Урок по теме "Тый мом кочкат?"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Любовь Анатольевна Мочалова

Данный урок посвящен  изучению новых марийских слов, бережному отношению к хлебу. На уроке используется диалог учитель- ученик, ученик- учитель,призентация по созданию вертуального колобка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyy_mom_kochkat_5kl.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тый   мом   кочкат?»

 Задачи:

     1)У    мут  дене     палыме     лийымаш;

     2)Диалогым кучылтын   йылмым   лывыртымаш;

     3)Кинде  аралыме  нерген   кутырымаш;

Кучылтшаш      материал: книга «Марий  йылме 2 кл.», доскасе  запись,  компьютер.

               

     

Урокын    эртымыже.

                   

1Оргмомент.

-Поро   кече!  Салам   лийже,   йоча - влак!

       

2Мутланыме  ужаш.

а) игече  нерген  мутланымаш.      

   

  1. Могай  идалык  жап  шога?
  2. Шошо  тылзе     могай  улыт?
  3. Шошым   лум   мом  ышта?
  4. Шошым  могай  кайык  чонештен  толыт?

   

б) иктешлымаш     магнитофон   почеш.

 

Шошо  идалык  жап  шога. Кажне кечын шокшо да шокшо лиеш.

Уремыште  лум  шула. Вуд  йога.  Вашке  кайык - влак  толыт, мурым  мурат. Шошым  пушенге  ужаргат. Пеледыш  пеледеш.

 

3Тун  ужаш.

а) туныктышын    мутшо.

-Мемнан  урокыш  уна  толшаш.Тудо  ко  палаш  манын, ме  тудым  кызыт  ыштышаш  улына.

-Садлан   эн  ончыч  кап  ужашым  ушештарена.Мый  мутым  ойлем ,а те тудым  шке умбалныда ончыктышаш  улыда.

  1. ВУЙ                     Дети показывают на себе  названые  слова.
  2. ШИНЧА
  3. НЕР
  4. ЙОЛ
  5. КИД
  6. УМША
  7. УП
  8. ПЫЛЫШ

 

б) использование  компьютера  для создания  вертуального гостья. Презентация Колобок.ppt

   

Тиде мо? Тиде   уяча.  

  1. А из чего сделан колобок?  Из муки.
  2. А  мука из чего получается? Из зерна.
  3. А что можно сделать с колобком? Съесть.
  4. Как вы  думаете  о чем мы будем говорить?  О  еде.

в) беседа  о бережном  отношение  к  хлебу.

-Итак, вы сказали, что колобок сделан из муки, а чтобы получить муку нужно посеять зерно. Посмотрим  как  хлеб попадает к нам на стол. ( беседа по иллюстрации)

-Какую пословицу о хлебе вы знаете?  Хлеб - всему голова. Кинде- чылалан  вуй.(беседа по пословице).

в) Новые слова по теме.  

  1. Пучымыш - каша
  2. Шур - суп
  3. Уй – масло
  4. Кол – рыба
  5. Шор – молоко
  6. Олма – яблоко
  7. Паренге – картошка
  8. Кинде – хлеб

г) составление предложений.

- Эрдене  мый  уй  да  киндым  кочкам.

-Кечывалым   мый  паренгым   да  колым   кочкам.

-Кастене    пучымышым  кочкам.

-А  тый  мом   кочкат?  (Запись   в  тетради )

   

 д) составление отрицательных предложений.

- Пырыс  мом  кочкаш  йората?

-Пырыс  олмам  йората.- Уке,  пырыс олмам ок йорате.

-Пырыс  паренгым йората? –Уке, ок йорате.

А мом пырыс йората?  Шорым.

 

 

е) Работа  с  учебником ( с. 106) и в тетради   4 упр.

   

ж) Диалог  с учеником ( он  вернулся домой ,а мама его встречает ).

  1. Салам лийже,  авай!
  2. Салам лийже,  удырем!
  3. Авай  мо  кочкаш  уло?
  4. А тый  мом кочкат?  Шурым  кочкат?
  5. Уке  огым.
  6. А  паренгым?
  7. Кочкам.
  8. А  мом йуат?  Шорым,  кофем, чайым?
  9. Чайым.
  10. Перкан  лийже,  удырем.
  11. Тау.

   

з) Игра  составь слово  из  букв,  по  новой теме.

     

К ЕН ДИ       АМЛО     ЕГНЕРАП   ОЛК   АЧУЯ  ШРУ

Ш Ч Ы П У Ы М        Р Э Е Д Е Н    М Е Л Ы К Е В Ы Ч  

К О Ш А Ч К         Е К Н А С Т Е      Ы П Ы С Р   П Й И

 

К А Р О К .

   

И) Отгадывание  ребуса.

   

Й ( рисунок  рыбы)

3) Домашнее задание.

Составьте  кроссворд  по  изученным  новым  словам.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...