Выступление на районном совещании заместителей директоров школ по ВР и наставников-казаков Апшеронского казачьего общества «Казачество: планы, перспективы, будущее школы».
материал
Представлен совместный опыт воспитательной работы с РПЦ и Апшронским казачьим обществом по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachestvo.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУСОШ №3
Зам.директора по ВР
А.Н.Лепяхова
Тема выступления:
«Казачество: планы, перспективы, будущее школы».
«Казачьи ценности стали тем фундаментом, на котором мы строим патриотическую работу с молодежью. Более 80 тыс. школьников сейчас учатся в казачьих классах, и уже есть спрос на казачьи школы. В казачьи классы сейчас попасть сложно — потому что там нравственность, а это важнее экономики».
Губернатор Краснодарского края В. Кондратьев
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в сплочении общества перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему страны.
Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Ярким образцом ценностей семьи и общества в целом является историческое и духовное наследие наших предков, кубанских казаков. Наше общество понимает, что с малых лет необходимо воспитывать в человеке способность различать добро и зло. Когда эта способность есть – вся дальнейшая цепочка взаимодействия в мире людей выстраивается сама собой.
С 2005-2006 учебного года в МБОУСОШ №3 созданы классы и группы казачьей направленности. 80% родителей поддерживают и помогают школе в развитии формирования у детей культурных ценностей исторического наследия родного края. В классах и группах казачьей направленности воспитательная работа построена на принципах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
На данный момент в нашей школе действуют 5 классов казачьей направленности. Это – 4 «А» и 4 «Б» класс, 8 «А», 8 «Б» и 8 «В» классы. Классные руководители планируют свою работу, составляя программу воспитательной работы на 5 лет или план на 1 год. Планирование проводится по выбору классного руководителя. Конечно, это зависит от опыта работы педагога по данному направлению. В этих классах сохраняется преемственность при переходе из начального звена в среднее и старшее. Т.е. ребята, которые получили охранные грамоты казачат в 1 классе при выходе из школы (9-11 классы) являются выпускниками классов казачьей направленности.
Большую роль в воспитательной работе казачьих классов отводится взаимодействию школы с Апшеронским казачьим обществом и русской православной Церковью. Составлено трехстороннее соглашение для тесного взаимодействия. С прошлого 2019-2020 учебного года 1 сентября наше образовательное учреждение вошло в число пилотных школ, в которых в планы воспитательной работы включено мероприятие «Час духовности». Данное мероприятие проводится 1 раз в месяц в рамках Уроков мужества.
Для организации совместной работы по проведению мероприятий по согласованию с епархиями Кубанской митрополии за школой закреплены два священника: протоиерей о.Виктор (Бондурко) и протоиерей о.Иоанн (Яхно). Со стороны Апшеронского казачьего общества закреплен за школой казак-наставник Максимейко Андрей Николаевич. Воспитательная работа проводится эффективно и плодотворно не только в классах и группах казачьей направленности, но и во всех общеобразовательных классах. «Час духовности» проводят как священники, так и казак-наставник. В план воспитательной работы школы внесены мероприятия, которые посвящены и отражают традиции и культуру казачества, православные праздники: Рождественские посиделки, День Петра и Февронии (День семьи, любви и верности), тематические экскурсии, походы, круглые столы, викторины, конкурсы, тематические недели, кинолектории, экскурсии в церковь и участие в Божественной литургии, волонтерское движение, театральные постановки, детский пост: подготовка к первой исповеди, участие и подготовка во Всероссийской олимпиаде по ОПК и кубановедению. Каждый год наши дети становятся по этим направлениям призерами и победителями по району, участниками регионального тура олимпиад. Летом в каникулярный период в школе организован летний оздоровительный лагерь «Остров детства». Программа лагеря разработана на основе кубанских традиций казачества.
Учитывая поставленные задачи, в каждом классе в рамках ФГОС внеурочная деятельность включает в себя духовно-нравственное направление – это изучение основ православной культуры (по программе А.В.Бородиной), патриотическое – это изучение истории кубанского казачества. В 4-х классах в рамках ОРКСЭ дети и родители выбирают модуль изучения основ православной культуры. В 5-х классах учебным предметом, как продолжение курса ОРКС, преподается ОДНКНР, основы православной культуры. (прот.Виктор Дорофеев, О.П.Янушкявичене).
Вместе с детьми учителя изучают традиции православной религии своего народа, погружаются в историю Кубанских казаков. Вместе открывают новое, далеко забытое старое, но в то же время мудрое. В основе всего лежит учение о христианских добродетелях, оставленное нам в наследие историей: милосердие, верность, мужество побеждать и видеть собственные неудачи, смирение и мирное устроение души, кротость и ее проявление - терпение, целомудрие как неповрежденная мудрость, любовь к ближнему. Изучая вместе с детьми, учителя стараются применить все на практике, в жизни. Ведь учитель всегда был и будет примером для детей. Поэтому в нашей школе мы применяем педагогику любви. Наставничество казаков и представителей РПЦ – это неотъемлемая часть этой педагогики. Только вместе мы можем решить все поставленные обществом задачи.
Таким образом, педагогический коллектив готовится по определенному маршруту (Дорожной карте) перейти в статус коллектива казачьей школы. Администрацией школы разработана Дорожная карта МБОУСОШ №3 перехода в статус «Казачья образовательная школа» с 2020 уч.года по 2023 учебный год.
Цель: создание необходимой социально-образовательной среды для развития и осуществления интеграции общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества в соответствии с приоритетными направлениями региональной и муниципальной образовательной политики.
Задачи:
- Обновление структуры и содержания образования с использованием лучших традиций кубанского казачества.
- Определение приоритетов воспитательной работы в распространении идей патриотизма, духовности и социальных образцов гражданственности.
- Преодоление ценностного кризиса в общественном сознании подрастающего поколения посредством формирования у воспитанников здоровой социальной идентичности и здорового образа жизни.
- Апробация модели ранней профилизации, ориентированной на осознанный выбор будущей профессии в военной, гражданской и государственной казачьей службе.
- Выявление наилучших результатов военно-патриотического воспитания молодежи, повышение роли и престижа классов с казачьим
компонентом в системе общего образования.
- Развитие материально-технической базы учреждения, обеспечивающей обновление содержания образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
План мероприятий по подготовке и организации перехода
МБОУСОШ №3 в статус «Казачья образовательная школа»
№ | Наименования мероприятий | Сроки выполнения | Ответственный |
1. | Педагогическая подготовка педагогов-воспитателей (классных руководителей):
| Сентябрь 2020-май 2021гг. | Зам.директора по ВР Казаки-наставники; Священнослужители; Казаки - наставники |
2. | Создание материально-технических, учебно-методических, кадровых ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ казачьей направленности | Сентябрь 2020- май 2023гг. | Администрация школы |
3. | Информационно-разъяснительная работа с родительской общественностью | Сентябрь 2020- май 2023гг. | Педагогический коллектив, казаки-наставники, священнослужители |
4. | Создание Программы развития, включающая основную образовательную программу школы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включающих содержание образования казачьей направленности (еженедельно) с 1 по 11 класс | Сентябрь 2020- май 2021гг. | Администрация школы |
5. | Создание музея «Кубанское подворье» | Сентябрь 2020- май 2023гг. | Зам.директора по ВР |
6. | Создание классов и групп казачьей направленности более 50% от общего количества ученического коллектива | Сентябрь 2020- май 2023гг. | Педагогический коллектив, казаки-наставники, священнослужители |
7. | Создание программ воспитательной работы в классах казачьей направленности, основанных на традициях кубанского казачества, по формированию личности обучающихся | Сентябрь 2020- май 2023гг. | Зам.директора по ВР |
8. | Создание системы казачьего школьного самоуправления | Сентябрь-октябрь 2020г. | Зам.директора по ВР, Казаки-наставники |
9. | Создание детского казачьего объединения | Сентябрь – ноябрь 2020г. | Зам.директора по ВР, Казаки-наставники |
10. | Создание Программы летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей с тематическими сменами на основе историко-культурных традиций кубанского казачества | Сентябрь 2020-январь 2021гг. | Зам.директора по ВР |
- Планируемые результаты:
-Увеличение количества классов с казачьим компонентом до 11 классов;
-Расширение спектра программ дополнительного образования (специализированных, элективных курсов), содержащих казачий компонент до 50%;
-Увеличение доли потребителей, положительно оценивающих качество предоставления образовательных услуг в рамках классов с казачьим компонентов до 92%.
-Повышение количества учащихся, принявших присягу на верность Отчизне и казачеству, до 60%;
-Увеличение доли учащихся, ставших победителями и призерами соревнований, фестивалей и конкурсов духовно-нравственной, военно-патриотической направленности, в общей численности учащихся, до 60%;
-Высокий уровень социальной зрелости воспитанников казачьих классов;
-Смещение первостепенных жизненных ценностей и приоритетов в сторону здорового и безопасного образа жизни;
-Снижение доли учащихся казачьих классов, стоящих на профилактическом учете.
-Наличие выпускников казачьих классов, поступивших в военные учебные заведения.
-Увеличение доли учащихся, принявших участие в мероприятиях духовно-нравственного, военно- патриотического направления, в том числе в соответствии с традициями кубанского казачества до 95%.
-оснащение современным учебным оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС в казачьих классах до 100%;
-обеспеченность элементами форменной одеждой (казачьей справой) – 100%
Мы надеемся, что совместная работа (соработничетво) с казаками-наставниками, представителями РПЦ внесет неоценимый вклад в развитие будущего нашей страны, региона. Мы сможем помочь детям повысить уровень доверия к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на совещании заместителей директоров по УВР.
Роль школьной администрации в предупреждении школьной неуспешности Об одаренных детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство...
Выступление на районном семинаре земестителей директоров "Анализ ФГОС в 5-6 классах" - презентация
Презентация содержит анализ работы в 5 и 6 классах по биологии ФГОС...
Выступление на пед.совете и районном семинаре заместителей директоров "Организация проектной деятельности в основной школе"
Презентация содержит основные методы, приёмы и виды проектной деятельности в 5-6 классах созласно требованиям ФГОС...
Открытое мероприятие на районном семинаре заместителей директоров "Встреча с народными умельцами Будницкого сельского поселения".
Основная цель: изучать, воплощать и продолжать народные традиции искусных мастеров нашего поселения...
Выступление на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе "Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий"
Выступление проходило в рамках районного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей школьных методических объединений классных руководителей «Разнооб...
Выступление на заседании ГМО заместителей директора по УВР " Управление процессом непрерывного профессионального развития педагогических кадров в МАОУ "Гимназия №1" как ресурс современного качества образования"
Совершенствование деятельности образовательной организации во многом определяется ростом педагогической компетентности кадров. Данный факт диктует необходимость создания системы непрерывного профессио...