Влияние преподавательской деятельности на литературное творчество Клары Булатовой
творческая работа учащихся (9, 10, 11 класс) на тему

hakimovaguzel1979@mail.ru

Актуальность данной работы заключается в том, что она стала одной из востребованных, и обусловлена, прежде всего, тем, что с именем татарской поэтессы максимально полно и ярко отражаются особенности обновления содержания и форм татарской литературы в связи с возрастанием интереса к национальным аспектам и творческим поискам во второй половине ХХ века.
Проблема работы состоит в том, чтобы продемонстрировать, что преподавательская деятельность К.Г. Булатовой связана с развитием идейно – тематических, литературно – художественных особенностей её поэзии.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема научной работы: «Влияние преподавательской деятельности на литературное творчество Клары Булатовой»

Актуальность данной работы заключается в том, что она стала одной из востребованных, и обусловлена, прежде всего, тем, что с именем татарской поэтессы максимально полно и ярко отражаются особенности обновления содержания и форм татарской литературы в связи с возрастанием интереса к национальным аспектам и творческим поискам во второй половине ХХ века.
Проблема работы состоит в том, чтобы продемонстрировать, что преподавательская деятельность К.Г. Булатовой связана с развитием идейно – тематических, литературно – художественных особенностей её поэзии.
Решение этой проблемы составляет
цель исследования.
Предмет работы – жизненный путь татарской поэтессы К.Г.Булатовой
Объект исследования – стихотворно-поэтические тексты, составляющие выдающееся творческое наследие  Клары Булатовой
Исходя из цели,  объекта и предмета исследования определены следующие
задачи:
1. Показать значение К.Г.Булатовой в истории татарского литературного языка.
2. Продемонстрировать влияние преподавательской деятельности К. Булатовой на её литературное творчество.
Методами исследования данной работы послужили следующие:
- метод теоретического анализа литературы;
- метод сплошной выборки;
- тексто – сопоставительный метод;
Материалом для исследования послужили книги поэтессы, а именно «Каурый канат – Җил Атым»,
Теоретической основой послужили тексты художественной литературы.
Научная новизна и теоретическое значение работы заключается, прежде всего, в том, что в настоящее время сделано множество публикации на  идейно-тематические направления, философские качества её поэзии, написано огромное количество научных работ и диссертации.
Практическая значимость состоит в том, что результаты этого исследования могут быть использованы на уроках татарской литературы при изучении жизни и творческого пути поэтессы, при анализе направлении эволюции её творчества.


      С первых же творческих шагов Клара Булатова стала известна читателям как своеобразная, весьма неповторимая поэтесса. Клара Гарифовна, посвятившая всю свою жизнь преподавательской работе, хорошо осведомлена психологией молодого поколения. Она посвятила обширное количество увлекательных книжек для детей. Её стихотворения, обогащённые жизненным опытом, характеризуются сжатостью, но в тоже время ёмкостью и доступностью. Справедливости ради следует заметить, что стихотворения быстро нашли путь к сердцам не только юных читателей, но и, в частности, положительно оценивались видными татарскими критиками и поэтами, такими как Хасан Туфан, Гамиль Афзал, Айдар Халим, Рахим Рахмани, Азхар Габиди и других. В тематике поэзии Клары Булатовой присутствуют образы учителей и школьников. Осмелюсь предположить, что одним из факторов влияния преподавательской деятельности на поэзию Клары Гарифовны являлось то, что она родилась в семье педагогов. Мать поэтессы была учительницей татарской литературы, а отец – преподавателем математики. Оба родителя были одержимы поэзией, и порой сами увлекались написанием стихотворений. Я уверена, что это сыграло значительную роль в духовном развитии будущей поэтессы, ведь следует умозаключение, что любовь к преподавательской работе и литературе закладывается ещё в раннем детстве.
Работа в школе накладывает особый отпечаток на литературное творчество Клары Булатовой.

«Укытучы апаң йокламаган…» (Клара Булатова «Шушы яктан, шушы туфрактан без» - 64 нче бит.)
«Абажурлы зәңгәр лампасыннан
Өстәлеңә якты сибелгән.
Дәфтәрләр дә инде тикшерелгән,
Планнар да күптән төзелгән.

Ә ул һаман йокламаган,
Төн йокысын нәрсә алган соң?
Сәбәби син, Азат.
Син дә бүген
Язма эштә “5” ле алгансың.

Табельдәге синең “3” леләрне
Алыштырсын өчен шул билге...
Ничә төне ялсыз үтте аның,
Йөрәк көче күпме түгелде.

Кузләрендә бүген бочу түгел,
Шатлык яна синең җиңүдән.
Алда ята дәрес планнары,
Дәфтәрләре янда өелган...

Син йоклыйсфң, татлы төшләр күреп,
Әнкәң җәйгән җылы урынында.
Укытучы апаң, керфек какмый,
һаман уйлый синең турында.»

По моему мнению, под влиянием этого лирический герой многих стихотворении поэтессы ценит в людях стремление быть полезным, старание, честность перед собой, отдельной личности, общества в целом.

«Алтынчы класстагылар.»
«Алтанчылар…
Унөч, ундүрт яшҗтә.
Киләчәктә сездән кем чыгар?
Инженерлар, врач һәм, әлбәттә,
Космонавтлар, чыгар, җырчылар.

Үсеп килгән галәм хуҗфлары!
Килер көнгә шулар барасы.
Ә бүгенгә менә минем алда
Орбиталар – парта арасы.

Сорау тулы күзләр сиңа карый:
Бер сораумы, йөзме, меңәүме?
“Белмим” сүзен, куй, юк, әйтә күрмә!
Кичермиләр алар белмәүне.


Син белергә тиеш, укытучы,
Ни сорыйлар – шуны белергә.
Укытучы булу – бу шундый эш,-
Белгәнеҗне кирәк бирергә»


“Бу классны гына озатам, - дип, -
Тик боларын гына чыгарам...
Ә аннан соң китәм Кәшердән”,- дип,
Үз-үземне алдыйм мин һаман.
И тереләр, шундый сөйкемлеләр,
Бер минут та тынгы белмиләр.
Хәзер алар инде: “Без чыкканчы
Китмә, апа!”- диеп йөриләр.
Китеп булмас, ахры...
Китеп кара!
Энҗе карашларны калдырып.
Төшләреңдә күреп интегерсең
Чебурашларыңны сагынып.»

«Беренче сентябрь
И килә яңа кешеләр,
Юлларны гөлгә күмеп.
Иң кечеләр – беренчеләр,
Үзләре гөлләр кебек.
Чәчәктәй ваемсыз үткән
Гомернең җиде елы.
Гомернең шушы көненнән
Башлана гыйлем юлы... »



““Ташла”, - дисең...

“Шул мәктәптә ниең калган?” – дисең,
Шулмы булды дуслар әйткән сүз?
Минсез дә ул мәктәп мәктәп инде,
Мин дә булмас идем мәктәпсез.

...Мәктәпләргә сыймый, түгелеп чыга
Кыңгыраулар чыңы урамга.
Телдән әйтә алмас әллә нинди
Бер тылсым бар шушы чыңнарда.
Ачуланма. “Ташла”, - дигән сүзең
Кабул итә алмам, ахрысы.
Шулай үткән инде ярты гомер,
Шулай үтсен калган яртысы.»


Критики неоднократно утверждали, что « преподавание поэтессы – счастье для учеников». Сама же Клара Гарифовна Булатова относится к преподаванию как «к проявлению высшего счастья». В её стихотворениях чувствуется максимально точный и сдержанный подбор слов, что является выражением духа педагога.

«Миңа сорау бирсәләр:
-Бәхет ни ул? – дисәләр,
Бәхет-шушы укучылар
Кеше булып үссәләр!»

     Поэтесса и педагог Клара Гарифовна уже на протяжении многих лет воспитывает поколения, обширно используя свою литературную деятельность. Немаловажно будет отметить, что помимо воспитательных стихотворений, она ещё пишет методические рекомендации и учебные пособия. Заметьте, они пишутся в поэтической форме!

“Унөч, ундүрт яшьтә...
Уналтынчылар...
Сорау тулы күзләр сиңа карый:
Бер сораумы, йөзме, меңәүме?
“Белмим” сүзен, куй, юк, әйтә күрмә!
Кичермиләр алар белмәүне.
Унөч-ундүрт яшьтә... алтынчылар...
Тик башлана гына юлыгыз.
Киләчәктә сездән кемнәр чыгар?
Кем булса да – кеше булыгыз! “

    Стихотворения, которые опубликованы для детей в различных источниках, нередко изложены их же устами. Нетрудно заметить, что во многих стихотворениях Клары Булатовой юмористический стиль переплетается с лирикой, а реальность переплетается с вымыслом.
Клара Булатова, знающая школьную жизнь и секреты преподавательской деятельности, своеобразным способом поднимает проблемы, которые  равносильно касаются как взрослых, так и детей. Нередко центральной проблемой является проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Она старается с помощью приключенческих и захватывающих сюжетов направить стремления, мысли, взгляды детей к высокой нравственности, к прививанию гуманистических идеи.
Таким образом, значительная часть поэм и стихотворений имеет максимально ярко выраженную просветительскую деятельность.

Вывод: Таким образом, в ходе работы над данным проектом были достигнуты все цели и задачи, поставленные в начале исследования.
В завершении работы мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, раскрыли роль К.Г.Булатовой в истории татарской литературы, пришли к осознанию того, что с именем татарской поэтессы максимально полно и ярко отражаются особенности обновления содержания и форм татарской литературы в связи с возрастанием интереса к национальным аспектам и творческим поискам во второй половине ХХ века.
Во-вторых, показали непосредственное влияние преподавательской деятельности на литературное творчество татарской поэтессы.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клара Булатова иҗаты.

Тема:  “Шигърият ул – үзе бер тылсым”Максат: 1)Язучының тормышы һәм иҗаты белән таныштыру.               2)Сәнгатьле уку күне...

"Каурый каләм, җил атым." Встреча с поэтессой Клара Булатовой.

Это литературный вечер -встреча с писателем К. Булатовой, который дети запомнят на всю свою жизнь. Дети рассказали её стихи, пели, танцевали и задавали  ей  вопросы....

Применение ИК-технологий в практике преподавательской деятельности

Применение ИК-технологий в практике преподавательской деятельности...

Преподавательская деятельность

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4707163","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4707201","at...

Поэзия Клары Булатовой.

Особенности поэзии Клары Булатовой....

Г. Тукай премиясе иясе,Әлмәт шәһәре шагыйрәсе Клара Булатова белән очрашу кичәсе.

29  нчы ноябрь  көнне  лицеебызда татар әдәбиятының йөзек кашы булган, шигърияттә якты йолдыз булып балкыган, үзенең киң кырлы иҗаты белән меңнәрчә китап сөючеләрнең күңелен яулаган Кла...

Методическая разработка, посвященная преподавательской деятельности

Статья содердит методический материал, касающийся преподавательской деятельности....