исследовательский проект
творческая работа учащихся (8 класс)

Шурубова Марина Николаевна

Исследовательский проект на конкурс "Кубань - жемчужина России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuban_-_zhemchuzhina_rossii.doc687 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЙ КОНКУРС

«КУБАНЬ – ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ»

Номинация:

«Кубань – край туризма»

Тема: «Всесоюзный

                30-ый маршрут»

                Работу подготовила:

                                                       Голинько Виктория Максимовна, 14 лет,

                                                      учащаяся 8 «А» класса

                                                      МБОУ ООШ№16  г. Армавира

                                                        Руководитель:

                                                        Шурубова Марина Николаевна,

                                                        учитель русского языка и литературы

                                                        МБОУ ООШ№16 г. Армавира

АРМАВИР

2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I

 Описание маршрута……………………………………………………..…….3

ГЛАВА II

  1. Легенда о Фиште………………………………………………….….…….5

  2. Семь чудес Фишта ……………………………………………….…..…….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..……6

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……..……..6

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Карта-схема №1 маршрута……………………………………………..……7

2. Карта-схема №2 маршрута ………………………………………….………8

ВВЕДЕНИЕ

         

                                               Кубань, люблю тебя, мой солнечный, простор,

                                               Моё неповторимое сказанье:

                                               Размашистые станы синих гор,

                                               Седая даль желтеющей Кубани.

                                                                                        Иван Варавва

        Эти строки известного кубанского поэта очень точно выражают отношение к моей малой родине, к моей Кубани. Невозможно не восхищаться царственным величием гор, одни названия которых, словно музыка, ласкают слух: Псеушх,  Оштен, Тхач, Фишт;  Афипс, Чугуш,  Шизе, Гебеус, Собор-скала, Черногор,  Аутль,  Собер-Баш,  Тхаче-Гочук,  Ачишхо… Какое наслаждение в знойный летний день ощутить прохладу и бодрящую свежесть возле горной реки, которая, словно резвясь, несёт свои хрустальные воды вниз по склону горы…А воздух! Он наполнен ароматами горных трав, запахом мёда… Стоит только повнимательнее прислушаться с шуму ветра, поющего  в ветвях кавказской сосны, - и обязательно услышишь трогательную историю о любви бедного пастуха и знатной княжны, о коварстве завистников-врагов, о доблестных воинах, спасающих ценой своей жизни жителей родного села от недругов…

        Кубань – это невероятно гостеприимный край, который раскрывает свои тайны тому, кто имеет любящее сердце и потому способен ценить Красоту.

        В Краснодарском крае множество туристических маршрутов различной степени сложности.  Каждый желающий может выбрать по своей физической подготовке, по своим предпочтениям. Любителям пеших походов придутся по душе маршруты в предгорьях Кавказских гор, горные туристы и альпинисты с удовольствием совершат восхождения на высокогорные перевалы и вершины Краснодарского края. Каждое такое путешествие позволяет человеку окунуться в совершенно фантастический мир природы, познакомиться с флорой и фауной нашего края. 

Цель: изучить особенности Всесоюзного 30-го маршрута

Задачи:

1. Изучить историю возникновения маршрута

2. Выяснить особенности 30-го маршрута

3.  Познакомиться с легендами и преданиями, посвящёнными горам Фишт, Оштен, Нагонакскому нагорью

Предмет исследования: туристско-экскурсионные объекты и маршруты Краснодарского края

Объект исследования: Всесоюзный 30-ый маршрут

Актуальность работы: в  век новых технологий человек зачастую перестаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин, подчас бездумно распоряжаясь природными богатствами. Это  способствует формированию потребительского отношения  к окружающей среде, что в свою очередь ведёт к её загрязнению и уничтожению. Именно поэтому столь важно знакомиться с природными памятниками родного края и формировать экологическую культуру подрастающего поколения.

Проблема: подрастающее поколение недостаточно знает о природном окружении и о проблемах связанных с ним, мало принимает участие по защите  памятников природы.

Методы исследовательской работы:

1. Изучение литературы и других источников информации

2. Картографический метод

3. Метод иллюстрирования

4. Метод анализа, сопоставления и обобщения.
                                         

                                               ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                                               Описание маршрута

30-ый маршрут - один из самых старых, массовых и популярных в Советском Союзе туристских маршрутов, продолжительностью 20 дней.  В наше время он восстановлен в укороченном пятидневном варианте и носит название «Эколого-туристический маршрут».  Действовал уже в середине 1930-х годов. Начало движения — у базы «Горная» в Адыгее, окончание — в Дагомысе. По мере продвижения по маршруту сменяются несколько климатических зон, осуществляется подъём к леднику горы Фишт и заканчивается поход выходом к Чёрному морю.

Существует вариант самодеятельного путешествия, в котором пешеходная часть проходится за два дня с ночёвкой на приюте «Фишт». Маршрут проходит по территории Кавказского заповедника и за каждый день пребывания на нём взимается плата.

В 1975 году с 10 по 12 сентября при прохождении маршрута в плановой группе №93 погибло 21 человек, о чём позже написали в  популярных советских газетах.

Пешая часть маршрута №30 проходила по западному Кавказу, преимущественно по Лагонакскому нагорью (часть Главного Кавказского хребта). В некоторые годы маршрут частично менялся, по мере развития инфраструктуры — строительства новых туристических баз, приютов и автомобильных дорог. Маршрут стал популярным благодаря разнообразию удивительного ландшафта Лагонакского нагорья Кавказского Заповедника. Здесь туристы посещают водопады, каньоны, горные перевалы и альпийские луга, ночуют в палатках и приютах. Одним словом, романтика, которую запомнишь на всю жизнь.

Существует два исходных пункта, откуда можно стартовать через горы к морю. Первый - классический маршрут - от Яворовой Поляны, второй - от КПП "Лаго-Наки". Первый путь вдвое короче. У Гузерипльского перевала эти две тропы сливаются воедино и ведут  к месту первой ночевки на маршруте - на легендарный приют "Фишт".

Большая часть пути проходит через Кавказский заповедник, поэтому стоит приготовиться к тому, что  будут окружать тысячи самых разнообразных цветов, занесенных в Красную Книгу, а также реликтовых и эндемичных растений. Самый пик их цветения приходится на середину лета. Часто можно встретить кавказских серн и даже медведей!

Вот наконец, из-за склонов Оштена неожиданно появляются острые скальные пики - это вершина горы Фишт! Издалека хорошо просматриваются ледники самой высокой горы Лагонакского нагорья, которую видно даже из Краснодара.

Впереди  ждет Армянский перевал и крутой спуск - и вот вы выходите из заповедного леса на широкую поляну, через которую протекает река Белая. На поляне, окруженной тремя вершинами (Фишт, Пшехасу, Оштен) расположен легендарный туристский приют "Фишт", неразрывно связанный с тридцатым маршрутом. Именно этот приют уже почти сто лет принимает в свои теплые объятья уставших, голодных и озябших туристов. Здесь можно поставить палатку или разместиться в деревянных домиках (при наличии мест), принять летний душ и даже сходить в баньку. Для удобства туристов на приюте построены беседки для приготовления пищи и питания, настилы для палаток, а у смотрителей приюта можно купить кое-какие необходимые продукты питания.

Обычно на приюте "Фишт" туристы устраивают днёвку - день отдыха и прогулок. При желании можно подняться на Малый ледник Фишта - это самый низко расположенный ледник не только на Кавказе, но и во всей Европе. К тому же, эти ледники - самые северные и одновременно самые западные на Кавказе.

Отдохнув денек на приюте "Фишт", движемся дальше! Этот день на маршруте будет самым сложным - нужно преодолеть 25 километров пути, пройти два перевала и самый неприятный отрезок тропы - семь километров затяжного крутого спуска в зону черноморских субтропических лесов. У туристов этот отрезок пути получил ироничное название "Весёлый спуск".

Сложный дневной переход заканчивается на приюте "Бабук-Аул", расположенном на берегу реки Шахе, впадающей в Черное море. Вся природа здесь уже дышит морем: вокруг субтропические леса, стволы деревьев сплошь увиты лианами и плющом, а в воздухе очень высокая влажность.

На следующий день от Бабук-Аула  ждет еще один 20-километровый переход по вполне приличной (по сравнению с горными тропами) лесной дороге, которая выведет вас в цивилизацию - поселок Солох-Аул, откуда обычным рейсовым автобусом можно приехать в Дагомыс и в Сочи.

Легенда о Фиште

О горе Фишт сложено много сказаний и легенд. Одна из легенд объясняет происхождение названия горы Фишт, а также Пшехо-Су и Оштен.

Случилось все это в далекие времена, когда этот край населяли гордые и свободолюбивые люди. Они усердно  трудились в своих садах и на полях, занимались выпасом скота, охотились в горах, а когда приходило время осенних праздников, люди со всех аулов съезжались вместе, смелые и лихие наездники мерялись силой и ловкостью. Случались между ними разногласия, межродовая вражда. Но, стоило врагу прийти на их земли, обиды забывались и  народ объединялся для борьбы с врагом. Так случилось и в тот раз. В Шапсугии высадились чужеземные завоеватели. Шапсуги долго бились с чужаками, но силы врага преобладали и шапсуги вынуждены были оставить свои жилища, отступить в лес. На вершинах гор они зажгли сигнальные огни и отправили гонцов в Кабарду, Убыхию, Бжедухию и Абадзехию за  помощью.  На большом военном совете старейшины Черкесии решили дать отпор завоевателям. Решено было поставить во главе отрядов опытных воинов – мужественного Оштена, седовласого Фишта и отважного Пшехо-Су. Долгим был бой, много воинов полегло в той битве, и с ними вместе сложили свои головы отряды Пшехо-Су, Фишта и Оштена.

Враг уже праздновал победу, но на помощь воинам пришли их дети и внуки – отряды юных и неопытных воинов Нагойчука, Уриэля, Матазыка, Абадзеша и Абаго. С раннего детства умели они держать оружие в руках, а их любовь к свободе, ненависть к врагу и сила духа придавали им отвагу. Отрядам юношей тяжело было выдержать натиск врага, и поэтому на помощь к ним пришли женщины-горянки во главе с Гузерипль, Пшехой, Цице и Бэллой. Женщины заняли места павших. Не выдержали вражеские войска упорной борьбы горного народа и отступили к морю. А свободный горный народ общими силами сохранил родную землю.         С той поры горные хребты вокруг гор Оштена, Фишта и Нагайчука носят их имена, олицетворяя единство и братство горных народов, детей и отцов в борьбе за свободу своей земли.

7 чудес горы Фишт

О горной группе Фишта часто говорят как об «острове сокровищ» или «острове драгоценных кораллов», «коралловом острове», что действительно было именно так. Ведь в геологическом прошлом Адыгея была морским дном, а современные горы – коралловым рифом. Некогда здесь бушевали волны океана Тетис, названного в честь морской нимфы, дочери Нерея, матери Ахиллеса. Ботаники, спелеологи и энтомологи прозвали Фишт островом сокровищ, потому что природа здесь создала настоящий букет уникальных растений – эндемиков. Ежегодно чешские энтомологи собирают на склонах Фишта коллекции уникальных насекомых. Краеведы прозвали горы Фишта островом семи чудес.

 Первое чудо гор – пещера «Крестик-турист», самая глубокая из пещер России (глубина 650 метров, длина подземных ходов – более 16 км). Впрочем, эта пещера не единственная из пещер Фишта.

Второе чудо гор – один из самых высоких в Адыгее и России водопадов (около 250 метров, глубина водопада не известна), падающий с западных стен Фишта (Пшехский водопад).
            Третьим чудом горы Фишт является Малый ледник – самый низкий ледник на Кавказе (1980 м над уровнем моря), самый загадочный и восточный ледник Европы.

Четвертое чудо – внезапно исчезающая и моментально возникающая на поверхности река, начинающаяся у водопада, расположенного у западной стены горы, с цикличным периодом «сухого» и «мокрого» русла.

Чудо пятое – растения эндемики, которые более не растут ни в одном месте Земли, кроме горы Фишт.

Шестым чудом гор является коралловый остров, сохранивший окаменелую флору и фауну океана Тетис.

Седьмым чудом считается слишком глубокое залегание снега на поляне приюта Фишт, иной раз достигающее высоты 16 м плотного покрова. Метеорологи прозвали Фиштинскую котловину самым «мокрым» местом России, потому как каждый день после обеда здесь падает снег или идет дождь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные цели были достигнуты в полном объеме: сформированы представления о памятниках природы района, совершенствовались навыки работы с источниками географической информации, материалами Интернет, развивались аналитические способности, умение делать собственные выводы, формировалась экологическая культура, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы района и края, формировалась активная жизненная позиция

Список используемых источников

1. http://kuban.land/travel/sober-bash

2. http://www.rostovgid.ru/nature/lake/ozero-verhneafipskoe-loh-nessi.html

3. http://справочниктуриста.рф/places/874-plancheskie-skaly-zolotye-kamni-v-severskom-raione.html

4. http://vetert.ru/rossiya/adygeya/sights/263-gora-fisht.php

5.  https://nauka.club/literatura/stikhi/o-kubani.html 
6.
https://madjordom.ru/turistskie-poxody/marshrut-30

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Карта-схема №1 маршрута

2. Карта-схема №2 маршрута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы проектирования (модули: исследовательский проект, социальный проект, бизнес-план) 10-11 класс

Основы проектирования - программа для 10-11 классов. Модули: "Исследовательский проект", "Социальный проект" и "Бизнес - план"....

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА “ Яшь эзтабарлар”түгәрәге кысаларында “352 нче Орша дивизиясе эзләреннән” темасына эзләнү-тикшеренү проекты. Исследовательский проект “ По следам 352 ой Оршанской дивизии” в рамках кружка “ Юный следопыт

Актуальность проектаАктуальность этого проекта определяется тем, что, в 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период кр...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Исследовательский проект участника конкурса научно-исследовательских работ "Старт в науке".

Конкурс научно-исследовательских работ. Предмет «русский язык».Тема проекта: «Приёмы словообразовательной языковой игры на материале повести-сказки Э.Н. Успенского «М...