Календарно - тематическое планирование по литературе.
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
№ п/п | Дата | Общее кол-во часов | Содержание темы | Основная цель | Государственный стандарт ЗУН | Формы промежуточной аттестации | Примечания |
1 | 1ч. 1 | 1 четверть (27 часов) Введение. Литература как искусство слова | Рассказать о роли лит-ры в духовной жизни России, шедевры родной литературы в судьбах отечественной культуры | Знать теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, историко-литературный процесс, художественное отображение действительности. Уметь вступать в речевое общение, использование различных источников информации | Беседа, работа с книгой. Самостоятельная работа в тетради. | Презентация Стр.3 | |
2 | 2ч. 1 | Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | Охарактеризовать обзорно древнерусскую литературу, рассказать об истории открытия «Слова», событиях, нашедших отражение в нём, знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами. | Знать историческую основу «Слова…», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова…», особенности жанра. Знать из дополнительных источников информации о высочайшем уровне культуры Руси XII века. | Беседа, работа с книгой. | Презентация Стр.4-34 | |
3 | 2 | Персонажи «Слова». Смысл произведения. | Показать «Слово» как высоко патриотичное и высокохудожественное произведение (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора) | Знать теоретико-литературные понятия: образ автора, лирическое отступление. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | Проблемные задания. Сочинение | ||
4 | 7ч. 1 | Русская литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве. | Провести общий обзор русской литературы 18 века, ввести понятие «классицизм» | Знать основные черты классицизма как литературного направления | Беседа. Работа с книгой | Презентация. Стр.34-42 | |
5 | 2 | М.В. Ломоносов – «Пётр Великий русской литературы» (В. Белинский) | Узнать общие сведения о Ломоносове - реформаторе русского языка, стихосложения, системы жанров. Рассказать о жанре оды в творчестве Ломоносова. | Знать биографию М.В. Ломоносова. Знать теорию «трёх штилей», теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, его жанра, темы, идеи, | Работа с книгой, проблемные задания. | Презентация; кадры х/ф «Ломоносов». Стр.42-50 | |
6 | 3 | Ода «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма | Познакомить с одой «На день восшествия..», «Вечерним размышлением». Показать прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях Ломоносова. | композиции, ИВС. Уметь производить сравнительный анализ стихотворных текстов, создавать устные высказывания. | Создание устных высказываний. Исполнение отрывка наизусть | Стр.50-58 | |
7 | 4 | Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина | Познакомить с биографией Державина; Державин в оценке деятелей русской культуры; знакомство с одой «Фелица». | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, ИВС. Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов, создавать устные высказывания. | Создание устных высказываний. Исполнение стихотворения наизусть | Презентация. Стр.59-67 | |
8 | 5 | Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» | Познакомить с биографией Радищева; обсудить «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию. Иметь навыки интерпретации художественного текста. | Проведение информационно-смыслового анализа текста, создание диалога | Презентация. Стр.68-74 | |
9 | 6 | Комментированное чтение глав «Путешествия из Петербурга в Москву». | Анализировать прочитанные главы | -//- | Творческая работа в тетради. | ||
10 | 7 | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме. | Изучить повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; разобрать понятие о сентиментализме. | Знать основные черты сентиментализма как литературного направления. | Создание устных высказываний, характеристика героев. | Презентация. Стр.75-104 | |
11 | 2ч. 1 | Русская литература Х1Х века Поэзия XIX века (общий обзор) | Изучить понятие «русская классическая литература»; романтизм как литературное направление | Знать общие черты поэзии XIX века, уметь производить сравнительный анализ стихотворных текстов. | Создание устных высказываний. Рефераты. | Презентация Стр.105-113 | |
12 | 2 | Романтическая лирика В.А. Жуковского | Знакомство с жизнью и творчеством Жуковского | Знать основные черты романтизма как литературного направления. Знать теоретико-литературные понятия: элегия, баллада, лирический герой. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к романтизму, жанра, темы, идеи, композиции, ИВС. Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов. | Создание устных высказываний. Анализ стихов. | Презентация. Стр.114-140 | |
13 | 7 ч. 1 | Грибоедов Грибоедов: личность и судьба | Изучить биографию Грибоедова; творческую историю комедии «Горе от ума» | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву лекции. Уметь писать эссе «Грибоедов в моём восприятии» | Беседа. Реферат. Самостоятельная работа в тетради. | Презентация. Стр.141-157 | |
14 | 2 | С Грибоедовым по фамусовской Москве. | Повторить сведения по теме «Комедия классицизма»; проанализировать список действующих лиц; сюжет и герои первого действия комедии; язык комедии. | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт. уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. Уметь составлять характеристику Чацкого по первому действию пьесы. Проводить информационно-смысловой анализ текста, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. | Характеристика фамусовского общества – доклады. | 1 действие комедии | |
15 | 3 | «Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума» | Читать 2 действие комедии; разобрать понятие «завязка конфликта»; анализировать монологи | Знать теоретико-литературные понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую | Сравнительная характеристика, чтение отрывка наизусть. | 2 действие комедии | |
16 | 4 | «Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума» | Читать 3 действие комедии; обучение анализу эпизода-сцены | Уметь составлять таблицу из цитат «Взгляды Чацкого и фамусовского общества». Приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Использовать таблицы в соответствии с коммуникативной задачей. | Сравнительная характеристика, чтение отрывка наизусть | 3 действие комедии | |
17 | 5 | Характеристики Скалозуба, Молчалина, Репетилова. | Обсуждение планов к теме «Фамусовское общество в комедии» | Уметь давать характеристику персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. Уметь строить связное устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники – единомышленники?». Приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. | Доклады | 4 действие комедии | |
18 | 6 | Загадка Софьи Фамусовой | Обобщить сведения, полученные при изучении комедии | Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отобрать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Софье Фамусовой. Уметь строить связное устное высказывание на тему «В чём я вижу загадку Софьи Фамусовой?». Уметь составлять конспект. | Создание устного высказывания, проблемные задания. Сочинение. | ||
19 | 7 | И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». | Обучить навыкам конспектирования, проверить насколько усвоено произведение | Уметь составлять конспект статьи | Конспект статьи Гончарова. | Стр.158-166 | |
20 | 14 ч. 1 | А.С. Пушкин А.С. Пушкин. Личность и судьба поэта. | Рассказать о жизни и творчестве поэта | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. Уметь создавать хронологическую канву лекции. Уметь писать эссе «А.С. Пушкин в моём восприятии» | Доклады. | Презентация Стр.167-214 | |
21 | 2 | Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина | Проанализировать стихотворения на тему дружбы | Знать адресаты дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции. | Проблемные задания, чтение стихов наизусть. | Презентация | |
22 | 3 | Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина | Чтение и анализ стихотворений, обучение анализу стихотворения, обучение исполнительскому чтению стихов | Знать, что свобода в лирике Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС. Уметь делать сравнительный анализ стихотворных текстов. | Анализ лирического стихотворения, чтение стихов наизусть. | ||
23 | 4 | Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина | Чтение стихотворений на любовную тему, обучение исполнительскому чтению стихов | Знать адресаты пушкинской любовной лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции | Проблемные задания, выразительное чтение стихов наизусть | Презентация | |
24 | 5 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина | Чтение стихов, обучение анализу лирического произведения | Знать взгляды Пушкина на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции | Проблемные задания, выразительное чтение стихов | ||
25 | 6 | Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери» | Прививать навыки выразительного и аналитического чтения | Знать философские и христианские мотивы в лирике Пушкина. Уметь делать сравнительный анализ героев пьесы | Проблемные задания, чтение по ролям. | ||
26 | 7 | Семинар на тему: «Образы природы, христианские и философские мотивы в лирике А.С. Пушкина» | Обучение анализу лирического произведения | Знать философские и христианские мотивы в лирике Пушкина. Уметь анализировать лирическое произведение, делать сравнительный анализ стихотворных текстов | Чтение стихотворения наизусть. Изготовление поэтических альбомов. Доклады. | ||
27 | 8 | «Евгений Онегин» - «собранье пёстрых глав» | Введение понятия «реализм», обзор содержания романа, знакомство с мнением критиков, общая характеристика романа | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы». Уметь анализировать ритмический рисунок стихотворного текста | Исследование, выразительное чтение. | Стр.215-249 | |
28 | 9 | 2 четверть (21 час) «Кто он таков? Ужель Евгений?» Автор и его герой | Сравнить поведение героя в 1 и 8 главах в сходных ситуациях. Проследить один день его жизни, понять причины хандры героя. Что отличает автора от героя? | Уметь выделять смысловые части текста, узнавать тропы в тексте и интерпретировать их | Выразительное чтение, проблемные задания. | 1-8 главы | |
29 | 10 | «Им овладело беспокойство». Под влиянием каких событий изменился Онегин? | Показать героя в различных ситуациях: Онегин и природа, Онегин и поместное дворянство, Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна, Онегин и светские предрассудки | Уметь высказывать собственные суждения о прочитанном, самостоятельно формулировать тему сочинения. | устное высказывание с анализом альтернативных суждений | ||
30 | 11 | «Быть может он для блага мира иль хоть для славы был рождён?». Судьба Ленского | Показать, каков Ленский в изображении Пушкина, помочь представить возможные жизненные пути героя, два пути Ленского | Уметь определять роль изобразительных средств, составлять сложный план к сочинению | Монологическое высказывание в соответствии с планом | ||
31 | 12 | «Татьяны милый идеал» | Показать нравственное совершенство Татьяны, богатство её внутреннего мира, самостоятельность суждений | Уметь интерпретировать роль стилистических фигур в тексте, составлять цитатную характеристику персонажа | Воспроизведение содержания текста в соответствии с целью учебного задания. | ||
32 | 13 | Образ автора в романе «Евгений Онегин» | Доказать обоснованность слов В.Г. Белинского, назвавшего роман «энциклопедией русской жизни XIX века»; показать философские проблемы в видении поэта; психологизм, глубину лирических отступлений. | Уметь составлять вопросы по теме урока, воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа. | Задания на выявление авторской позиции | ||
33 | 14 | Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Выявить степень усвоения материала, правильность речевого оформления, умение осмыслить тему, определить границы, раскрыть её | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учётом норм литературного языка, самостоятельно редактировать сочинения. | Создание письменных высказываний. | ||
34 | 10 ч. 1 | М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов. Урок – заочная экскурсия «В лермонтовских Тарханах» | Познакомить с музеем Тарханы, биографией поэта, особенностями времени. | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта. Иметь представление о культурологических основах семейных, социальных традиций. | Самостоятельный поиск, отбор необходимой информации | Презентация Стр.250-262 | |
35 | 2 | «Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста в лирике Лермонтова | Исследовать тему одиночества в лирике Лермонтова | Знать основные тропы, уметь находить их в тексте, определять стихотворный размер, анализировать текст на фонетическом уровне | Анализ изобразительно-выразительных средств художественной речи | Стр.262-267 | |
36 | 3 | «Когда мне ангел изменил…». Тема любви в поэзии М.Ю. Лермонтова. | Дать понятие об особенностях раскрытия темы любви в творчестве Лермонтова | Уметь анализировать текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, славянизмы); интерпретировать роль лексем в тексте, находить ключевые слова | Использование словесных формул для анализа текста | ||
37 | 4 | «Люблю отчизну я, но странною любовью». Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова | Выявить особенности раскрытия темы Родины в лирике Лермонтова | Уметь выделять смысловые части текста, формулировать микротемы, анализировать текст на морфологическом уровне | Анализ лирического стихотворения | ||
38 | 5 | Классное сочинение на тему: «О чём заставили меня задуматься стихотворения М.Ю. Лермонтова?» | Выявить степень усвоенного материала, правильность речевого оформления, умение осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть | Уметь формулировать тему, идею, проблематику поэтического текста, создавать сочинения разных жанров | Письменное высказывание | ||
39 | 6 | Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. | Дать понятие о смысле названия романа, его жанре, особенностях композиции, её общем принципе: от загадки к загадке. | Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции, выявлять смысл названия художественного произведения | Лекция. Беседа. | Стр.288-318 | |
40 | 7 | Печорин – «портрет поколения» | Помочь почувствовать романтическую загадочность и «демонизм» главного героя, его трагедию и индивидуализм; исследовать взаимоотношения с Бэлой, Максим Максимычем, контрабандистами | Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей, интерпретировать события с точки зрения разных персонажей | Устные монологические высказывания. | ||
41 | 8 | Век Лермонтова в романе | Показать особенности жанра дневника; раскрыть конфликт Печорина и водяного общества; помочь понять его боль от отсутствия внутренней жизни, причины замены её внешней активностью; раскрыть хорошее и дурное в главном герое | Уметь владеть различными видами пересказа, излагать события в форме дневниковых записей | Самостоятельный поиск и отбор нужной информации, работа с текстом | ||
42 | 9 | Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань») | Провести словарную работу, повторить характеристику литературного героя | Уметь владеть различными видами пересказа, излагать события в форме дневниковых записей | Работа с текстом. | ||
43 | 10 | Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | Выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему, полно раскрыть, выявить правильность речевого оформления. | Уметь сохранять логику изложения, удерживаться в границах темы, осмысливать роль и значение произведения в историко-литературном аспекте. | Составление плана, письменное высказывание | ||
44 | 7 ч. 1 | Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь. Личность и судьба писателя. | Дать понятие о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости | Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное, воспринимать художественное произведение в контексте эпохи | Лекция, беседа | Презентация Стр.319-325 | |
45 | 2 | Семинар на тему: «Образ «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя» | Дать представление о теме «маленького человека» как сквозной в русской литературе, особенностях раскрытия её А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем | Знать содержание изученных произведений, уметь осуществлять сопоставительную характеристику литературных героев | Аргументированное высказывание по теме урока | Презентации учащихся по теме урока | |
46 | 3 | «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. | Дать понятие об особенностях жанра, композиции, роли авторских отступлений, внесюжетных элементов, эпизодических персонажей | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Иметь представление о хронотопе художественного произведения. | Составление литературоведческого комментария к тексту, беседа, выступление учащихся | Кадры х/фильма Стр.325-344 | |
47 | 4 | Образы помещиков. | Показать способы и приёмы типизации при создании характеров; раскрыть сатирические приёмы в поэме | Знать содержание, уметь характеризовать персонажей поэмы. Уметь характеризовать художественный текст на морфологическом, фонетическом уровнях | Фронтальный опрос, пересказ эпизодов в форме описания | Стр.351-361 | |
48 | 5 | Чичиков – новый «герой» эпохи. | Показать сатирическое изображение нового «героя» эпохи, раскрыть способы характеристики персонажей | Понимать роль героя в системе образов. Уметь оценивать поступки главного героя с нравственных позиций | Пересказ текста в форме повествования, проблемные задания | Стр.344-350 | |
49 | 6 | 3 четверть (30 часов) Русь «живая» и Русь «мёртвая». Гоголевский комизм | Дать понятие о взглядах писателя на судьбы России, его христианской позиции; о мастерстве и новаторстве Гоголя | Уметь составлять вопросы к изученному произведению, формулировать авторскую позицию, религиозные и философские аспекты произведения | Устные высказывания | ||
50 | 7 | Подготовка к сочинению по поэме «Мёртвые души» | Выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему и полно её раскрыть; выявить правильность речевого оформления | Уметь использовать разнообразные синтаксические конструкции, соблюдать орфографические и речевые нормы. Освоение эмоционального и интеллектуального богатства текста | Связное изложение мыслей в письменной форме | Стр.361-366 | |
51 | 2 ч. 1 | Ф.М. Достоевский Ф. М. Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». | Проследить жизненный путь писателя , сделать обзор романов, обменяться впечатлениями о прочитанной повести «Белые ночи», обучение монологическому высказыванию | Знать основные этапы жизни и творчества Достоевского, особенности творческого метода писателя: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. | Беседа, проблемные задания | Презентация Стр.367-379 | |
52 | 2 | Тема одиночества человека в странном мире ночей | Оценить особенности образа главного героя – мечтателя, обучение аналитическому чтению, характеристика героя. | Уметь выделять проблему «маленького человека», философскую и духовную проблематику | Проблемные задания | Стр.380-390 | |
53 | 2 ч. 1 | А.Н. Островский А.Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок». Основной конфликт комедии. | Выявить значение драматургии А.Н. Островского; познакомиться обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок», повторение (драма, ремарка, реплика). Углубленный анализ части текста, композиция, конфликт. | Знать основные моменты биографии А.Н. Островского, о вкладе драматурга в развитие русского театра. Знать о самодурстве как социально психологическом явлении. Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, работать с текстом. | Чтение по ролям, проблемные задания. | Презентация Стр.391-396 | |
54 | 2 | Любим Торцов – главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе. | Обучение анализу образов драматического произведения. | Уметь работать с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения. | Творческие задания | ||
55 | 3 ч. 1 | Л.Н. Толстой Личность Л.Н. Толстого. Автобио-графическая трилогия (обзор содер-жания) | Обучение работе с учебником, обсуждение самостоятельно прочитанных произведений | Знать основные этапы творчества Толстого, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Знать понятие «автобиографическое произведение» | Творческие задания | Презентация Стр.3-14 (2 часть) | |
56 | 2 | Подлинные и мнимые ценности жизни в повести «Юность» | Обучение аналитическому чтению, чтение фрагментов и анализ главы «Comme il faut», закрепление навыков пересказа-анализа | Уметь искать информацию по заданной теме в источниках различного типа, работать с текстом | Проблемные задания | ||
57 | 3 | Как писать сочинение-очерк? Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мой современник» | Научить писать сочинение-очерк, познакомить с видами очерков | Уметь писать сочинение-очерк | Творческое задание | ||
58 | 2ч. 1 | А.П. Чехов Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика | Повторить биографию писателя (обзор), охарактеризовать эпоху «безвременья»; повторение (юмористические рассказы); художественное мастерство рассказов Чехова. | Знать основные факты биографии писателя, его главные произведения. Уметь формулировать мировоззренческую позицию писателя | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа в тетради. | Презентация Стр.15-29 | |
59 | 2 | Рассказ «Анна на шее»: осуждение фальши в семейных отношениях, брака по расчёту. | Раскрыть идейное содержание рассказа «Анна на шее», систему образов, расширить представление о проблематике произведения. | Знать сюжетные особенности произведения. Уметь определять элементы композиции и их роль. Уметь составлять психологический портрет героини. | Проблемные задания. | Стр.29-40 | |
60 | 3 ч. 1 | Поэзия Х1Х века Ф.И. Тютчев. Лирика | Научить сопоставлять стихи разных жанров, познакомить с творчеством поэта. | Уметь анализировать художественный текст с точки зрения его жанровых особенностей, темы и идейного содержания. | Эмоционально-смысловой анализ текста | Презентация | |
61 | 2 | А.А. Фет. Лирика. | Познакомить с лирическими стихами А.А. Фета о природе, показать красоту и художественное совершенство лирики А.А. Фета | Знать особенности поэтического стиля А.А. Фета. Уметь находить тропы и стилистические фигуры, осмысливать их роль в тексте. Иметь представление о пространственно-временных ориентирах художественного текста | Сопоставительный анализ стихов на основе тематики и проблематики | Презентация | |
62 | 3 | Н.А. Некрасов. Лирика. | Познакомить с личностью и судьбой поэта; показать роль Некрасова в развитии демократической поэзии; раскрыть представление Некрасова о поэте и поэзии | Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэта, его программные произведения | Практикум | Презентация | |
63 | 25 ч. 1 | Русская литература XX века Многообразие жанров и направлений русской литературы ХХ века | Познакомить с многообразием жанров и направлений в литературе XX века; обучение конспектированию, работа со словарём литературоведческих терминов | Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале. Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века. | Составление схемы | Презентация Стр.41-44 | |
64 | 2 | Мотивы русской литературы в новелле И.А. Бунина «Тёмные аллеи» | Сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы 19 века в произведениях русских писателей, показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии темы любви, пробудить интерес к творчеству И.А. Бунина | Знать биографию писателя, основные мотивы лирики. Уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественном тексте | Беседа, работа с текстом | Презентация Стр.44-60 | |
65 | 3 | Русская поэзия «серебряного века» | Раскрыть понятие «поэзия серебряного века»; познакомить с многообразием течений, направлений, жанров в поэзии начала XX века | Знать теоретико-литературные понятия. Уметь конспектировать лекцию, интегрировать материал урока с содержанием смежных дисциплин (МХК, история) | Лекция, беседа, сообщения учащихся с применением ИКТ | Презентация | |
66 | 4 | А.А. Блок. Трагедия лирического героя в «страшном мире». Патриотическая поэзия Блока. | Познакомить с творческой биографией Блока, раскрыть глубину образа лирического героя в поэзии Блока; показать своеобразие патриотической лирики поэта | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приёмы. Уметь воспринимать творчество Блока в контексте эпохи; делать сравнительный анализ поэтических произведений. | Составление хронологической таблицы, обсуждение прочитанного | Презентация Стр.61-75 | |
67 | 5 | С. А. Есенин: страницы жизни и творчества. Образ Родины в лирике поэта | Познакомить с творчеством Есенина, показать своеобразие раскрытия темы России в творчестве Есенина | Знать ключевые моменты творческой биографии поэта; особенности поэтики, основные мотивы его творчества | Сообщения учащихся с использованием ИКТ | Презентация Стр.76-88 | |
68 | 6 | Тема любви в лирике Есенина | Показать своеобразие раскрытия темы любви в лирике Есенина, прививать навыки выразительного чтения | Уметь анализировать цветовую лексику в канве стихотворения. | Связное высказывание о народно-песенной основе есенинских произведений | Стр.89-96 | |
69 | 7 | В.В. Маяковский: история жизни и творчества. | Познакомить с очерком жизни и творчества поэта | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение, раскрывая дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике | Дискуссия | Презентация Стр.97-107 | |
70 | 8 | «Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике Маяковского | Познакомить с любовной лирикой Маяковского, прививать навыки выразительного чтения | Уметь раскрывать своеобразие любовной лирики В. Маяковского, основные темы и мотивы | Создание устных высказываний, информационно-смысловой анализ текстов, чтение наизусть | Стр.107-110 | |
71 | 9 | М.А. Булгаков. Обзор содержания повести «Собачье сердце». | Работать со статьёй учебника-хрестоматии о М. Булгакове; дать дополнительную информацию о его писательской судьбе; сделать обзор содержания повести «Собачье сердце»; обучение аналитическому пересказу. | Знать творческую и жизненную биографию писателя, проблематику его творчества, историю создания повести | Беседа, проблемные задания | Презентация Стр.111-118 | |
72 | 10 | Новая социальная обстановка и новая социальная психология в «Собачьем сердце» | Проследить судьбу повести (публикация через 60 лет после создания); опасность позиции «взять всё и поделить»; «разруха» как диагноз, поставленный обществу; ответственность людей за судьбу России | Уметь анализировать ключевые эпизоды повести, раскрывая сатирическую составляющую | Работа с текстом | ||
73 | 11 | Художественные особенности повести «Собачье сердце» | Выявить художественные особенности повести; обсудить идею повести | Уметь выявлять художественные особенности текста | Творческая работа | ||
74 | 12 | М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. | Познакомить с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой | Знать основные этапы творческой биографии Цветаевой. Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях | Беседа | Презентация Стр.119-124 | |
75 | 13 | Чтение стихов М. Цветаевой | На примере стихов разных периодов творчества показать основные темы и мотивы поэзии | Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях | Проблемные задания | Стр.124-129 | |
76 | 14 | А.Ахматова. Жизнь и творчество | Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы | Знать основные этапы творческой биографии Ахматовой. Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях | Беседа | Презентация Стр.130-141 | |
77 | 15 | «Я отраженье вашего лица» | На примере стихов разных периодов творчества показать основные темы и мотивы поэзии | Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях | Проблемные задания | Стр.141-147 | |
78 | 16 | Н.А. Заболоцкий. Жизнь и творчество | Изучить очерк жизни и творчества Заболоцкого | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение | Беседа | Презентация Стр.148-161 | |
79 | 17 | 4 четверть (24 часа) «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого | На примере стихов разных периодов творчества показать основные темы и мотивы поэзии | Уметь анализировать поэтическое произведение | Исполнение стихов наизусть | Стр.161-166 | |
80 | 18 | М.А. Шолохов «Судьба человека» | Выявить смысл названия рассказа, особенности композиции, образы главных героев, тема судьбы человека, искалеченного войной | Знать особенности композиции рассказа, уметь характеризовать образ главного героя | Беседа. Самостоятельная работа в тетради | Презентация Стр.167-170 | |
81 | 19 | Особенности композиции рассказа «Судьба человека». Образ автора-рассказчика. | Познакомить с понятием «эпопея», разобрать особенности композиции рассказа | Уметь давать пространственно-временную характеристику текста. Иметь представление о роли топонимов в художественном тексте | Фронтальный опрос. Составление связного высказывания | Стр.170-193 | |
82 | 20 | Философская глубина лирики Пастернака. | Познакомить с жизнью и творчеством писателя | Знать о жизни и творчестве писателя. Уметь анализировать поэтическое произведение | Чтение стихов наизусть | Презентация Стр.194-201 | |
83 | 21 | Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви | На примере стихов разных периодов творчества показать основные темы и мотивы поэзии | Уметь анализировать поэтическое произведение | Выразительное чтение | Стр.201-207 | |
84 | 22 | А.Т. Твардовский. Стихи о Родине | Познакомить с жизнью и творчеством поэта | Беседа, проблемные задания | Презентация Стр.208-221 | ||
85 | 23 | Военная тема в творчестве А.Т. Твардовского | Познакомить с военной темой в творчестве Твардовского | Уметь анализировать поэтическое произведение | Исполнение стихов наизусть | Стр.221-232 | |
86 | 24 | А. Солженицын. «Матрёнин двор» | Познакомить с личностью писателя, рассказом «Матрёнин двор» | Знать автобиографическую основу рассказа, уметь раскрывать его художественное своеобразие | Беседа, проблемные задания | Презентация Стр.233-241 | |
87 | 25 | Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. | На примере рассказа Солженицына раскрыть тему праведничества в русской литературе | Уметь раскрывать образ главной героини-праведницы | Творческая работа | Стр.241-281 | |
88 | 2 ч. 1 | Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков | Дать понятие романса как синтетического жанра | Знать основные литературоведческие понятия | Выразительное чтение. Исполнение наизусть стихов и романсов | Презентация Стр.282-286 | |
89 | 2 | Романс и песня. | Прививать навыки выразительного чтения, исполнения песни, романса | Уметь читать выразительно романсы, исполнять романсы под музыку | Исполнение романсов | Стр.286-302 | |
90 | 13 ч. 1 | Зарубежная литература Литература эпохи античности. Гай Валерий Катулл. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику») | Познакомить с личностью и творчеством поэта, раскрыть поэзию Катулла как противостояние жестокости властолюбию Рима | Уметь раскрывать щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в стихах поэта. Уметь раскрывать лаконизм образов и напряжённость чувств лирике поэтов античности | Фронтальный опрос, выразительное чтение | Презентация Стр.303-308 | |
91 | 2 | Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» | Рассказать о традициях горацианской прозы в творчестве Державина и Пушкина | Уметь раскрывать лаконизм образов и напряжённость чувств в лирике поэтов античности | Выразительное чтение, диалог | Стр.309-314 | |
92 | 3 | Литература эпохи Средневековья. Данте Алигьери | Познакомить с личностью и творчеством писателя | Уметь раскрывать тему произведения эпохи Средневековья: страдание и очищение | Сообщения учащихся по теме урока | Стр.315-318 | |
93 | 4 | «Божественная комедия» Данте («Ад», I и V песни) | Познакомить с содержанием «Божественной комедии» Данте; раскрыть композицию поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине | Уметь раскрывать тему произведения эпохи Средневековья: страдание и очищение. Уметь выразительно читать стихотворные произведения. | Выразительное чтение | Презентация Стр.319-325 | |
94 | 5 | Жизненный и творческий путь Шекспира. Сонеты. | Познакомить с биографией Шекспира, историей театра «Глобус»; выявить своеобразие сонета как жанра | Знать биографию Шекспира, своеобразие сонета как жанра, теоретико-литературные понятия: конфликт, сюжет, проблематика, идейное содержание, система образов | Выразительное чтение | Презентация Стр.326-334 | |
95 | 6 | Проблематика, идейное содержание, система образов трагедии «Гамлет» | Дать понятие об истории создания трагедии «Гамлет», выявить основной конфликт, сюжет и проблематику, роль системы образов в раскрытии идейного содержания | Уметь выделять и формулировать тематику, проблематику, идейное содержание произведения, давать характеристику героям, выражать своё отношение к прочитанному | Информационно-смысловой анализ текста | Видеофильм | |
96 | 7 | Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | Анализ прочитанного, прививать навыки выразительного чтения по ролям | Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою | Проблемные задания | ||
97 | 8 | Трагизм любви Гамлета и Офелии | Анализ прочитанного, прививать навыки выразительного чтения по ролям | Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою | Творческие задания | ||
98 | 9 | Иоганн Вольфганг Гёте. Жизнь и творчество | Познакомить с жизнью и творчеством писателя | Знать творческую биографию поэта | Беседа | Презентация Стр.335-337 | |
99 | 10 | «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения | Сделать обзор содержания произведения. Прививать навыки выразительного чтения | Уметь анализировать трагедии, выделять основную проблему | Чтение по ролям | Стр.338-346 Видеофильм | |
100 | 11 | Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. | Прививать навыки выразительного чтения по ролям | Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою | Выразительное чтение по ролям, проблемные задания | ||
101 | 12 | Повторение. Ещё раз о поэзии и о поэтах | Провести контрольную работу, проверить ЗУН | Знать и уметь видеть особенности стихов, знать основные литературоведческие понятия | Выразительное чтение, чтение стихов наизусть | Стр.347-349 | |
102 | 13 | Классное сочинение на тему «Какие книги и почему я хотел(а) бы иметь в своей домашней библиотеке?» | Прививать любовь к чтению художественной литературы, развивать речь учащихся | Уметь писать сочинение на заданную тему | Творческое задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)
Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами л...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...