Поговорим о серьезном «В малой форме»
методическая разработка по теме

Захарова Ксения Владимировна

открытый урок к 150-летию А.П. Чехова   

Поговорим о серьезном «В малой форме»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malaya_forma.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Поговорим о серьезном «В малой форме»

Вводное слово учителя

Добрый день! Ыра кун!

Сегодняшний урок мы посвящаем 150-летию со дня рождения А. П Чехова. «Моя святая святых- это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником»

          Вот жизненное кредо А.П.Чехова. Эти же темы А.П .Чехова затрагивает своих произведениях. Отличительной чертой в литературном таланте Чехова умение коротко говорить о длинных вещах.

           Сегодня мы с вами поговорим о серьезном «В малой форме». Многие задаются вопросом: А.П.Чехов и чувашская литература? Какая связь? Можно ли говорить об этом «В малой форме»? В ходе урока мы это покажем и докажем.

             На истоках зарождения чувашской литературы стоит Иакинф  Бичурин-ученый, востоковед.За сто лет до рождения А.П.Чехова говорил: Я привык писать одно дельное, высказывать откровенно и при том в коротких словах». Это направление присуще и чувашской литературе. А самая короткая форма, в котором выражается народная мудрость, накопленная веками, которые передавались из уст в уста - это поговорки и пословицы. Пословицы и поговорки нам помогут убедиться в правильности наших рассуждений. Итак! Основы нравственности ,которые затрагивает А.П.Чехов в своих произведениях отражаются и в чувашской литературе. Это мы покажем в сравнительном анализе двух произведений.

               « В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли,»-говорил он два века тому назад.

-Эти высказывания утратили свою ценность? Как вы думаете?

-Конечно же нет. Эта краткая форма высказывания актуальна и по сей день. Я приведу вам в пример отрывок из послания президента Чувашской Республики Н.В.Федорова.

Ход урока

                Сегодня мы будем работать в таком режиме. Справа от меня –знатоки творчества А.П.Чехова, а слева -любители чувашской литературы. А впереди от меня –экспертная комиссия, под руководством  Сидоровой Т.М.Они заранее тщательно подготовлены по обоим произведениям , в случае при возникновении споры между командами, они нам помогут.

                 Для сравнительного анализа двух произведений мы рассмотрим типичную проблематику в рассказе А.П.Чехова «Попрыгунья» и повесть С. В. Эльгера «Черное и белое».

-Как вы думаете? В чем причина трагедии семейной жизни?

                   

                   Влюбленность:                                         Любовь:

         1.Эгоизм                                                          1.Жертвенность

         2.Влюбляется во что-то                                 2.Любит ни за что

         3.Пылкость чувств                                         3.Вечность

Чему можно уподобить семью? Представим себе два камня- острых, твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, то вроде бы все хорошо, никто никого не задевает, но стоит положить их в мешок и потрясти сильно и долго. Возможно два варианта развития событий: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок, и камни вылетают из него. Мешок- это семья. Либо супруги через «мелкие» самопожертвования притираются, либо разлетаются в злобе друг на друга.

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Презентация к уроку развития речи "Малые формы творческих работ. Создание мини-саги"

Этот материал предназначен для уроков развития речи в 8  классе, знакомит учеников с новым жанром сочинения - мини-сагой. Эта версия презентации сокращенная, полную версию можно посмотреть на мое...

Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") Литература 11 класс (2 урока)

Дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста малой эпической формы практически любого образца....

Методическая разработка по индивидуальному направлению «Живое слово» (малые формы устного народного творчества).

Методическая разработка была создана для практической работы с детьми проживающими в отделении "Социальная гостиница"  ГБУ КО Калужский СРЦН "Надежда" . Внедрена была в 2010 году, используется по...

Материалы к уроку в 5 классе « Малые формы фольклора. Загадки».

Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимний олимпийских и паралимпийских видах спорта, органично вплетая данную информацию в канву урока.Цель урока: знакомство с происхож...