Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Так судьба стучится в дверь"
методическая разработка (5 класс)

Круподерова Ирина Алексеевна

Особенность творческого и жизненного пути великого композитора; развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Так судьба стучится в дверь»

– Ребята, когда мы учимся слушать музыку, понимать ее, замечаем, что музыкальное произведение является результатом событий, переживаний, которые происходят в жизни композитора. Наверно все находит отражение в его музыке: его беды, радости, взгляды на жизнь. А наша  жизнь состоит из цепи событий, то грустных, то радостных. Люди называют это одним словом – судьба. Это слово есть и в теме нашего урока: «Так судьба стучится в дверь».

–  Ребята, как вы думаете, что мы имеем в виду, когда употребляем словосочетание «судьба человека»? (Это то, как сложится его жизнь)

Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей. Судьба – это жизненные испытания, трудности, преодоления.

Сегодня мы будем слушать музыку композитора, у которого была необычная судьба. Вы видите его портрет (слайд). Это? (дети: Людвиг ван Бетховен)

Жизнь, как правило, наносит отпечаток на внешность человека.

Ребята, а давайте попробуем, внимательно вглядевшись в лицо музыканта, угадать его характер. А может быть, даже попробуем предположить, какая жизнь у него была: трудная, легкая? Какова была его судьба? (ответы учащихся)

–  Вы правы, у него была непростая судьба, нелегкая. Жизнь Л.В. Бетховена была наполнена титанической борьбой с болезнью, с тяжелым недугом, борьбой за творчество. Именно из-за этой болезни композитор часто бывал мрачным, что заставляло некоторых думать о недоброжелательности его характера. А друзья композитора знали другого Бетховена – веселого, отзывчивого. Его голубые глаза часто светились добротой и нежностью. Он говорил: «Никто из моих друзей не должен терпеть нужды, пока у меня есть что-нибудь».

–  Ребята, только по-настоящему добрый, нежный, любящий человек мог сочинить такую музыку (звучит «К Элизе») 

Слушая это музыкальное произведение, сложно себе представить, что его сочинил серьезный, мужественный человек, каким мы видим Бетховена на портрете. Внешность часто бывает обманчива. Внешность не всегда совпадает с внутренним миром человека.

  • Ребята, а кто вспомнит, в какое время жил Бетховен? (Дети: 18 – 19 вв.)

По внешнему облику этого музыканта трудно определить время его жизни. Мы знаем о том, что композиторы в 18 в. носили напудренные завитые парики по моде того времени, кружевные воротнички. Бетховен как человек, его внешний облик, его отношение к людям, ломали все установившиеся представления и правила. Он опровергал моду, придворный этикет. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он был к тому же слишком небрежно и просто, по понятиям того времени, одет. (слайд) 

Все это резко выделяло его среди людей, отличавшихся галантными, изысканно-вежливыми манерами. Такая противоречивая натура!

Родился Л. В. Бетховен в немецком г. Бонне в музыкальной семье. Музыкантами были дед, отец композитора. Уже в детском возрасте судьба мальчика была нелегкой. Отец Людвига, человек музыкально одаренный, вел себя легкомысленно, постепенно пристрастился к алкоголю. Музыкальные способности Людвига проявились рано и его отец, начитавшись рассказов о чудо-ребенке, каким был в свое время Моцарт, решил сделать из своего сына виртуоза-вундеркинда. По 7-8 часов в день он заставлял несчастного ребенка твердить упражнения на клавесине, скрипке или альте. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью. Он будил сына и сонного, плачущего, заставлял играть на инструменте. Никакие уговоры перепуганной матери не могли помешать этим ночным урокам. И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему пережить такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства. Тяжелое, безотрадное детство!

Бетховен все-таки стал композитором. В этом ему помогли прекрасные педагоги Кристи ан Нефе, Йозеф Гайдне.

Но судьба готовила Людвигу немало серьезных испытаний. В молодые годы его поразил тяжелый недуг: глухота. Первые признаки болезни проявились еще в 26 лет. А в последние 9 лет жизни он не слышал вообще ничего, его окружала полная тишина.

Ребята, вы можете себе представить, каково великому композитору потерять слух и никогда больше не слышать ни единой ноты? Это ужасно для музыканта!

Бетховен так поведал о своем недуге самым близким друзьям: «В театре я должен, чтобы понимать артистов, садиться у самого оркестра. Если  сажусь подальше, то не слышу высоких нот, инструментов и голосов. Когда говорят тихо, я едва слышу, а когда кричат – это для меня невыносимо!»

Тяжелая болезнь заставила его сторониться людей, сделала замкнутым. Внутренний слух остался неповрежденным, он мог продолжать сочинять музыку. Эта трагедия совпала еще с одной драмой: Бетховену было отказано в женитьбе на любимой девушке. Она – Джульетта Гвиччарди, дочь графа, он – всего лишь музыкант, пусть овеян европейской славой, но на жизнь зарабатывает своим трудом. Любовь Бетховена оказалась неразделенной, он так никогда и не женился. Именно ей он посвятил свое бессмертное творение – «Лунную сонату». (звучит музыка, слайд)      

Где брал он эти сумрачные звуки

Сквозь плотную завесу глухоты?

Соединенье нежности и муки,

Ложащееся в нотные листы.

Касаясь верных клавиш лапой львиной

И встряхивая гривою густой,

Играл, не слыша ноты ни единой

Глухою ночью в комнате пустой.

В этот момент Бетховен был на краю гибели. Он хотел покончить с собой и даже написал завещание. Он говорил: «Жизнь так прекрасна, но для меня она отравлена навсегда!» Вот такая судьба…

–  Ребята, как вы думаете, сломлен был композитор или победил: нам обо всем расскажет музыка. Сегодня мы познакомимся с таким произведением Бетховена. Это «5 симфония», которую сам композитор определил как тему своей судьбы и предпослал такой многозначительный эпиграф: «Так судьба стучится в дверь».

– Ребята, давайте вспомним, что такое симфония? (ответ: это крупное музыкальное сочинение для симфонического оркестра, состоящее из нескольких частей). И мы сегодня услышим, как без слов, с помощью тембров различных инструментов композитор рисует образ судьбы.

–   Ребята, а как средствами музыкальной выразительности можно изобразить: «Так судьба стучится в дверь», имея в виду судьбу Бетховена? Какие средства музыкальной выразительности мы знаем? (Лад, динамика, регистр, темп, ритм)

Послушайте еще раз слова Бетховена  «Так судьба стучится в дверь!»

Какое ключевое слово? (стучится). Значит, в мотиве судьбы главным должен быть ритм.

А какие инструменты могли бы, на ваш взгляд, соответствовать характеру мотива судьбы? (медно-духовые – трубы, тубы, ударные, низкие струнные – альты, виолончели, контрабасы).

А теперь сравните свое представление темы и как она звучит у композитора. Послушаем фрагмент I части.

–   Какие интонации вы услышали? (грозные, страшные, сильные, мрачные). Какие инструменты это подчеркивают? (трубы, тубы)

– А контрастные противопоставления были? (трепетные, взволнованные, нежные). Тема звучала у скрипок.

– Ребята, с каким образом героя у вас ассоциируется такое контрастное противопоставление двух тем? Что с ним происходит (исполнить темы на ф-но).

(Ответы детей: вначале слышно, как судьба грозно стучится в дверь, а когда звучит нежная, взволнованная тема, человек как будто просит о чем-то)

Учитель: Может быть, наш герой не готов воспринимать грозные удары судьбы, он словно молит о пощаде.

–  Как развивается музыка дальше? Продолжаем слушание I части.

– I часть заканчивается в мажоре или в миноре? (в мажоре). Ребята, давайте подумаем, почему композитор так сочинил, не успел прозвучать грозный удар судьбы, как уже вскоре звучит мажор. (ответы учащихся).

– А может быть, это вера в победу, пусть пока до нее далеко?

–  Давайте послушаем, что происходит с героем во II части.

–  Какие интонации вы услышали? (печаль, размышление, неторопливый темп, негромкая динамика)

–  А какое еще настроение появляется? (дети: появляется очень звучная тема, четкая, напоминающая марш)

–  Как такое звучание II части связано с образом нашего героя? (ответы детей)

–  А может быть, вначале, когда звучит напевная, неторопливая тема, человек как будто задумался, он собирает силы, чтобы противостоять судьбе. А затем мы слышим героические интонации, которые рисуют портрет человека, собравшего волю в кулак, готового противостоять ударам судьбы.

Мы с вами послушали фрагменты I, II частей, пришли к выводу, что герой, столкнувшись с серьезными ударами судьбы, не сдается, а пытается ей противостоять, проявляя мужество, силу духа, несломленную волю.

Каков же будет финал симфонии? (звучит IV часть) (ответы детей: торжественный, ликующий, праздничный, грандиозный).

 Учитель: Так сломлен был Бетховен или победил?

Конечно, победил. Финал звучит величественно, радостно, говорит о победе добра над злом. Бетховен, не смотря ни на что, понял, что может писать музыку, что она нужна людям. Любимый девиз Л. В. Бетховена: «Через борьбу – к победе!»

Уже 2 столетия живет музыка Бетховена, волнует людей. В чем сила ее воздействия? Что в ней находят люди? Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, неуверенность и даже отчаяние. Музыка Бетховена пробуждает в человеке силы, желание бороться, находить радость в жизни, красоту, крылья для полета.

Домашнее задание: если вы заинтересовались творчеством Л. В. Бетховена, почитайте об этом композиторе, узнайте больше о нем, так как в следующем учебном году мы будем продолжать знакомство с этим удивительным композитором.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

Методическая разработка урока "ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. СУДЬБА И ЛИЧНОСТЬ. ТЮТЧЕВ ― ПОЭТ-ФИЛОСОФ, ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ"

Тема методической разработки выбрана неслучайно, методичес­ких материалов по творчеству Ф.И.Тютчева очень мало, до некоторо­го времени эта тема не изучалась в общеобразовательных учреждени­ях, в учебн...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...