"Проблемы в преподавании модуля ОБК в рамках курса ОРКСЭ в 4 кл". (из опыта работы учителя)
статья

Розалия Хертековна Джалилова

Докалад был прочитан на региональной НПК "Современное состояние преподавания курса ОРКСЭ в общеобразовательных школах Сибирского ФО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_doklada_dzhalilova_r.h.docx513.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №12 г. Кызыла им. Воинов-интернационалистов

Основы буддийской культуры  и  духовно-нравственное  воспитание

 школьников младшего возраста

Джалилова Розалия Хертековна

учитель истории, обществознания

 и ОРКиСЭ

высшая категория

Кызыл 2019

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, что ведёт к табакокурению, алкоголизму, наркоманию, аморальному поведению.  Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д. и эти уроки помогают выработать иммунитет духовной нравственности в сознании подрастающего поколения. Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В этих условиях, первостепенная роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, потому что школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В духовном мире есть свои дороги – эти дороги называются традициями. По ним шли и воспитывались наши предки и культурные традиции являются богатством нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и их морально-этические нормы, на которых эти религии основываются. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Наряду с другими мировыми религиозными культурами и нормами светской этики, духовно-нравственные ценности буддийской культуры призваны помочь в решении главных воспитательных функций современной светской школы.

На уроках Основы буддийской культуры учащиеся знакомятся с историей жизни Будды Шакьямуни – основателя буддизма, с основным содержанием Его учения – Четыре Благородные Истины,  узнают о буддийских учителях, живших в Древней Индии и Тибете, о буддийских традициях, обычаях и ритуалах, о культурном наследии народов мира и России, исповедующих буддизм. Но главное значение этого курса состоит в том, что дети, в результате ознакомления с ценностями буддийской культуры, приходят к пониманию, что мысли и действия человека всегда вызваны какой-то причиной и имеют последствия: хорошие мысли и поступки вызывают хорошие последствия и взращивают зерна  счастья в этой и последующих жизнях. Дурные же, мысли и поступки, имеют плохие последствия и способствуют, накоплению негативной кармы, которые неизбежно станут причиной для страданий.

В итоге, ребята, с помощью своих родителей, подготовили творческие работы: сочинения, презентации, рисунки с аннотациями. В своих работах дети выразили то главное, что было принято ими в результате изучения курса Основы буддийской культуры.

Сочинение   Хаваа Алдына,

ученика 4 «Б» класса МБОУ СОШ №12 г. Кызыла им. Воинов-интернационалистов

Тема

«Почему человек должен делать добро и избегать зла»

(Модуль «Основы буддийской культуры»)

«Будда Шакьямуни учил о том, что если человек будет совершать зло, наносить вред живым существам и их убивать, то все сделанное плохое  вернется к нему в этой или в последующих жизнях.

Плохая карма – это самое плохое дело на свете.  Если человек не избежит совершения плохой кармы, то он в будущем переродится в мире страданий – Сансаре.

А, если человек будет совершать благие дела: помогать бедным, неимущим, нуждающимся в помощи, спасать живых существ от убийства, то он накопит хорошую карму и создаст причину для временного счастья.

И этот человек, по - мнению буддистов,  никогда, ни один раз,  не попадет после смерти в ад, в мир голодных духов, не переродится в мире животных. Этот человек будет жить в другом мире, где нет страданий – Сансары и где нет смерти. В будущем он может стать ламой, а впоследствии  достигнет состояния Будды!

Хорошая карма – это самое – самое доброе дело на свете».

Аннотация

к рисунку Ондар Буяны,

ученицы 4 «В» класса МБОУ СОШ №12 г. Кызыла им. Воинов-интернационалистов

«Будда Шакьямуни дарует Учение»

(модуль «Основы буддийской культуры»)

«После достижения Просветления, Будда Шакьямуни даровал своим первым пяти ученикам Учение о Четырех Благородных Истинах, в котором он указал, что мир, где живут живые существа – это мир Страданий. У Страданий есть причины. Страдания можно пресечь и, также Он указал Благородный Путь освобождения от мира Страданий.

На этой картине, Будда дарует учение о Благородном Восьмеричном Пути. Будда говорил, чтобы освободиться от мира Страданий, человек должен себя духовно совершенствовать и, прежде всего, изменить свой ум.

Человек должен иметь правильный взгляд, правильное намерение, правильную речь, правильные действия, правильный способ существования, правильные усилия, правильную внимательность, а для достижения этих качеств, он должен иметь правильное сосредоточение.

Каждый свой шаг, человек должен обдумывать. Человек должен  нести ответственность за свои действия, быть готовым совершать только хорошие поступки, ограничивать совершение им плохих поступков. Тогда человек даже в  этом мире Сансары – страданий, будет счастлив и ум его будет спокоен».

Аннотация

к рисунку Лопсан Айраны,

ученицы 4 «В» класса МБОУ СОШ №12 г. Кызыла им. Воинов-интернационалистов

(модуль «Основы буддийской культуры»)

«После долгой медитации под деревом, недалеко от города Гая, Сидхардха Гаутама достиг Просветления. Он стал Буддой – Просветленным. Он понял Причину Страданий живых существ в этом мире. Он понял, что причиной страданий живых существ стал их омраченный ум (неведение, привязанность и гнев), который толкает людей на совершение негативных (плохих) поступков. Чтобы люди не страдали и освободились от мира Страданий – Сансары, они должны отказаться от совершения зла, быть добрыми, любить других и помогать им. Тогда, они не будут страдать и достигнут счастья».

Аннотация

к рисунку Шырапа Батыра,

ученика  4 «Ж» класса МБОУ СОШ №12 г. Кызыла им. Воинов-интернационалистов

«Земля - наш общий дом»

(модуль «Основы буддийской культуры»)

«Земля – наш общий дом, где мы живем. Поэтому, мы должны бережно и уважительно относиться к ней. На Земле, кроме растений, живут и многие живые существа – это и маленькие насекомые, птицы и крупные животные.

В буддизме считается, если человек умышленно лишит жизни живое существо, наступит ногой на него, устроит пожар в лесу, тем самым создаст причину гибели миллионов маленьких и больших живых существ, то он накапливает тяжкую негативную карму и вовлечет себя в будущие страдания. В буддийских книгах записано: «Сколько жизней будет сожжено по твоей вине, столько раз ты будешь сожжен сам».

Буддистам запрещено рубить деревья, потому что они нам дают кислород и являются средством для существования миллионов живых существ. Нельзя буддистам копать землю, потому что, земля кормит нас и является домом для множества живых существ.

Буддист, и не только буддист, любой человек, должен быть добрым ко всем живым существам, жить в гармонии с окружающим миром, тогда земля прослужит нашим общим домом еще много-много тысяч лет,  тогда человек обретет счастье и улучшит свою карму».

Если, мы – учителя, сможем в сердцах младших школьников посадить и закрепить зерно духовно-нравственной культуры, гуманизма и гражданственности, то мы внесем значительную лепту в дело оздоровления каждого человека, семьи, общества и укрепления нашего многонационального государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель   формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...

Из опыта работы учителя математики: Как я учу детей решать уравнения с модулем.

Практически каждый учитель знает, какие проблемы вызывают у учащихся задания, содержащие модуль. Это один из самых трудных материалов, с которыми школьники сталкиваются на экзаменах. Несмотря на то, ч...

Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4 класс

сформировать представление о необходимости добрых поступков в жизни каждого человека....

Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4-5 класс "Милосердие и сострадание"

Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ в 4-5 классах, учебник А.Кураева. Цель - познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к вра...

Тема: «Технология учебных циклов в преподавании математики в школе.» (обобщение опыта работы учителя математики)

Идея: «Создание оптимальных условий для развития и повышения качества знаний каждого ученика»....

Работа с кинофильмом, кинофрагментом, мультипликационным фильмом на уроке и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ»

Знакомство с киноэкранизациями создает новую учебную ситуацию. Главной целью таких уроков является углубление представления о специфике кинематографического и мультипликационного искусства и формирова...