Внеурочный курс "Край,в котором я живу"
календарно-тематическое планирование (8 класс)

Прокопьева Анна Васильевна

«Край в котором я живу» 8 класс.

Программа внеурочного курса «Край в котором я живу» (8класс) составлена на основе программы «География и экология ХМАО-Югры» Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П.,  Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г.

Количество часов 35 (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka._kray_vkotorom_ya_zhivu.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Внеурочного курса

«Край, в котором я живу»

Учитель:

Прокопьева Анна Васильевна

г.Когалым

2023год

                                                                                 

                                                                                           

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Внеурочного курса

«Край, в котором я живу»

класс  8

Учитель Прокопьева Анна Васильевна

Количество часов в неделю по  плану – 1

Всего количество часов в году по плану - 35

Учебное пособие для учащихся: Т.К. Орлова, Н.Н. Элерт интегрированный курс «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»;  В.В. Бакунин, В.В. Козин, Т.К. Орлова, И.И. Смирнов, Н.Н. Элерт, «География ХМАО»  Москва, Экопрос 2000г.Дополнительная литература: Л.Н. Добринский, В.В Плотников «Экология ХМАО», Тюмень 1997г.

«Край в котором я живу» 8 класс.

Программа внеурочного курса «Край в котором я живу» (8класс) составлена на основе программы «География и экология ХМАО-Югры» Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П.,  Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г.

Количество часов 35 (1 час в неделю).

Практически работ 7:

  1. Определение по картам эколого – географического положения. Сравнение с другими территориями РФ.
  2. Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды.
  3. Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте.
  4. Характеристика реки Оби.
  5. Экскурсия на очистные сооружения. Ознакомление с методами биологической и химической очистки воды.
  6. Обозначение на контурной карте объектов природного наследия федерального значения.
  7. Разработка перспективного плана на улучшения условий проживания населения своего населенного пункта.

Учебник: Т.К.орлова,Н.Н.Элерт интегрированный курс «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

 В.В. Бакунин, В.В. Козин, Т.К. Орлова, И.И. Смирнов, Н.Н. Элерт, Москва, Экопрос 2000г.

Дополнительная литература: Л.Н. Добринский, В.В Плотников «Экология ХМАО», Тюмень 1997г.

Введение (1 час)

Особенности и задачи курса. Источники знаний о своем крае. Важность эколого-географических знаний для рационального использования природных ресурсов, для обеспечения экологической безопасности территории.

Раздел 1. Округ на карте Родины. Правовой статус (2 часа).

Тема 1. Географическое положение округа.

Особенности физико-географического положения,  экономико-географического и  эколого-географического, их влияние на природу, население и экономику округа.

Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство округа.

Изучение и освоение территории ХМАО - Югры.

Раздел 2. Природа и человек (31 часа)

Тема 1. Рельеф и недра (4 часа)

Строение земной коры на территории округа. Особенности рельефа. Влияние рельефа на природу, экономику, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования.

Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Вода – «скульптор лика Земли».

Богатства недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в развитии экономики. Округ – кладовая нефти и газа, его место по запасам и добыче в России и мире. Перспективы добычи нефти. Техногенное воздействие при нефтедобыче на окружающую среду. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Запасы драгоценных металлов, горного хрусталя, жильного кварца, россыпного и рудного золота.

Участие в реализации национального проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Месторождения торфа, сапропеля. Общераспространенные полезные ископаемые (глины кирпичные и керамзитовые, пески строительные и стекольные, песчано-гравийные смеси), их значение. Охрана недр.

Тема 2. Климат и человек (5 часов).

Климатические особенности округа. Неблагоприятные и опасные природные явления. Климат и человек. Влияние климатических, экологических, социально-экономических факторов на здоровье населения. Изменение климата. Прогноз изменений климата. Центр «Антистихия».

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).

Богатство водных ресурсов. Поверхностные воды – «кровь Земли». Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении округа. Обь и Иртыш – главные водные артерии Югры. Край сотен тысяч озер. Важнейшие озера, их происхождение. Роль болот в географическом режиме рек. Болота – «кладовые солнца».

Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод.

Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод. Проблема сохранения качества воды – одна из важнейших экологических проблем.

Основные направления сохранения водных богатств. Современные методы очистки воды.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (2 часа).

Почва – «зеркало ландшафта». Почвенные ресурсы округа. Почвы – показатель состояния окружающей среды.

Земельные ресурсы. Проблемы рационального использования земельных ресурсов. Государственный контроль использования и охраны земель. Мониторинг почва и земель ХМАО-Югры.

Тема 5. Живая природа (4 часа).

Особенности растительного мира округа. Видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова: ландшафтно-стабилизирующие, социально-экономические.

Особенности разнообразия животного мира. Приспособление растений и животных к условиям обитания. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Лесные ресурсы округа: структура, видовое разнообразие. Проблемы рационального использования лесных богатств, их сохранение и восстановление. Государственный контроль использования и охраны лесного фонда. Природные комплексы. Природно-хозяйственная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов; подзоны: северная, средняя, южная. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Очаговое освоение и заселение. Болта: низинные и верховые. Природные кормовые угодья. Растительность гор. Редкие и исчезающие растения и животные.

Тема 6. Природопользование и охрана природы (4 часа.)

Природопользование: ресурсное, отраслевое, территориальное. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Законы рационального природопользования. Рекреационные ресурсы, их значение для человека. История охраны природы в округе. От святых мест – до особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Система ООПТ – основа устойчивого развития территории. Проблемы и перспективы развития.

Заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский» - эталоны дикой природы. Природные парки: «Кондинские озера», «Нумто», «Самаровский чугас», «Сибирские Увалы» - музеи под открытым небом.

Другие виды ООПТ: заказники, памятники природы, водно-болотные угодья международного значения, лечебно-оздоровительные территории. Красная книга ХМАО – Югры. Современные способы научных исследований в природопользовании: прогнозирование, моделирование, мониторинг. Природная среда. Качество среды обитания, здоровье населения. Участие в международных экологических программах. Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» под эгидой ЮНЕСКО.

Раздел 3. Население автономного округа (5 часов).

Тема 1. Население округа (5 часов).

Люди – главное богатство округа. Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные и малочисленные народы Югры. Возрождение самобытных народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Арктическое партнерство как основа сохранения традиционных культур народов Севера.

Природосообразный образ жизни коренного населения и его отражение в народном эпосе социальная защита населения.

Календарно – тематическое планирование  курса

Название раздела, тема урока

Дата

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Использование ИКТ

1

Введение (1час)

06.09

Лекция

Особенности и задачи интегрированного курса. Источники знаний о своем крае.

Презентация

Раздел 1. Округ на карте Родины. Правовой статус (2часа).

2

Географическое положение округа.

13.09

Практикум

Особенности ФГП и эколого-географического положения. Их влияние на природу, население и экономику округа.

Пр.р. №1. Определение по картам эколого–географического положения. Сравнение с другими территориями РФ.

Работа с картами

www.admhmao.ru

3

Границы и административно-территориальное устройство округа.

20.09

Комбинированный

Изучение и освоение территории ХМАО - Югры.

Сообщения учащихся

www.admhmao.ru

4

Геологическое строение и история развития территории округа.

27.09

Практикум

Особенности строения земной коры на территории.

Самостоятельная работа с картами

Презентация

5

Рельеф округа.

04.10

Практикум

Особенности рельефа.

Работа с картами

Презентация

6

Минерально-сырьевые ресурсы округа.

11.10

Комбинированный

Богатство недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы округа их роль в развитии экономики.

Пр.р. №2. Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды.

Работа с контурными картами

Презентация

7

Обобщающие урок ФГП. Геологическое строение и рельеф округа

18.10

Обобщающий

8

Климат округа.

25.10

Комбинированный

Климатические особенности округа. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы. Трансформация воздушных масс, снежный покров.

Работа с картами

www.admhmao.ru

9

Климатообразующие факторы

08.11

Комбинированный

Составление схемы

www.admhmao.ru

10

Характеристика сезонов года

15.11

Комбинированный

Творческая работа «Мое любимое время года». Рисунок, стихи, сочинение, музыкальное произведение

www.hmao.wsnet.ru

11

Агроклиматические ресурсы

22.11

Практикум

Пр.р. №3. Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте.

Анализ климатических карт

www.admhmao.ru

12

Обобщающий урок: «Климат округа»

29.11

Обобщающий

 

13

Поверхностные воды округа. Характеристика реки Оби.

06.12

Комбинированный

Богатство водных ресурсов. Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении округа. Озера, их происхождение. Роль болот в режиме рек. Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод. Проблема сохранения качества воды – одна из важнейших экологических проблем. Методы очистки воды

Пр.р. №4. Характеристика реки Оби.

Работа с картами

www.hmao.wsnet.ru

14

Составление комплексной характеристики реки своего района.

13.12

Практикум

www.hmao.wsnet.ru

15

Озера. Болота. Подземные воды.

20.12

Пр.р. №5.Экскурсия на очистные сооружения. Ознакомление с методами биологической и химической очистки воды.

Работа с картами

www.admhmao.ru

16

Водные ресурсы и человек.

10.01

Семинар

Сообщения

www.admhmao.ru

17

Обобщающий урок: «Внутренние воды и водные ресурсы»

17.01

Семинар

Сообщения

18

Почвы.

24.01

Комбинированный

Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв. Типы почв: аллювиальные, подзолистые, болотные. Кислотность почв. Земельные ресурсы.

Фронтальный опрос

www.hmao.wsnet.ru

19

Земельные ресурсы.

31.01

Комбинированный

Фронтальный опрос

www.hmao.wsnet.ru

20

Растительный округ мира.

07.02

Семинар

Особенности растительного мира округа. Видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова: ландшафтно-стабилизирующие, социально-экономические. Особенности развития животного мира. Приспособление растений и животных к условиям обитания. Проблемы рационального использования лесных богатств их сохранение и восстановление. Редки и исчезающие виды.

Сообщения учащихся

www.admhmao.ru

21

Животный мир округа.

14.02

Семинар

Сообщения учащихся

www.hmao.wsnet.ru

22

Природный комплекс.

21.02

Комбинированный

Фронтальный опрос

www.hmao.wsnet.ru

23

Составление комплексной характеристики одной из ландшафтных областей округа.

28.02

Практикум

Самостоятельная работа

www.admhmao.ru

24

Природопользование.

7.03

Семинар

Рациональное и нерациональное природопользование. История охраны природы в округе. Заповедники Малая Сосьва, Юганский – эталоны дикой природы. Природные парки «Кондинские озера», Нумто. Красная книга ХМАО – Югры. Качество среды обитания, здоровье населения. Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» под эгидой  ЮНЕСКО

Сообщения учащихся

www.admhmao.ru

25

Заповедники округа.

14.03

Пр.р. №6.Обозначение на контурной карте объектов природного наследия федерального значения.

Сообщения учащихся

www.admhmao.ru

26

Другие виды ООПТ. Красная книга.

21.03

Сообщения учащихся

www.hmao.wsnet.ru

27

Округ в международных экологических программах.

4.04

Сообщения учащихся

www.admhmao.ru

2829

Демографический портрет округа.

11.04

Лекция

Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные и малочисленные народы Югры. Социальная защита населения.

Сообщения учащихся

www.hmao.wsnet.ru

30

Коренные народы. Занятия, жилища, традиции, обычаи.

18.04

Практикум

Сообщения учащихся

www.admhmao.ru

31

Пр.р. №7.Разработка перспективного плана на улучшения условий проживания населения своего населенного пункта.

25.04

Практикум

www.hmao.wsnet.ru

32

Повторение по теме «Географическое положение округа. Границы и административное устройство»

2.05

33

Итоговая контрольная работа

16.05

34

Повторение по разделу «Природа и человек»

23.05

35

Повторение по теме «Природопользование и охрана природы»

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»

Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс

Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...

Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс

   Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...

Внеурочная деятельность "Край, в котором я живу!"

     В каждом уголке мира, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры.  составляющие тот феномен, который фо...

курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"

курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"...