Статья "Формирование экологического сознания детей в рамках реализации программы "Углубленное изучение химии"
статья (10, 11 класс)

В статье изложен опыт работы педагога дополнительного образования по формированию экологического сознания детей старшего школьного возраста в рамках реализации общеобразовательной общеразвивающей программы "Углубленное изучение химии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологического сознания детей в рамках реализации программы «Углубленное изучение химии»

Абдрахманова Гульназ Мидхатовна

МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр», г. Нижнекамск Республика Татарстан

 "Любовь к родной стране начинается с любви к природе"

К.Г. Паустовский

На протяжении более 20 лет старшеклассники нашего города проходят углубленное изучение химии и биологии в нашем Детском эколого-биологическом центре с целью поступления в вузы биологического, медицинского и химического профилей (100% поступаемость). За это время программа «Углубленное изучение химии» постоянно дополнялась, совершенствовалась и обязательным компонентом ее оставалась экологическая составляющая и региональный компонент.

Известно, что наш город  имеет несколько градообразующих предприятий: «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», «ТАНЕКО», «Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод». Поэтому мы должны постоянно заботиться об улучшении экологического состояния окружающей нас среды, а вместе с тем искать компромиссы между экономически успешной работой промышленных предприятий и чистотой экосистем.

Русский писатель Константин Георгиевич Паустовский, посвятивший свое творчество описанию красот природы, высказался о ней  удивительно точно: «Для кого-то природа – лишь вечный поставщик сырья: древесины, воды, полезных ископаемых. Для других природа – лишь красивый пейзаж за окном. Но те, кто изучают природу, знают, что природа – это и есть сама жизнь во всем ее великолепии». Поэтому у меня как педагога дополнительного образования вполне логично возникает вопрос: каким образом можно формировать экологическое сознание школьников на своих занятиях? Конечно, это должно быть комплексное (объемное) воздействие через интегрированные занятия, лабораторные работы, индивидуальную работу, экскурсии, мероприятия, совместную работу с родителями и школьными учителями.

Мною разработаны и систематически проводятся интегрированные занятия, например, химия+экология (занятие «Полимерные материалы»), химия+биология (Химическая викторина «Невероятно, но факт!»), химия+физика (обобщающее занятие «Химический бульон»), химия + медицина (курс лекций «Нанохимия и нанотехнология»).

Это помогает увлечь школьников в изучение естественных наук, расширить их кругозор, углубить знания. Например, на обобщающем занятии «Химический бульон» школьники предлагается решить задачу, связанную с восстановлением плодородия почвы. На занятии «Полимерные материалы» я  напоминаю учащимся важность вопросов экологии при производстве и использовании пластиков. Например, одно из заданий - составить «жизненный цикл полимеров». Для этого ученики должны выстроить логическую цепочку, правильно подобрав последовательность предложенных стадий: сбор отходов, формование изделия, компаундирование, утилизация отходов, синтез исходного полимера, эксплуатация изделия, обработка готового изделия (работа с интерактивной доской). При этом предполагается и экономический расчет по исходным данным всей технологической цепочки. На занятии учащиеся активно используют материалы авторской  дидактической разработки по данной теме «Полимерные материалы».

Также мною специально была разработана химическая викторина «Невероятно, но факт!», которая предлагает учащимся виртуально побывать на нескольких «Станциях Знаний»: химической, биологической, исторической, экологической и др. Например, на   станции «Технологическая» ребятам предлагается придумать своё решение замкнутого производственного цикла работы ЦБК (целлюлозно-бумажного комбината) с учетом экологической безопасности. Нашим воспитанникам необходимо аргументированно ответить на крайне актуальный вопрос о том, что в современном производстве имеет наибольший приоритет: экономика или экология.

На примере этих разработанных мною занятий наши учащиеся учатся видеть ситуацию объемно, закладываются умения видеть проблему, формулировать ее и находить решение. Причем наибольший и живой интерес ребята проявляют после проведенных ими экономических расчетов, когда они видят, что решение одной и той же проблемы может потребовать различные затраты и прибыли.

Очень заинтересовало учащихся и современное видение химии на лектории «Нанохимия и нанотехнологии» по темам: «Знакомство с наноматериалами, используемых для изготовление электродов в миниатюрных источниках тока (углеродные трубки) и твердополимерных топливных элементах (наноструктированный композит)»; «катализ на наночастицах и цеолитах»; «нанотехнологии в медицине» и др. Для визуалицации такого интересного современного материала были использованы видеоматериалы.

Особенность дополнительного образования в том, что понятие «индивидуальная работа» может включать и совместную творческую работу ученика и педагога. Мой опыт работы предполагает на начальной стадии обучения заложить в своих воспитанниках умение работать по определенной теме с различными источниками информации (книги, журналы, справочники, интернет), а затем путем анализа и синтеза полученной информации сформировать умение составлять реферат, доклад, исследовательскую работу, проект. Затем ученик пробует свои силы в исследовательской деятельности: к умению работать с литературой добавляется умение видеть проблему (проблемы), подбирать методики исследования, проводить анализ результатов и формулировать выводы. Затем ученик готов в участию в конкурсах-олимпиадах и проектах. Правильность данного пути обучения подтверждается высокими результатами учащихся; наши воспитанники с успехом представляют свои работы на научных конференциях щкольников различного уровня.

Важными составляющими объемного формирования экосознания школьников являются также их активное участие в мероприятиях, экскурсиях, вечерах встреч с выпускниками. Немалую роль играют родители наших учащихся, которых мы, педагоги, и сами дети «заражают» своей творческой активностью. Конечно, любая реализация идей невозможна без тщательно разработанных учебно-образовательных программ, методических пособий, систематического обобщение и распространение как собственного опыта, так и использование новых современных методик.

В заключение хотелось бы привести слова нашего великого русского поэта Ф.Тютчева:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...».

Да, мы взрослые должны и сами хорошо изучать этот удивительный язык природы и привить нашим детям умение общаться на нем, получая в ответ позитивную энергию и желание совершенствовать свои мысли и поступки.