Программа курса "Введение в языкознание"
рабочая программа на тему

Красавина Елена Павловна

Данный курс направлен  на повышение лингвистической компетенции учеников. Это  позволяет неформально подойти к решению сложной задачи – сформировать у детей собственный взгляд на язык.

   Цели курса:

§  формирование, воспитание коммуникативной личности;

§  создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами;

§  формирование умения общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.

 

Школьники получают представление о роли языка в жизни общества, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языка среди них, о функциях русского языка в современном мире. В процессе работы курс, ставящий целью в первую очередь языковое развитие школьников, приобретает общеобразовательное значение, т.к. способствует  также развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Перечислим основные направления повышения лингвистической компетенции и предметные области, с которыми они связаны:

1) сообщение новых сведений о языке в целом (связь с историей, культурологией);

2) сопоставление фактов и явлений из русского и иностранных языков (связь с изучением иностранных языков и культурологией);

3) сопоставление явлений одного языка в диахроническом аспекте (связь с историей, социологией, культурологией);

4) сопоставление явлений разных уровней русского языка (систематизация, углубление и расширение сведений из базового курса русского языка).

     Кратко охарактеризуем содержание разделов курса. В первом речь идет о языке «как таковом», что получает воплощение в темах: «Язык как знаковая система», «Язык и общество», «Происхождение языка», «Языки живые и мертвые, искусственные и естественные». В этой же части курса дается обзор языков мира, в первую очередь индоевропейской семьи.

      Во втором разделе материал касается конкретных единиц разных языковых уровней – звуков, слов, предложений и т.д. Здесь также привлекаются примеры из русского и иностранных языков. Назовем некоторые темы: «Соотношение звуков и букв в разных языках», «Причины заимствования слов и             жизнь слова в чужом языке», «Элементы значения слова», «Грамматические категории в разных языках» и др.

     Третий раздел в основном связан с практическим применением полученных лингвистических знаний. На уроках, посвященных стилистике, обсуждается, как сделать свою речь уместной, соответствующей конкретным ситуациям. На уроках по культуре речи ученики получают представление о языковой норме, о том, что норма может изменяться, а также учатся видеть типичные речевые ошибки и классифицировать их. Материал уроков по истории русского языка отражает потребность учеников узнать не только, как грамотно говорить и писать на родном языке (эти задачи решаются на уроках русского языка), но и почему мы руководствуемся именно такими правилами. Например, один только урок «Фонетические процессы: от древнерусского языка к русскому» помогает детям понять, откуда в современном русском языке взялись беглые гласные, непроизносимые согласные, нулевые окончания и др.

Формы и методы работы: лекция, беседа, наблюдение, практическая работа, исследование.   На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.

  Проверка знаний проходит в виде игр (пресс-конференции, круглые столы), презентаций творческих работ.

   Программа рассчитана на 4 года обучения  и составлена для учащихся 8,9. 10, 11 классов, интересующихся данным учебным предметом. Предполагается, что

·        1-й год обучения -  учащиеся будут изучать раздел «Язык и наука о нём. Языки народов мира». Этот курс вводный. Практическая задача этого раздела сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления;

·        2-й год обучения – раздел «История русского языка» способствует формированию целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как многофункциональной, исторически развивающейся системе;

·        3-й год обучения  – раздел «Лингвистика: путь к овладению языком». В данном разделе речь идёт о различении языка и речи, о роли истории языка для понимания современных языковых правил, анализируются такие разделы языкознания, как  фонетика и лексикология;

·        4-й год обучения – раздел «Грамматика. Морфология и синтаксис» позволяет формировать целостное представление о языке на основе начальных лингвистических знаний, позволяет приобрести ключевые языковые компетенции.

 

   Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и городских научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по программе дополнительного образования

«Введение в языкознание»

Пояснительная записка

Данный курс направлен  на повышение лингвистической компетенции учеников. Это  позволяет неформально подойти к решению сложной задачи – сформировать у детей собственный взгляд на язык.

   Цели курса:

  • формирование, воспитание коммуникативной личности;
  • создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами;
  • формирование умения общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.

Школьники получают представление о роли языка в жизни общества, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языка среди них, о функциях русского языка в современном мире. В процессе работы курс, ставящий целью в первую очередь языковое развитие школьников, приобретает общеобразовательное значение, т.к. способствует  также развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Перечислим основные направления повышения лингвистической компетенции и предметные области, с которыми они связаны:

1) сообщение новых сведений о языке в целом (связь с историей, культурологией);

2) сопоставление фактов и явлений из русского и иностранных языков (связь с изучением иностранных языков и культурологией);

3) сопоставление явлений одного языка в диахроническом аспекте (связь с историей, социологией, культурологией);

4) сопоставление явлений разных уровней русского языка (систематизация, углубление и расширение сведений из базового курса русского языка).

     Кратко охарактеризуем содержание разделов курса. В первом речь идет о языке «как таковом», что получает воплощение в темах: «Язык как знаковая система», «Язык и общество», «Происхождение языка», «Языки живые и мертвые, искусственные и естественные». В этой же части курса дается обзор языков мира, в первую очередь индоевропейской семьи.

      Во втором разделе материал касается конкретных единиц разных языковых уровней – звуков, слов, предложений и т.д. Здесь также привлекаются примеры из русского и иностранных языков. Назовем некоторые темы: «Соотношение звуков и букв в разных языках», «Причины заимствования слов и             жизнь слова в чужом языке», «Элементы значения слова», «Грамматические категории в разных языках» и др.

     Третий раздел в основном связан с практическим применением полученных лингвистических знаний. На уроках, посвященных стилистике, обсуждается, как сделать свою речь уместной, соответствующей конкретным ситуациям. На уроках по культуре речи ученики получают представление о языковой норме, о том, что норма может изменяться, а также учатся видеть типичные речевые ошибки и классифицировать их. Материал уроков по истории русского языка отражает потребность учеников узнать не только, как грамотно говорить и писать на родном языке (эти задачи решаются на уроках русского языка), но и почему мы руководствуемся именно такими правилами. Например, один только урок «Фонетические процессы: от древнерусского языка к русскому» помогает детям понять, откуда в современном русском языке взялись беглые гласные, непроизносимые согласные, нулевые окончания и др.

Формы и методы работы: лекция, беседа, наблюдение, практическая работа, исследование.   На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.

  Проверка знаний проходит в виде игр (пресс-конференции, круглые столы), презентаций творческих работ.

   Программа рассчитана на 4 года обучения  и составлена для учащихся 8,9. 10, 11 классов, интересующихся данным учебным предметом. Предполагается, что

  • 1-й год обучения -  учащиеся будут изучать раздел «Язык и наука о нём. Языки народов мира». Этот курс вводный. Практическая задача этого раздела сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления;
  • 2-й год обучения – раздел «История русского языка» способствует формированию целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как многофункциональной, исторически развивающейся системе;
  • 3-й год обучения  – раздел «Лингвистика: путь к овладению языком». В данном разделе речь идёт о различении языка и речи, о роли истории языка для понимания современных языковых правил, анализируются такие разделы языкознания, как  фонетика и лексикология;
  • 4-й год обучения – раздел «Грамматика. Морфология и синтаксис» позволяет формировать целостное представление о языке на основе начальных лингвистических знаний, позволяет приобрести ключевые языковые компетенции.

   Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и городских научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность.

Ожидаемые результаты

   В ходе изучения курса «Введение в языкознание» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • Знать основы науки о языке;
  • Знать основные лингвистические термины;
  • Уметь работать со словарями и справочной литературой;
  • Уметь систематизировать полученные знания уметь применять на практике теоретические знания.

Учебно-тематический план

1-й год обучения (8 класс) (34 часа)

Наименование раздела и темы программы

Кол-во часов

1

Лингвистика – наука о языке

1

2

Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система

1

3

Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения

1

4

Происхождение языка

1

5

Живые и мёртвые языки

1

6

Естественные и искусственные языки

1

7

Языки и диалекты

1

8

Предпосылки возникновения письма

1

9

Пиктографическое письмо

1

10

Идеографическое письмо

1

11

Переход к звуко-буквенному письму

1

12

Сравнительно-исторический метод в языкознании

1

13

Праиндоевропейцы и их языки

1

14

Классификация индоевропейских языков. Индоиранские языки

1

15

Славянская и балтийская группы

1

16

Кельтская группа. Греческий, албанский, армянский языки

1

17

Германские и романские языки

2

18

Другие языковые семьи. Мировые языки

1

19

Пресс-конференция по теме «Классификация языков»

1

20

Уровни языка. Фонетический уровень

1

21

Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека

1

22

Гласные и согласные

1

23

Фонема

1

24

Ударение и интонация

1

25

Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция

1

26

Круглый стол по теме «Фонетический уровень языка»

1

27

Слово – основная единица языка

1

28

Значение слова. Многозначность

1

29

Виды переносных значений

1

30

Деление слов на классы. Тематические группы слов

1

31

Лексический разбор слова

1

32

Семинар по теме : «Слово и его значение»

1

33

Зачёт за курс 8  класса

1

34

Систематизация и обобщение изученного

 1

Итого: 34 часа

Учебно-тематический план

 2-й год обучения (9 класс) (34 часов)

Наименование раздела и темы программы

Кол-во часов

1

Порядок слов в предложении и словосочетании. Роль порядка слов в различных языках

1

2

Первоучители словенские.

1

3

Славянская азбука

1

4

Азбучный имяслов

1

5

История буквы ять

1

6

Падение редуцированных гласных и последствия этого процесса в истории языка

1

7

Фонетические старославянизмы в русском языке.

1

8

Современные приметы старинных слов

1

9

Исторические чередования звуков в русском языке

1

10

Московские нормы произношения

1

11

Происхождение названий русских падежей

1

12

История падежных форм имени существительного

1

13

Происхождение полных имён прилагательных.

1

14

Особенности склонения имён прилагательных

1

15

История неопределённой формы глагола. Исследование

1

16

Количество в числе

1

17

Числовая картина мира

1

18

История происхождения имени числительного

1

19

История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя

1

20

Следы устаревших форм местоимений в русском языке

1

21

История форм причастий и деепричастий

1

22

История наречий как части речи

1

23

Происхождение производных предлогов

1

24

Происхождение союзов и частиц

1

25

Практическое занятие по теме: «Морфология»

1

26

Историческое изменение в составе слова

1

27

Процесс переразложения в русском языке

1

28

Иноязычные аффиксы

1

29

Словообразовательные славянизмы

1

30

Словообразовательный разбор слова

1

31

К истокам слова

1

32

Обобщающее занятие по теме «Словообразование»

1

33

Систематизация изученного

1

34

Зачетная работа

1

Итого: 34 часа

  Учебно-тематический план

 3-й год обучения (10 класс)  (34 часа)

1

Лингвистика как наука

1

2

Природа и сущность языка

1

3

Язык – система знаков

1

4

Функции языка

1

5

Язык и речь

1

6

Социально-функциональная структура языка

1

7

Классификация языков

1

8

Происхождение развития письма

1

9

Фонетика как наука

1

10

Акустическая и артикуляционная классификация звуков

1

11

Слог. Ударение и интонация

1

12

Фонема. Сильная и слабая позиция фонем. Система фонем

1

13

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

1

14

Практическое занятие по теме «Фонетика»

1

15

Лексикология как раздел языкознания

1

16

Слово как единица языка

1

17

Лексическое значение слова – предмет и понятие

1

18

Словарный состав языка – активный и пассивный словарь

1

19

Исконная и заимствованная лексика

1

20

Неологизмы, архаизмы и историзмы

1

21

Общеупотребительная лексика и ограниченная в употреблении

1

22

Термины

1

23

Лексическая сочетаемость

1

24

Многозначность слов

25

Синонимы, антонимы

1

26

Омонимы. Омофоны. Омографы. Омоформы

1

27

Паронимы

1

28

Полисемия слова: метафора, метонимия

1

29

Этимология. Этимологический разбор слова

1

30

Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов

1

31

Фразеологические сращения, единства, сочетания

1

32

Крылатые выражения

1

33

Пословицы и поговорки

1

34

Зачетная работа

1

Итого: 34 часа

  Учебно-тематический план

 4-й год обучения (11 класс)  (34 часа)

1

Грамматика. Морфология и синтаксис

1

2

Лексема и словоформа

1

3

Лексическое и грамматическое значение, основные различия между ними

1

4

Понятие морфемы. Типы морфем

1

5

Корень и аффиксы

1

6

Понятие основы

1

7

Типы аффиксов: префикс, постфикс, инфикс, интерфикс

1

8

Грамматическое значение и способы его выражения

1

9

Грамматические категории: классифицирующие и  словоизменительные

2

10

Части речи: критерии их установления

1

11

Самостоятельные части речи

1

12

Служебные части речи

1

13

Современные проблемы исследования частей речи

1

14

Грамматические нормы

1

15

Классификация грамматических ошибок

1

16

Практическое занятие по теме «Грамматика. Морфология»

1

17

Синтаксис: словосочетание, его типы

1

18

Способы связи: согласование, управление, примыкание

2

19

Историческое развитие предложения

1

20

Предложение и высказывание

1

21

Категория предикативности и средства ее выражения

1

22

Члены предложения

1

23

Синтаксический и пунктуационный разборы предложения

1

24

Синтаксические нормы

1

25

Практическое занятие «Замена придаточных предложений причастным (деепричастным) оборотом

1

26

Односоставные предложения

1

27

Полные и неполные предложения

1

28

Сложные предложения. Виды сложных предложений

2

29

Практическое занятие по теме «Виды предложений»

1

30

Систематизация и обобщение изученного

1

31

Зачетная работа

1

Итого: 34 часа

Литература

  1. Головин Б. Н. Введение в языкознание. М., 1976
  2. Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников. М., 2001
  3. Леонтьев А. А. Что такое язык. М., 1984
  4. Реформатский А. А. Введение в языкознание. А., 1998
  5. Фолсом У. Книга о языке. М., 1980
  6. Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985
  7. Шанский Н. м. Занимательный русский язык. М., 1996

     8. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10/ отв. Ред. Л. Петрановская. М., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Тайны языкознания"

Данная программа разработана для литературного кружка "Вития" с целью развития творческих способностей разного плана детей 5 класса. программа представляет собой интегрированный курс по литературе, ру...

Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников)

Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапувсероссийской олимпиады школьников)...

Программа внеурочной деятельности "Занимательное языкознание" 5 класс

Рабочая программадополнительного образования«Занимательное языкознание»филологической направленности...

Программа элективного курса «Трудные вопросы языкознания» (подготовка к экзамену) для обучающихся 11 классов

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы.  Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, разв...

Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"

Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....

ПРОГРАММА Секции «Английский язык» отрасль науки - 10.02.00 Языкознание Луганского территориального отделения МАН Украины

рабочая программа внешкольного образовательного учреждения ГБОУ ЛНР "Центр научно-технического творчества ученической молодежи" секции МАН (малая академия наук) "Английский язык" 8...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в языкознание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в языкознание» посвящена подготовке к олимпиадам по русскому языку....