Доклад для педсовета по теме "Результативность работы по реализации регионального компонента в сельской школе как инструмент воспитания любви к родному краю"
статья (5, 6, 7, 8 класс)

Доклад является обобщением опыта работы по внедрению регионального компонента в школе на базе музея. Указано три формы его реализации: урочная деятельность, в которой предусматривается органическое вплетение в традиционные темы уроков материалов, связанных с культурными, историческим и природными особенностями региона;  внеклассная работа (кружки, классные часы, тематические мероприятия);  через уроки культуры Бурятии и краеведческую работу в музее. Более подробно   раскрыт вопрос о национально-региональном компоненте как средстве патриотического воспитания школьников. Только на основе патриотических чувств укрепляется любовь к Родине. Л.Н. Толстой сказал: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома". Отталкиваясь от этой точки зрения, мы и пытаемся приобщить своих питомцев к культуре родного края. Учитель познакомится с конкретными формами работы по данному вопросу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

Доклад

Автор доклада: Хоменко Клара Петровна,

руководитель МО «Лингвист» МБОУ «Ангоянская СОШ»

Результативность работы по реализации регионального компонента в сельской школе как инструмент воспитания любви к родному краю.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

Василий Александрович  Сухомлинский

В «Конвенции о правах ребенка» написано:

 «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает».

        В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

В связи с этим и  введен региональный компонент, назначение которого - защита и развитие системой образования  региональных культурных традиций и особенностей; вооружение школьников системой знаний о регионе.      Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.  

        Бурятия, в которой мы живем, – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Всем давно известна истина: большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома и школы, с поля и речки, расположенных рядом. Родной край имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить школьников к истории своего родного края местный материал, живое общение с природой и земляками.

     Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.   Не случайно поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал.

        Что предполагает реализация национально - регионального компонента?

Национально-региональный компонент реализуется в образовательном процессе в трех формах:

        1. В урочной деятельности - органическое вплетение в традиционные темы уроков материалов, связанных с культурными, историческими, природными особенностями региона как теоретического, так и практического характера. Понятно, что насыщенность программ своими темами не дает возможность использовать местный материал, особенно в этом году языковедам, когда программу, рассчитанную на 3 часа, приходится изучать за 2 часа. Хотя везде написано: что это разные предметы, и даже области у них разные,  но почему-то в большинстве школ взяли эти часы из уроков русского языка и литературы.

2. Во внеклассной работе по предметам - кружки, классные часы и тематические мероприятия, элективные курсы.

        Разумное включение национально-регионального компонента представляется делом общественно значимым,  актуальным и должно учитываться во всех областях.   

        Собственно, это происходит. Даже в образовательной области  «Физическое развитие»  уроки строятся с учетом   региональных климатических и сезонных особенностей. Например, там, где нет снега, не планируют подвижные игры в снежки, катание на лыжах, а

-  осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ планируется с учетом специфики района, края.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет обучающимся адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.      Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.    

Каковы задачи должны стоять?

 - знакомить детей с особенностями и традициями края;  с именами знаменитых земляков;

- формировать знания о живой и неживой природе района;

- заложить основы национальной гордости и национального самосознания. 

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно только при соблюдении

  • комплексного сочетания различных видов деятельности;
  • и при создании культурно-развивающей среды.

Чтобы привить школьникам любовь и уважение к народным традициям своего региона,   педагог сам должен знать его культурные, исторические, природные, этнографические особенности.

        В нашей школе формирование личности ученика как достойного представителя региона реализуется через уроки культуры и литературы Бурятии, через школьный краеведческий музей, внеурочную деятельность и, по мере возможности,  – на уроках истории, географии, музыки, ИЗО. Об этом сами скажут учителя гуманитарного цикла.

        Конкретный региональный компонент присутствует у нас в программе по литературе и культуре Бурятии. Она основана на блочно-модульном принципе.

Первый блок предполагает знакомство с историей Республики Бурятия, с государственными символами. Включает такие блоки, как формирование бурятского этноса, Бурятия в составе Монголии, России, Бурятия в годы Великой Отечественной войны, современная Бурятия.

Второй блок знакомит с материальной культурой бурят. Включает такие модули, как «Традиционное хозяйство», «Жилище, домашняя утварь», «Пища», «Одежда и украшения».  Менталитет бурятского этноса своеобразен. Будучи по типу хозяйствования, образу жизни скотоводами, буряты больше «дети природы», чем европейцы. Минимальное причинение вреда живому было устоем их жизни и поведения, причём оно освящалось шаманизмом и буддизмом. Веками складывалась цельная система экологических принципов и традиций гуманного, глубоко нравственного, трепетного отношения к природе, к её творениям. Это благодатный материал для воспитания.

Цель третьего  блока «Духовная культура» - формировать нравственное отношение к духовной культуре народа. Включает в себя изучение религии, Здесь же народные праздники», игры», «Устное народное творчество бурятского народа», «Героический эпос», «Благопожелания».

Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает ознакомление детей с художественной литературой разных жанров и народов. Особенно проявляется интерес к произведениям устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.

Это мы изучаем в большом объеме на уроках культуры Бурятии в 5 классе. Ребята с удовольствием знакомятся с малыми жанрами фольклора, сравнивают, сопоставляют.  Например, загадка:

До отца достаю,

До матери не достаю.  

Данная загадка представляет определенный интерес в связи с тем, что по содержанию трудно отгадать ее. Отгадка – губы. Она связана с определенными действиями человека, например, произношение слов. Когда произносится слово «аба» - отец, губы прикасаются друг к другу, а когда произносится «эжы» - «мать», они отдаляются друг от друга.

Особое место в малых жанрах фольклора занимают загадки-триады и загадки-четвериады, которые выполняли множество разных функций (познавательная, социальная, дидактическая). Следует отметить, что, прежде всего, триады-четвериады – это продукт философских размышлений человека о мире. Основанные на реальных жизненных наблюдениях людей, они содержат достоверные сведения.

Три легких в мире

У быстрого коня ноги легкие

У острого ножа рукоятка легкая,

У лгуна язык легкий.

     Отбор литературы ориентируется на художественную ценность произведений, учитываются возрастные особенности и социальный опыт школьников. “Гэсэр” – это гимн любви к своей земле. “Не допускай врага к родной земле, не жди его, но выходи навстречу, там-то он будет побежден” – вот один из важнейших мотивов этого эпического сказания, изучение которого можно планировать в каждом классе в зависимости от темы.

Четвёртый  блок «профессиональная культура» призван ознакомить учащихся со становлением и развитием профессиональной культуры Бурятии. Сюда входят  «Просвещение и наука», «Театральное и музыкальное искусство», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музей», «СМИ и культурно-просветительская работа».

Существует замечательный девиз: «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь». Это высказывание может быть девизом данной программы. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо хорошо знать эти традиции.

Программа содержит интегрированные знания, воспитывающие взаимное уважение народов нашего края к культуре, традициям, обычаям друг друга.

В образовательной  области «Познавательное развитие»      основными задачами являются:

- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике и районе.

Важной достопримечательностью посёлка является вокзал. Это прекрасное архитектурное сооружение в азербайджанском стиле с декоративным панно внутри центрального зала, сделанное руками наших жителей. Коллектив СМУ «Азербайджанбамстрой» постарался, чтобы в фасаде станционного здания угадывались архитектурные очертания строений родной республики.  Мозаика зала ожидания отражает черты азербайджанской культуры, быт горских народов – сватовство, свадьбу, рождение нового человека. Внутреннее пространство наполнено воздухом, светом, в то же время защищено от прямых солнечных лучей. Это необычные стрельчатые окна, чётко выраженная, устремлённая вверх центральная часть здания.   И в то же время верхняя округленная часть напоминает бурятскую юрту. К сожалению, творение рук человеческих, которым мы должны восхищаться,  разрушается руками детей.

 Видимо, где-то мы с родителями где-то недорабатываем. Наверное, поэтому главным в этом вопросе является такой фактор:

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

         Важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма и нравственной культуры. Только на основе патриотических чувств, национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества.

        Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». А это-  частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи.  Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

         Как научить юное поколение любить свою Родину, как воспитать у них желание беречь природу,  умножать культурные традиции своего народа? Ведь мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Поиск ответов на эти вопросы и привел к необходимости создания краеведческого музея в нашей школе. Именно музей, исследовательская работа по краеведению учит «смотреть и видеть» вокруг себя, учит получать знания из самой жизни.  

        Только создавая целостное представление об окружающем мире, можно воспитать чувство национальной гордости и любовь к своей Родине. Для многих из наших воспитанников работа в школьном музее стала школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. Региональный компонент наилучшим образом реализуется на основе активного собирания и изучения краеведческого материала. Такую возможность дает материал при встречах, беседах с местными жителями.

        Все страницы Великой Отечественной вряд ли будут когда-нибудь записаны полностью. Ведь даже точные цифры наших потерь  установить практически невозможно – историки, источники оспаривают друг друга, и расхождения – на миллионы человеческих жизней. Вот почему важна каждая крупица памяти, каждый пожелтевший листок солдатского письма. Даже если нет в нём ничего героического. Важна просто – память. С каким трепетом брали в руки члены музея настоящую похоронку на солдата в годы Великой Отечественной войны. Мне её дали на короткое время.

                        Ценный документ музея – подлинное извещение о гибели солдата

                                           Текст этого извещения:

Ваш сын красноармеец Марихин Михаил Васильевич уроженец Кировской области Белохолулицкий район Вагинский с/с в бою за Социалистическую родину верный великой присяге проявив геройство и мужество был убит 30.12.1941 г. под деревней Дымки М-Вишерского р-на Ленинградской обл. Похоронен в 15 км западнее деревни Дымки М. Вишерского р-н. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии.

Командир майор 9 4 9 Пташкин.       Военком 9 4 9. Батальонный комиссар Некрасов.

Начальник штаба 949 см капитан Худяев

       Подержать в руках настоящее извещение, прочитать его - все это не может не воспитывать  патриотические чувства.  Я уверена, рассматривая этот документ, дети чувствуют горе матери и родных,  получивших такое известие, наяву осознают, что значит  война. Новому поколению мальчишек и девчонок трудно прочувствовать просто со слов всю трагедию войны. А если ему удастся подержать вот такой святой документ, это сохранится в памяти. В слове «ПАМЯТЬ» заключен великий смысл. Ведь это обращение не только к прошлому, но и к настоящему, и к будущему. Памятники, хранящие имена погибших бойцов, похоронки, извещения призывают нас не забывать о том, что происходило 75 лет назад. Осознание того, что кто-то жертвовал молодостью, жертвовал своей жизнью, заставляет по-иному взглянуть на окружающий тебя мир.

        В процессе изучения героического прошлого и боевых традиций народов нашей страны в борьбе против иноземных захватчиков, военных событий школьный музей открывает широкие возможности для формирования исторического сознания, чувств и гордости за свою Отчизну.

Этому способствует не только зал, посвященный войне.

        Центральной идеей создания зала этнографии в нашем музее, где мы постарались воссоздать русскую избу и уголок  бурятского быта,  стала проблема возрождения народных промыслов, традиций, обрядов, которые создавались многими поколениями и являются основой духовного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения.

        Самовары, столы, лавки, образцы деревянной и глиняной посуды, прялки, русский и бурятский народный костюмы, рушники, предметы вязания – все это изделия мастеров, результат народного творчества.

        Деньги… Они манят к себе во все века и времена человека, без знаний истории финансов, мифологии, фалеристики, геральдики немыслимо изучение нумизматического материала. Данный раздел всегда вызывает особый интерес учащихся любого  возраста.

Работа с историческими источниками

        Работа школьного музея напрямую связана с учебно-познавательным процессом. Готовя экскурсию по истории малой родины, ребята так или иначе узнают историю края, Байкало-Амурской магистрали, основные исторические события, важные события Великой Отечественной войны.

        Кроме того, всё более широкое распространение в развитии творческих способностей находит исследовательская и проектная методики обучения. На счету у многих учителей  нашей школы по несколько исследовательских работ. В прошлом году мы представили на научно-практическую конференцию «Равнение на старшее поколение 5 проектов, написав историю 8 семей Ангои. Творческие проекты в нашей школе выполняются на различные темы, социально значимые для земляков, для самих учащихся. Они приобретают опыт исследований проблем общества своего края. 

        Ежегодно в нашей школе проводится линейка Памяти жертв политических репрессий. Перед составлением сценария мы всегда просматриваем материал на основе подлинных документов Семьи Семушевых. Изучая, исследуя, собирая по крупицам материал,  мы узнаем историю своего Отечества и родного края.

Книга Памяти

По результатам исследований созданы проекты, написаны исследовательские работы для участия в районных и республиканских конкурсах.

  1. В рамках проекта «К 70-летию Победы» 40-летию БАМа актив музея провёл работу по сбору материала об участниках Великой Отечественной войны для записи в Книгу Памяти. Было включено 2 фамилии. В рамках проекта «К 75-летию Победы» было включено еще 2  фамилии, то есть все 4 участника включены в списки Книги Памяти. Фуфаев Григорий Иванович – 9 том, Бубнов Филипп Иванович – 6 том,  Марин Василий Васильевич – 10 том, Егорова Екатерина Трофимовна – 10 том.

Чтобы их фамилии были включены, мы собрали сведения у родственников.

  1. Просмотрели сайт «Мемориал», изучили сайт «Подвиг народа». В нём нашли данные на всех четверых о наградах.

Большую роль играет такой факт: ребята сами прочитали приказ о награждении Марина Василия Васильевича за то, что он, будучи в бою 20 августа 1944 года проявил исключительную активность, под обстрелом противника сумел установить свой миномет на выгодную позицию и беглым огнем уничтожил 2 огневые точки врага и 10 немцев.

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/378/033-0690306-1485%2b012-1493/00000429_3.jpg&id=41733352&id1=36eb8078c2e562fb8991870ef7883ca6

 Воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею - одна из главных задач, которая стоит перед нами. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  И, прежде всего, необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Вопросы патриотического воспитания всегда были в центре внимания отечественных государственных деятелей, общественности, ученых, педагогов. На разных этапах развития нашего общества содержание и формы патриотического воспитания подрастающего поколения были обусловлены социально-политической, экономической, демографической ситуацией, поиском объединяющей идеи.

Всероссийские конкурсы музеев, в которых мы участвуем второй раз, посвящены патриотическому воспитанию.

ДАТЬ ПАПКУ ДЛЯ ПРОСМОТРА

        Естественно, введение национально-регионального компонента в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. В то же время мы пришли к выводу, что эта работа будет более результативной и задачи патриотического воспитания будут решаться эффективнее, если освоение регионального содержания начинать с первых дней обучения детей в школе. С малых лет дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире очень важно.

Большое место в приобщении школьников к культуре родного края занимают народные праздники, календарно-обрядовые праздники и традиции, которые изучаются и проводятся у нас в Ангое. В программу РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ включено произведение ШМЕЛЕВА «Лето Господне», в котором маленький герой Ваня, став взрослым, вспоминает свое детство в России, вспоминает эмоциональный настрой, который царил в дни  Рождества, Нового года, Масленицы.

Вывод (после выступления учителей)

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

 овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

определяет свою социальную роль;

обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность.

Реализация регионального компонента в школьном учреждении, построенная в системе, будет способствовать овладению положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.

Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.

Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка.    Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»

Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....

Реализация регионального компонента как одного из направлений патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.

Огромную роль в патриотическом становлении  человека играет школа. Сегодня крайне необходимо говорить о важности формирования любви к Родине, к "малой" Родине, интереса к истории и культуре Росси...

Консультация по воспитанию любви к родному краю детей старшего дошкольного возраста

В своей консультации знакомлю с приемами и способами воспитания у детей любви к родному краю...

Воспитание любви к родному краю

Консультация для родителей...