Урок "Публицистический стиль речи"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Богданова Лариса Ивановна

Урок обобщает и систематизирует всё, изученное по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_k_attestatsii.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Публицистический стиль речи". (7 кл.)

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Цели:

обучающий аспект - обобщить изученное о публицистическом стиле речи;

развивающий аспект -развивать монологическую речь, образное и логическое мышление учащихся, совершенствовать навыки анализа текста и способность к словотворчеству; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект - способствовать развитию системы ценностных отношений к родному языку, воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову.

Оборудование: презентация "Публицистический стиль речи", стенгазета "Моя малая родина", работы учащихся

1. Ребята! На прошлом уроке вы получили представление о публицистическом стиле речи. На сегодняшнем уроке мы с вами обобщим и закрепим изученное по этой теме.  Вы попробуете себя в роли журналистов нашей классной газеты "Моя малая родина", которую мы вместе создадим в течение урока.

2. Давайте вспомним, что вам известно о публицистическом стиле речи?

-Каково назначение публицистического стиля речи?

(Назначение стиля - сообщать, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к актуальным общественно значимым проблемам , вызывающим интерес общества.

-Какие вы можете назвать общественно-значимые проблемы?

(Проблема воспитания патриотизма, проблема бережного отношения к родной природе, проблема уважительного отношения младших к старшим)

-А какова сфера употребления публицистического стиля речи? Где он может использоваться?

(Он используется в газетных, журнальных статьях, в передачах по радио и  телевидению, в выступлениях на собраниях, митингах)

-Какие вы знаете жанры публицистического стиля речи?

(В публицистическом стиле может быть написана заметка (с кратким сообщением каких-либо сведений), репортаж (с подробным описанием факта, события), рецензия, отзыв(размышления, впечатления автора по поводу увиденного ,услышанного, прочитанного).

- А каковы языковые приметы этого стиля?

(В публицистическом стиле используются разнообразные тропы(изобразительно-выразительные средства):эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы; ряды однородных членов, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения, фразеологизмы, пословицы и поговорки, слова в переносном значении(так называемая" газетная образность").

3. Слайд №5

-Сейчас мы выполним следующее задание.

Замените словами описательные обороты речи, которые помогают избежать повторения, придать большую выразительность публицистическому тексту  

Люди в белых халатах -

Белое золото -

Зелёный массив -

Второй хлеб -

Голубые дороги -

(Картофель, морские пути, хлопок, врачи, лес)

-А сейчас  задание следующее. Орфографический диктант с последующей проверкой. Под диктовку вы должны написать слова, которые могут быть использованы при написании публицистических текстов.

 Общественный, нравственный, организованный,  благородный, ответственный, воспитание, доблестный, юный, репортаж, патриотизм, публицист, мужественный, отечество.

-А теперь вставим пропущенные буквы и проверим.

-Какие из данных слов являются синонимами?

-Каково значение слова "патриотизм"?

(Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.)

-Составьте предложение с этим словом, включив в него однородные члены?

(Истинного героя отличает преданность и любовь к своему отечеству)

-В каких словах есть орфограмма "Непроизносимый согласный в корне"(доблестный)

-А в каких "правописание н и нн в суффиксе прилагательных"?

(Мужественный, ответственный. общественный, нравственный).

4. Слайд №5 Перед вами текст учёного-исследователя Древнерусской литературы , писателя-публициста  Д. С. Лихачёва.

-Прочитайте его, определите, к какому стилю он относится?

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране , к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.

                                                        Д. С. Лихачёв

-Да, это публицистический стиль речи.

- Какова тема данного текста?

(Тема -воспитание любви к своей родине.)

-Какие языковые средства публицистического стиля  использует автор?

( Ряды однородных членов, вопросительные предложения, лексические повторы)

-В каких жизненных ситуациях может быть использован данный текст?

(На конференции, посвящённой проблеме воспитания молодёжи, подрастающего поколения, в  статье, в выступлении по радио, телевидению).

-Спишите данный текст, подчеркните однородные члены как члены предложения?

- Назовите однородные члены, определите их синтаксическую роль.

(Дополнения)

5. Слайд №6

В Библии есть такое выражение: "От полноты сердца говорят уста", то есть в нашей речи есть смысл только тогда, когда мы говорим о том, что волнует, тревожит, от чего болит сердце, что хочется сказать другим людям, поделиться заветным и сокровенным, предостеречь от ошибки или беды.

Всё сказанное относится к публицистическим выступлениям ,устным или письменным.

-Вам было дано задание к сегодняшнему уроку написать статьи, очерки, репортажи по истории нашего родного края, нашей малой родины, посёлке Фруктовая.

-Давайте послушаем некоторые из них и определим, удалось ли автору создать публицистический текст, используя языковые особенности стиля?

-Каковы особенности каждого из жанров публицистики: статьи, очерка, репортажа.

(Чтение статей)

-Какова тема текста?

-Какие языковые средства использует автор?

-В чём особенность жанра статьи?

(Автор затрагивает какую-то важную общественную проблему и предлагает пути её решения, призывает нас к чему-то).

-----------------------------------------------------------------------------------------------

-Какой это жанр публицистического стиля? В чём его особенность?

Это очерк, небольшой рассказ о герое. Автора интересуют подробности становления героя, особенности его характера.  Для автора важно рассказать о событии, о самом факте, без лишних комментариев. Очерк обращает к жизни человека, который может стать примером для подражания.

__________________________________________________________

-Чтение репортажа.

-А это какой жанр публицистического стиля?

Да, это репортаж. Автор репортажа - человек, который сам наблюдал или наблюдает событие. Поэтому он не только подробно рассказывает о событии, но и даёт оценку происходящему. Названа точная дата события. Репортаж интересен тем, что помогает почувствовать атмосферу описываемого события. Мы словно становимся очевидцами, участниками события.

__________________________________________________________

6.Слайд№7

 Прочитайте стихотворение о родине Е. Баратынского "Родина".

Я возвращаюсь к вам, поля моих отцов,

Дубравы мирные, священный сердцу кров!

Я возвращаюсь к вам, домашние иконы...

О , дом отеческий! О, край всегда любимый!

Родные небеса! Незвучный голос мой

В стихах задумчивых вас пел в стране чужой,

Вы мне повеете спокойствием и счастьем.

- Определите, какой это стиль речи.

-Спишите текст, расставляя знаки препинания и подчеркните эпитеты.

-Каким пунктуационным правилом вы пользовались, расставляя знаки препинания?

(Дубравы мирные, священный кров, отеческий дом, любимый край, родные небеса, незвучный голос, в стихах задумчивых).

(Это художественный стиль речи. Эмоциональный тон, наличие изобразительно-выразительных средств, эпитетов)

-Публицистический стиль речи похож на художественный.

-Чем отличается   художественный стиль от публицистического?

(В художественном стиле автор создаёт художественный образ. В публицистическом автор напрямую воздействует на читателя.)

Многие писатели , мастера художественного слова выступали и выступают, как писатели-публицисты.

Ф. М. Достоевский

М.Е. Салтыков-Щедрин

М. Горький

-Почему известные писатели выступают как писатели-публицисты?

(Писатель -это и настоящий гражданин своего отечества, который болеет душой о наших недостатках, серьёзных проблемах и хочет донести это до своих граждан . Публицистический стиль даёт возможность напрямую обратиться к читателю, слушателю и высказать то заветное, сокровенное, что тревожит сердце, предложить свои пути решения проблемы.

Писателями и поэтами мы с вами можем и не стать. А вот , используя знания о публицистическом стиле, вы всегда можете обратиться к людям с тем, что волнует вас и окружающих.

Об этом хорошо сказал русский поэт Н. А. Некрасов:

"Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан"

Каким бы жанром публицистического стиля, мы не пользовались, он выдаёт в нас неравнодушных граждан нашего отечества.

7. Слайд №8 С чего начинается Родина?(Вениамин Баснер, Михаил Матусовский)

Релаксация:

-Что вы для себя нового открыли на уроке?

-Какие эпизоды урока запомнились?

-Чьи письменные работы понравились?

(Объявление оценок)

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение русского поэта о Родине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Стили речи: разговорный стиль"

В данной презентации рассматриваются особенности, признаки и функции разговорного стиля речи, а также приводятся примеры использования разговорного стиля в художественных произведениях....

Презентация по теме "Стили речи: научный стиль"

В данной презентации рассматриваются функции, характерные черты и особенности научного стиля....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Стили речи. Публицистический стиль

I. Вступление. II. Публицистический  стиль.1. Характеристика публицистического стиля.2. Особенности публицистического стиля.3. Жанры публицистики.   1) Очерк как жанр публицистики....

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...