Поэзия Клары Булатовой.
статья на тему

Особенности поэзии Клары Булатовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_klary_bulatovoy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Поэзия Клары Булатовой

           Поэзия – это цельное явление. Но в жизни существует понятие женская душа, мир женщины, женская логика… Поэтому в мире лирики выделяют «женскую поэзию». Интерес к этому «пласту» литературы заключен в том, что в настоящем активируется приход в литературные круги поэтов-женщин. Поэтесса Клара Булатова вошла в поэзию в конце 60-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня является одной из своеобразных поэтесс своего времени.

            Поэтесса К.Булатова родилась в 1936 году в Сармановском районе,  в д. Татарское Карамалы в семье педагогов. Это сыграло большую роль в духовном развитии будущей поэтессы. Мать К.Булатовой была учительницей татарской литературы, отец же преподавал математику. Оба были влюблены в поэзию, сами занимались сочинением стихов. Таким образом  любовь к преподавательской работе, литературе и поэзии закладывается девочки еще в раннем детстве.  

           Веяние времени делает свое: семья переезжает из деревни в деревню. Булатовы живут в нескольких деревнях Сармановского района Татарской АССР. Таким образом, Кларе приходится обучаться в различных школах в силу частых переездов. Ее школьные годы проходят в д. Лаки Сармановского района, творчество ее также начинает формироваться здесь.

           Скоро К.Булатова поступает учиться в Казанский государственный университет и становиться живой легендой студенческой среды. Примечательно, что в это время она является главным организатором литературного кружка.

            Будучи творческой личностью, поэтессой, К.Булатова в течении сорока лет равностно отдает себя преподавательской деятельности. Она глубже чувствует все тонкости и прелести языка, его своеобразие, богатство и ценность. В одном из своих стихотворений она пишет:

Укытучы булып гомер иттем,

Укытучы идем!

Чын ихластан ул исемне йөрттем,

Шул исемне сөйдем.

           Педагог и поэтесса К.Булатова уже на протяжении почти полувека воспитывает новое поколение, широко используя и свои стихотворения. Она хорошо знает психологию детей, их возрастные особенности и поэтому кроме стихов пишет методические рекомендации и учебные пособия. Они, естественно пишутся в поэтической форме.

           В то же время К.Булатова поднимает и такие проблемы, которые одинаково касаются как мира взрослых, так и мира детей. Зачастую центральной в этом случае выступает проблема воспитания и обучения подрастающего поколения. Автор не навязывает свои взгляды, мысли и переживания, а делится ими через описания специально придуманных веселых ситуаций.

          Таким образом, К.Булатова, досканально знающая школьную жизнь и секреты преподавательской деятельности, довольно своеобразным образом поднимает актуальные проблемы своего времени. Лирический герой ее поэтических произведений не терпит безразличного отношения к окружающему его миру, всеми своими помыслами, мечтаниями стремится к полнокровной жизни. Ее поэзия богата не только образами, но и философскими размышлениями. Большая часть стихотворений и поэм имеет ярко выраженную просветительскую направленность.

          При целостном анализе поэтического творчества К.Булатовой правильным является его разделение на несколько этапов. При чтении сборников стихотворений поэтессы обращает на себя  внимание эволюция ее творчества. Целесообразным, на наш взгляд, будет отнести к начальному  этапу творчества поэтессы литературные сочинения, написанные в 1960-1980 годах. В этот период поэтесса пишет главным образом на любовную тему. Основные лирические мотивы в творчестве К.Булатовой  — любовные чувства. Любовь к родине, к родителям, к любимому человеку, к родному краю, ко всему живому – все это формирует основу ее лирики. В любовной лирике К.Булатовой прежде всего отражается расцвет молодости.Ее лирический герой ни при каких сложных обстоятельствах не жалуется на судьбу, не проявляет бессилие.

           В то же время автор стремится раскрыть биографию души своего героя, в которой четко прослеживается  естественное развитие человеческих переживаний.  Во многих лирических стихотворениях К.Булатовой тонко переданы радость и горечь, надежда и отчаяние, любовь и ненависть, свойственные только женскому сердцу. Однако наряду с точной передачей чувств лирического героя в стихотворениях этого периода мы можем наблюдать наличие жизненных деталей и штрихов, что делает ее поэзию понятной и близкой каждому читателю.

          В стихотворениях, написанных на военную тему, трудности войны передаются с полной силой. В них отражаются как материнские чувства, так и восприятие детьми этой катастрофы. Несомненно, прочувствованность этих строк, глубокое понимание военных невзгод – результат того факта, что детские годы К.Булатовой пришлись на суровые военные годы. Эти стихотворения наполнены глубокой тоской, женским милосердием и душевной теплотой лирического героя.

           Продолжением темы Великой Отечественной войны является тема сирот, вдов, одиночества, навязанная все той же войной. Автор с грустью и тоской осознает, что, несмотря на Великую Победу над фашистской идеологией и освобождение Родины, горести войны еще долго будут угнетать жителей нашей страны.

          Большинство писателей и поэтов рождаются в сельской местности. Вероятно, близость к природе дает им силы для творчества. Тема родного края, любви к нему также нашла свое отражение в стихотворениях и поэмах К.Булатовой. Для автора природа родного края — это неиссякаемый источник вдохновения, душевного покоя, пищи для размышления.

           Описание природы в творчестве К.Булатовой служит способом передачи психологических особенностей внутреннего мира человека. Более того, основу нравственности, по мнению автора, формирует доброе отношение к природе родного края, к родному дому. В этих стихотворениях чувствуется восхищение красотами родной природы, гордость за причастность к ней и преклонение перед ней. Восхищает умение поэтессы передать эту красоту с помощью богатого языка. Автор использует природу, в особенности деревья: образы ивы, березы, клена и рябины для передачи внутренних переживаний человека, его духовного мира.

          Если в самом начале творчества для К.Булатовой природа  является скорее  объектом восхищения и гордости, то позже подобное отношение к ней несколько меняется. Природа для автора становится чем-то священным, частью наследия предков. Для стихотворений данной тематической направленности свойственны оригинальные авторские сравнения, ранее не имевшие место в творчестве других поэтов и писателей.

          Таким образом, основу творчества К.Булатовой на начальном этапе составляют стихотворения и поэмы, написанные о Великой Отечественной войне, об отношении к родному краю, о поисках своего места в этом мире.

           Для стихотворений 1980-2000-х годов характерна любовь к жизни, новые надежды и мечтания. Автор тонко чувствует смену времен года, и это отражается в ее поэтическом творчестве. Состояние лирического героя сравнивается с погодой, с природой. Таким стихотворным текстам больше всего присущи употребление разнообразных эпитетов и метафор. Подтверждением тому являются стихи: «Безнең як» («Наш край»), «Туган җирем» («Родная земля») «Укытучы бәхете» («Счастье учителя») и др. В стихотворениях данного периода ясно проявляется зрелость лирического героя: эмоциональная сторона произведений становится все теплее и сложнее, поэтические образы более разнообразными, приемы  — богаче, растет мастерство постановки сюжета.

          На данном этапе творчества тема родного края несколько расширяется: поэтесса уже задается животрепещущими вопросами родного края.  Так, автор поднимает проблему ухода молодежи из деревень и сел.

Любовь к природе в данный период в поэзии К. Булатовой переплетается с философскими размышлениями:

Кадерләп, сөеп җирен,                                 Кто живет любя землю,

Кем яши эше белән—                                    Кто трудиться – тому

Безнең як куйган көчеңне                              Наш край принесенный труд

Кайтара бише белән.                                  Оплачивает пятикратно.

  («Безнең як»)                                                 («Наш край»)

           Много интересного можно наблюдать и в плане поэтического синтаксиса автора, что выражается в лексико-композиционных средствах произведений. Такие  стилистические фигуры, как повторы в стихотворных текстах используются  в разных видах. Это и простой повтор, и анафора, и эпифора, и рефрен, и градация, и эллипсис, и инверсия и др.

Комсызланып, янып таңны көтәм,

Комсызланып— бәйрәм туганны.

Комсызланып кояш нурын йотам,

Комсызланып  кочам дөньяны.

                                 («Комсызлык»)

                                С жадностью жду я утро,

                                С жадностью праздника жду –

                                С жадностью  глотаю лучи солнца

                                 С жадностью обнимаю мир.

                                                               («Жадность»)

«Комсызланып» («С жадностью») — анафора. Примерами использования своеобразной анафоры являются стихи «Сентябрьнең уртасы» («Середина сентября»), «Алар өчен хәтер»  («Память»),  «Сарытау көе» («Саратовская мелодия»), «Ике тормыш»  («Две жизни»), «җилме, кемме» («Ветер или кто»), «Бик ерактан» («Издалека») и другие.

            Эпифору поэт применяет, для акцентирования внимание читателя на том или ином понятии:

Алар өчен юллар салдык  без                       Для них мы проложили дороги,

Йорт төзедек, бакча үстердек,                 Построили дома, растили сад.

Алар өчен җырлар яздык без,                     Для них песни писали мы,

Алар белән бергә калдык без.                       Для них здесь остались мы.

          В таких стихотворениях, как «Шушы яктан, шушы туфрактан без»               («Мы из этих краёв, с этой земли»),  «Колшәрипнең Дөмәй буйларына» («К берегам Думай Кулшарипа»), «Сарманым» (Моё Сарманово»), «Укытучы бәхете» («Счастье учителя»), «Каеннар яшь иде» «(А берёзы были молодыми») и др. автор использует рефрен. А в стихотворном тексте «Кеше аңы машиналар тапты» («Разум человека изобрел машины») поэтесса умело применяет градации:

Акыл үсте, белемлелек артты,

Йөрәк хисен фикер, уй япты.

Туганнарны саклау авырлашты,

Дуслык сүзе асылын югалтты.

«үсте-артты», «акыл-белемлелек», «уй-фикер», «авырлашты-югалтты» — близкие по смыслу слова (градации). В стихотворении «Сентябрьнең уртасы» («Середина сентября») поэтесса, не прибегая к самой продуктивной части речи  в татарском языке, — глаголу, наполняет текст  назывными предложениями. Такой прием  у поэтессы больше всего  встречается при описании природы или  душевного  состояния лирического героя:

Кыр өстендә торна җыры—                 Над полем – песня журавля,

Көзгә керү  хәбәре.                                      Весть о приходе осени.

          Данный этап характеризуетсяся тем, что в лирических произведениях К.Булатовой сферы, охватывающие личностные переживания, приобретают более жизненную окраску. Гуманистическая природа лирики К. Булатовой становится более глубокой.

            Как известно, новые стихотворения поэтов раскрывают авторов с новой стороны. Это в определенной мере касается и К.Булатовой. Лирические произведения начала XXI века отличаются наличием жизненного опыта, творческой широтой. Все это добавляет в ее творчество философские качества. К понятиям родины и народа, языка и религии, веры и искупления, к понятию судьбы, к профессии учителя у поэтессы уже другое отношение.

           Цель К.Булатовой – не только поиск истины. Она, как истинный преподаватель, стремится передать свой опыт, свои знания другим. В ряде лирических произведений основное место занимают размышления о сути человеческого существования, о причине его прихода в этот мир. Эти размышления способствуют тому, что в творчестве поэтессы появляются стихотворения антропоцентрического характера. В этих стихотворениях ощущается восприятие жизни и как встречи с жестокой реальностью, с горькой правдой.

           Также в лирическом творчестве К.Булатовой на этом этапе появляется религиозная тематика. Не найдя ответы на свои вопросы, она обращается к Всевышнему. В этих произведениях есть и просьба уберечь от злых помыслов, и просьба простить вольно или невольно совершенные грехи, и размышления о вечности, и страх перед будущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клара Булатова иҗаты.

Тема:  “Шигърият ул – үзе бер тылсым”Максат: 1)Язучының тормышы һәм иҗаты белән таныштыру.               2)Сәнгатьле уку күне...

"Каурый каләм, җил атым." Встреча с поэтессой Клара Булатовой.

Это литературный вечер -встреча с писателем К. Булатовой, который дети запомнят на всю свою жизнь. Дети рассказали её стихи, пели, танцевали и задавали  ей  вопросы....

Презентация "Ожившие задачи и теоремы" (ЖМ) учителя математики Монаковой Клары Захаровны.

Задачи на построение  и теоремы (7-8 класс) выполнены в прогамме "Живая геометрия" как пример применения этой программы в преподавании геометрии....

Дистанционное обучение учащихся по алгебре. Тема 1. "Формулы сокращённого умножения". Учитель-Монакова Клара Захаровна

Методическая разработка для помощи учащимся в подготовке к ГИА. Содержит формулы сокращённого умножения, их названия, примеры с решениями, подсказками, материал для самопроверки "Проверь себя и пришли...

Дистанционное обучение учащихся по алгебре. 7 класс. Тема 2 "Три способа разложения многочлена на множители". Учитель-Монакова Клара Захаровна

Методическая разработка поможет учащимся повторить материал к ГИА. Содержит готовые решения, подсказки, 10 заданий для самопроверки с выборочным ответом (А.В.С.Д.....

Г. Тукай премиясе иясе,Әлмәт шәһәре шагыйрәсе Клара Булатова белән очрашу кичәсе.

29  нчы ноябрь  көнне  лицеебызда татар әдәбиятының йөзек кашы булган, шигърияттә якты йолдыз булып балкыган, үзенең киң кырлы иҗаты белән меңнәрчә китап сөючеләрнең күңелен яулаган Кла...

Влияние преподавательской деятельности на литературное творчество Клары Булатовой

Актуальность данной работы заключается в том, что она стала одной из востребованных, и обусловлена, прежде всего, тем, что с именем татарской поэтессы максимально полно и ярко отражаются особенности о...