис:
12. Воспроизведение ритмов – ошибки воспроизведения: лишние удары – дисфункция теменно-височных отделов, персеверации – дисфункции заднелобных отделов, недостаточность ударов и замедленность – дисфункция афферентных систем нижнетеменных отделов мозга.
И.:
- Восприятие ритмов: Сколько раз я стучу? Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?
- Воспроизведение ритмов: Постучи как я, выполняется сначала одной, затем другой рукой: // /// /// //, /// //;
- Воспроизведение ритмов по вербальной инструкции: Постучи 2 раза, затем 3, постучи два раза сильно, затем три слабо. повтори еще раз то же самое. Постучи три раза сильно и один слабо. Повтори то же самое.
Внимание:
13. Таблица Шульте
И.: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Либо Методика Пьерона - Рузера
Память:
14. Заучивание 10 слов
В качестве стимула используют 10 простых (односложных или коротких двусложных), не связанных по смыслу слов в единственном числе и именительном падеже. Слова зачитываются медленно и четко. После каждого повторения в специальном протоколе отмечаются воспроизведенные испытуемым слова. Такая процедура повторяется до устойчивого запоминания всех 10 слов, после чего делается 40-50- минутный перерыв. После перерыва испытуемому вновь предлагается вспомнить все ранее предъявлявшийся слова. По результатам исследования строится кривая запоминания.
В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10, отсроченное воспроизведение – 7-9 слов
15. Сюжетная картинка «Лето»
Перед ребенком на 20 секунд кладется картинка.
И.: Внимательно рассмотри всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее.
После чего эталон убирается, и ребенку задаются вопросы:
Какое время года на картинке?
Сколько там человек?
Что происходит здесь? (указывается левый нижний угол)
Там нарисован пруд. Что находится в пруду и рядом с ним? Какие еще растения и животные есть на картинке? Кто чем занимается? Где на картинке заяц и птица с гнездом? (отмечается крестиком на чистом листе бумаги).
Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20 – 25 минут. Перед ребенком кладется чистый лист.
И.: Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее, можно схематично, можно просто ставить крестики и очертить границы той или иной фигуры или фрагмента.
Функции программирования и контроля:
16. Ответы на вопросы
И.: Правильно отвечай на вопросы, не произноси слова «Да», «Нет» и не называй цвета. Сформированность произвольности предполагает соблюдение ребенком правил исследования, быстрые и правильные ответы на 9 – 12 вопросов.
Кошки живут в воде?
Летом небо какое?
Вода мокрая?
Взрослые любят играть?
Ты мальчик?
Какие ты любишь яблоки?
У меня глаза какие?
На тебе одежда прозрачная?
Снег черный?
Летом трава какая?
Крокодилы летают?
Холодильник какой?
17. Реакция выбора – возможность действия в соответствии с инструкцией и оттормаживание более простых реакций.
И.:
Я постучу 1 раз. А ты постучи 2 раза. Постучи.
Когда я постучу 2 раза, ты постучи 1. Запомнил? Я один, а ты сколько?
Я два, а ты сколько? Будь внимателен.
Сначала даем развернутую инструкцию, сопровождаемую действиями ребенка. После этого инструкцию сворачиваем и проверяем усвоил ли ребенок инструкцию в этой вербально-действенной форме. И только после этого переходим к заданию.
Я постучу 1 раз, а ты постучишь 2 раза. А когда я постучу 2 раза, ты не стучи.
Стимулы: 1 2 1 2 1 2, 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1
18. Ассоциативные ряды
1. Свободные ассоциации
И.: Назови как можно больше любых слов, которые придут тебе в голову. У тебя одна минута, начинай.
Если ребенок начинает называть предметы окружающей обстановки, ребенка просят закрыть глаза и продолжить. Если ребенок начинает называть автоматизированные ряды, останавливаем, и просим называть другие слова. И сколько бы слов в этом ряду он не назвал, засчитываем как 1 балл.
2. Актуализация названий действий
И.: Называй любые действия. Ты знаешь, что такое действия? Можно привести пример.
3. Актуализация названий растений
И.: Называй любые растения, какие ты знаешь.
Оценка: во всех трех пробах, фиксируем ответы ребенка и паузы, с частотой одна точка в секунду.
Отдельно подсчитывается продуктивность:
Слово, словосочетание – 1 балл, словосочетание с повторяющимся словом или однокоренные слова 0,5 балла.
Количество повторов: за каждый полный повтор 1 балл, за полу повтор 0,5 балла, при самокоррекции балл за повтор не начисляется.
Фиксируем наличие считывания деталей обстановки (для свободных ассоциаций). III
Количество неадекватных заданию слов (2,3 проба). III
Количество словосочетаний II
Количество обобщенных слов в названиях растений II
Количество неологизмов Прав п.ш.
Количество редких слов Прав п.ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения конкурса юных балетмейстеров "Твори, выдумывай, пробуй..."
Конкурс "Твори, выдумывай, пробуй..." направлен на выявлении творческих балетмейстерских способностей воспитанников ансамбля....

"Организация и проведение профессиональных проб в центре профессионального выбора"
Профессиональные пробы составляют практическую часть предпрофильного самоопределения учащихся 9-х классов. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профевссиональной деятельн...

«Организация и проведение профильных и профессиональных проб в процессе предпрофильной подготовки школьников»
Данная статья о профессиональных пробах. Профпроба - это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деят...

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития
В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...

Рабочая программа и тематическое планирование ПМ 01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа ..."
Материал содержит рабочую программу ПМ.01, тематическое планирование МДК 01.01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий средств измерений..." рабочую программу учебной и произ...

Молодые профессионалы, участие в профессиональных пробах обучающихся 7-9 классов в рамках проведения III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы»
Молодые профессионалыОб участии в профессиональных пробах обучающихся 7-9 классов в рамках проведения III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы»[[{"type":"media","view_mode":"med...

Территориальная карта профориентационных ресурсов для проведения профессиональных проб и экскурсий, погружающих учащихся в различные сферы профессиональной деятельности.
В таблице представлены темы занятий, формы проведения экскурсий и профессиональных проб, целевые установки и планируемые образовательные результаты. Кроме того указаны объекты посещения и основные вид...


