Главные вкладки

    Марина Цветаева «Рас-стояния: версты, мили…», 1 час.Урок-практикум (анализ текста).
    методическая разработка (5 класс) по теме


    Конспект урока позволяет познакомить идейно-тематической направленностью стихотворения, с творчеством поэта. Анализ стихотворения М.И. Цветаевой   помогает читателю  понять авторское намерение  передать отчаяние разлуки.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature_5_klass.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературе:

    Тема: Марина Цветаева «Рас-стояния: версты, мили…», 1 час.

    Тип урока: урок-практикум (анализ текста).

    Класс: 5.

    Цель:

    1. знакомство с идейно-тематической направленностью стихотворения;
    2. знакомство учащихся с творчеством поэта;
    3. анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать отчаяние разлуки;
    4. работа над выразительным чтением стихотворения.

    Оборудование: портрет М.И. Цветаевой, запись стихотворения на CD «Рас-стояния: версты, мили…» (А. Фрейндлих), доска, тетради, учебники, текст стихотворения.

    Задачи урока:

    • Педагогическая: формирование новых знаний о художественных особенностях текста; воспитание нравственной личности; развитие креативных способностей – творчески создавать, раскрывать свою душу.
    • Диагностическая: в процессе урока увидеть, что ребятами усвоено удачно, хорошо, где знания стали уже умениями и навыками.
    • Познавательная: особенностями лирического произведения стали трагические ноты, чувствуется переживание героини.
    • Исследовательская: достигается в процессе работы с текстом, его анализом.

    Виды работы: индивидуальная, коллективная.

    Методы и приёмы: эвристическая беседа, приём анализа.

    Ход урока

    Учебная ситуация

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Орг. момент

    2. Вступительное слово учителя.

    3. Попутное повторение

    4. Знакомство с биографией поэта.

    5. Первичное знакомство с текстом.

    6. Словарная работа.

    7. Чтение стихотворения вслух.

    8. Анализ стихотворения

    Подведение итогов

    Д/З

    .

    С именем Марины Цветаевой вы знакомы еще с начальной школы, и, по крайней мере, с одним ее текстом – тоже.

    -Вспомните, какое стихотворение Цветаевой, посвященное ее любимым книгам детства, вы уже читали? Послушаем его еще раз (учитель читает стихотворение «Книги в красном переплете»). О каких героях идет речь в тексте? Кто авторы?

    Наш урок сегодня посвятим другому стихотворению М. Цветаевой. «Рас-стояние: версты, мили…» - стихотворение о разлуке и любви; у Цветаевой – это одна из основных тем. Ее личная судьба – тому подтверждение (далее идет рассказ учителя о жизни поэта и его трагической судьбе: эмиграция, возвращение на родину: расстрел мужа С.Эфрона, арест дочери, самоубийство).

    А теперь обратимся к нашему тексту.

    Прослушивание текста на CD (читает А.Фрейндлих)

    Какие слова непонятны в тексте? Давайте разберем их:

    Верста – русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км). До 20 в. существовала межевая верста (1000 саженей; 2,1336 км), употреблявшаяся для межевания и определения расстояний между населенными пунктами

    Миля – единица длины, имевшая распространение в национальных неметрических системах единиц и применяющаяся ныне главным образом в морском деле. 1 миля (морская) = 1,852 км; в Великобритании 1 миля (морская) = 1,853 км, 1 миля сухопутная (уставная) = 1,609 км (применяется также в настоящее время в США). Старая русская миля = 7,468 км.

    Какой общий синоним вы б подобрали к следующим глаголам в этом тексте: «расставить», «рассадить», «расклеить», «распаять», «рассорИть», «рассОрить», «расслоить», «расселить», «расстроить», «растерять», «рассовать», «разбить»? Какая часть слова общая у них?

    Прочитайте стихотворение еще раз. Сложно ли читать текст?

    Проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает он? На основании чего вы сделали такой вывод? Докажем это.

    Первая часть строка заканчивается многоточием. Почему?

    К кому обращается поэт?

    — Что описывает поэт? Случайно ли автор использует образ "разведенных", "разъединенных" рук?

    Приведите примеры других образов.

    Найдите в тексте первых двух строф повтор. ("Рас-стояние: версты...) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.) С какой целью она используется поэтом?

    Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать чувства поэта? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

    Запись в тетради: Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: «В две руки развели, распяв…»

    — От чьего лица ведётся повествование?

    — С какой целью поэт выбирает форму диалога?

    Стихотворение посвящено другому поэту Б.Пастернаку, с которым Цветаеву связывала длительная дружба и переписка.

    — Каким предстаёт перед нами автор стихотворения?

    — Итак, какое же общее настроение стихотворения? ОТЧАЯНИЕ + ПРОТЕСТ. Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов А.П. Журавлёва.

    (Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, р, с, т, л.)

    Сравним свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва. Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз «р», «с», «л», «т». Звонкий дрожащий  звук «Р» характеризуется как сильный, мужественный, грубый и связывается в нашем сознании со значением активного шума, грохота, раската (резкий, разъединяющий). Ассоциативно соотносится с черным цветом. «С» и «Т» глухие, дают неприятное ощущение свиста. «Л» же наоборот самый “светлый” (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных.

    Звуковой тон стихотворения напряженный, четкий. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.

    — Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы?

    — Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении? Открываем ранее закрытую на доске таблицу звуко-цветовых соответствий.

    А — густо-красный

    Я — ярко-красный

    О — светло-желтый или белый

    Е — зелёный

    Ё — жёлто-зелёный

    Э — зеленоватый

    И — синеватый

    Ю — голубоватый, сиреневатый

    И — синий

    У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

    Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

    —Поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.

    Прочитаем это стихотворением, зная, ЧТО обозначает каждый звук, еще раз.

    Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение Марины Цветаевой «Рас-стояния: версты, мили…», познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.

    Задание на дом. Выучите стихотворение наизусть; желающие открыть для себя тайны звуков, прочтите книгу А.П. Журавлёва «Звук и смысл».

    Слушают, записывают число, тему урока.

    «Книги в красном переплете». Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»

    Под запись важные вехи биографии.

    Слушают текст.

    Под запись значения слов.

    «Разлучить»

    Приставка.

    Несколько человек по очереди выразительно читают текст.

    Да, стихотворение неравномерно членится на строфы, в тексте много пауз, тире.

    Боль, отчаяние, тоска от разлуки.

    Нагнетание синонимов («расставить», «рассадить», «расклеить», «распаять», «рассорИть», «рассОрить», «расслоить», «расселить», «расстроить», «растерять», «рассовать», «разбить»)

    Последние строки – риторические вопросы (отчаяние)

    Многоточие означает напряжение

    К себе, стихотворение-размышление

    Тема – разлука. Разъединенные, разведенные руки как символ разлуки.

    Образ расстояния (версты, мили); два разных конца земли; стена; орлы; колода карт.

    Подчеркивает глубину чувств и переживаний.

    «Р».

    Запись.

    Стихотворение о разлуке.

    (От первого лица множественного числа (нас). «Мы» - это героиня и ее близкий человек.

    Решительность, протест, борьба с расстоянием и временем.

    Подсчитывают звуки.

     

    Черный, красный, синий, белый.

    «А», «И», «О»

    Ученики выразительно читают текст.

    Запись д/з.

            Литература:

    1. Агеносов В. В. Русская литература серебряного века. — М., 1997.
    2. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. — М.: Культура и традиции, 1992 .
    3. Максимова Т. Ю. М. И. Цветаева. Лирика. Избранное. Анализ текста. Сочинения. 11 класс: Справочное пособие. М.: Дрофа, 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

    Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

    Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"

    Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...

    Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

    Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

    Уроки-практикумы по анализу лирического произведения

    Представлен материал к анализу стихотворений, работа с текстом, заполнение таблицы...

    Урок-практикум "Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс"

    Работа  состоит из сопоставления стихотворений "Как люблю, как любила глядеть я..." и "Москва! - Какой огромный" по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматов...

    Урок-практикум: Работа с текстом Лингвистический анализ миниатюры Е.И.Носова «Вышивание крестом»

    Работа с текстом публицистического стиля (на основе краеведческого материала) . Составленные тестовые задания по тексту помогут учащимся глубже понять замысел автора. Написание сочинения по проблеме т...