Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Подкорытова Жанна Викторовна

Рабочая программа по литературе для 5 класса по ФГОСАМ нового поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел  IV.   Развернутое планирование по литературе

№ урока

 Раздел, тема

Цель урока

Форма урока

Основное содержание

Контроль, мониторинг

Требования к уровню подготовки обучающихся (УУД)

Региональный компонент

Примеча-ния

I четверть (16 часов)

1

Введение  Художественная литература как искусство слова. Писатель и автор.

Изучение особенностей литературы как вида искусства

Объяснительно-иллюстративная

Литература как искусство слова

Что такое литературное творчество

Умеем ли мы читать?

Знать особенности литературы как вида искусства.

Уметь находить нужный материал в учебнике Аргументированно отвечать на вопросы

Фольклор ( 10 часов)

2

Начальное понятие о фольклоре. Основные жанры фольклора.

Изучение  фольклора, его истоки, жанры.

Объяснительно-иллюстративная

Понятие о фольклоре. Общенародный идеал

Творческая работа

Знать что такое фольклор, его истоки, жанры.

Уметь находить в материале учебника основные понятия. Давать развернутый ответ на вопросы учебника.

3

Детский фольклор. Жанры детского фольклора (загадки, считалки, небылички).

Изучение жанров детского фольклора

Объяснительно-иллюстратив-ная, репродуктивная

Детский фольклор. Жанры детского фольклора (загадки, считалки, небылички).

Сочиняем небылицу

Знать отличительные признаки жанров детского фольклора.

Уметь сопоставлять узучаемые явления. Участвовать в диалоге, в совместной игровой деятельности

4 - 5

Пословицы и поговорки как жанры фольклора.

Изучение отличий пословицы и поговорки, их интерпретация.

Объяснительно-иллюстратив-ная, репродуктивная

Пословицы и поговорки как жанры фольклора

Самостоятельная работа.

Знать признаки пословицы и поговорки как жанра.

Уметь отличать их.

6

Народная сказка. Виды народных сказок.

Знакомство с отличиями сказок, их классификацией.

Объяснительно-иллюстратив-ная, репродуктивная

Народная сказка. Виды народных сказок: волшебные, о животных, бытовые.

Самостоятельно делать опорную запись по материалу учебника.

Знать признаки народной сказки, особенности сюжета и композиции. Уметь классифицировать признаки народной сказки, определять ее вид.

7- 8

Волшебная сказка «Два Ивана-солдатских сына»

Знакомство и анализ сказки.

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской деятельности.

Волшебная сказка «Два Ивана-солдатских сына»

Анализ языковых средств, работа в группах.

Знать  содержание сказки, признаки волшебной сказки. Уметь подробно и сжато пересказывать эпизоды, интерпретировать произведение как волшебную сказку. Участвовать в диалоге, доказывать свою точку зрения.

9

Бытовая сказка «Жена-доказчица».

Обучение навыкам осмысленного чтения и анализа текста.

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской деятельности.

Бытовая сказка «Жена-доказчица».

Анализ сказки.

Знать содержание сказки, признаки бытовой сказки. Уметь подробно и сжато пересказывать эпизоды, интерпретировать произведение как бытовую сказку. Участовать в диалоге с героями учебника, высказывать свое отношение к ответу одноклассника.

10

Сказка о животных «Мужик, медведь и лиса».

Обучение навыкам осмысленного чтения и анализа текста.

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

Сказка о животных «Мужик, медведь и лиса».

Групповая работа

Знать  содержание сказки, признаки сказки о животных. Уметь подробно и сжато пересказывать эпизоды, интерпретировать произведение как сказку о животных. Участовать в диалоге с героями учебника, высказывать свое мнение и аргументировать его.

11

Творческая мастерская. Общность сюжетов в сказках народов мира.

Обучение сравнительному анализу художественных текстов.

Исследовательская.

Сопоставительный анализ самостоятельно прочитанных сказок.

Творческая работа.

Знать содержание сказок, их жанровые особенности. Уметь сравнивать произведения, делать выводы на основе наблюдений.

Духовная литература. Библия  ( 6  часов).

12

Понятие о духовной литературе. Библия как Вечная книга.

Изучение особенностей духовной литературы.

Объяснительно-иллюстратив-ная

Понятие о духовной литературе. Библия как Вечная книга.

Знать, что такое духовная  и светская литература, значение Библии как явления литературы,  ее структуру, содержание библейских сказаний. Высказывать свое отношение к прочитанному

13 – 14

Притчи Иисуса Христа.

Обучение интерпретации текста

Объяснительно-иллюстратив-ная

Притчи Иисуса Христа.

Анализ текста.

Знать содержание притчи о сеятеле и притчи о семенах и плевелах. Уметь интерпретировать иносказательный смысл прочитанного

15 – 16

Житийная литература. «Житие Бориса и Глеба»

Обучение интерпретации текста

Объяснительно-иллюстратив-ная

Беседа, чтение и пересказ эпизодов, анализ текста, демонстрация

Знать особенности жития как жанра, содержание «Жития Бориса и Глеба». Уметь выделять ключевые эпизоды и пересказывать их сжато и подробно.

II четверть (14 часов)

Литература.

Эпос и эпические жанры (40 часов).

Литературная сказка ( 10 часов)

1

Литературная сказка.

Изучение отличительных особенностей литературной сказки

Объяснительно-иллюстратив-ная

Литературная сказка.

Творческая работа в группах

Знать  литературные роды, их отличительные черты, признаки литературной сказки как эпического произведения.  Уметь отличать литературную сказку от народной. Строить рассуждение по опорной записи.

2-4

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» как литературная сказка.

Знакомство со сказкой, обучение анализу стихотворного текста.

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» как литературная сказка.

Отрывок наизусть

Аргументировать свое мнение, вести общение в диалоге, давать развернутый ответ на вопрос.  Знать содержание сказки, последовательность событий, отличие стихов от прозы. Уметь выразительно читать стихотворный текст, находить и пересказывать сжато и подробно ключевые эпизоды, сравнивать литературную сказку с фольклорной.

5

В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум».

Обучение навыкам осмысленного чтения и анализа текста.

Объяснительно-иллюстратив-ная

В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум».

Знать содержание сказки, признаки литературной сказки. Уметь выразительно читать сказку, интерпретировать ее как литературную.

6-7

Х. К. Андерсен. «Соловей».

Обучение навыкам осмысленного чтения и анализа текста.

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

Х. К. Андерсен. «Соловей».

Проблемный анализ текста

Знать  факты жизни и творчества Андерсена, содержание сказки, роль художественных деталей. Уметь передавать содержание подробно и сжато, сравнивать поступки и речь героев, находить доказательства в тексте.

9-10

Саша Черный. «Мирная война».

Обучение навыкам осмысленного чтения и анализа текста.

Объяснительно-иллюстратив-ная

Саша Черный. «Мирная война», псевдоним, анализ текста.

 Пересказывать эпизоды с сохранением речевых особенностей рассказчика знать, что такое псевдоним, автор и рассказчик, сюжет и композиция.

Уметь сравнивать героев разных произведений,  анализировать их речь

.

11-12

Творческий практикум. Создание экологической сказки.

Обучение созданию собственного текста по законам сказки

Проектная

Проблемные задания различной степени сложности.

Творческая групповая работа

Взаимодействовать в группе.Знать особенности сказки как жанра. Уметь создавать произведение по законам сказки.

Рассказ (18 часов)

13

Рассказ как эпический жанр.

Изучение особенностей рассказа как жанра.

Объяснительно-иллюстратив-ная

Жанровые особенности рассказа

Знать жанровые особенности рассказа. Уметь отличать его от сказки.

.

14

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место».

Знакомство с рассказом

Объяснительно-иллюстратив-ная

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место».

Чтение текста

Развивать навыки монологической и диалогической речи.

III четверть ( 22 часа)

1

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место».

Изучение понятий : автор, рассказчик, вымысел реальность

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

Понятия: автор, рассказчик, вымысел реальность

Анализ фрагмента текста

Знать понятия автор, рассказчик,  обстоятельства жизни Гоголя, содержание рассказа. Уметь различать автора и рассказчика в произведении, вымысел и реальность.

3-5

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Знакомство с рассказом, развитие умения анализировать текст.

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

 Рассказ Толстого, Факты из жизни писателя, роль пейзажа в произведении

Проблемный анализ текста,

Знать факты жизни и творчества Толстого, содержание рассказа, его историческую основу, особенности жанра ( быль ), роль пейзажа в произведении. Уметь передавать сюжет рассказа, давать сравнительную характеристику героев, раскрывать авторскую позицию.

.

6-7

И. С. Тургенев. «Муму».

Знакомство с рассказом, развитие умения анализировать текст.

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

Факты из жизни писателя, рассказ.  понятие прототип.

Анализировать достоинства и недостатки выразительного чтения.

Знать факты жизни и творчества Тургенева, содержание рассказа, исторические реалии, понятие прототип. Уметь соотносить героя с его прототипом, анализировать художественные детали в тексте, выразительно читать диалоги в рассказе.

8

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Знакомство со святочным  рассказом, развитие умения анализировать текст.

Объяснительно-иллюстратив-ная

Факты из жизни писателя, рассказ.  понятие святочный рассказ

Совершенствование навыков монологической речи. Знать жанровые особенности святочного рассказа. Уметь  выражать свое отношение к прочитанному.

9

А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил».

Знакомство с юмористическим рассказом, развитие умения анализировать текст.

Объяснительно-иллюстратив-ная

Факты из жизни писателя, рассказы, чтение в лицах.

Выразительное чтение

Речевое взаимодействие в группе. Знать особенности юмористического рассказа. Уметь его выразительно читать.

10-11

О. Генри. «Вождь краснокожих».

Знакомство с рассказом, развитие умения анализировать текст.

Объяснительно-иллюстратив-ная

Факты из жизни писателя, рассказ. языковые средства создания комического эффекта

Инсцениеровка эпизода

Знать особенности юмористического рассказа, языковые средства создания комического эффекта. Уметь выразитель-но читать юмористичесческое произведение..

12

Дж. Лондон. «Сказание о Кише».

Знакомство с   жанром «сказание», развитие умения анализировать текст.

Объяснительно-иллюстратив-ная

Факты из жизни писателя, сказание, чтение в лицах.

Анализ сказания.

Передавать в устном высказывании отношение к прочитанному. Знать о сказании как форме рассказа. Уметь читать произведение в соответствии с жанровыми особенностями.

13

К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга».

Знакомство с рассказом, развитие умения анализировать текст

Объяснительно-иллюстратив-ная

Факты из жизни писателя, рассказ. языковые средства создания комического эффекта, рассказы о жэивотных.

Рисунки.

Передавать в устном высказывании отношение к прочитанному.  Знать особенности рассказа о животных, изобразительных средствах в нем. Уметь видеть авторское отношение к героям.

14-15

В. Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

Знакомство с рассказом, развитие умения анализировать текст

Объяснительно-иллюстратив-ная

Факты из жизни писателя, рассказ. языковые средства , анализ эпизода.

Анализ эпизода

Знать о многообразии жанровых форм рассказа. Уметь видеть средства раскрытия душевного состояния героя.

16

Творческий практикум. Отзыв на рассказ.

Изучение особенностей создания отзыва.

Исследовательская

Сочинение – отзыв на изученное произведение.

Создавать собственный текст в определенной форме. Знать, как строится отзыв на произведение. Уметь самостоятельно анализировать прочитанное по плану.

Повесть ( 12 часов).

17

Повесть как эпический жанр.

Изучение жанровых особенностей повести.

Объяснительно-иллюстратив-ная

Слово учителя, беседа, работа с учебником, опорные записи.

Кластер

Знать жанровые особенности повести. Уметь отличать ее от рассказа.

18-22

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

Знакомство с новым писателем, повестью, обучение навыкам создания  характеристики героя

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

Факты из жизни М. Твена. Чтение повести, анализ эпизода, составление харакиеристики.

Характеристики героев.

Развивать навыки монологической и диалогической речи Знать факты жизни и творчества писателя, содержание повести, понятия сюжетная линия, композиция, конфликт. Уметь находить ключевые эпизоды, сравнивать героев, передавать через выразительное чтение речевые характеристики героев.

IV четверть (16 часов)

1-3

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

Знакомство с новым писателем, повестью, обучение навыкам создания  характеристики героя

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».Интерпретация текста.

Коллективная, индивидуальная, групповая

Знать жанровые особенности сказочной повести. Уметь интерпретировать узучаемое произведение как сказочную повесть. Различать в ней реальность и фантастику.

4

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес».

Обзорное знакомство с повестью, заинтересовать учащихся.

Объяснительно-иллюстратив-ная

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»..

Знать жанровые особенности сказочной повести. Уметь интерпретировать узучаемое произведение как сказочную повесть.

5

Творческий практикум. Проба пера. Этюд о животном.

Обучение созданию собственного текста

Развития речи

Сочинение  на основе жизненных наблюдений.

Творческая работа.

Создание собственного текста по заданным параметрам.Знать, как строится эпическое произведение. Уметь применить знания на практике.

Лирические жанры. ( 8 часов)

6

Лирика как род литературы.

Изучение лирики как рода литературы

Объяснительно-иллюстратив-ная

Лирика как род литературы. Анализ языковых средств.

Кластер

Знать роды литературы, особенности лирики, фигуры поэтической речи. Уметь отличать лирическое произведение от эпического, находить и интерпретировать в нем метафору, эпитет, олицетворение, аллегорию.

7-8

А. С. Пушкин. ««Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры…», «Бесы», «Зимняя дорога».

Обучение навыкам анализа поэтического текста

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

Слово учителя, беседа, работа с учебником, проблемный анализ текста, опорные записи, демонстрация

Анализ стихотворения

Анализировать  выразительное чтение стихотворения. Знать фигуры поэтической речи. Уметь видеть их роль в произведении, выразительно читать поэтический текст.

9-10

М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком…», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…».

 

Обучение навыкам анализа поэтического текста

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком…», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…».

Анализ стихов.

Анализ стихотворения

Анализировать  выразительное чтение стихотворения. Знать фигуры поэтической речи. Уметь видеть их роль в произведении, выразительно читать поэтический текст.

11

Ф, И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

Обучение навыкам анализа поэтического текста

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

Ф, И.  Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…», «Весенние воды». Анализ стихотворений

Анализ стихотворения

Анализировать  выразительное чтение стихотворения. Высказывать с вое отношение к прочитанному.

12

А. А. Фет. «Ласточки пропали…», «Мама! глянь-ка из окошка…», «Еще весны душистой нега…», «Зреет  рожь…».

Обучение навыкам анализа поэтического текста

Объяснительно-иллюстратив-ная с элементами исследовательской.

А. А. Фет. «Ласточки пропали…», «Мама! глянь-ка из окошка…», «Еще весны душистой нега…», «Зреет  рожь…». Анализ стихотворений

Анализ стихотворения

Анализировать  выразительное чтение стихотворения. Высказывать     свое отношение к прочитанному.Знать фигуры поэтической речи. Уметь видеть их роль в произведении, выразительно читать поэтический текст.

13

Творческий практикум.  Проба пера. Лирический этюд.

Обучение навыкам оздания собственного текста по заданным параметрам

Развития речи

Сочинение  на основе жизненных наблюдений.

Создание собственного текста по заданным параметрам

Создание собственного текста по заданным параметрам Знать, как строится лирическое произведение. Уметь применить знания на практике.

.

Драматические жанры  ( 4 часа).

14-16

Т. Г. Габбе. «Город мастеров» как пьеса-сказка.

Знакомство с особенностями драматических произведений.

Объяснительно-иллюстратив-ная

Т. Г. Габбе. «Город мастеров» как пьеса-сказка..

Развитие навыков речевого общения. Знать специфику драматических произведений. Уметь читать драматические произведения.

                



Предварительный просмотр:

Структура документа

Рабочая программа по литературе  представляет собой целостный документ, состоящий из пяти  разделов: пояснительной  записки, характеристику класса, содержания тем данного курса, требований к уровню подготовки учащихся; календарно-тематического плана; перечня учебно-методического обеспечения.

Раздел I. Пояснительная записка

   Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе,

программы  по литературе  для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова  / М., Дрофа,  2010 г. /, «В мире литературы». 5класс, учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под общей редакцией А. Г. Кутузова /М., Дрофа, 2010г.  

  При этом данная программа включает технологические приемы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.

Необходимость содержательного и структурного обновления программы обусловлена появлением стандартов литературного образования для основной школы.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

  1. освоение текстов художественных произведений;
  2. формирование представлений о литературе как культурном феномене,
  3. занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  4. осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
  5. формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  6. формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  7. формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  8. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  9. формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
  10. освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

V        класс — жанры.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в 5  классе, не противоречат традиционной системе.  Предлагаемая  в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах;

IX класс — интерпретация текстов;

X—XI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.

Руководство самостоятельным чтением учащихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки самостоятельного чтения можно найти в разделах.

В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:

V класс  — 2 часа в неделю, т. е. 68 часов в год.

Характеристика класса

   

   В 5 классе 26 учащихся,    64 % учащихся имеют «5» и «4» по литературе. По результатам итогового тестирования за 4 класс 54% учащихся показали высокий уровень усвоения знаний по литературному чтению 46 % - средний, низкого – нет. При анализе результатов итогового тестирования выяснилось, что большинство учащихся владеют навыками осмысленного чтения

   В данном классе обучаются учащиеся 7 вида: Балагурова Т., Рыжих Н., Малинова Т.

Учитывая индивидуальные особенности, я сформулировала цель для их обучения.

Цель: максимально приблизить учащегося к полноценному обучению, не ущемляя его личное  достоинство

Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей.

 Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

 В круг образовательных задач входят формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

 К коррекционно-развивающим задачам относятся:

 формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;

 развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

 совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

 уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;

 развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;

 развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

Раздел II. Содержание тем учебного курса

Фольклор и литература

Введение

Цели и задачи предмета Литература. Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное творчество. Понятия писатель и автор.

Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.

ФОЛЬКЛОР

Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклорном произведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.

Детский фольклор: загадки, считалки, игры.

Загадка как малый жанр фольклора. Возникновение и бытование

загадок.

Игра в жизни человека. Игровые основы детского фольклора. Игра и считалка.

Небылицы. Небылицы как игровой жанр фольклора. Основные

приемы создания небылиц.

Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.

Сказка. Возникновение сказки. Виды народных сказок. Композиция сказки. Начальное понятие о сюжете. Значение сказки в жизни нации и человека.

«Два Ивана — солдатских сына». Художественные особенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.

«Ж е н а-д о к а з ч и ц а». Особенности бытовой сказки, отражение в ней уклада народной жизни.

«М ужи к, медведь и лиса». Иносказательный смысл сказки. Животные как герои сказок.

Русские народные сказки.

Творческий практикум.

Самостоятельное сочинение сказки или сочинение сказки по предложенному началу.

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Что такое духовная литература.

Библия

Библия как Вечная Книга и как памятник человеческой цивилизации.

Священное Предание и Священное Писание.

Новый Завет. Зачем сошел на Землю Господь наш Иисус Христос. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь Христа. Притчи Иисуса Христа: притча о сеятеле, притча о семени и плевелах.

«Житие Бориса и Глеба». Жанр русского жития. Нравственные истоки святости.

ЛИТЕРАТУРА

Взаимосвязь и различие литературы и фольклора. Начальное понятие об эпосе, лирике и драме. Авторский вымысел и воображение читателя.

Эпос и эпические жанры

Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и фольклорная. Сказочная традиция в русской литературе.

П. П. Ершов. «Конек-г о р б у н о к». Литературная обработка фольклорных сюжетов. Нравственная проблематика сказки. Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и поэтическая речь. Фольклорная основа сказки.

В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Мораль в сказке. Сказка и пословица.

Творческая мастерская.

Как рождается сказка.

Творческий практикум.

Создание сказки по пословице или самостоятельное сочинение сказки (по образцу литературной сказки).

Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Автор и рассказчик.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Быль как форма повествования.

Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Нравственные ценности в рассказе.

И. С. Тургенев. «М у м у». Герой и его прототип. История жизни героя, его взаимоотношения с окружающими.

Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Особенности рождественского рассказа. Влияние духовной традиции на светскую литературу.

A.        П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил».
Юмористический рассказ, прием создания комического эффекта в
произведении.

К. Г. Паустовский. «К о т-в о р ю г а». Рассказ о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе.

Творческий практикум. Мой первый рассказ. Отзыв на рассказ.

Повесть. Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые особенности повести.

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Дети и взрослые в изображении писателя. Одиночество и его преодоление. Смысл названия. Своеобразие повествования (рассказ от первого лица). Система художественных образов.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Соотношение художественного вымысла и реальности в художественном произведении. Автобиографическое в повести. Главный герой повести. Основные сюжетные линии. Особенности юмора в повести.

Творческий практикум.

Сюжет для повести.

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

Сказочная повесть. Особенности сказочной повести. Характер художественного вымысла. Различие фантастического и волшебного. Герои сказочной повести и сказки.

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Волшебное, фантастическое и реально-бытовое в повести. Нравственные истоки победы добра над злом.

Лирические жанры

Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихотворении как жанре.

А. С. Пушкин. «П т и ч к а», «Туча», «Еще дуют холодные в е т р ы...», «Б е с ы», «Зимняя дорога».

М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит одиноко...», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива...».

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...», «Зима недаром злится...», «Весенние воды».

А. А. Фет. «Ласточки пропали...», «М а м а! г л я н ь-к а и з окошка...», «Еще весны душистой нега...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Мир и человек в лирических произведениях. Стихи и проза. Начальное понятие о рифме. Ритм и интонация в стихе. Ритм как основа музыкальности лирики. Начальное понятие о фигурах поэтической речи, эпитете, метафоре, олицетворении, аллегории.

Творческая мастерская.

Секреты поэтического мастерства.

Выразительное чтение самостоятельно выбранного произведения.

Творческий практикум.

Первый поэтический опыт.

Выразительное чтение лирического произведения.

Драматические жанры

Специфика драматических произведений. Автор в драме. Время и пространство в драматическом произведении. Условность изображения жизни в драме. Как читать драму.

Т. Г. Габбе. «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах? как пьеса-сказка. Система образов пьесы. Нравственная проблематика. Смысл сопоставления «двух горбунов».

Основные средства создания художественных образов драматического произведения.

Творческая мастерская.

Пьеса и ее сценическое воплощение.

Творческий практикум.

Создание сценария мультфильма или диафильма, инсценирование рассказа или сказки.

Итоговая читательская конференция. Фольклор и литература.

Раздел. III. Требования  к уровню подготовки учащихся 5 класса

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  1. владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
  2. владение умениями выразительного чтения;
  3. восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;
  4. умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
  5. умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
  6. умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
  7. умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
  8. умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее..(интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
  9. умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
  10. умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
  11. умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.

Раздел V.  Перечень учебно-методического обеспечения

Программа обеспечена одноименными учебниками для 5 (Ч. 1, 2; 2011)

Учебники для 5 – 6 классов дополнены рабочими тетрадями.

К учебникам прилагаются методические рекомендации для учителя:

Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2011

Моисеев М.В. Путеводитель в мире литературы. 5 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010

Приложение к газете «1 сентября»» Литература

Для учащихся

  1. Энциклопедия для детей. /М.: Аванта+, 1996 /.
  2. Энциклопедия  литературных героев. /М., АГРАФ, 1999 /.
  3. Энциклопедия  литературных героев. Зарубежная литература 18-19 веков. /М., АСТ Олимп, 1997 /.
  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новикова В. И. /. М, Педагогика, 1988 /.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– Литература. Большая детская энциклопедия;

– «Уроки литературы Кирилла  и Мефодия»;

- Энциклопедия «Искусство России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....