Календарно - тематическое планирование по литературе.
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме

Никифорова Татьяна Алексеевна

По у чебнику и по программе Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp.lit-9.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Дата

Общее кол-во часов

Содержание темы

Основная  цель

Государственный стандарт ЗУН

Формы промежуточной аттестации

Примечания

1

1ч.

1

1 четверть (27 часов)

Введение.

Литература как искусство слова

Рассказать о роли  лит-ры в духовной жизни России, шедевры родной литературы в судьбах отечественной культуры

Знать теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, историко-литературный процесс, художественное отображение действительности. Уметь вступать в речевое общение, использование различных источников информации

Беседа, работа с книгой. Самостоятельная работа в тетради.

Презентация

Стр.3

2

2ч.

1

Древнерусская литература.

 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Охарактеризовать обзорно древнерусскую литературу, рассказать об  истории открытия «Слова», событиях, нашедших отражение в нём, знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами.

Знать историческую основу «Слова…», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова…», особенности жанра. Знать из дополнительных источников информации о высочайшем уровне культуры Руси  XII века.

Беседа, работа с книгой.

Презентация

Стр.4-34

3

2

Персонажи «Слова». Смысл произведения.

Показать «Слово» как высоко патриотичное и высокохудожественное произведение (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)

Знать теоретико-литературные понятия: образ автора, лирическое отступление. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Проблемные задания. Сочинение

4

7ч.

1

Русская литература XVIII века

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Провести общий обзор  русской литературы  18 века, ввести  понятие «классицизм»

Знать основные черты классицизма как литературного направления

Беседа. Работа с книгой

Презентация.

Стр.34-42

5

2

М.В. Ломоносов – «Пётр Великий русской литературы» (В. Белинский)

Узнать общие сведения о Ломоносове - реформаторе русского языка, стихосложения, системы жанров. Рассказать о жанре оды в творчестве Ломоносова.

Знать биографию М.В. Ломоносова. Знать теорию «трёх штилей», теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, его жанра, темы, идеи,

Работа с книгой, проблемные задания.

Презентация; кадры х/ф «Ломоносов».

Стр.42-50

6

3

Ода «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма

Познакомить с одой «На день восшествия..», «Вечерним размышлением».  Показать прославление Родины, мира, науки,  просвещения в произведениях Ломоносова.

композиции, ИВС. Уметь  производить сравнительный анализ стихотворных текстов, создавать устные высказывания.

Создание устных высказываний. Исполнение отрывка наизусть

Стр.50-58

7

4

Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина

Познакомить с биографией Державина; Державин в оценке деятелей русской культуры;  знакомство с одой «Фелица».

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, ИВС. Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов, создавать устные высказывания.

Создание устных высказываний. Исполнение стихотворения наизусть

Презентация.

Стр.59-67

8

5

Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Познакомить с биографией Радищева; обсудить «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию. Иметь навыки интерпретации художественного текста.

Проведение информационно-смыслового анализа текста, создание диалога

Презентация.

Стр.68-74

9

6

Комментированное чтение глав «Путешествия из Петербурга в Москву».

Анализировать прочитанные главы

-//-

Творческая работа в тетради.

10

7

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.

Изучить повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; разобрать понятие о сентиментализме.

Знать основные черты  сентиментализма как литературного направления.

Создание устных высказываний, характеристика героев.

Презентация.

Стр.75-104

11

.

1

Русская литература Х1Х века Поэзия XIX века (общий обзор)

Изучить понятие «русская классическая литература»; романтизм как литературное направление

Знать общие черты поэзии XIX века, уметь производить сравнительный анализ стихотворных текстов.

Создание устных высказываний. Рефераты.

Презентация

Стр.105-113

12

2

Романтическая лирика В.А. Жуковского

Знакомство с жизнью и творчеством Жуковского

Знать основные черты романтизма как литературного направления. Знать теоретико-литературные понятия: элегия, баллада, лирический герой. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к романтизму, жанра, темы, идеи, композиции, ИВС. Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.

Создание устных высказываний. Анализ стихов.

Презентация.

Стр.114-140

13

7 ч.

1

Грибоедов

Грибоедов: личность и судьба

Изучить биографию  Грибоедова; творческую историю комедии «Горе от ума»

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву лекции. Уметь писать эссе «Грибоедов в моём восприятии»

Беседа. Реферат. Самостоятельная работа в тетради.

Презентация.

Стр.141-157

14

2

С Грибоедовым по  фамусовской Москве.

Повторить сведения по теме «Комедия классицизма»; проанализировать список действующих лиц; сюжет и герои первого действия комедии; язык комедии.

Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт. уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. Уметь составлять характеристику Чацкого по первому действию пьесы. Проводить информационно-смысловой анализ текста, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Характеристика фамусовского общества – доклады.

1 действие комедии

15

3

«Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума»

Читать 2 действие комедии; разобрать понятие «завязка конфликта»; анализировать  монологи

Знать теоретико-литературные понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую

Сравнительная характеристика, чтение отрывка наизусть.

2 действие комедии

16

4

«Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума»

Читать 3 действие комедии; обучение анализу эпизода-сцены

Уметь составлять таблицу из цитат «Взгляды Чацкого и фамусовского общества». Приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Использовать таблицы в соответствии с коммуникативной задачей.

Сравнительная характеристика, чтение отрывка наизусть

3 действие комедии

17

5

Характеристики Скалозуба, Молчалина, Репетилова.

Обсуждение планов к теме «Фамусовское общество в комедии»

Уметь давать характеристику персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. Уметь строить связное устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники – единомышленники?». Приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Доклады

4 действие комедии

18

6

Загадка Софьи Фамусовой

Обобщить сведения, полученные при изучении комедии

Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отобрать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Софье Фамусовой. Уметь строить связное устное высказывание на тему «В чём я вижу загадку Софьи Фамусовой?». Уметь составлять конспект.

Создание устного высказывания, проблемные задания. Сочинение.

19

7

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Обучить навыкам конспектирования, проверить насколько усвоено произведение

Уметь составлять конспект статьи

Конспект статьи Гончарова.  

Стр.158-166

20

14 ч.

1

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин. Личность и судьба поэта.

Рассказать о жизни и творчестве поэта

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. Уметь создавать хронологическую канву лекции. Уметь писать эссе «А.С. Пушкин в моём восприятии»

Доклады.

Презентация

Стр.167-214

21

2

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

Проанализировать стихотворения на тему дружбы

Знать адресаты дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции.

Проблемные задания, чтение стихов наизусть.

Презентация

22

3

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина

Чтение и анализ стихотворений, обучение анализу стихотворения, обучение исполнительскому чтению стихов

Знать, что свобода в лирике Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС. Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов.

Анализ лирического стихотворения, чтение стихов наизусть.

23

4

Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина

Чтение стихотворений на любовную тему, обучение исполнительскому чтению стихов

Знать адресаты пушкинской любовной лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

Проблемные задания, выразительное чтение стихов наизусть

Презентация

24

5

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Чтение стихов, обучение анализу лирического произведения

Знать взгляды Пушкина на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции

Проблемные задания, выразительное чтение стихов

25

6

Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери»

Прививать навыки выразительного и аналитического чтения

Знать философские и христианские мотивы в лирике Пушкина. Уметь  делать сравнительный анализ героев пьесы

Проблемные задания, чтение по ролям.

26

7

Семинар на тему: «Образы природы, христианские и философские мотивы в лирике А.С. Пушкина»

Обучение анализу лирического произведения

Знать философские и христианские мотивы в лирике Пушкина. Уметь анализировать лирическое произведение, делать сравнительный анализ стихотворных текстов

Чтение стихотворения наизусть. Изготовление поэтических альбомов. Доклады.

27

8

«Евгений Онегин» - «собранье пёстрых глав»

Введение понятия «реализм», обзор содержания романа, знакомство с мнением критиков, общая характеристика романа

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы». Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста

Исследование, выразительное чтение.

Стр.215-249

28

9

2 четверть (21 час)

«Кто он таков? Ужель Евгений?» Автор и его герой

Сравнить поведение героя в 1 и 8 главах в сходных ситуациях. Проследить один день его жизни, понять причины хандры героя. Что отличает автора от героя?

Уметь выделять смысловые части текста, узнавать тропы в тексте и интерпретировать их

Выразительное чтение, проблемные задания.

1-8 главы

29

10

«Им овладело беспокойство». Под влиянием каких событий изменился Онегин?

Показать героя в различных ситуациях: Онегин и природа, Онегин и поместное дворянство, Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна, Онегин и светские предрассудки

Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном, самостоятельно формулировать тему сочинения.

устное высказывание с анализом альтернативных суждений

30

11

«Быть может он для блага мира иль хоть для славы был рождён?». Судьба Ленского

Показать, каков Ленский в изображении Пушкина, помочь представить возможные жизненные пути героя, два пути Ленского

Уметь определять роль изобразительных средств, составлять сложный план к сочинению

Монологическое высказывание в соответствии с планом

31

12

«Татьяны милый идеал»

Показать нравственное совершенство Татьяны, богатство её внутреннего мира, самостоятельность суждений

Уметь интерпретировать роль стилистических фигур в тексте, составлять цитатную характеристику персонажа

Воспроизведение содержания текста в соответствии с целью учебного задания.

32

13

Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Доказать обоснованность слов В.Г. Белинского, назвавшего роман «энциклопедией русской жизни  XIX века»; показать философские проблемы в видении поэта; психологизм, глубину лирических отступлений.

Уметь составлять вопросы по теме урока, воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа.

Задания на выявление авторской позиции

33

14

Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Выявить степень усвоения материала, правильность речевого оформления, умение осмыслить тему, определить границы, раскрыть её

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учётом норм литературного языка, самостоятельно редактировать сочинения.

Создание письменных высказываний.

34

10 ч.

1

М.Ю. Лермонтов

М.Ю. Лермонтов. Урок – заочная экскурсия «В лермонтовских Тарханах»

Познакомить с музеем Тарханы, биографией поэта, особенностями времени.

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта. Иметь представление о культурологических основах семейных, социальных традиций.

Самостоятельный поиск, отбор необходимой информации

Презентация

Стр.250-262

35

2

«Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста в лирике Лермонтова

Исследовать тему одиночества в лирике Лермонтова

Знать основные тропы, уметь находить их в тексте, определять стихотворный размер, анализировать текст на фонетическом уровне

Анализ изобразительно-выразительных средств художественной речи

Стр.262-267

36

3

«Когда мне ангел изменил…». Тема любви в поэзии М.Ю. Лермонтова.

Дать понятие об особенностях раскрытия темы любви в творчестве Лермонтова

Уметь  анализировать текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, славянизмы); интерпретировать роль лексем в тексте, находить ключевые слова

Использование словесных формул для анализа текста

37

4

«Люблю отчизну я, но странною любовью». Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

Выявить особенности раскрытия темы Родины в лирике Лермонтова

Уметь выделять смысловые части текста, формулировать микротемы, анализировать текст на морфологическом уровне

Анализ лирического стихотворения

38

5

Классное сочинение на тему: «О чём заставили меня задуматься стихотворения М.Ю. Лермонтова?»

Выявить степень усвоенного материала, правильность речевого оформления, умение осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть

Уметь  формулировать тему, идею, проблематику поэтического текста, создавать сочинения разных жанров

Письменное высказывание

39

6

Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

Дать понятие о смысле названия романа, его жанре, особенностях композиции, её общем принципе: от загадки к загадке.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции, выявлять смысл названия художественного произведения

Лекция. Беседа.

Стр.288-318

40

7

Печорин – «портрет поколения»

Помочь почувствовать романтическую загадочность и «демонизм» главного героя, его трагедию и индивидуализм; исследовать взаимоотношения с Бэлой, Максим Максимычем, контрабандистами

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей, интерпретировать события с точки зрения разных персонажей

Устные монологические высказывания.

41

8

Век Лермонтова в романе

Показать особенности жанра дневника; раскрыть конфликт Печорина и водяного общества; помочь понять его боль от отсутствия внутренней жизни, причины замены её внешней активностью; раскрыть хорошее и дурное в  главном герое

Уметь владеть различными видами пересказа, излагать события в форме дневниковых записей

Самостоятельный поиск и отбор нужной информации, работа с текстом

42

9

Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»)

Провести словарную работу, повторить характеристику литературного героя

Уметь владеть различными видами пересказа, излагать события в форме дневниковых записей

Работа с текстом.

43

10

Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему, полно раскрыть, выявить правильность речевого оформления.

Уметь сохранять логику изложения, удерживаться в границах темы, осмысливать роль и значение произведения в историко-литературном аспекте.

Составление плана, письменное высказывание

44

7 ч.

1

Н.В. Гоголь

Н.В. Гоголь. Личность и судьба писателя.

Дать понятие о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости

Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное, воспринимать художественное произведение в контексте эпохи

Лекция, беседа

Презентация

Стр.319-325

45

2

Семинар на тему: «Образ «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя»

Дать представление о теме «маленького человека» как сквозной в русской литературе, особенностях раскрытия её А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем

Знать содержание изученных произведений, уметь осуществлять сопоставительную характеристику литературных героев

Аргументированное высказывание по теме урока

Презентации учащихся по теме урока

46

3

«Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.

Дать понятие об особенностях жанра, композиции, роли авторских отступлений, внесюжетных элементов, эпизодических персонажей

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Иметь представление о хронотопе художественного произведения.

Составление литературоведческого комментария к тексту, беседа, выступление учащихся

Кадры х/фильма

Стр.325-344

47

4

Образы помещиков.

Показать способы и приёмы типизации при создании характеров; раскрыть сатирические приёмы в поэме

Знать содержание, уметь характеризовать персонажей поэмы. Уметь характеризовать художественный текст на морфологическом, фонетическом уровнях

Фронтальный опрос, пересказ эпизодов в форме описания

Стр.351-361

48

5

Чичиков – новый «герой» эпохи.

Показать сатирическое изображение нового «героя» эпохи, раскрыть способы характеристики персонажей

Понимать роль героя в системе образов. Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций

Пересказ текста в форме повествования, проблемные задания

Стр.344-350

49

6

3 четверть (30 часов)

Русь «живая» и Русь «мёртвая». Гоголевский комизм

Дать понятие о взглядах писателя на судьбы России, его христианской позиции; о мастерстве и новаторстве Гоголя

Уметь составлять вопросы к  изученному произведению, формулировать авторскую позицию, религиозные и философские аспекты произведения

Устные высказывания

50

7

Подготовка к сочинению по поэме «Мёртвые души»

Выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему и полно её раскрыть; выявить правильность речевого оформления

Уметь использовать разнообразные синтаксические конструкции, соблюдать орфографические и речевые нормы. Освоение эмоционального и интеллектуального богатства текста

Связное изложение мыслей в письменной форме

Стр.361-366

51

2 ч.

1

Ф.М. Достоевский

Ф. М. Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи».

Проследить жизненный путь писателя , сделать обзор романов, обменяться впечатлениями о прочитанной повести «Белые ночи», обучение монологическому высказыванию

Знать основные этапы жизни и творчества Достоевского, особенности творческого метода писателя: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.

Беседа, проблемные задания

Презентация

Стр.367-379

52

2

Тема одиночества человека в странном мире ночей

Оценить особенности образа главного героя – мечтателя, обучение аналитическому чтению, характеристика героя.

Уметь выделять проблему «маленького человека», философскую и духовную проблематику

Проблемные задания

Стр.380-390

53

2 ч.

1

А.Н. Островский

А.Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок». Основной конфликт комедии.

Выявить значение драматургии А.Н. Островского; познакомиться обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок», повторение (драма, ремарка, реплика). Углубленный анализ части текста, композиция, конфликт.

Знать основные моменты биографии А.Н. Островского, о вкладе драматурга в развитие русского театра. Знать о самодурстве как социально психологическом явлении. Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, работать с текстом.

Чтение по ролям, проблемные задания.

Презентация

Стр.391-396

54

2

Любим Торцов – главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе.

Обучение анализу образов драматического произведения.

Уметь работать с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения.

Творческие задания

55

3 ч.

1

Л.Н. Толстой

Личность Л.Н. Толстого. Автобио-графическая трилогия (обзор содер-жания)

Обучение работе с учебником, обсуждение самостоятельно прочитанных произведений

Знать основные этапы творчества Толстого, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Знать понятие «автобиографическое произведение»

Творческие задания

Презентация

Стр.3-14

(2 часть)

56

2

Подлинные и мнимые ценности жизни в повести «Юность»

Обучение аналитическому чтению, чтение фрагментов и анализ главы «Comme il faut», закрепление навыков пересказа-анализа

Уметь искать информацию по заданной теме в источниках различного типа, работать с текстом

Проблемные задания

57

3

Как писать сочинение-очерк? Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мой современник»

Научить писать сочинение-очерк, познакомить с  видами  очерков

Уметь писать сочинение-очерк

Творческое задание

58

.

1

А.П. Чехов

Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика

Повторить биографию писателя (обзор), охарактеризовать эпоху «безвременья»; повторение (юмористические рассказы); художественное мастерство рассказов Чехова.

Знать основные факты биографии писателя, его главные произведения. Уметь формулировать мировоззренческую позицию писателя

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа в тетради.

Презентация

Стр.15-29

59

2

Рассказ «Анна на шее»: осуждение фальши в семейных отношениях, брака по расчёту.

Раскрыть идейное содержание рассказа «Анна на шее», систему образов, расширить представление о проблематике произведения.

Знать сюжетные особенности произведения. Уметь определять элементы композиции и их роль. Уметь составлять психологический портрет героини.

Проблемные задания.

Стр.29-40

60

3 ч.

1

Поэзия Х1Х века

Ф.И. Тютчев. Лирика

Научить сопоставлять стихи разных жанров, познакомить с творчеством поэта.

Уметь анализировать художественный текст с точки зрения его жанровых особенностей, темы и идейного содержания.

Эмоционально-смысловой анализ текста

Презентация

61

2

А.А. Фет. Лирика.

Познакомить с лирическими стихами А.А. Фета о природе, показать красоту и художественное совершенство лирики А.А. Фета

Знать особенности поэтического стиля А.А. Фета. Уметь находить тропы и стилистические фигуры, осмысливать их роль в тексте. Иметь представление о пространственно-временных ориентирах художественного текста

Сопоставительный анализ стихов на основе тематики и проблематики

Презентация

62

3

Н.А. Некрасов. Лирика.

Познакомить с личностью и судьбой поэта; показать роль Некрасова в развитии демократической поэзии; раскрыть представление Некрасова о поэте и поэзии

Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэта, его программные произведения

Практикум

Презентация

63

25 ч.

1

Русская литература XX века Многообразие жанров и направлений  русской литературы ХХ века

Познакомить с многообразием жанров и направлений в литературе XX века; обучение конспектированию, работа со словарём литературоведческих терминов

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале. Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века.

Составление схемы

Презентация

Стр.41-44

64

2

Мотивы русской литературы в новелле И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

Сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы 19 века в произведениях русских писателей, показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии темы любви, пробудить интерес к творчеству И.А. Бунина

Знать биографию писателя, основные мотивы лирики. Уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Беседа, работа с текстом

Презентация

Стр.44-60

65

3

Русская поэзия «серебряного века»

Раскрыть понятие «поэзия серебряного века»; познакомить с многообразием течений, направлений, жанров в поэзии начала XX века

Знать теоретико-литературные понятия. Уметь конспектировать лекцию, интегрировать материал урока с содержанием смежных дисциплин (МХК, история)

Лекция, беседа, сообщения учащихся с применением ИКТ

Презентация

66

4

А.А. Блок. Трагедия лирического героя в «страшном мире». Патриотическая поэзия Блока.

Познакомить с творческой биографией Блока, раскрыть глубину образа лирического героя в поэзии Блока; показать своеобразие патриотической лирики поэта

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приёмы. Уметь воспринимать творчество Блока в контексте эпохи; делать сравнительный анализ поэтических произведений.

Составление хронологической таблицы, обсуждение прочитанного

Презентация

Стр.61-75

67

5

С. А. Есенин: страницы жизни и творчества. Образ Родины в лирике поэта

Познакомить с творчеством Есенина, показать своеобразие раскрытия темы России в творчестве Есенина

Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества

Сообщения учащихся с использованием ИКТ

Презентация

Стр.76-88

68

6

Тема любви в лирике Есенина

Показать своеобразие раскрытия темы любви в лирике Есенина, прививать навыки выразительного чтения

Уметь анализировать цветовую лексику в канве стихотворения.

Связное высказывание о народно-песенной основе есенинских произведений

Стр.89-96

69

7

В.В. Маяковский: история жизни и творчества.

Познакомить с очерком жизни и творчества поэта

Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение, раскрывая дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике

Дискуссия

Презентация

Стр.97-107

70

8

«Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике Маяковского

Познакомить с любовной лирикой Маяковского, прививать навыки выразительного чтения

Уметь раскрывать своеобразие любовной лирики В. Маяковского, основные темы и мотивы

Создание устных высказываний, информационно-смысловой анализ текстов, чтение наизусть

Стр.107-110

71

9

М.А. Булгаков. Обзор содержания повести «Собачье сердце».

Работать со статьёй учебника-хрестоматии о М. Булгакове; дать дополнительную информацию о его писательской судьбе; сделать обзор содержания повести «Собачье сердце»; обучение аналитическому пересказу.

Знать творческую и жизненную биографию писателя, проблематику его творчества, историю создания повести

Беседа, проблемные задания

Презентация

Стр.111-118

72

10

Новая социальная обстановка и новая социальная психология в «Собачьем сердце»

Проследить судьбу повести (публикация через 60 лет после создания); опасность  позиции «взять всё и поделить»; «разруха» как диагноз, поставленный обществу; ответственность людей за судьбу России

Уметь анализировать ключевые эпизоды повести, раскрывая сатирическую составляющую

Работа с текстом

73

11

Художественные особенности повести «Собачье сердце»

Выявить художественные особенности повести; обсудить идею повести

Уметь выявлять художественные особенности текста

Творческая работа

74

12

М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы.

Познакомить с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой

Знать основные этапы творческой биографии  Цветаевой. Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и  фонетическом уровнях

Беседа

Презентация

Стр.119-124

75

13

Чтение стихов М. Цветаевой

На примере стихов разных периодов творчества показать основные темы и мотивы поэзии

Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях

Проблемные задания

Стр.124-129

76

14

А.Ахматова. Жизнь и творчество

Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы

Знать основные этапы творческой биографии Ахматовой. Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях

Беседа

Презентация

Стр.130-141

77

15

«Я отраженье вашего лица»

На примере стихов разных периодов творчества показать основные  темы и мотивы поэзии

Владеть  навыками анализа поэтического текста на  лексическом и фонетическом уровнях

Проблемные задания

Стр.141-147

78

16

Н.А. Заболоцкий. Жизнь и творчество

Изучить очерк жизни и творчества  Заболоцкого

Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение

Беседа

Презентация

Стр.148-161

79

17

4 четверть (24 часа)

«Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого

На примере стихов разных периодов творчества показать основные темы и мотивы поэзии

Уметь анализировать поэтическое произведение

Исполнение стихов наизусть

Стр.161-166

80

18

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Выявить смысл названия рассказа, особенности композиции, образы главных героев, тема судьбы человека, искалеченного войной

Знать особенности композиции рассказа, уметь характеризовать образ главного  героя

 Беседа. Самостоятельная работа в тетради

Презентация

Стр.167-170

81

19

Особенности композиции рассказа «Судьба человека». Образ автора-рассказчика.

Познакомить с понятием «эпопея», разобрать особенности композиции рассказа

Уметь давать пространственно-временную характеристику текста. Иметь представление о роли топонимов в художественном тексте

Фронтальный опрос. Составление связного  высказывания

Стр.170-193

82

20

Философская глубина лирики Пастернака.

Познакомить с жизнью и творчеством писателя

Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать поэтическое произведение

Чтение стихов наизусть

Презентация

Стр.194-201

83

21

Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви

На примере стихов разных периодов творчества показать основные темы и мотивы поэзии

Уметь анализировать поэтическое произведение

Выразительное чтение

Стр.201-207

84

22

А.Т. Твардовский. Стихи о Родине

Познакомить с жизнью и творчеством поэта

Беседа, проблемные задания

Презентация

Стр.208-221

85

23

Военная тема в творчестве А.Т. Твардовского

Познакомить с военной темой в творчестве Твардовского

 Уметь анализировать поэтическое произведение

Исполнение стихов  наизусть

Стр.221-232

86

24

А. Солженицын. «Матрёнин двор»

Познакомить с личностью писателя, рассказом «Матрёнин двор»

Знать автобиографическую основу рассказа, уметь раскрывать его художественное своеобразие

Беседа, проблемные задания

Презентация

Стр.233-241

87

25

Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.

На примере рассказа Солженицына раскрыть тему праведничества в русской литературе

Уметь раскрывать образ главной героини-праведницы

Творческая работа

Стр.241-281

88

2 ч.

1

Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков

Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков

Дать понятие романса как синтетического жанра

Знать основные литературоведческие понятия

Выразительное чтение. Исполнение наизусть стихов и романсов

Презентация

Стр.282-286

89

2

Романс и песня.

Прививать навыки выразительного чтения, исполнения песни, романса

Уметь читать выразительно романсы, исполнять романсы под музыку

Исполнение романсов

Стр.286-302

90

13 ч.

1

Зарубежная литература

Литература эпохи античности. Гай Валерий Катулл. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»)

Познакомить с  личностью и творчеством поэта, раскрыть поэзию Катулла как противостояние жестокости властолюбию Рима

Уметь  раскрывать щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в стихах поэта. Уметь раскрывать лаконизм образов и напряжённость чувств лирике поэтов античности

Фронтальный опрос, выразительное чтение

Презентация

Стр.303-308

91

2

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене»

Рассказать о традициях горацианской прозы в творчестве Державина и Пушкина

Уметь раскрывать лаконизм образов и напряжённость чувств в лирике поэтов античности

Выразительное чтение, диалог

Стр.309-314

92

3

Литература эпохи Средневековья. Данте Алигьери

Познакомить с  личностью и творчеством писателя

Уметь раскрывать тему произведения эпохи Средневековья: страдание и  очищение

Сообщения учащихся по теме урока

Стр.315-318

93

4

«Божественная комедия» Данте («Ад», I и V песни)

Познакомить с содержанием «Божественной комедии» Данте; раскрыть композицию поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине

Уметь раскрывать тему произведения эпохи Средневековья: страдание и очищение. Уметь выразительно читать стихотворные произведения.

Выразительное чтение

Презентация

Стр.319-325

94

5

Жизненный и творческий путь Шекспира. Сонеты.

Познакомить с  биографией Шекспира, историей театра «Глобус»; выявить своеобразие сонета как жанра

Знать биографию Шекспира, своеобразие сонета как жанра, теоретико-литературные понятия: конфликт, сюжет, проблематика, идейное содержание, система образов

Выразительное чтение

Презентация

Стр.326-334

95

6

Проблематика, идейное содержание, система образов трагедии «Гамлет»

Дать понятие об истории создания трагедии «Гамлет», выявить основной конфликт, сюжет и проблематику, роль системы образов в раскрытии идейного содержания

Уметь выделять и формулировать тематику, проблематику, идейное содержание произведения, давать характеристику героям, выражать своё отношение к прочитанному

Информационно-смысловой анализ текста

Видеофильм

96

7

Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

Анализ прочитанного, прививать навыки выразительного чтения по ролям

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

Проблемные задания

97

8

Трагизм любви Гамлета и Офелии

Анализ прочитанного, прививать навыки выразительного чтения по ролям

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

Творческие задания

98

9

Иоганн Вольфганг Гёте. Жизнь и творчество

Познакомить с жизнью и творчеством писателя

Знать творческую биографию поэта

Беседа

Презентация

Стр.335-337

99

10

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения

Сделать обзор содержания произведения. Прививать навыки выразительного чтения

Уметь анализировать трагедии, выделять основную проблему

Чтение по ролям

Стр.338-346

Видеофильм

100

11

Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.

Прививать навыки выразительного чтения по ролям

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

Выразительное чтение по ролям, проблемные задания

101

12

Повторение. Ещё раз о поэзии и о поэтах

Провести контрольную работу, проверить ЗУН

Знать и уметь видеть особенности стихов, знать основные литературоведческие понятия

Выразительное чтение, чтение стихов наизусть

Стр.347-349

102

13

Классное сочинение на тему «Какие книги и почему я хотел(а) бы иметь в своей домашней библиотеке?»

Прививать любовь к чтению художественной литературы, развивать речь учащихся

Уметь писать сочинение на заданную тему

Творческое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)

Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами л...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...