Неделя русского языка в школе
методическая разработка по теме

Ващенко Татьяна Александровна

Данная разработка представляет собой внеклассные мероприятия, проводимые в ходе недели русского языка и литературы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_russkogo_yazyka_mame.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

 - пробудить интерес  к русскому языку, заставить думать, размышлять;

 -   принимать участие в обсуждении нестандартных ситуаций; увлечь играми;

 - научить разгадывать шарады, анаграммы, кроссворды, чайнворды, ребусы;

 - привлечь учащихся  к оформлению и составлению газет;

 - развивать творческую фантазию школьников; воспитывать товарищеское отношение между учениками;

 - добиваться максимальной деятельности каждого ученика – организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевозможных заданий.

1. Линейка в 8ч.30мин.

Сообщение о плане проведения Недели русского языка. Вывешивается газета с интересными материалами, с заданиями, которые нужно решить.

Дается задание для классов:

1) выпустить газету;  

2) придумать эмблему Недели.

2. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» 5 – 6 классы.

1. Словарные диктанты. 5 – 11 классы. Пишутся на общешкольном классном часе. 

2. Лингвистический КВН. 7 класс.

Контрольные словарные диктанты. 5 – 9 классы.

5 класс

Что, помощник, сантиметр, коллекция, гербарий, здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, благодарю, потому что, отовсюду, вверх, направо, слева, объявление, вьюга, вокзал, салют, жюри.                  

(20 слов)

6 класс

Бирюзовый, багряный, бордовый, поражать, перила, терраса, экономить, изобретение, солдат, реформа, атмосфера, суббота, оборона, комитет, богатырь, абажур, искусство, телеграмма, прийти, великолепный, бахрома, карниз, генерал, лейтенант, профессия.                   (25 слов)

7 класс

Патриот, присутствовать, гирлянда, калитка, колонна, отразить, исказить, копошиться, пакет, паром, поразительный, силуэт, героизм, акварель, аквариум, претензия, акваланг, претендовать,  прекратить, кавалерия, рационализатор,  аккуратный, бассейн, дистанция, комбинация.

(25 слов)

8 класс

Ровесник, сверстник,  специальность, профессия, президент, президиум, приоритет, привилегия,  истинный, подлинный, аудитория, лаборатория, директор, секретарь, диплом, свидетельство, аттестат, стипендия, конференция, конгресс, карнавал, иллюминация, труженик, воплотить, выразить, осуществить, трамвай, троллейбус, иллюстрированный, стипендиат.

(30 слов)

9 класс

Гигант, гигантский, колос, колоссальный, прогресс, комментарий, комментатор, интенсивный, аккомпанемент, инертный, пассивный, инициативный, коллектив, идеология, традиция, чествовать, оранжерея, канонада, агитатор, пропагандист, резервы, ресурсы, будущее, доклад, тезисы, конспект, реферат, радиофикация, электрификация, газификация, результат, эффект, мозаика, популярный, гуманный.  

(35 слов)

10-11 классы

Гигант, прогресс, комментарий, комментатор, аккомпанемент, коллектив, идеология, миропонимание, мировоззрение, радиофикация, газификация, электрификация, интенсивный, пассивный, инициативный, гуманный, колоссальный, оранжерея, канонада, агитатор, пропагандист, резервы, ресурсы, будущее, ровесник, претензия, сверстник,  труженик, воплотить, конгресс,  привилегия, приоритет, истинный, подлинный, артиллерия, поражать, аттестат, стипендия, эксперимент, дискуссия.

(40 слов)

Две команды по очереди отвечают на вопросы в соответствии со «станциями», выпавшими на игровом поле.

Теоретическая станция

1. Что такое основа слова?

2. Дать определение причастию.

3. Что такое простое предложение?

4. Что изучает синтаксис?

5. Сформулируйте правило правописания корня  - кас-   - кос- .

6. Что такое причастный оборот?

7. Какие суффиксы имеют страдательные причастия прошедшего времени?

8. Какую роль в предложении играют союзы?

9. Какие части речи не являются членами предложения?

10. Назовите части речи.

Практическая станция

1. Разберите по составу слово  БЛАГОРОДНЫЙ. 

2. Назовите однокоренные слова к слову  ВОДА.

3. Какого рода слова: РОЯЛЬ, ПИАНИНО, КОФЕ, ГАИ, ВЕРМИШЕЛЬ, ДК.

4. Назовите слова с корнем  - рас-  -рос -. Объясните правописание.  

5. Определите способ образования слов: ПРИВОКЗАЛЬНЫЙ, РОЗОВАТЫЙ, ПУТЕШЕСТВИЕ.

6. Образуйте страдательные причастия в полной и в краткой форме от глаголов: ПРИКОЛОТЬ, ПОМЕСТИТЬ, СОЗДАТЬ, НЕ ЗАКОНЧИТЬ.

7.  Придумайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания.

8. Объясните  правописание слов: ЗАГОРЕВШИЙ, ЗАГАР.

9. Придумайте 3 слова с приставкой   - при- , обозначающей неполное действие.

10. Охарактеризуйте причастия: ЗАНАВЕШАННЫЙ, ВЫЛИТЫЙ, НЕНАВИДЕВШИЙ, ЛЕЧАЩИЙ.

Сообразительная станция

Б


=

Д

П

?

1. Дана пропорция:

Что должно стоять

на месте знака вопроса?

(буква Т)

2. Задача – шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему  боец.

«Здравствуй, отец», - говорит боец.

А старик ему отвечает». Здравствуй, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаковое.  И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством».

Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова.

Ответ: ДЕД, ШАЛАШ, АННА.

3. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:

«Деревенский старожил

Сад колхозный сторожил».

4. Назовите 2 слова, начинающиеся с четырех согласных.

(встреча, взгляд)

5.  Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое – сырым?

(слово СЫРОЙ имеет еще и другие значения: невареный, нежареный, «недоработанный»).

6. Может ли коромысло летать?

(коромысло – название рычагов некоторых механизмов).

7. Как большой дом превратить в маленький?

(Прибавить к к слову ДОМ уменьшительно-ласкательный суффикс  -ИК: ДОМИК)

8. Какое слово задумано? В нем приставка такая же , как в слове ПОДРУГА. Корень – как в слове ИГРУШКА. Суффиксы такие же, как в слове ЧИТАЛ.

(ПОИГРАЛ).

9. В каком глаголе нет корня?

(ВЫНУТЬ).

Станция «Зритель»

1. Угадайте слово:

«Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй – с бараньей головы,

Откройте печь и там найдете

То, что едали вы».

(Пирог).

2. Назовите пословицы, связанные с трудом или работой.

(По очереди называют болельщики обеих команд).

3. Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустил ли он ошибку в вычислении?

(Нет, если он правильно расставил ударения).

4. Какое слово задумано: Это однокоренное слово со словом ЛЕТЧИК. Приставка  как в глаголе ПЕРЕПРЫГНУЛ. Суффиксы те же, что в слове ЧИТАЛ.

(ПЕРЕЛЕТАЛ).

 5. Что было написано на плакате до того, как ветер унес согласные буквы?

__О__ __О __О__А__О__А__ __ !

(ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!)

 

Историческая станция

1. Каково происхождение слова СЧАСТЬЕ?

2. Из какого языка заимствовано слово БРОШЮРА?

3. Каково происхождение слова ТЕРРАСА?

4. Что означает слово ПЕЧАЛЬ?

5. Какова родословная слова ФОТОГРАФИЯ?

6. Каково происхождение слова ОРФОГРАММА?

7. Какова история слова ТЕЛЕГРАММА?

8. Откуда к нам пришло слово АКВАРИУМ? Что оно значит?

9. Каково значение слова ДИАЛОГ?

10. Из какой страны к нам забрела ВЕРМИШЕЛЬ? Как это слово было образовано?

1. Брейн - ринг. 8 класс.

            Чтецы декламируют стихотворение К. Алтайского «Русский язык».

Ведущий: Дорогие друзья! В школе продолжается Неделя русского языка. Сегодня в нашем зале в игре «Брейн – ринг» встречаются сильнейшие представители  8 класса – знатоки русского языка. Наша игра будет проходить под девизом:

                   Если штурмуешь познания кручи,

                   Выучи русский язык!

     Напоминаем правила игры: в каждом туре идет игра до 3-х очков. На размышления над вопросом дается 1 минута. В случае готовности команда дает сигнал звонком. Нельзя подавать сигнал, если не прозвучала команда к началу игры. Если команды не отвечают ни на один из предложенных вопросов, они обе выбывают из игры. Победительницей будет признана та команда, которая одержит победу в последнем туре.  Порядок вступления в игру определит жеребьевка.

     После жеребьевка команд начинается игра. В перерыве между турами – реклама литературы о русском языке.

                                                                                                                                     1. О каких словах идет речь?

«Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение –

И превращаюсь я в конфету»

( Ирис – ирис)

2. Когда мы употребляем выражение «чучело гороховое» и почему? Что оно означает?

(О человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. Исстари так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц).

3. Какую строчку не может прочитать ни один ученый?

(Строчку, прошитую на машинке).

4. Каким ключом нельзя открыть замок?

(Музыкальным знаком:  скрипичным ключом, басовым ключом).

5. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? Если да, то в каких?

(Стол, стог, стон, стоп).

6. Какое наречие пишется с двумя дефисами и с двумя мягкими знаками?

(Точь – в – точь).  

7. Как с помощью наречий перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

8. У каких башмаков не может быть каблуков?

( У башмаков- приспособлений для затормаживания вагонов).

9. Почему для названия совокупности букв в нашем языке существуют 2 слова: АЗБУКА  и  АЛФАВИТ? Откуда произошли эти слова?

(Из названий первых букв: в русском языке «АЗ»  и «БУКИ», в греческом  - «АЛЬФА»  и  «ВИТА»).

10. меня вы в сказке отыщите,

Я в сказке Пушкина герой.

Но Л на Н лишь замените  -

Сибирской стану я рекой.

(Елисей – Енисей).

11. С  К  я в школе  на стене,

Горы, реки есть на мне,

С  П , от вас не утаю,

Тоже в школе я стою.

(Карта – парта).

12. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название?

(Броненосец).

13. Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной вам остановки: выходите, сходите или встаете?

(Выходим).

14.  Почему мы так говорим: кричит во всю ивановскую?

15. Когда употребляется выражение: крокодиловы слезы? Что оно означает?

16. О каком слове идет речь:

Союз – мой первый слог,

Второй мой слог – предлог,

А целое – у молодца

Посреди лица.

(Нос).

17. Какой корень в слове ВЫНУТЬ?

(Нет корня).

18.

Ведущий: Обогащайте свой словарный запас, свою память, ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками.

1. Конкурс газет.

2. Игра «Умники и умницы»  9 – 10 классы.

I агон -  отборочный.

1. Какое русское слово состоит из 3-х слогов, а указывает на 33 буквы?

(Азбука).

2. Какой частью речи – числительными или существительными – являются слова ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД?

(Эти слова – числительные, потому что называют  число предметов, отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И могут быть записаны цифрами).

3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

(Твое имя).

4. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым?

(Насмешливый – «любящий насмехаться», а смешливый – «такой, которого легко рассмешить»).

5. В названии какого дня недели есть удвоенная  согласная?

(Суббота).

6. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?

(Фонетика).

7. Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.

(Тот, боб, шалаш, Анна, казак, дед, мадам).

 8. В каких словах по сто согласных?

(Стол, стоп, стон, стог).

9. Можно ли у существительных НЕРЯХА, СОНЯ, ГРЯЗНУЛЯ, ПЛАКСА, ПОДЛИЗА определить род?

(Это существительные общего рода).

10. Назовите слова, начинающиеся с 4-х согласных.

(Взгляд, всплеск, встреча, _).

11. В названии каких месяцев в русском языку произносится мягкий звук [р'], мягкий звук [н'] ?

(Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, июнь).

12. Какие из слов: СРЕЗАЛ, СПИСАЛ, СУМЕЛ, СГОРЕЛ – могут служить  доказательством, что приставка  -С никогда не изменяется на письме*?

(сгорел, списал).

13. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?

(Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле).

14. Какую часть слова можно найти в земле?

(Корень)

15.  С помощью какого суффикса НОЖИ и НОГИ превращаются в одно слово?

( С помощью суффикса  -ЩИ - : НОЖИЩИ).

16. Родственны ли слова  ПОТ и ПОТОЛОК?

(Не являются однокоренными, потому что не имеют ничего общего в значении)

17.  Назовите слова, в которых звук обозначался бы двумя буквами, а буква – звуками.

(Конь, день, коньки и моя, поет, если, я).

18. О каком правиле правописания идет речь? Сформулируйте это правило.

«Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немного…

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы».

19. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами?

(Именительный).

20. Как превратить слова АЙ и НО в местоимения?

(Я, ОН).

II Состязания на красной дорожке

(Нельзя ни разу ошибиться).

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

     Покраше…ный   пол, краш…ый  пол, краше…ый охрой пол, неокраше…ные стены, пр..быть (во)время, о..дыхать (во)время каникул, смотреть  (в)даль, уходить (в)даль моря, (н..)где (не)найти, (н…)когда (не)опаздывать.

2. В русском языке у некоторых словчередуются полногласные сочетания ОРО, ОЛО, ЕРЕ с заимствованными неполногласными сочетаниями РА, ЛА, РЕ; ВОРОТА – ВРАТАРЬ, МОЛОДОЙ – МЛАДЕНЕЦ, БЕРЕГ – ПРИБРЕЖНЫЙ. Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах  БРАТ, СРЕДА, КОРОТКИЙ? Почему?

III Состязания на зеленой дорожке.

(Можно ошибиться 2 раза)

1. Одинаковые ли суффиксы в словах УЧИТЕЛЬСТВО  и  СТРОИТЕЛЬСТВО?

2. «Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке».

«Дед в лохматой шапке и  в подшитых валенках  сидит на завалинке».

Который из дедушек «мой»? Почему?

(В предложении с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в первом предложении «свой дедушка»).

3. Объясните лексическое значение слов: ПИЛИГРИМ, ОРАНЖЕРЕЯ, ИНТЕНСИВНЫЙ, ГУМАННЫЙ, ОПТИМИСТ.

4. В книге Ю.В. Откупщикова «К истокам слова» приводится такой случай:

«Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Ленинграду. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что это здание построил зодчий Растрелли.

Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им: - Зодчий по-русски значит «архитектор».

Верны ли были пояснения экскурсовода?

(Экскурсовод был не прав: именно слово АРХИТЕКТОР по своему происхождению является нерусским. Оно заимствовано русским языком через средневековую латынь из греческого языка, в котором слово АРХИТЕКТОР означает СТРОИТЕЛЬ. Но заимствованное слово АРХИТЕКТОР нам понятнее теперь, чем устаревшее, хотя и исконно русское, слово зодчий.

 IV Состязания на желтой дорожке

(Допустима одна ошибка)

1. Когда говорят «грамотный человек», то всегда ли речь идет о человеке, умеющем читать и писать? Как тогда понять «грамотный инженер», «грамотный строитель», «грамотный ученик»?

(Слово «грамотный» многозначно: в сочетаниях  «грамотный инженер» и  «грамотный строитель» оно имеет значение «обладающий необходимыми знаниями в какой-либо области», а «грамотным учеником» назовем такого, который умеет писать и говорить без ошибок).

2. Какое местоимение может быть суффиксом?

(Местоимение ТО: -омоним (омоформ) суффикса   - ТО: как-то, где-то).

3. Объясните смысл крылатых слов и выражений: ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ, АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, ДАМОКЛОВ МЕЧ.

4. Расставьте ударения в следующих словах: ТОРТЫ, КОМБАЙНЕР, НАЧАЛ, НАЧАЛА, ЗВОНИТ, ЗВОНЯТ, БАЛОВАТЬ, КРАСИВЕЕ, МЕЛЬКОМ, ЧЕРПАЯ.

1. Линейка  8ч.30мин.

Подведение итогов. Награждение победителей.

2. Вечер   18ч. 00мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка в школе. Проект

Проект рассчитан на обучающихся 5 – 11 классов и состоит из нескольких этапов, в процессе которых обучающиеся собирают, анализируют, систематизируют материал и создают готовый продукт в виде ребусов,...

Неделя русского языка в школе

План проведения Недели русского языка, образцы грамот и дипломов...

Материал для "Недели русского языка в школе".

Практикум по орфоэпии и культуре речи....

Сценарий недели русского языка 2013г. Школа №55.

сценарий недели русского языка 2013...

Линейка проведения «Открытия Недели русского языка» в школе.

Линейка проведения «Открытия Недели русского языка» в  школе....

Проект «Неделя русского языка в школе»

Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку  предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Цель проекта...