Технологическая карта урока по предмету "Основы мировых религиозных культур" в 5 классе "Добро и зло"
материал (5 класс)

Круподерова Ирина Алексеевна

Урок помогает раскрыть значение главных понятий морали "добро" и "зло". Как научиться делать добро и отвечать на зло добром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тип урока: изучение нового

Учитель:Круподёрова И.А.

Класс:5 «Г»

Технологическая карта урока Основы мировых религиозных культур.

Тема урока

 «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

Цель

Раскрыть значение главных понятий морали  «добро»  и  «зло»,  научиться делать добро и отвечать на зло - добром

Задачи

Образовательные: : формировать знания о понятиях «добро», «зло», «грех», «раскаяние», «воздаяние» как об основополагающих в общечеловеческих ценностях

Развивающие: развивать  познавательный интерес к предмету,  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли,  логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу,творческие способности детей;

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к нравственным поступкам; доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку, другой культуре, другой вере; неравнодушное отношение к  окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные: Научить различать трактовки возникновения добра и зла в разных религиях; развивать речь учащихся; воспитывать чувство сопереживания, стремление к покаянию, умение анализировать и оценивать свои поступки и слова.

Формируемые УУД

- Личностные

-  Регулятивные  

- Коммуникативные  

- Познавательные  

Основные понятия

добро и зло как  основные  этические понятия. Грех, раскаяние, воздаяния.

Межпредметные связи

Русский язык, литература, история, изо, музыка, театр

Оборудование

 

Учебник

Физкультминутка.

Презентация к уроку

Задачи  этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята!

Приветствуют друг друга и учителя. Настраиваются на рабочую атмосферу.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

2 мин

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Задачи

Организовать формулирование темы урока учащимися.

Организовать постановку цели урока учащимися.

-Послушайте внимательно композицию автора Юрия Энтина  песня «Дорогою добра»

-Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

-А кто назовет антоним к слову добро?

-Тема нашего урока «Добро и зло».

-Как вы понимаете высказывание Ключевского «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель урока

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

3 мин

Этапы урока, задачи каждого этапа

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

III. Изучение нового материала

Задачи

Формировать умение ориентироваться в новом материале,  умение делать собственные выводы, оценивать собственную деятельность

 

-Давайте сейчас подумаем в микрогруппах, дайте определение что же такое добро и зло?

1 микрогруппа – что такое добро?

2 микрогруппа- что такое зло? (слушание ответов)

В словаре добро имеет следующее определение

-Добро – всё положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру, то, что толкает к дурным поступкам.(слайд)

-Давайте теперь запишем эти определения в тетрадку.

-Посмотрите на следующие пословицы

1)Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

2)За недобрым пойдешь - на беду набредешь

-Что значит каждая пословица?

-Молодцы!

-Посмотрите на слайд, давайте прочитаем известные высказывания разных ученых о добре и зле.

- Кто злое посеет — злодейство пожнет. Саади

-Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям. Толстой Л. Н.

-Зло исцеляют противоположным. Вольтер

- Физкультминутка «Топаем - хлопаем».

- Поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Приготовились.

  • Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.
  • Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
  • Старшие ученики обижают младших.
  • Ученики дарят цветы учительнице.
  • Ребёнок помогает маме в работе по дому.
  • Отнять у младшего деньги.  
  • Ударить ногой собаку.
  • Помочь однокласснику в учебе.
  • Помирить поссорившихся друзей.
  • Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.
  • Отвести домой заболевшего друга.

Читаем учебник на стр. 24 до слова грехопадение.

-Каким словом названо зло в Библии? – Грех.

-Найдите слова в учебнике, которые трактуют, что такое грех. Это непослушание человека Богу стали называть грехом. Библия трактует зло. – Непослушание человека Богу.

Чтение учебника на стр. 26. Последний абзац. Как в исламе трактуется добро и зло? Добро и зло существуют в мире по воле Бога. Бог указал людям следовать путём добра и справедливости. Бог указал людям следовать путём добра.

Чтение учебника на стр. 27 последний абзац. Что такое зло для буддистов? Зло – это страдание. Давайте сейчас с вами начертим таблицу, и запишем, что мы сейчас с вами проговорили, значит у нас будет 4 колонки.

буддизм

иудаизм

христианство

ислам

Зло – это страдание

Непослушание человека Богу

Непослушание человека Богу.

Бог считает зло грехом

-Итак, все религиозные культуры признают существование зла. А есть ли у человека путь к избавлению от зла и греха? Ответить на этот вопрос нам поможет притча.

Учитель читает:

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя неправедно, совершая дурные поступки. Когда же он прожил всё, то начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был бы наполнить чрево свое отбросами, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему и сказал ему:
отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

Как вы думаете, что сделал отец? (Дети высказывают свои предположения)

Да, за грехи полагается наказание, воздаяние. Какое же было воздаяние у блудного сына и в чём заключается избавление от греха в разных религиозных культурах, вы узнаете на следующем уроке.

Зло любит жить роскошно и удобно.

Добру и в этом далеко до зла.

Но даже в смертный час добро способно

Дарить надежды и рождать дела.

Добро найдет нас с трудную минуту,

Придет, когда его уже не ждешь.

Ты сам спеши добро нести кому-то

Ведь что посеешь в людях, то пожнешь.

Отвечают на вопросы по содержанию

Выявляют закономерность,

Анализируют.

Формулируют выводы

наблюдений.

Отвечают на вопросы учителя

  

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану Совместно с учителем разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом. Различать способ и результат действия

(Регулятивные УУД).

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;формулировать собственное мнение и позицию.(Коммуникативные УУД

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности прирешении проблем творческого и поискового характера.(Познавательные УУД)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.(Коммуникативные УУД)

 

30 мин

IV. Подведение итога урока.

Задачи

Зафиксировать новое содержание урока.

- Что нового вы узнали о добре и зле? -Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло? Вывод. Итак, добро и зло служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

-Домашнее задание – привести примеры литературных произведений, в которых добро торжествует над злом.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

 5 мин

 V. Рефлексия

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-С помощью слайда, выберите для себя правильное суждение и продолжите его.

Спасибо за урок ребята, вы очень хорошо потрудились.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Искусство в религиозной культуре"

Представлен план-конспект урока по ОРКСЭ в форме технологической карты....

Технологическая карта урока "Организмы в Мировом океане"

Технологическая карта урока с подробным описанием системы оценки и отметки в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока по теме «Мировой океан и его части» 7 класс

Технологическая карта урока  по теме «Мировой океан и его части» 7 класс...

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"

Технологическая карта данного урока  составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по теме «Мировой океан»

Учебный предмет: географияКласс: 6Учитель: Попова ТВУМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы№ урока: 5Ти...