Конспект УОНЗ "Посуда. Продукты питания. Отрицательные глаголы 1 л ед.ч. с частицей «ог" во 2 классе.
план-конспект урока по теме

Хасанова Ольга Владимировна

     Модель урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода,заложен

  механизм формирования УУД, учебной самостоятельности учащихся. Заложен культурологический компонент.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:      «Посуда. Продукты питания. Отрицательные глаголы 1л ед.ч. с частицей «ог».

.

Тип урока: УОНЗ

Цель урока:

1)-способствовать формированию знаний по теме «Посуда. Продукты питания»;

    - познакомиться с отрицательной частицей «ог» и способствовать формированию умения употребления её в речи;

    - расширить словарный запас детей через антонимы.

 2) Формировать УУД:

- Личностные: способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.  

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  2. Предметные: объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака;
  3. Метапредметные:  Р: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: - строить речевое высказывание в устной  форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Задачи: 1) воспитательные:  способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, правильному поведению в быту,  адекватно оценивать  результат своей работы; 2) развивающие: развивать умение производить классификацию предметов,  объектов по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;; 3) образовательные: создать условия для знакомства с новыми словами, понятиями.

Новые  слова:  дозмук, пӧрт, нянь куд, рач, сов доз, рысь, яй, пӧсь, чорыд, истӧг. 

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, литература.

Ресурсы:1)основные: проектор, ноутбук; Е.Н.Вязова, А.В.Сизова. Коми кыв.2 класс (стр. 65-67); карточки и картинки по теме  «сёян-юан»;  тетрадь; 2) дополнительные:   алгоритм самооценки, «Мудер кубик».

Организация пространства: Фронтальная работа, групповая и индивидуальная  работа.

Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

 (4 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

1) Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

- Бур лун!

-Повторим произношение звуков, характерных для коми яэыка:

Дза, дзо, дзу дзе, джа-джадж, джо-джодж, джу-джуджыд, джи-джидж. , тша, тшо, тшу

Тайö вöрас тшакыс эм, тайö вöрас тшакыс тшем.

Тасьті-пань, черинянь,чери корӧ сера кань.

-Для чего мы проговорили эти слова, словосочетания?

2)проверяет полученные  знания- проверим д.з       ( стр.62, 5-öд удж)- кроссворд:

(На экране- кроссворд(открывается по мере отгадывания):

и

ч

ö

т

с

е

р

п

а

с

л

ы

з

ь

а

р

в

о

н

и

м

ы

в

л

а

-Переведите:

-иславны  конькиöн, даддьöн…

-Как сказать-«Я  катаюсь  на лыжах»?

-Скажите по-коми: «Я не катаюсь на лыжах»…

- В чём причина затруднения?(ещё не знаем, как сказать «не…»)

-Сегодня мы научимся этому.

2. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.  Устанавливает тематические рамки.

На доске- длинная  верёвочка  из  слов:

- ТАСЬТIПАНЬКӦСТРУЛЯШЫДРОКНЯНЬ

- На какие группы можно разделить эти слова? (сёян – юан да  тасьті-пань)

- Подумайте, какая тема будет сегодня на уроке?

- Поставьте перед собой  учебные задачи .

* узнать по теме новые слова

* познакомиться с продуктами питания и посудой коми народа

* учиться хорошо читать по-коми

* совершенствовать коми разговорную речь.

- А откуда мы будем узнавать новые слова по этим темам?(учебник, словари, интернет, учитель)

Проговаривают звуки , объясняют, для чего нужно выполнять подготовку язычка.

Проговаривают  проблему с помощью учителя.

К: умение слушать и понимать речь других

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (6 мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений разбивать предметы на группы по заданным признакам;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

1. Организует актуализацию умения разбивать предметы на группы по заданным признакам.

-Прочитайте   слова, розданные вашей группе, и  повесьте в нужную колонку на доске.

-Какие слова нам уже знакомы?

На доске-

Тасьті-пань          Сёян-юан         Торйӧдантор

- распределите свои слова по группам….

-В какой группе к словам  можно подобрать противоположные по смыслу  слова?

Найдите противоположные по смыслу   слова-антонимы…(ыджыд- ичöт, важ-выль, сьöд- еджыд, чӧскыд-курыд).

2) Фиксирование затруднения.

Все нашли свою группу, и только 2–3слова  – нет. Оказывается, что на этих  карточках написаны слова- истӧг, ог сёй, ог ю, ог босьт.

- (Обращается к тем, кто не смог участвовать в общей игре) Ребята, что случилось? (Наши  слова  не подходят ни для одной группы на доске).

Работа в группах:

Педагог раздаёт карточки –слова группам учащихся по 4 человека в каждой группе.(1 ряд-еда, 2 ряд-посуда, 3-признаки предметов) Дети рассматривают их, обсуждают, в какую колонку на доске  они должны  прикрепить данные слова  и выполняют данное педагогом задание. Педагог вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью, или если ситуация действительно, по мнению педагога, становится критической, и требует его вмешательства.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.                          Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

III. Выявление места и причины затруднения

(3 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

- В каком месте возникло затруднение? (При определении нужной группы для оставшихся слов).

- Почему возникло затруднение? (Не знаем признака, по которому нужно распределить  оставшиеся предметы).

-Где мы можем найти значение  слова «истӧг»?

http://foto11.com/komi/vocabular/10.shtml

-Как сказать –Спички- не игрушка? (Истöг- абу  чача).

-Можно ли играться со спичками? Ты, Коля, играешься со спичками? А ты, Витя?

-Скажите: «Я не играюсь со спичками»…

-По-коми это будет звучать так: «Ме ог ворс истӧгӧн».

-Ог- отрицательная частица.(На доске появляется карточка). Её используют, когда отрицают какое-то своё действие. Ме ог ворс истӧгӧн. Повторите.( Ме ог ворс истӧгӧн»).

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;      

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(4 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

1. Организует постановку цели урока.

- Какую цель перед собой ставим? (научиться  правильно употреблять в речи частицу «ог».)

 2. Организует составление совместного плана действий.

-А сейчас мы отправимся в поход, но сначала давайте разомнёмся. Вспомним  нашу ф/мин о продуктах питания.( по стихотворению Ю. Поповой «Юа кӧ ме йӧв…» ).

-Кутшӧм  дозмук  босьтам  походӧ?

(На д!-  Ме  босьта… (дети  говорят без повторов названия посуды).

-Без чего можно обойтись в походе?

-Как сказать- Я не возьму в поход …

-Чего на картине нет? (чайника)

-По-коми- также- чайник.

Хором- Ме  босьта чайник….да сёян-юан.

С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают ее.

П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета;  Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

V. Реализация построенного проекта

(7 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

1. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 

-С отрицательной частицей мы познакомились? Когда её употребляют в речи?

2. Организует устранение  и фиксирование преодоления затруднения.

(На мал.досках- картинки. Дети прикрепляют к ним  слова, проговаривая составленные предложения.

ме  сёя

ме юа

 

морковь

чай

мёд

компот

рыба

морс

кость

вода

мясо

молоко

суп

сок

ма  компот  тшай  лы  чери  йöв  ва   морс  сок морков  яй  шыд

Какое слово лишнее? (лы)

-Почему?

-Как сказать : «Я не ем…»? (  «ОГ»- ОГ  сёй»)

-Скажите: Я не ем  кость…

(Ме ог сёй лы).

-А кто любит косточку?

(Пон).

-А чери  лы? (кань)

3. Уточнение темы урока.

-Напомните , какая тема нашего урока? (тасьті-пань, сёян-юан)

-Какие задачи сегодня ставили? (узнать новые слова по теме  «Посуда. Продукты питания», составлять предложения с частицей  ОГ, разбивать слова на группы).

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя фиксируют новое знание в речи и знаках.

Под  руководством учителя формулируют тему урока.

П: выделение, формулирование познавательных задач; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К: умение  оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Р: умение работать по коллективно составленному плану

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(7  мин)

Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи через работу по учебнику.

-На  стр.67 мы видим картину. Кто изображён? (кань)

-Кутшöм  гажлун  каньлöн? (чужан лун).

-Прочитайте задание. Переведите.

-Скажите: На столе…(Пызан  вылын…- называют продукты и посуду)

-Кто идёт в гости к кошке? (кань да пон).

 -Выбираем кота…

-Кто  ещё из  животных может придти в гости?

Назовите животных нашего Коми края( ош, кöч, руч, ур, кöин).

(подозвать ученика, выбирает маску, н-р, медведя, составляет предложение по записи  на доске-

- Ме    сёя … ма( выбирает картинку с мёдом).

Руч:

- Ме  сёя ...  чери.

Кöин:

-Ме   сёя  …  яй.

Ур:

- Ме сёя … кампет.

Кöч:

 -Ме  сёя … морков.

Пон:

 - Ме  сёя …лы.

-А сейчас поздравим- чолöмалам  Мурка  каньöс  чужан лунöн-  песней про каравай(«зверята» водят  хоровод, остальные встают и делают ф/мин на эту песню:

-Кыдзи  Мурка чужан лунö

 Ми пöжалім тупöсь нянь.

Эта судта,

Эта ляпта,

Эта пасьта,

Эта оттöм.

 Тупöсь нянь, тупöсь нянь,

 Коді муса- сійö шань.

Л: нравственно-этическая оценка содержания темы, осознание ответственности за общее дело;      

   П: овладение способностью выделять информацию, содержащую существенные признаки, практическое ее использование на межпредметной  основе

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 6  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

-Открываем тетради…Гижам… Урасьöм   тӧлысь 14-öд лун.

4-öд удж. Кто автор?(Г.Юшков- замечательный коми писатель.

Известен как поэт, прозаик и драматург. С его произведениями мы с вами будем  знакомиться и дальше(на экране появляется фото Г.Юшкова)

http://foto11.com/komi/writer/jushkov.php.

-Читаем.  Переводим.

Одним из наиболее любимых продуктов питания коми  была рыба, ее потребляли вареную, соленую, в жареном виде. Обед считался лишь тогда, если на стол подавался рыбный пирог. http://www.treeland.ru/article/pomo/po7uda/vpc/pocuda_i_piqa_komi.htm

 На какие «опасные места» обратим внимание? Пишем. Подчеркните названия продуктов питания и посуды.

Если написали без помарок и так, как в учебнике, в 5 строчек, поставьте себе «5»; если получилось 4  строки-«4».

-На экране- диалог. Прочитайте, вставляя, где нужно, отрицательную частицу «ог».

-Ме сёя пӧсь шыд.

- Ме …  … пӧсь шыд. Ме радейта кӧдзыд шыд.

-Тэ юан йӧв?

-… … йӧв. Ме … сок.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму.

Р: готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок    К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий,  способностью с помощью вопросов,  материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию;     Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.                                        П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию,

VIII.Включение в систему знаний и повторение.(5 мин)

- Пришёл «Мудер кубик»- я бросаю его, вы  возвращаете и называете слово на темы «посуда» или «продукты питания».

-А сейчас я говорю «Ме сёя…», а вы- «Ме ог сёй…»(или «Я ем..», а вы возвращаете кубик , отвечая по-коми «Ме ог  сёй…»)

Называют  слова  по  теме  урока.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний

К: умение  оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

IХ.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

           -Урок помасьö.

        - О чем мы сегодня говорили на уроке?

    -Что нового узнали?

    - Какая работа была наиболее трудной?

    - Кого можно похвалить за хорошую работу? За работу на уроке получают отметки-…  

    -  Какую  домашнюю  работу надо дать? /Выучить новые слова/

    - А ещё –творческое задание на листочке:

1 вариант- раскрасить в цвете  те картинки-слова, которые запомнили на уроке(и посуда, и продукты питания),

2 вариант(более сложный)-закончить  предложения на коми языке «ме радейта сёйны…», «ме радейта юны...».

-Урок  помасис. Аттьӧ! Аддзысьлытӧдз!

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку, загибая пальцы:

-кто говорил сегодня по-коми;

- кто запомнил не меньше 5 слов-названий посуды;

-кто запомнил  не меньше 5 слов названий продуктов питания;

-кто понимал, что говорили его одноклассники и учитель;

-кто доволен своей работой на уроке.

Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.

Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....

конспект урока по английскому языку в 3 классе на тему "Продукты питания"

Данный урок является повторением и закреплением лексики по теме "Food" . урок проходит в форме игры...

Конспект урока для 4 класса по теме "Продукты питания"

Конспект урока для 4 класса по теме "Продукты питания"...

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Продукты питания. Значение питания»

Задачи:- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о ...

Конспект урока математики "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками" (6 класс) с использованием технологии критического мышления

Цель урока: Изучить и отработать алгоритм умножения отрицательных чисел и чисел с разными знакамиЗадачи урока:Образовательная:- изучить правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными зна...

Конспект урока по СБО на тему "Значение питания. Разнообразие продуктов питания"

Тема: Значение питания. Разнообразие продуктов питания. Цель: расширить представление о разнообразии  продуктов питания.Задачи: – познакомить учащихся со значением правильного питания, позн...

Конспект урока по теме: " Отрицательные и вопросительные предложения в Past Simple". - 5 класс

Открытый урок на тему " Отрицательные и вопросительные предложения в Past Simple". проводился в 5а классе в количестве 10 учащихся. В основном это дети с ДЦП и ЗПР. Урок проходил в благ...