Доклад взаимодействие
материал
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов психолого-педагогической службы и учителей предметников, в процессе обучения и воспитания, обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Добрый день уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось обсудить с Вами одну из самых актуальных проблем, возникающих в процессе сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно проблему организации совместной работы специалистов и учителей-предметников.
Совсем недавно все дети с особенностями развития получили возможность обучаться наравне с нормотипичными сверстниками. Внедрение инклюзивного образования в массовые учреждения вызывало массу споров, были как сторонники, так и противники такой формы. И хотя казалось человечество в процессе своего развития уже прошло путь от злости и ненависти к особенным людям, до терпения и принятия идеи равенства. На практике все оказалось очень и очень непросто.
Наше общество в целом далеко от понимания истинной природы появления таких детей, непонимание порождает страх, страх – желание защищаться. Отсюда нередки случаи агрессии и попытки устранить проблему, как например случай произошедший в Санкт-Петербурге, или в одной из школ Иркутска - массовые требования родителей изолировать учеников с умственной отсталостью, которых перевели на время ремонта другого здания. Таких случаев по стране не мало, но это большинство обычные люди, а что чувствует простой учитель? Которого новые требования застали врасплох, психическое недоразвитие, сидром Каннера, детский церебральный паралич – даже звучит угрожающе, а как с этим работать так вообще за гранью понимания. Но взяв себя в руки наши мужественные педагоги идут учиться. Курсы повышения квалификации, вроде в теории все понятно. А заходишь в коррекционный класс (особенно на контрасте с нормотипичными детьми), так снова возникает множество вопросов, которые остаются без ответов.
И тут как нельзя кстати, оказываются специалисты коррекционно-развивающего обучения. Само понятие сопровождение – означает комплексную работу на благо ребенка. Мы часто сталкиваемся с непринятием не только детей нашей категории, но и нас самих. Если с логопедом и психологом более или менее все понятно, то дефектолог – что за зверь такой? Чем занимается не ясно не только педагогам, но и руководству. Между тем именно узкие специалисты всегда находятся непосредственно на страже детского развития, потому как невозможно понять и правильно трактовать все нюансы, не имея специального образования и должного уровня подготовки. И то, мы должны постоянно учиться, держать руку на пульсе, быть в курсе последних исследований. Так как поврежденный мозг – загадка природы, которую нужно разгадывать внимательно и аккуратно, столько там хитросплетений и неожиданностей. Одна из самых сложных нозологий – это умственная отсталость. Тяжелое, необратимое недоразвитие мозга – отсюда множество нюансов, которые далеко не всегда понимают и принимают. В классах где обучаются дети с таким диагнозом, всегда особый климат. То, что кажется недопустимым в поступках нормотипичного ребенка – вполне может быть нормой для ребенка с УО. Мы часто слышим про гуманизм, терпение, принятие и т.д., но будем честными, сложно принимать то, что в принципе не нормально. Это касается особенностей поведения, трудностей в обучении, нарушений взаимодействия учеников с УО с социумом. Здесь важно выстроить правильную систему взаимодействия, быть открытым и готовым к сотрудничеству.
Наша цель – минимизировать последствия органического повреждения нервной системы, дать шанс ребенку, на полноценную жизнь в обществе. Достичь ее можно, только если мы вместе. Здесь нет места конкуренции, вражде и тому подобным моментам, которые не будем скрывать так или иначе возникают в профессиональной среде. Особенные дети – особенно чувствительны к эмоциональному климату, окружающему их. Мы должны научиться эффективно взаимодействовать, слушать и уважать друг друга. Постоянно учиться и быть гибкими.
Для достижения цели необходимо регулярно проводить просветительскую работу. Рассказывать об особенностях деятельности каждого специалиста и результатах, которых мы можем достичь при проведении правильной коррекции имеющихся особенностей и недостатков. Весомую роль играют заседания психолого-педагогического консилиума, организованного на базе учреждения. Совместное обсуждение результатов обследования каждого ребенка, поиск путей решения обозначенных проблем, и конечно разработка необходимой документации. Необходимо привлекать педагогов, которые работают в основном с нормой. Для их более глубокого погружения в специальную среду, для понимания ее особенностей и правил. Ведь бывает, проскальзывают фразы:
- Зачем учить таких детей? Это бесполезная трата времени и сил.
В таких случаях, мне хочется напомнить, что самое дорогое, что есть у человека – это жизнь. Врач, пожарный, полицейский, спасает жизнь, не зависимо от того, какое социальное положение занимает человек. В критических ситуациях мысль только одна, чтобы жил, не жалея сил, падая от усталости, рискуя своей жизнью – но спасти. За нами, педагогами – ранимая детская душа, от нашей компетентности – зависит дальнейшая судьба ребенка. Это стоит того, чтобы услышать друг друга, наконец понять, только вместе мы можем помочь и дать шанс, пусть и особенному ребенку на такую простую, обычную, и такую ценную Жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Взаимодействие с семьей как условие эффективного профессионального самоопределения старшеклассников».
Школа, семья, общественность формируют подростка как будущего активного члена нашего общества. Решение актуальных задач подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности во многом зависит от ...

Доклад "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка"
Доклад на педагогическом совете...

Доклад "Взаимодействие семьи и школы"
Педагогическое взаимодействие семьи и школы состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста ребенка, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь....

Доклад "Взаимодействие педагога и семьи в вовспитании ребенка с ОВЗ."
Данный материал может быть использован для ШМО классных руководителей....
Доклад "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»Первомайского района Тамбовской области Доклад на тему:...

Доклад. Взаимодействие учителя, семьи и общества как ресурс введения нового образовательного стандарта.
Доклад. Взаимодействие учителя, семьи и общества как ресурс введения нового образовательного стандарта....

