Внеурочный курс "Край,в котором я живу"
календарно-тематическое планирование (8 класс)
«Край в котором я живу» 8 класс.
Программа внеурочного курса «Край в котором я живу» (8класс) составлена на основе программы «География и экология ХМАО-Югры» Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П., Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г.
Количество часов 35 (1 час в неделю).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса
«Край, в котором я живу»
Учитель:
Прокопьева Анна Васильевна
г.Когалым
2023год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Внеурочного курса
«Край, в котором я живу»
класс 8
Учитель Прокопьева Анна Васильевна
Количество часов в неделю по плану – 1
Всего количество часов в году по плану - 35
Учебное пособие для учащихся: Т.К. Орлова, Н.Н. Элерт интегрированный курс «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»; В.В. Бакунин, В.В. Козин, Т.К. Орлова, И.И. Смирнов, Н.Н. Элерт, «География ХМАО» Москва, Экопрос 2000г.Дополнительная литература: Л.Н. Добринский, В.В Плотников «Экология ХМАО», Тюмень 1997г.
«Край в котором я живу» 8 класс.
Программа внеурочного курса «Край в котором я живу» (8класс) составлена на основе программы «География и экология ХМАО-Югры» Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П., Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г.
Количество часов 35 (1 час в неделю).
Практически работ 7:
- Определение по картам эколого – географического положения. Сравнение с другими территориями РФ.
- Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды.
- Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте.
- Характеристика реки Оби.
- Экскурсия на очистные сооружения. Ознакомление с методами биологической и химической очистки воды.
- Обозначение на контурной карте объектов природного наследия федерального значения.
- Разработка перспективного плана на улучшения условий проживания населения своего населенного пункта.
Учебник: Т.К.орлова,Н.Н.Элерт интегрированный курс «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»
В.В. Бакунин, В.В. Козин, Т.К. Орлова, И.И. Смирнов, Н.Н. Элерт, Москва, Экопрос 2000г.
Дополнительная литература: Л.Н. Добринский, В.В Плотников «Экология ХМАО», Тюмень 1997г.
Введение (1 час)
Особенности и задачи курса. Источники знаний о своем крае. Важность эколого-географических знаний для рационального использования природных ресурсов, для обеспечения экологической безопасности территории.
Раздел 1. Округ на карте Родины. Правовой статус (2 часа).
Тема 1. Географическое положение округа.
Особенности физико-географического положения, экономико-географического и эколого-географического, их влияние на природу, население и экономику округа.
Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство округа.
Изучение и освоение территории ХМАО - Югры.
Раздел 2. Природа и человек (31 часа)
Тема 1. Рельеф и недра (4 часа)
Строение земной коры на территории округа. Особенности рельефа. Влияние рельефа на природу, экономику, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Вода – «скульптор лика Земли».
Богатства недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в развитии экономики. Округ – кладовая нефти и газа, его место по запасам и добыче в России и мире. Перспективы добычи нефти. Техногенное воздействие при нефтедобыче на окружающую среду. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Запасы драгоценных металлов, горного хрусталя, жильного кварца, россыпного и рудного золота.
Участие в реализации национального проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Месторождения торфа, сапропеля. Общераспространенные полезные ископаемые (глины кирпичные и керамзитовые, пески строительные и стекольные, песчано-гравийные смеси), их значение. Охрана недр.
Тема 2. Климат и человек (5 часов).
Климатические особенности округа. Неблагоприятные и опасные природные явления. Климат и человек. Влияние климатических, экологических, социально-экономических факторов на здоровье населения. Изменение климата. Прогноз изменений климата. Центр «Антистихия».
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).
Богатство водных ресурсов. Поверхностные воды – «кровь Земли». Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении округа. Обь и Иртыш – главные водные артерии Югры. Край сотен тысяч озер. Важнейшие озера, их происхождение. Роль болот в географическом режиме рек. Болота – «кладовые солнца».
Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод.
Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод. Проблема сохранения качества воды – одна из важнейших экологических проблем.
Основные направления сохранения водных богатств. Современные методы очистки воды.
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (2 часа).
Почва – «зеркало ландшафта». Почвенные ресурсы округа. Почвы – показатель состояния окружающей среды.
Земельные ресурсы. Проблемы рационального использования земельных ресурсов. Государственный контроль использования и охраны земель. Мониторинг почва и земель ХМАО-Югры.
Тема 5. Живая природа (4 часа).
Особенности растительного мира округа. Видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова: ландшафтно-стабилизирующие, социально-экономические.
Особенности разнообразия животного мира. Приспособление растений и животных к условиям обитания. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Лесные ресурсы округа: структура, видовое разнообразие. Проблемы рационального использования лесных богатств, их сохранение и восстановление. Государственный контроль использования и охраны лесного фонда. Природные комплексы. Природно-хозяйственная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов; подзоны: северная, средняя, южная. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Очаговое освоение и заселение. Болта: низинные и верховые. Природные кормовые угодья. Растительность гор. Редкие и исчезающие растения и животные.
Тема 6. Природопользование и охрана природы (4 часа.)
Природопользование: ресурсное, отраслевое, территориальное. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Законы рационального природопользования. Рекреационные ресурсы, их значение для человека. История охраны природы в округе. От святых мест – до особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Система ООПТ – основа устойчивого развития территории. Проблемы и перспективы развития.
Заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский» - эталоны дикой природы. Природные парки: «Кондинские озера», «Нумто», «Самаровский чугас», «Сибирские Увалы» - музеи под открытым небом.
Другие виды ООПТ: заказники, памятники природы, водно-болотные угодья международного значения, лечебно-оздоровительные территории. Красная книга ХМАО – Югры. Современные способы научных исследований в природопользовании: прогнозирование, моделирование, мониторинг. Природная среда. Качество среды обитания, здоровье населения. Участие в международных экологических программах. Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» под эгидой ЮНЕСКО.
Раздел 3. Население автономного округа (5 часов).
Тема 1. Население округа (5 часов).
Люди – главное богатство округа. Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные и малочисленные народы Югры. Возрождение самобытных народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Арктическое партнерство как основа сохранения традиционных культур народов Севера.
Природосообразный образ жизни коренного населения и его отражение в народном эпосе социальная защита населения.
Календарно – тематическое планирование курса
Название раздела, тема урока | Дата | Вид урока | Элементы обязательного минимума образования | Практические работы | Формы контроля | Использование ИКТ | |
1 | Введение (1час) | 06.09 | Лекция | Особенности и задачи интегрированного курса. Источники знаний о своем крае. | Презентация | ||
Раздел 1. Округ на карте Родины. Правовой статус (2часа). | |||||||
2 | Географическое положение округа. | 13.09 | Практикум | Особенности ФГП и эколого-географического положения. Их влияние на природу, население и экономику округа. | Пр.р. №1. Определение по картам эколого–географического положения. Сравнение с другими территориями РФ. | Работа с картами | www.admhmao.ru |
3 | Границы и административно-территориальное устройство округа. | 20.09 | Комбинированный | Изучение и освоение территории ХМАО - Югры. | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | |
4 | Геологическое строение и история развития территории округа. | 27.09 | Практикум | Особенности строения земной коры на территории. | Самостоятельная работа с картами | Презентация | |
5 | Рельеф округа. | 04.10 | Практикум | Особенности рельефа. | Работа с картами | Презентация | |
6 | Минерально-сырьевые ресурсы округа. | 11.10 | Комбинированный | Богатство недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы округа их роль в развитии экономики. | Пр.р. №2. Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды. | Работа с контурными картами | Презентация |
7 | Обобщающие урок ФГП. Геологическое строение и рельеф округа | 18.10 | Обобщающий | ||||
8 | Климат округа. | 25.10 | Комбинированный | Климатические особенности округа. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы. Трансформация воздушных масс, снежный покров. | Работа с картами | www.admhmao.ru | |
9 | Климатообразующие факторы | 08.11 | Комбинированный | Составление схемы | www.admhmao.ru | ||
10 | Характеристика сезонов года | 15.11 | Комбинированный | Творческая работа «Мое любимое время года». Рисунок, стихи, сочинение, музыкальное произведение | www.hmao.wsnet.ru | ||
11 | Агроклиматические ресурсы | 22.11 | Практикум | Пр.р. №3. Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте. | Анализ климатических карт | www.admhmao.ru | |
12 | Обобщающий урок: «Климат округа» | 29.11 | Обобщающий |
| |||
13 | Поверхностные воды округа. Характеристика реки Оби. | 06.12 | Комбинированный | Богатство водных ресурсов. Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении округа. Озера, их происхождение. Роль болот в режиме рек. Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод. Проблема сохранения качества воды – одна из важнейших экологических проблем. Методы очистки воды | Пр.р. №4. Характеристика реки Оби. | Работа с картами | www.hmao.wsnet.ru |
14 | Составление комплексной характеристики реки своего района. | 13.12 | Практикум | www.hmao.wsnet.ru | |||
15 | Озера. Болота. Подземные воды. | 20.12 | Пр.р. №5.Экскурсия на очистные сооружения. Ознакомление с методами биологической и химической очистки воды. | Работа с картами | www.admhmao.ru | ||
16 | Водные ресурсы и человек. | 10.01 | Семинар | Сообщения | www.admhmao.ru | ||
17 | Обобщающий урок: «Внутренние воды и водные ресурсы» | 17.01 | Семинар | Сообщения | |||
18 | Почвы. | 24.01 | Комбинированный | Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв. Типы почв: аллювиальные, подзолистые, болотные. Кислотность почв. Земельные ресурсы. | Фронтальный опрос | www.hmao.wsnet.ru | |
19 | Земельные ресурсы. | 31.01 | Комбинированный | Фронтальный опрос | www.hmao.wsnet.ru | ||
20 | Растительный округ мира. | 07.02 | Семинар | Особенности растительного мира округа. Видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова: ландшафтно-стабилизирующие, социально-экономические. Особенности развития животного мира. Приспособление растений и животных к условиям обитания. Проблемы рационального использования лесных богатств их сохранение и восстановление. Редки и исчезающие виды. | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | |
21 | Животный мир округа. | 14.02 | Семинар | Сообщения учащихся | www.hmao.wsnet.ru | ||
22 | Природный комплекс. | 21.02 | Комбинированный | Фронтальный опрос | www.hmao.wsnet.ru | ||
23 | Составление комплексной характеристики одной из ландшафтных областей округа. | 28.02 | Практикум | Самостоятельная работа | www.admhmao.ru | ||
24 | Природопользование. | 7.03 | Семинар | Рациональное и нерациональное природопользование. История охраны природы в округе. Заповедники Малая Сосьва, Юганский – эталоны дикой природы. Природные парки «Кондинские озера», Нумто. Красная книга ХМАО – Югры. Качество среды обитания, здоровье населения. Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» под эгидой ЮНЕСКО | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | |
25 | Заповедники округа. | 14.03 | Пр.р. №6.Обозначение на контурной карте объектов природного наследия федерального значения. | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | ||
26 | Другие виды ООПТ. Красная книга. | 21.03 | Сообщения учащихся | www.hmao.wsnet.ru | |||
27 | Округ в международных экологических программах. | 4.04 | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | |||
2829 | Демографический портрет округа. | 11.04 | Лекция | Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные и малочисленные народы Югры. Социальная защита населения. | Сообщения учащихся | www.hmao.wsnet.ru | |
30 | Коренные народы. Занятия, жилища, традиции, обычаи. | 18.04 | Практикум | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | ||
31 | Пр.р. №7.Разработка перспективного плана на улучшения условий проживания населения своего населенного пункта. | 25.04 | Практикум | www.hmao.wsnet.ru | |||
32 | Повторение по теме «Географическое положение округа. Границы и административное устройство» | 2.05 | |||||
33 | Итоговая контрольная работа | 16.05 | |||||
34 | Повторение по разделу «Природа и человек» | 23.05 | |||||
35 | Повторение по теме «Природопользование и охрана природы» | 30.05 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»
Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс
Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...

Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс
Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...

Внеурочная деятельность "Край, в котором я живу!"
В каждом уголке мира, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры. составляющие тот феномен, который фо...
курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"
курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"...
