Статья танцевально-театральная студия Шаг вперед
материал
Статья танцевально-театральная студия Шаг вперед
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация дополнительного образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью на базе общеобразовательного учреждения в рамках проекта танцевально - театральной студии "Шаг вперед"
Федосеенко Наталья Вадимовна, учитель - дефектолог, МОУ ИРМО "Уриковская средняя общеобразовательная школа"
664531, Иркутская область, Иркутский район, с.Урик, ул. Братьев Ченских, д.1, 495448@mail.ru, (3952) 495-448
В с. Урик, в обычной общеобразовательной школе с 01.09.2015 года появились обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Это ребята имеющие легкую и умеренную умственную отсталость, а также тяжелые множественные нарушения развития. Каждый год их количество только растет, увеличивается штат педагогов и специалистов, а вместе с этим появляются все новые возможности для развития, обучения и воспитания таких ребят.
Идея создания этого проекта возникла из-за особенностей развития психомоторики у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Как известно развитие движений в онтогенезе протекает в тесном контакте с психическим развитием. Психомоторное развитие - фундамент для развития всех вышестоящих психических функций. Без базовых уровней: восприятия, моторики, схемы тела - невозможно дальнейшее развитие более сложных процессов. Т.е. для того, чтобы надстраивались такие процессы как: саморегуляция, память, мышление и речь - мы должны сформировать психомоторную базу для них. Имеются исследования, которые связывают особенности двигательного развития детей с особенностями обучения в школе. В исследованиях известного психолога, директора нейрофизиологической психологии из Великобритании Салли Годдард Блайд утверждается, что не только движения , но и ранние рефлексы ребенка влияют на состояние его внимания, обучения чтению и письму. Следы ранних рефлексов, по мнению автора, входят в сложные и контролируемые движения. Все зависит от сбалансированности движений, утверждает психолог.
Учитывая условия при которых развиваются обучающиеся этой категории, а именно это условия социальной депривации, учитывая структуру дефекта при умственной отсталости, мы понимаем, что качественно пройти все, что по своей природе должен пройти ребенок было невозможно. Отсюда можно сделать вывод - для того, чтобы качественно оказывать коррекционную помощь, нужно возвращаться назад и постараться реконструировать, воспроизвести, снова пройти с ребенком основные уровни формирования пространственных представлений. И перед нами встал вопрос, как сделать так, чтобы было интересно и увлекательно?
Так родился проект танцевально - театральная студия "Шаг вперед", для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью. Работа в этом проекте построена в формате музыкальной сказки. Начали с самого простого, с самой первой ступени иерархической лестницы - соматогнозиса. Который начинает свое развитие с мышечного чувства, организует все внутренние и внешние ощущения, ребенок понимает - "Я есть", "Я здесь". А далее развивается под воздействием разнообразных ощущений, при контактах с разными людьми, собственной двигательной активности. Здесь можно уделить внимание и особенностям развития межличностных отношений между детьми с умственной отсталостью. На основе границ собственного тела, ребенок выстраивает отношения с окружающими его людьми. Если не простроены границы своего тела, как мы можем говорить о границах другого человека?
Важно пройти каждую ступень развития пространственный представлений, не упустить ни малейшую деталь, только тогда можно говорить о качественно оказанной коррекционной помощи. Это сложная многоуровневая система, которая планомерно формируется в процессе взросления и развития ребенка.
Вторая ступень - ощущения от взаимоотношения внешних объектов и тела:
- топологические представления (о нахождении того или иного предмета);
- координатные представления (о нахождении предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны»);
- метрические представления (о дальности нахождения предмета);
Следующая ступень - вербализация пространственных представлений. Это представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п. появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко и т.п.)
И последняя, самая высшая ступень - пространство языка:
- это образ цифры, буквы;
- последовательность букв при письме;
- понимание и построение логико - грамматических конструкций.
Сценарии первых сказок, были написаны так, чтобы решить следующие задачи:
- развитие умения выделять ведущую руку, а на его основе выделять другую руку;
- развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела (одноименно, перекрестно, зеркально), знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив;
- осознание ребенком двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства;
- определение направлений в пространстве относительно собственного тела.
Сказка "История самой красивой Елочки в Новогоднем лесу" для обучающихся 5 "И" и 4 "И" класса (F 71), стала новогодним подарком для учителей и родителей. В ней ребята учились улавливать настроение музыки, соотносить характер и ритм с движением. Начали с самых простых и доступных движений: разных видов ходьбы, простых поворотов, прыжков. Ребята понимали, что необходимо соотносить движения и изменять темп в соответствии с темпом музыки, переключаться с одного темпа в другой. Осваивали пространство и через перестроения: линия, колонна, движения друг за другом, построение в круг. Учились считать и контролировать свои движения, а также взаимодействовать с партнером.
В подарок к международному женскому дню, ребята 5 "К" класса (F 70), подготовили юмористическую сказку "Сказка о принце и прекрасной царевне". В процессе решали также вышеизложенные задачи, только здесь в работу уже включали короткие танцевальные связки и более сложные перестроения. Удивительно было наблюдать за рабочим процессом, каждый ребенок открылся по новому. Такие сложные понятия как музыкальная фраза, ее начало и конец, музыкальный размер, усваивались детьми без объяснения, на интуитивном уровне. Главная задача, которая стоит перед нами - создать условия для развития и обретения себя для каждого ребенка. Мы не отбираем детей, под каждого пишется своя роль (в зависимости от возможностей и особенностей ребенка). В данной сказке на сцене одновременно выступали 14 ребят. Очень ценно, что каждый из детей нес персональную ответственность за общее дело. Более сильный уже не обижал слабого, а отвечал за него, оказывал помощь и контролировал если того требовала ситуация. Конечно возникали и трудности в организации, включении детей, трудности в установлении межличностных связей между ребятами. Но мы смогли, мы справились. А дальше планируем двигаться только вперед, осваивая и открывая все новые горизонты, как говорится от ограниченных условий - к безграничным возможностям!
Список литературы
1. Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе [Текст]/[Предисл.акад..засл.деят.наук, д-ра психол.наук, проф. М.А. Мазманяна] М-во высш. и сред. спец. образования АрмССР. Арм. пед.ин-т им. Х.Абовяна. - Ереван: - Айастан, 1972. - 223 с.
2. Бадалян Л.О. Невропатология: Учеб. для студентов дефектол.фак.высш.пед.учеб.заведений/Л.О. Бадалян. - 2 изд., испр. - М.: Academia, 2003(ГУП Сарат.полигр.комб.). - 367 с.
3. Бадалян Л.О. Детская неврология: Учеб.пособие / Л.О. Бадалян. - М.: МЕДпресс, 1998. - 607 с.
4. Валлон А. От действия к мысли [Текст]: Очерк сравнит. психологии/Пер. с фр. Е.К. Андреевой и Ю.А. Жуковой; Общ.ред. и вступ. статья проф. А.Н. Леонтьева. - Москва: Изд-во иностр.лит., 1956.-238с.
5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное/Т.Г.Визель. - Москва: Издательство АСТ, 2021. - 544с.
6. Годдард С.Б. Оценка нейромоторной готовности к обучению / C.Б. Годдард - М.:Линка - Пресс, 2017. 96 с.
7. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов (экспериментально - психологические исследования) / А.Р. Лурия. - М.:Наука, 1974. - 83 с.
8. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Б. Эльконина; ред. - сост. Б.Д. Эльконин. - 6 е изд., стер. - Москва: Академия, 2011. - 383 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Вперед девчонки! Вперед мальчишки"
сценарий конкурсно-игровой программы, посвященнойДню защитника Отечества и международному женскому дню (для учащихся 5-6 классов) Составила классный руководитель Фабер Г.Н. Цели и задачи: - развить...
Вперед, мальчишки,вперед, девчонки!
Конкурсно-игровая программа в форме КВН для учащихся 5 класса...

Занятие детского объединения "Танцевально-театральная студия"
Открытое занятие для театрального кружка...

Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)
Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» [[{"type":"media","view_mode":"medi...

Статья "Из опыта работы педагога математики в студии раннего развития"
Занятия «Математического воображения» студии «Малышок» - адаптивная модель раннего развития детей 5,5-7 лет. ...

Статья в Шумерлинской общественно- политической газете " Вперед" "Леночка - гордость школы"
Статья в Шумерлинской общественно- политической газете " Вперед"про своих выпускников....

Статья в газету "ВПЕРЕД" "Гордятся и помнят потомки" от 12.05.2017г.
Статья в газету "ВПЕРЕД" "Гордятся и помнят потомки" от 12.05.2017г....











