Картотека дидактических игр и упражнений к планированию коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов
материал (5 класс)
Картотека дидактических игр и упражнений к планированию коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений к планированию коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов
1. "Цветные клеточки"
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: лист в клетку и цветные карандаши или фломастеры.
Ход игры : ребенок должен определить правый верхний угол, левый верхний, правый нижний и т.д. и раскрасить в определенный цвет.
2. "Части суток"
Цель: пополнение и закрепление знаний о различных частях суток.
Оборудование: шаблоны с обозначением частей суток и отдельные карточки с обозначением действий и предметов.
Ход игры: ребенок должен подобрать карточку к подходящему шаблону.
3. "Посмотри вокруг"
Цель: развитие восприятия.
Оборудование: цветные карточки.
Ход игры: ребенок должен найти вокруг как можно больше предметов того же цвета.
4. "Найди пару"
Цель: развивать умение различения правой и левой сторон тела.
Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т. п.
Ход игры: ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).
5. "Образуй слово"
(1вариант)
Цель: развитие умения изменять слова, закрепление знаний по теме "Мягкий знак".
Оборудование: карточки со словами - крыло, здоровый, варить, воробей, звено, зимовать, кушать, берег, медаль, счастливый.
Ход игры: ребенок должен вытянуть карточку и изменить предлагаемое слово, или подобрать к нему новое так, чтобы в нем появился разделительный мягкий знак. Далее нужно вспомнить какое слово было 1м, 2м и т.д. В заключение ребенок должен составить предложения с выбранными словами.
(2 вариант)
Оборудование: карточки со словами - неделя, тонкий, оставить, резать, будить, воля, восемь, школа, комсомолец, капля, мебель, футбол, мыло.
Ход игры: предлагается образовать от приведенных ниже слов новые (существительные, прилагательные, глаголы) со смягчительным мягким знаком в середине слова.
6. "Послушай как звучит"
Цель: развитие восприятия.
Оборудование: треки с записью различных звуков (шорох листьев, лает собака, работает дрель и. д)
Ход игры: ребенок должен определить происхождение звука, а затем придать каждому звуку эмоциональную окраску.
7. "Еж"
Цель: развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки.
Оборудование: массажные мячики.
Ход игры: ребенку предлагается массажный мячик, задача проговаривая стихотворение выполнять различные действия. Например - перекладывать мяч из руки в руку, катать по парте и т.д.
Гладь мои ладошки еж,
Ты колючий ну и что ж.
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
8. "Потерянное слово"
Цель: развитие внимания, памяти, мышления. Улучшения качества устного чтения
Оборудование: текст произведения с пропущенными словами.
Ход игры: при чтении текста ребенок должен вставить пропущенные слова.
9. "Бусы для снеговика"
Цель: развитие мелкой моторики и сенсорики.
Оборудование: игрушка "Снеговик". Бусины разного размера и веревочка.
Ход игры: ребенок должен собрать бусы из бусин. Может быть использован пример или по желанию ребенка.
10. "Шарики"
Цель: развитие мелкой моторики и сенсорики.
Оборудование: игровое поле, шарики разных размеров.
Ход игры: задача ребенка катать маленькие шарики по игровому полю. Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите ребенку: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх).
11. "Собери солнышко"
Цель: развитие внимания, памяти и мышления.
Оборудование: круг и лучики.
Ход игры: ребенку предлагают к солнышку подобрать и приклеить лучики. Лучики можно пронумеровать по разному, в зависимости от уровня подготовки ребенка (двузначные или однозначные числа, четные или нечетные числа, примеры и т.д )
12. Игра «Вверху-внизу»
Цель: развивать умение различать направление “выше” и “ниже” относительно собственного тела.
Ход игры: педагог называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
13. Загадки про дыхание
1. «Что невозможно удержать в течение 10 минут, хотя оно легче перышка?»
2. Позабудь ты про компьютер
Беги на улицу гулять
Для детей полезно очень
Свежим воздухом…
14. Упражнение "Если бы..."
Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления - синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как :
«Если бы я был волшебником, то...»
«Если бы я стал невидимым...»
«Если весна не наступит никогда...»
15. "Что у тебя на одежде?"
Цель: закрепление навыка ориентировки в схеме собственного тела.
Ход игры: Ребенку предлагается найти на своей одежде и правильно назвать различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади».
Задание: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу».
16. Игровое упражнение "Составь описание"
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт».)
17. "Какое на ощупь?"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Ход игры: для развития тактильной чувствительности ребенку предлагается трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.
Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.
18. Игра «Не ошибись!»
Цель: развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела.
Оборудование: зеркало.
Ход игры: ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком» и т. д.
19. Игра «Разложи по порядку»
Цель: закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход: педагог предлагает детям рассмотреть картинки и разложить по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь).
20. Игра «Фигуры высшего пилотажа»
Цель: развитие пространственной ориентировки на листе бумаги.
Оборудование: лист бумаги с нарисованным небом и подвижный картонный самолет.
Ход игры: педагог предлагает поставить свой самолёт на взлётное поле - лист бумаги, внизу. Самолёт быстро поднимается вверх, затем стремительно падает вниз, поднимается в правый верхний угол и т. д.
21. Игра "Будь внимательным"
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: текст по заданной теме.
Ход игры: педагог предлагает учащимся небольшой текст, где дети должны зачеркнуть одну или две буквы по всему тексту за минуту. Постепенно задание можно усложнить. Например, предлагаете ребёнку букву О подчеркнуть, букву А - обвести кружком и т.д. Затем можно намеренно отвлекать детей читать или рассказывать что-нибудь.
22. Игра "Разложи и расскажи"
(1вариант)
Цель: Развивать умение раскладывать предметы в определенной последовательности от самого большого до самого маленького. Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться с ловами «слева», «справа», «внизу», «вверху».
Оборудование: листы бумаги, предметные картинки.
Ход игры: Ребенок раскладывает картинки по указаниям взрослого. Педагог предлагает ребенку сказать, что справа от картинки, слева, наверху, снизу и т.д.
(2 вариант)
Цель: Упражнять в ориентировке на листе бумаги, используя определения «верхний правый угол», «нижний правый угол», «верхний левый угол», «нижний левый угол». Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, задавать вопросы «сколько», «слева», «под», «между», «внизу», «справа», «вверху».
Ход игры: ребенок должен расположить предметы на листе бумаги, а затем ответить на вопросы: где птица? что находится следа от дома? где расположено солнце и т.д.
(3 вариант)
Цель: упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, задавать вопросы, использовать слова «между», «справа», «под», «за», «на», «в». Развивать внимание, память, пользоваться порядковым счетом
Ход игры: на листе бумаги ребенок раскладывает 5-6 картинок. Педагог меняет местами или убирает картинку. Дети говорят какие произошли изменения, используют порядковый счет.
23. Игра «Отгадай-ка»
Цель: закрепить название дней недели.
Оборудование: сюжетная картинка по заданной сказке.
Ход: педагог называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка. Ребенку предлагается ответить на вопросы:
- Сколько раз в неделю готовила лисичка?
- Назови эти дни?
Игру можно проводить и на других сказках.
24. Упражнения для коррекции дислексии
1. Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата
АОУЫИЭ
АЫОУЭИ
ОУАЭИЫ
С-Ж-З-Ш
Б-Д-П-Т
Г-Ж-К-Ш
#1055;рочитай слова, объясни значение каждого слова
козы – косы
трава – травы
ветер – вечер
взбежал – вбежал
3. Найди лишнее слово
Шляпа шляпа шляпы шляпа
Стол столб стол стол
Дом дом дом ком
Галка палка палка палка
Лапа лапа лапа липа
Попал пропал попал попал
Мишка Мишка Миска Мишка
Пол полог пол
Кот кот кол кот
Дом дым дом дом
Сапог сапог совок сапог
4. Цепочки слов, близких по графическому облику
вслух – глух – слух
вьют – вьюн – вьюга
5. Чтение цепочек родственных слов
вода – водный – подводный
лес – лесной – лесник - подлесок
6. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию
ест – есть
галка – галька
7. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста
Раз – ли – ва – лось разливалось
Пу –те -шест–во–вать путешествовать
Куз - не - чик кузнечик
Па - мят - ник памятник
Мат - ре - шка матрешка
Е - же - ви - ка ежевика
8. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения, напечатаны разным шрифтом
поСКАкаЛи
взлеТЕЛ
БРЫЗгаЛИ
ПРОкриЧАли
9. Упражнения, которые помогают расширить поле зрения
КА * ША ЛА * ПА
ГУ * СИ ДЕ * ЛО
МУ * ХА НО * РА
10. Чистоговорки
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-дай трубу.
У-у-у-всех детей зову.
И-и-и-ротик к ушкам растяни.
И-и-и-хорошо сиди.
Ум-ум-ум - вот аквариум.
Мо-мо-мо-едим эскимо.
Ом- ом- ом - мы гулять идем.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от - летит в небе самолет.
25. Игра "Собери человека"
Цель: закрепление знаний о строении человека.
Оборудование: макет человека и детали (в зависимости от темы и возраста ребенка).
Ход игры: ребенку предлагается собрать и правильно расположить недостающие детали на макете.
26. Игра "Один - много"
Цель: закрепить определение единственное и множественное число имени существительного.
Оборудование: карточки с предметами в зависимости от темы.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать предметы по группам.
27. Игра "Наоборот"
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход: педагог произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.
28. Игра "Путаница"
Цель: закрепление умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе.
Оборудование: набор слов.
Ход игры: задача участников игры, распределить слова в два столбца. В один - существительные, употребляющиеся только во множественном числе. В другой - остальные в единственном числе. Задачу можно усложнить разрезав слова.
29. Игра "Четвертый лишний"
Цель: развитие мышления, умения обобщать предметы по определенному признаку.
Оборудование: предметные картинки в соответствии с темой занятия.
Ход игры: педагог показывает несколько картинок из одной категории (одежда, обувь, фрукты, овощи, мебель, транспорт, дни недели, месяца, времена года и т.п.) и среди них одна картинка из другой категории. Ребёнок должен определить и назвать лишнюю картинку. Усложнить игру можно используя только слова. Потом ребёнку предлагают поменяться ролями и составить свою «загадку», а взрослый будет отгадывать «лишнее» слово.
30. Игра "Пойми меня"
Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Оборудование: карточки по теме занятия.
Ход игры: ребенок вытягивает карточку не глядя. Задание объяснить, что изображено на картинке которая ему попалась, используя характеристики предмета или явления.
31. Игра "Враг не пройдет"
Цель: развитие восприятия, мышления, устной связной речи и закрепление материала по теме "Болезни органов дыхания".
Оборудование: картинки человека, средств гигиены и вирусов.
Ход игры: ребенок должен рассортировать картинки так, чтобы помочь человеку не заболеть. Параллельно следует рассказывать о болезнях органов дыхания человека.
32. Игра "Когда это бывает?"
Цель: закрепление знаний о частях суток и временах года.
Оборудование: набор картинок.
Ход игры: игра подразумевает множество вариаций: подбор картинок по наводящим вопросам, построение сюжета и т.д.
33. Игра "Подарки"
Цель: закрепить знания детей о правилах профилактики простудных заболеваний.
Оборудование: картинки по теме.
Ход игры:
Микроб: «Здравствуйте детишки,
а я вам подарки принёс,
вы любите подарки?
Начинает дарить детям кашель, насморк, температуру (картинки с изображением симптомов).
- А почему вы не рады моим подаркам? А у меня ещё есть вот такие подарки (показывает изображения микробов).
На парте разложены вырезанные силуэты микробов разной формы. Задача подобрать подходящую картинку к силуэту.
Далее педагог раскладывает картинки с изображением защитных средств, задача детей отобрать те картинки, которые подходят для защиты от микробов.
34. Игра "Потерянное время"
Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. Обучение ребенка определять время на электронных и настенных часах.
Оборудование: карточки с изображением электронных часов, на которых отсутствует одна цифра. Игровые настенные часы.
Ход игры: ребенок должен подобрать цифру и вставить в пустое окно на электронных часах, а затем выставить такое же время на настенных часах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...
Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ
При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 5 – 9 классов (Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР у учащихся с ЗПР)
Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Это связано с тем, что нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный хара...

Картотека дидактических игр и упражнений к планированию коррекционно-развивающихся занятий для учащихся 1-4 классов
В картоте дидактических игр и упражнений собран материал для занятий, направленный на развитие у детей ВПФ, внимания, памяти, мышления и речи. Также в них содержатся задания на развитие математических...

Развлекательная коррекционно-развивающая программа «Путешествие » для учащихся 1(дополнительного класса) .
Конспект логопедического внеклассного мероприятия....
