Выступление на районном совещании заместителей директоров школ по ВР и наставников-казаков Апшеронского казачьего общества «Казачество: планы, перспективы, будущее школы».
материал

Лепяхова Анна Николаевна

Представлен совместный опыт воспитательной работы с РПЦ и Апшронским казачьим обществом по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachestvo.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУСОШ №3

Зам.директора по ВР

А.Н.Лепяхова

Тема выступления:

 «Казачество: планы, перспективы, будущее школы».

     «Казачьи ценности стали тем фундаментом, на котором мы строим патриотическую работу с молодежью. Более 80 тыс. школьников сейчас учатся в казачьих классах, и уже есть спрос на казачьи школы. В казачьи классы сейчас попасть сложно — потому что там нравственность, а это важнее экономики».

Губернатор Краснодарского края В. Кондратьев

     Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в сплочении общества перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему страны.

   Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Ярким образцом ценностей семьи и общества в целом является историческое и духовное наследие наших предков, кубанских казаков.    Наше общество понимает, что с малых лет необходимо воспитывать в человеке способность различать добро и зло.  Когда эта способность есть – вся дальнейшая цепочка взаимодействия в мире людей выстраивается сама собой.

      С 2005-2006 учебного года в МБОУСОШ №3 созданы классы и группы казачьей направленности. 80% родителей поддерживают и помогают школе в развитии формирования у детей культурных ценностей исторического наследия родного края. В классах и группах казачьей направленности воспитательная работа построена на принципах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

     На данный момент в нашей школе действуют 5 классов казачьей направленности. Это – 4 «А» и 4 «Б» класс, 8 «А», 8 «Б» и 8 «В» классы. Классные руководители планируют свою работу, составляя программу воспитательной работы на 5 лет или план на 1 год. Планирование проводится по выбору классного руководителя. Конечно, это зависит от опыта работы педагога по данному направлению. В этих классах сохраняется преемственность при переходе из начального звена в среднее и старшее. Т.е. ребята, которые получили охранные грамоты казачат в 1 классе при выходе из школы (9-11 классы) являются выпускниками классов казачьей направленности.

   Большую роль в воспитательной работе казачьих классов отводится взаимодействию школы с Апшеронским казачьим обществом и русской православной Церковью. Составлено трехстороннее соглашение для тесного взаимодействия. С прошлого 2019-2020 учебного года 1 сентября наше образовательное учреждение вошло в число пилотных школ, в которых в планы воспитательной работы включено мероприятие «Час духовности». Данное мероприятие проводится 1 раз в месяц в рамках Уроков мужества.

   Для организации совместной работы по проведению мероприятий по согласованию с епархиями Кубанской митрополии за школой закреплены два священника: протоиерей о.Виктор (Бондурко) и протоиерей о.Иоанн (Яхно). Со стороны Апшеронского казачьего общества закреплен за школой казак-наставник Максимейко Андрей Николаевич. Воспитательная работа проводится эффективно и плодотворно не только в классах и группах казачьей направленности, но и во всех общеобразовательных классах. «Час духовности» проводят как священники, так и казак-наставник. В план воспитательной работы школы внесены мероприятия, которые посвящены и отражают традиции и культуру казачества, православные праздники: Рождественские посиделки, День Петра и Февронии (День семьи, любви и верности), тематические экскурсии, походы, круглые столы, викторины, конкурсы, тематические недели, кинолектории, экскурсии в церковь и участие в Божественной литургии, волонтерское движение, театральные постановки, детский пост: подготовка к первой исповеди, участие и подготовка во Всероссийской олимпиаде по ОПК и кубановедению. Каждый год наши дети становятся по этим направлениям призерами и победителями по району, участниками регионального тура олимпиад. Летом в каникулярный период в школе организован летний оздоровительный лагерь «Остров детства». Программа лагеря разработана на основе кубанских традиций казачества.

   Учитывая поставленные задачи, в каждом классе в рамках ФГОС внеурочная деятельность включает в себя духовно-нравственное направление – это изучение основ православной культуры (по программе А.В.Бородиной), патриотическое – это изучение истории кубанского казачества. В 4-х классах в рамках ОРКСЭ дети и родители выбирают модуль изучения основ православной культуры. В 5-х классах учебным предметом, как продолжение курса ОРКС, преподается ОДНКНР, основы православной культуры. (прот.Виктор Дорофеев, О.П.Янушкявичене).

   Вместе с детьми учителя изучают традиции православной религии своего народа, погружаются в историю Кубанских казаков. Вместе открывают новое, далеко забытое старое, но в то же время мудрое. В основе всего лежит учение о христианских добродетелях, оставленное нам в наследие историей: милосердие, верность, мужество побеждать и видеть собственные неудачи, смирение и мирное устроение души, кротость и ее проявление - терпение, целомудрие как неповрежденная мудрость, любовь к ближнему. Изучая вместе с детьми, учителя стараются применить все на практике, в жизни. Ведь учитель всегда был и будет примером для детей. Поэтому в нашей школе мы применяем педагогику любви. Наставничество казаков и представителей РПЦ – это неотъемлемая часть этой педагогики. Только вместе мы можем решить все поставленные обществом задачи.

    Таким образом, педагогический коллектив готовится по определенному маршруту (Дорожной карте) перейти в статус коллектива казачьей школы. Администрацией школы разработана Дорожная карта МБОУСОШ №3 перехода в статус «Казачья образовательная школа» с 2020 уч.года по 2023 учебный год.

 Цель: создание необходимой социально-образовательной среды для развития и осуществления интеграции общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества в соответствии с приоритетными направлениями региональной и муниципальной образовательной политики. 

Задачи:

  1. Обновление структуры и содержания образования с использованием лучших традиций кубанского казачества.
  2. Определение приоритетов воспитательной работы в распространении идей патриотизма, духовности   и социальных образцов гражданственности.
  3. Преодоление ценностного кризиса   в общественном сознании подрастающего поколения посредством формирования у воспитанников здоровой социальной идентичности и здорового образа жизни.
  4. Апробация модели ранней профилизации, ориентированной на осознанный выбор будущей профессии в военной, гражданской и государственной казачьей службе.
  5. Выявление наилучших результатов военно-патриотического воспитания молодежи, повышение роли и престижа классов с казачьим

компонентом в системе общего образования.

  1. Развитие материально-технической базы учреждения, обеспечивающей обновление содержания образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

План мероприятий по подготовке и организации перехода

МБОУСОШ №3 в статус «Казачья образовательная школа» 

   

Наименования мероприятий

Сроки выполнения

Ответственный

1.

Педагогическая подготовка педагогов-воспитателей (классных руководителей):

  •  казачья педагогика;

  • Основы православной культуры;

  • Военно-профессиональная ориентация учащихся

Сентябрь 2020-май 2021гг.

Зам.директора по ВР

Казаки-наставники;

Священнослужители;

Казаки - наставники

2.

Создание материально-технических, учебно-методических, кадровых ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ казачьей направленности

Сентябрь 2020- май 2023гг.

Администрация школы

3.

Информационно-разъяснительная работа с родительской общественностью

Сентябрь 2020- май 2023гг.

Педагогический коллектив, казаки-наставники, священнослужители

4.

Создание Программы развития, включающая основную образовательную программу школы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включающих содержание образования казачьей направленности (еженедельно) с 1 по 11 класс

Сентябрь 2020- май 2021гг.

Администрация школы

5.

Создание музея «Кубанское подворье»

Сентябрь 2020- май 2023гг.

Зам.директора по ВР

6.

Создание классов и групп казачьей направленности более 50% от общего количества ученического коллектива

Сентябрь 2020- май 2023гг.

Педагогический коллектив, казаки-наставники, священнослужители

7.

Создание программ воспитательной работы в классах казачьей направленности, основанных на традициях кубанского казачества, по формированию личности обучающихся

Сентябрь 2020- май 2023гг.

Зам.директора по ВР

8.

Создание системы казачьего школьного самоуправления

Сентябрь-октябрь 2020г.

Зам.директора по ВР,

Казаки-наставники

9.

Создание детского казачьего объединения

Сентябрь – ноябрь 2020г.

Зам.директора по ВР,

Казаки-наставники

10.

Создание Программы летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей с тематическими сменами на основе историко-культурных традиций кубанского казачества  

Сентябрь 2020-январь 2021гг.

Зам.директора по ВР

  1. Планируемые результаты:

-Увеличение количества классов с казачьим компонентом до 11 классов;

 -Расширение спектра программ дополнительного образования (специализированных, элективных курсов), содержащих казачий компонент  до 50%;

-Увеличение доли потребителей, положительно оценивающих качество предоставления образовательных услуг в рамках классов с казачьим компонентов до 92%.

-Повышение количества учащихся, принявших присягу на верность Отчизне и казачеству, до 60%;

-Увеличение доли учащихся, ставших победителями   и призерами соревнований, фестивалей и конкурсов духовно-нравственной, военно-патриотической направленности, в общей численности учащихся,  до 60%;

-Высокий уровень социальной зрелости воспитанников казачьих классов;

-Смещение первостепенных жизненных   ценностей и приоритетов в сторону  здорового и безопасного образа жизни;

-Снижение доли учащихся казачьих   классов, стоящих на профилактическом учете.      

-Наличие  выпускников казачьих  классов, поступивших в военные учебные заведения.

-Увеличение доли учащихся, принявших участие в  мероприятиях духовно-нравственного, военно- патриотического направления, в том числе в  соответствии с традициями  кубанского казачества до  95%.      

-оснащение современным учебным оборудованием  в соответствии с требованиями ФГОС в казачьих классах  до 100%;

 -обеспеченность элементами форменной одеждой (казачьей справой) – 100%

Мы надеемся, что совместная работа (соработничетво) с казаками-наставниками, представителями РПЦ внесет неоценимый вклад в развитие будущего нашей страны, региона. Мы сможем помочь детям повысить уровень доверия к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему страны.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на совещании заместителей директоров по УВР.

Роль школьной администрации в предупреждении школьной неуспешности      Об одаренных детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство...

Выступление на районном семинаре земестителей директоров "Анализ ФГОС в 5-6 классах" - презентация

Презентация содержит анализ работы в 5 и 6 классах по биологии ФГОС...

Выступление на пед.совете и районном семинаре заместителей директоров "Организация проектной деятельности в основной школе"

Презентация содержит основные методы, приёмы и виды проектной деятельности в 5-6 классах созласно требованиям ФГОС...

Открытое мероприятие на районном семинаре заместителей директоров "Встреча с народными умельцами Будницкого сельского поселения".

Основная цель: изучать, воплощать и продолжать народные традиции искусных мастеров нашего поселения...

Выступление на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе "Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий"

Выступление проходило в рамках районного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей школьных методических объединений классных  руководителей «Разнооб...

Выступление на заседании ГМО заместителей директора по УВР " Управление процессом непрерывного профессионального развития педагогических кадров в МАОУ "Гимназия №1" как ресурс современного качества образования"

Совершенствование деятельности образовательной организации во многом определяется ростом педагогической компетентности кадров. Данный факт диктует необходимость создания системы непрерывного профессио...