Творческая мастерская по роману "Евгений Онегин"
методическая разработка (9 класс) на тему

Фофанова Татьяна Николаевна

Данный материал является частью проектной деятельности учащихся на уроках литературы, позволяет воссоздать "век нынешний и век минувший"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_po_romanu_evgeniy_onegin.docx.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Фофанова Т. Н.

«Как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший»?

(проектная деятельность на уроках литературы)

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», как известно, является первым в русской литературе реалистическим романом. Картины русской действительности изображёны Пушкиным столь точно и правдиво, что В. Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». Известный петербургский педагог-филолог Н. Г. Долинина, автор книги «Прочитаем Онегина вместе», считает, что «в пушкинском романе сказано так всеобъемлюще о жизни России, что если бы мы ничего не знали о той эпохе и только читали «Евгения Онегина», то мы бы все-таки узнали много».

В самом деле, романа дает представление о русской жизни 20-х годов XIX: «как воспитывались молодые дворяне, где получали образование, куда ездили развлекаться, что ели и что пили, что читали, какие пьесы шли в театре...»

 На первый взгляд, это мелочи, но, по мнению Л. Н. Толстого, без таких мелочей «нет понимания истории», а в конкретном случае, нет понимания эпохи и культуры XIX века, традиций и быта русского дворянства. Обращаясь к бытовой культуре данной эпохи, мы видим, насколько она связана с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием общества.

Такие приметы времени, как мода, обычаи повседневной жизни, предметы быта, в которых оно воплощается, неотделимы от мира людей. Узнавая их, мы постигаем живое прошлое, лучше понимаем жизнь героев и можем установить связь с настоящим.

Однако быт – это не только жизнь вещей, но и жизнь людей – их ежедневное поведение, распорядок дня, досуг и формы отдыха, игры, любовный ритуал и т.д. Для понимания сути романа «Евгений Онегин» это особенно важно. Именно в конце XVIII – начале XIX века российская аристократия стала законодательницей новых правил поведения в обществе. В высших сословиях складываются обычаи, рождаются определенные правила учтивости и изысканности, которые регламентируют все сферы жизненного уклада дворянства, все стороны его повседневного бытия. Самые обыденные моменты повседневности (визит, прием гостей, проведение бала и т.д.) преобразуются в своеобразный ритуал, обязывая дворянина соблюдать правилам приличия. В романе «Евгений Онегин» и великосветский, и поместный быт выписан очень тщательно, за что поэт получил упрек от друзей за излишнюю поэтизацию дворянской жизни. Пушкин ответил на обвинения так: «Самый ничтожный предмет может быть изображен стихотворцем». Поэт использует быт для характеристики конкретно исторического типа культуры, которая воспитала его героев.

Понимая историко-литературную значимость пушкинского произведения, можно назвать его ключевым в курсе литературы 9 класса. К сожалению, возрастные особенности учащихся создают некоторые трудности в освоении бесценного литературного наследия. Учитель вынужден изобретать новые пути, искать средства и способы, чтобы ввести ученика в атмосферу пушкинской эпохи, чтобы тот в полной мере почувствовал правдивость слов – «Пушкин – это наше все».

Один из эффективных способов мотивации интереса к изучению данного произведения связан с исследованием предметного мира романа, что позволяет воссоздать утраченный образ жизни и ту атмосферу дворянской культуры, которая, во многом, предопределяет и мысли, и поступки героев романа. Учитывая интересы и способности учеников, мы можем вовлечь учащихся в разработку подобного культурно-образовательного проекта. Для его реализации формируются группы, каждая из которых, руководствуясь той или иной строкой романа, идет своим исследовательским маршрутом, воссоздавая предметный мир далекого прошлого.

 Например, строка «Как денди лондонский одет» объединяет исследователей моды. Как правило, это учащиеся, имеющие особый интерес к веяниям моды. Отправной точкой их исследовательской деятельности является слово «денди». Его перевод, производные от него слова, их значение – все становится объектом изучения. Анализу подлежат детали мужского костюма (панталоны, фрак, боливар, жилет, цилиндр) и модные аксессуары (брегеты, лорнеты и пр.). Учащиеся подбирают иллюстративный материал, пишут комментарий и приходят к выводу о том, что дендизм – не только следование новейшим образцам в одежде, но и соответственная манера поведения, образ жизни, признаками которой являются разочарованность, пресыщенность, скука и хандра. Девятиклассники легко заключают, что дендизм – примета и нашего времени, которая вынуждает оценивать человека по одежде.

В другой группе – исследователи интерьера. Они отвечали на вопрос: «Что украшало кабинет философа в осьмнадцать лет?» Учащиеся внимательно изучают «уединенный кабинет» Евгения Онегина. Описание убранства кабинета заслуживает внимания, здесь все заграничное, не русское, все, что Париж, и «Лондон щепетильный (в языке XIX века этому слову соответствует галантерейный) за лес и сало возит нам»:

       Янтарь на трубках Цареграда,

       Фарфор и бронза на столе,

       И чувств изнеженных отрада,

       Духи в граненом хрустале.  

       

 Ученики монтируют красочные слайды, на которых представлены в разных вариантах предметы, возможно украшавшие интерьер кабинета Онегина, отыскивают даже статуэтку Наполеона, «куклу чугунную». Главное –  они констатируют, вслед за автором «Онегина», что все достижения цивилизации осуществляются в дворянском обществе, отмечают горькую озабоченность поэта печальным состоянием нашей заграничной торговли. И вновь – ученики проводят параллель с состоянием современной российской экономики.

Аналогично реализуется задание и в других группах по строчкам «И бал блестит во всей красе» , «Столы зеленые раскрыты», « Но кушать подали».

Так исследователи культуры бала пушкинской поры отмечают функциональное отличие бала от современных танцев и дискотек. Бал того времени складывался в некоторое целостное представление со строгой внутренней организацией, элементами которой были различные формы общения кавалеров и дам, тип социального поведения, бальные ритуалы. Танцы же служили организационным стержнем вечера имели строгую последовательность: полонез, вальс («Вновь с нею вальс он продолжает» ), мазурка («Мазурка раздалась…» ), котильон («И в котильон ее зовет» ). На фрагментах исторических фильмов учащиеся показывают, чем отличается вальс от мазурки. Мазурка - классический сольный танец с многочисленными причудливыми фигурами:

       Мазурка раздалась, бывало,

       Когда гремел мазурки гром

       В огромном зале все дрожало,

       Паркет трещал под каблуком.

……………………………………………………….

       Полна народу зала,

       Музыка уж греметь устала,

       Толпа мазуркой занята,

       Кругом и шум и теснота.

       Бренчат кавалергарда шпоры;

       Летают ножки милых дам.

Романтический, страстный и очень модный в 20-х годах 19 века вальс пользовался репутацией непристойного, неприличного танца, так как партнеры противоположного пола танцевали в паре, находясь довольно близко друг от друга:

       Однообразный и безумный,

       Как вихорь жизни молодой,

       Кружится вальса вихорь шумный,

       Чета мелькает за четой.

Проводя параллели между двумя эпохами, девятиклассники отмечают, что некоторые современные, так называемые«клубные» танцы(гау-гау, хип-хоп, хаус, джампстайл ), тоже вызывают непонимание и осуждение среди людей старшего поколения.

Объектом исследования очередной группы учащихся стали карточные игры, которые сделались своеобразной моделью жизни дворянского общества. Учащиеся обращают внимание на деление карточных игр на коммерческие и азартные. Коммерческие игры были приятным времяпрепровождением:

       Столы зеленые раскрыты:

       Зовут задорных игроков

       Бостон и ломбер стариков,

       И вист доныне знаменитый,

       Отныне знаменитый,

       Однообразная семья

       Все жадной скуки сыновья.

Азартные же игры влекли за собой атмосферу поединка, конфликтности, преступлений, что , по мнению учащихся, актуально и сейчас.

Задание для гастрономических гурманов вызывает повышенный интерес. В центре внимания – обед Онегина, который, и правда, недурен, На цветных слайдах девятиклассники узнают консервированный паштет из гусиной печени («И Страсбурга пирог нетленный»), мягкий острый сыр («..сыром лимбургским живым»), трюфели (« роскошь юных лет»), жареную говядину с кровью («ростбиф окровавленный»), ананас «золотой» и делают вывод, что «французской кухни лучший цвет» вполне доступен современному любителю вкусно поесть. А «залить горячий жир котлет» можно «благословенными» французскими винами: Бордо, Аu, Вдова Клико, Моэт – или на, худой конец, Цимлянским.

Завершается проект защитой, на которой предметный мир романа предстает во всем многообразии.

Культурно-образовательный проект по детальному изучению романа «Евгений Онегин» позволяет современному ученику не только постичь культуру и быт эпохи Пушкина, глубже понять его героев, но увидеть и осознать параллели «века нынешнего» и «века минувшего», а  значит задуматься, аналитически   оценить плюсы и минусы разных явлений, сделать свой  обоснованный выбор жизненный приоритетов.

                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение темы «СПП с разными видами придаточных» Технология «творческая мастерская» Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвя...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...