Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Куковякина Наталья Леонидовна

Рабочая программа по литературе 9 класс. Помощь учителю в составлении индивидуальной рабочей программы под  редакцией В.Я.Коровиной, расчитанной 68 часов в год (2 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_po_lit-re_9_klass.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Стрижевская средняя общеобразовательная школа №2

Пгт Стрижи Оричевского района Кировской области

               УТВЕРЖДАЮ

                                                                  ДиректорМОУ Стрижевской школы №2

                                                                  __________ (В.С. Одегов)

                                                                 Приказ №_______ от  ___________2011 г.                                                                                  

Рабочая программа

 по литературе

9 класс

на 2011-2012 уч.год

   

                                   Составитель:

                                               Куковякина Н.Л, учитель

                             русского языка

                                    и литературы

пгт. Стрижи, 2011

Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературе составлена  на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по литературе для 5-9 классов (авторы: В.Я. Коровина, 0,П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008;

- методического пособия «Рабочие программы по литературе 5-9 классы (по программе под редакцией В.Я. Коровиной). Методическое пособие. Составитель Г.М.Вялкова; под редакцией Л.Н.Савиной. – М.: Издательство «Глобус» 2009 год.- (Образовательный стандарт)

Программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим...», обеспечивающие процесс обучения.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Контрольные

Внеклассное чтение

Развитие речи

Введение. Литература как искусство слова

1

Из античной литературы

1

Из древнерусской литературы.

6

1

1

Из литературы эпохи Возрождения

2

Из литературы эпохи Просвещения

1

Из русской литературы XVIII века.

12

1

1

Из литературы первой половины XIX века.

61

2

1

10

Из литературы второй  половины XIX века.

4

Из литературы XX века.

11

1

Из современной литературы

2

Итоговый урок

1

ИТОГО

102

3

3

12

Список произведений для заучивания наизусть

«Слово о полку Игореве» (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величие при случае великого северного сияния» (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям». «Памятник» (на выбор).

Н.М. Карамзин. «Осень».

А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву». «Анчар». «Мадонна». «Пророк». «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта». «И скучно и грустно…». «Родина». «Пророк». «Молитва».

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. «Люблю» (отрывок).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». «О красоте человеческих лиц». «Можжевеловый куст». «Завещание» (по выбору).

А.А. Ахматова. «Сероглазый король». «Молитва». «Не с теми я, кто бросил землю…» «Что ты бродишь, неприкаянный…», «Муза», «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. «Весенние строчки». «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
  • итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

                                 Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления,) романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о омическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учащихся:

1.  Зарубежная литература: 8-9 классы: Учебник / Шайтанов И.О., Свердлов М.И.; под ред. И.Станова. - М.: Просвещение, 2006.

2. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Ав В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

3. Литература. 9 кл.: Хрестоматия художественных произведений. / Сост. Коровина В.Я. / Просвещение, 2008.

4. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс. / А В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.М., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

3. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

урока

Кол-

во

ча

сов

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Сроки

проведения

1

Вводный урок.  Литература как искусство слова

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская  литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе

Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса;

понимать: историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с общественной и культурной жизнью данной эпохи, наличие и развитие в литературе определённых традиций;

уметь:  аргументированно отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы

2.

Античная литература

Данте «Божествен

ная комедия»

1

Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический

Знать: содержание 1-3 песен «Ада»;

понимать: множественность смыслов «Божественной комедии»;

уметь: выразительно читать текст песни, определять аллегорический, моральный, мистический смысл

3.

Древнерусская литература.

«Слово о
полку Игореве» - величайший
памятник
древнерусской литературы

1

Открытие «Слова», его издание
и изучение.

Вопрос
о времени

создания и авторстве.
Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и
композиция

Знать: историческую основу памятника, историю
его открытия,
содержание произведения;
понимать: жанровые особенности «Слова...»;
уметь: строить
монологическое
высказывание,
составлять план
прочитанного,
выделять смысловые части,
уметь сопоставлять произведения изобрази -
тельного искусства и летописные
источники с текстом произведения

4.

«За землю

Русскую».

Осмысление

текста

памятника

1

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова»

Знать: жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова»; понимать: в чём заключается патриотизм произведения, какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины в произведении;

уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения

5.

Вечные образы «Слова...»

1

Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава.

Ярославна как идеальный образ русской женщины

Знать: приёмы создания характеров героев, художественные средства выразительности;

понимать: особенности воплощения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения;

уметь: характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения

6.

Поэтическое искусство автора

1

Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. «Слово…» и фольклорная традиция. Значение памятника для русской культуры. Переводы и переложения произведения

Знать: авторов поэтических переводов и переложений памятника, своеобразие авторского стиля;

понимать: образ автора в произведении;

уметь: выявлять авторскую позицию, выразительно читать наизусть, строить монологическое высказывание, находить устно-поэтические и книжные элементы в речи автора; сопоставлять художественный  текст и оперу

А.П.Бородина

7

Р.Р.Анализ эпизода «Плач Ярославны»

1

Нравственно-патриотическая идея «Слова...». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова...», своеобразие авторского стиля. «Слово...» и фольклорная традиция

Знать: содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода;

понимать: роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения; позицию автора и её отражение в тексте; уметь: комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учётом авторской позиции; строить письменное высказывание; обосновывать собственную точку зрения

8.

Урок

 контроля.

Литературная игра «Мир Игоревой песни»

1

Историческая основа памятника. Жанр и композиция «Слова...». Образы русских князей. Символика «Слова...», своеобразие авторского стиля.

 Поэтическое мастерство автора. Переводы и переложения произведения

Знать: текст произведения, художественные особенности, авторов поэтических переложений, значение памятника для истории русской культуры;

уметь: выражать своё отношение к прочитанному, понимать литературоведческий текст; сопоставлять «Слово..» с произведениями музыки и живописи

9.

Литература эпохи Возрождения.

Шекспир «Гамлет»

1

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор). «Гамлет» - «пьеса на века» (А. Аникст).

Знать: основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»;

понимать: вечные проблемы в творчестве Шекспира, жанровые особенности драматического произведения;

уметь: выразительно читать драматическое произведение; характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох

10.

Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения.

Философская глубина трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература

1

Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература

Знать: основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»;

понимать: вечные проблемы в творчестве Шекспира, жанровые особенности драматического произведения;

уметь: выразительно читать драматическое произведение; характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох

11

Литература эпохи Просвещения.

Гёте «Фауст»

1

Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия

Знать: основные факты из жизни Гёте, творческую историю трагедии, содержание фрагментов;

понимать: философскую проблематику трагедии; уметь: выразительно читать, отвечать на вопросы ; давать характеристику персонажу драмы

12.

Русская литература 18 века.

Характеристика русской литературы 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм

Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы 18 в.;

понимать: роль литературы 18 века в последующем развитии культурных традиций; уметь: сопоставлять исторические факты и литературные традиции; самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую литературу

13.

Мольер «Мещанин во дворянстве»

1

Великий комедиограф эпохи классицизма. Обзор содержания комедии. Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

14.

Мольер «Мещанин во дворянстве»

1

Образная система, черты классицизма в комедии, новаторство Мольера.

15.

М.В. Ломоносов «Живое единство наук и художеств»

1

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Прославление Родины, мира, науки и  просвещения в  одах Ломоносова

Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии;

понимать: идейно-художественный смысл оды, восторженное отношение к тайнам природы;

уметь: выразительно читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание; определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры

16.

Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина

1

Традиции и новаторство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стихотворениях представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворении «Памятник».

«Властителям и судиям»

Знать: факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина;

понимать: особенности поэзии Державина, в чём он отходит от канонов классицизма, какую роль отводит поэту и поэзии;

уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; определять место стихотворения в творческой эволюции поэта; понять сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии

17.

«Не раб, но человек». Жизненный подвиг А.Н.Радищева

1

Сентиментализм как литературное направление. Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической России в книге Радищева, её гражданский антикрепостнический пафос. Черты классицизма и сентиментализма

Знать: черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева;

понимать: особенности стиля Радищева,

уметь: строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения

18

Р.Р.Сжатое изложение с творческим заданием по главе «Любань»

1

Быт и нравы крепостнической Руси в главе «Любань», гражданский пафос автора «Путешествия из Петербурга в Москву»

Знать: приёмы сжатия текста; понимать: особенности сентиментализма; уметь: письменно строить высказывание; редактировать текст

19

«Он  имел душу, он имел сердце». Н.М. Карамзин.

Повесть «Бедная Лиза»

1

Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Сентиментализм как литературное направление. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза»

Знать: основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма;

понимать: проблематику произведения, роль пейзажа и рассказчика в повести «Бедная Лиза»;

уметь: строить монологические высказывания; комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, отношение автора изображаемому, выявлять и объяснять позицию автора

20.

«Призрак

счастья»

в повести Н.М. Карамзина.

Главные герои повести

1

Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы

Знать: черты жанра сентиментальной повести, сюжет произведения;

понимать: противоречивые характеры героев и психологической характеристики;

уметь: давать характеристику персонажа по плану; выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произведения; способы проявления авторской позиции; развёрнуто обосновывать свои суждения

21.

Д.И. Фонвизин «Недоросль».

Идейное содержание комедии.

1

Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Реалистические черты характеров .

22

Д.И. Фонвизин «Недоросль».

1

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии. Черты классицизма в комедии.

23

Вн.чт.Рылеев Думы

1

24

Золотой век русской литературы

1

Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Осмысление ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Формирование представ

лений о национальной самобытности русской изящной словесности. Роль литературы в формирова

нии литературного языка. Проблема личности и обще

ства. Образ героя времени. Тип героя-индивидуалиста

Знать: общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы;

понимать: национальную самобытность русской литературы;

уметь: развёрнуто обосновывать суждения; прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях; делать выводы; отбирать необходимый материал для заполнения таблицы; давать определение романтизму

25

Романтизм в русском и мировом искусстве.

Байрон «Паломничество Ч. Гарольда»

1

Романтизм в русском и мировом искусстве.

Романтический герой, романтическая поэма. Байронический герой.

26

«Его стихов пленительная сладость»

(А.С. Пушкин). В.А. Жуковский. Жизнь и творчество

1

Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в стихотворении «Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову

Знать: факты жизни и творчества В.А. Жуковского;

понимать: поэтический текст; символический смысл стихотворений;

уметь: выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументировано выражать свою точку зрения; находить в тексте стихотворения черты романтизма

27.

Лучший друг нам в жизни сей - вера в Провиденье».

Нравственный мир героини баллады «Светлана» как средоточие народного духа и христианской веры

1

Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предска

зания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, моти

вы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастичес

кой баллады. Нравствен

ный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам

Знать: жанровые особенности баллады, сюжет произведения;

понимать: романтический характер баллады; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; приводить доказательства; видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ

28.

Могучее проявление русского духа».

Очерк жизни и творчества А.С.

Грибоедова

1

Жизнь и творчество драматурга. История создания комедии «Горе от ума»

Знать: основные факты жизни и творчества

А.С. Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума»;

понимать, в чём

заключается неповторимое идейно-художественное своеобразие личности А.С. Грибоедова;

уметь: работать с разными источниками информации, строить развёрнутые устные монологические высказывания; составлять план статьи учебника; обосновывать суждения и приводить доказательства

29.

«К вам Александр Андреич (Чацкий». Анализ 1 действия комедии

1

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт)

Знать: литературоведческие понятия, (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующих лиц;

понимать: природу общественной комедии, условность «разговорного стиха»; уметь: выразительно читать монологи, комментировать, ... воспринимать и анализировать текст комедии; выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику

30.

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия

1

Чацкий и фамусовская Москва

Знать: значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесцени-ческих персонажей, их роль в развитии конфликта; 

понимать: термины «развитие действия», экспозиция, завязка;

уметь: обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты; выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего»

31.

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

1

Мастерство драматурга в создании характеров Софьи, Чацкого. Проблема ума в комедии

Знать: понятия: кульминация, конфликт, внесценические персонажи;

понимать: значение сцены бала в развитии конфликта; приёмы создания коллективной характеристики фамусовского общества;

уметь: анализировать эпизод произведения, аргументировать, развёрнуто обосновывать свою точку зрения и строить монологические высказывания; выявлять типические черты, присущие представителям «века нынешнего»

32.

«Не образумлюсь…виноват…»

Анализ 4 действия

1

«Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание

Знать: текст комедии; определение развязки действия, открытого финала;

понимать: смысл названия, нравственно-философское звучание комедии;

уметь: определять основные конфликты; развёрнуто обосновывать суждения объяснять понятие открытого финала

33.

Жанр высокой

комедии

1

Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность её языка

Знать:  текст комедии; специфику комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма;

понимать: историческую истину конфликта, новаторское звучание комедии;

уметь: оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи; находить черты романтизма и классицизма в комедии; оценивать мастерство «разговорного стиха» пьесы

34

«Горе от ума» в оценке И.А.Гончарова

1

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова «Мильон терзаний»

Знать: текст статьи Гончарова;

понимать: концепцию критической статьи; уметь: работать с текстом критической статьи, определяя её концепцию; составлять тезисный план и конспект статьи

35-36

Р.Р.Классное сочинение обучающего характера

2

Разноречивые оценки образа Чацкого. Мастерство драматурга в создании характера героя

Знать: особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы;

понимать: личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества;

уметь: строить письменное высказывание по заданной теме; редактировать текст сочинения; определять собственное отношение к персонажам

37

А.С. Пушкин. «Вся жизнь - один чудесный миг»

1

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина;

понимать: значение Пушкина для русской культуры;

уметь: строить высказывание, пересказывать текст, представлять информационный проект; отбирать необходимый материал для, составления

летописи жизни и творчества поэта; развёрнуто обосновывать суждения

38

«И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

1

Поэтическое новаторство А.С.Пушкина, трансформа

ция традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа

Знать: понятия:

Мотив, лирика, лирический герой; этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений;

понимать:  идейно-художественное своеобразие стихотворений;

уметь: выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения; выявлять общие мотивы и темы

39

«Пока свободою горим…»Развитие темы свободы в лирике А.С. Пушкина

1

«Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики. Воплощение темы свободы на разных этапах творчества. Образно-стилистическое богатство стихотворений «Деревня», «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю»

Знать: какое воплощение в стихах А.С.Пушкина нашла тема свободы;

понимать: идейно-художественное своеобразие вольнолюбивой лирики А.С. Пушкина;

уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения

40

«Друзья мои, прекрасен наш союз»! Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

1

Дружба и друзья в лирике Пушкина разных лет. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики. Образно-стилистическое богатство поэзии Пушкина

Знать: как развивалась тема дружбы в лирике Пушкина; адресатов дружеской лирики;

понимать: образную природу стихотворений о дружбе, нравственную основу лирики;

уметь: воспринимать и анализировать стихотворения, выражать своё отноше

ние к прочитанному, выразительно читать

41

«Я вас любил...» Любовная лирика поэта

1

Одухотворённость, чистота, чувство любви в стихотворениях «Я помню чудное мгновенье» «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадонна», «Я вас любил». Образно-стилистическое богатство лирики А.С. Пушкина

Знать: адресатов любовной лирики,

понимать:

образно - стилистическое богатство любовной лирики Пушкина;

уметь: выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге

42

«Я жить хочу, чтоб мыслить и

страдать».

Философская лирика

А.С. Пушкина

1

Раздумья А.С.Пушкина о  смысле жизни в в стихотворениях «Бесы», «Осень». Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина

Знать: философские мотивы в лирике Пушкина;  понимать: образно - стилистическое богатство лирики Пушкина, философские раздумья о смысле жизни и мире;

уметь: выразительно читать стихотво

рения; находить в стихотворении ключе

вые образы и образы-символы; выявлять авторскую позицию; участвовать в диа

логе, обосновывать свою точку зрения, сопоставлять стихотворения разных авторов; рецензировать ответы

43

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

1

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. Чтение и анализ стихотворений «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Образно - стилистическое богатство и глубина лирики Пушкина Гармония мысли и образа

Знать: время создания стихотворений; особенности эпохи; понимать: идейное содержание стихотворений о назначении поэта и поэзии, их религиозно-светский смысл; особенности жанра стихотворений;

уметь: создавать историко-культурный и биографический комментарии; находить ключевые образы; отвечать на вопросы, строить монологические выска

зывания и развёрнуто обосновывать суждения

44-45

Р.Р.Классное сочинение. Интерпретация лирического стихотворения А.С. Пушкина (по выбору учащегося)

2

Образно-стилистическое богатство лирики Пушкина. Гармония мысли и образа в стихотворении

Знать: способы переработки текста, его построение;

понимать:идейно-художественное своеобразие стихотворения;

уметь: разъяснять смысл текста; соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом; аргументировать свою точку зрения; находить ключевой образ-переживание; редактировать текст сочинения

46

«И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». Поэма «Цыганы»

1

Черты романтизма в  произведении. Oбpaз главного героя: переосмысление байронического типа.  Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смыл финала поэмы

Знать: признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки; время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы; понимать: идейно-художественные особенности поэмы;

уметь: создавать историко-культурный и биографический комментарий; нахо

дить признаки романтизма и реализма; давать сопоставительную характери

стику; развёрнуто обосновывать сужде

ния и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения, работать с критической статьёй

47

«Моцарт и Сальери»: два музыканта - две судьбы. Спор о сущности творчества в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери»

1

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству

Знать: определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери», содержание произведения;

понимать: идейно-художественное своеобразие пьесы, символический смысл образов;

уметь: выразительно читать, выражать отношение к прочитанному; создавать историко-культурный и биографический комментарий; составлять сравнительную характеристику героев

48

Вн. Чт. Пушкин «Маленькие трагедии»

1

49

«Собранье

пестрых

глав».

Творческая

история

романа

«Евгений

Онегин»

1

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Творческая история произведения. Своеобразие жанра и композиции. Онегинская строфа. Осмысление высказывания Пушкина: «Евгений Онегин» - не историческая хроника: в нём речь идёт не об отрезке времени в шесть с половиной лет (1819-1825), а действительно о судьбе поколения, о её «концах и началах»

Знать: творческую историю романа; что такое роман в стихах; реализм как литературное направление;

понимать: жанровые особенности романа в стихах;

уметь: выразительно читать, строить устные высказывания

50

«И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и столичное дворянство

1

Онегин как тип лишнего человека в русской литературе Образ авторе в произведении. Нравственно-философская проблематика произведения

Знать: содержание 1 -5 глав романа, знать наизусть строфы 1,2 первой главы;

понимать: что такое тип «лишнего человека», причины «хандры» героя;

уметь: давать характеристику герою, выразительно читать; развёрнуто обосновывать суждения; сопоставлять персонажей; выявлять типические черты, присущие главному герою

51

«И в голос все решили так, что он опаснейший чудак!» Онегин и поместное дворянство

1

Типическое и индивидуальное в судьбе Онегина. Оценка художественных открытий Пушкина в статьях

В. Г. Белинского

Знать: какое воплощение нашёл тип «лишнего человека» в отечественной литературе, содержание глав;

уметь: выявлять типическое и индивидуальное в судьбе героя, давать характеристику, сопоставлять произведения искусства; давать оценку характеру Евгения Онегина, используя критическую статью В.Г. Белинского

52

«От делать нечего друзья». Онегин и Ленский

1

Онегин и Ленский. Нравственно-философская проблематика романа. Оценка художественных открытий Пушкина в критике В.Г. Белинского

Знать: содержание глав романа; оценку художественных открытий Пушкина в критике Белинского;

понимать: нравственно-философскую проблематику романа;

уметь: давать характеристику литератур

ному герою, использовать в ответе оценку В.Г.Белинским художественных открытий А.С.Пушкина; оценивать роль лирических отступлений в романе

53

«Татьяна, русская душою...» Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга

1

Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Оценка художественных открытий Пушкина в критике В.Г. Белинского

Знать: авторское отношение к Татьяне, Ольге; оценку образа Татьяны В.Г. Белинским;

понимать: почему Татьяна является «милым идеалом» Пушкина;

уметь: давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания

54

«Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас». Татьяна и Онегин

1

Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Оценка художественных открытий Пушкина в критике В.Г.Белинского

Знать: текст художественного произведения, нравственно-философскую проблематику романа;

понимать: смысл финала романа; смысл сопоставления героев;

уметь: сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологичес

кие высказывания на  основе произведе

ния изобразительного искусства; выяв

лять авторское отношение к героям; развёрнуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинс

кого; определять собственное отношение к героям

55

«...Мы неугомонно хлопочем, судим обо всём...» Образ автора в романе

1

Образ автора в произведении. Реализм и энциклопедизм романа. Оценка художественных открытий  Пушкина в статьях В. Г. Белинского

Знать: лирические отступления, тематику лирических отступлений, оценку романа Белинским;

понимать, в чём

заключается реализм и энциклопедизм романа;

уметь: различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа, оценивать роль лирических отступлений в понимании смысла романа; сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философс

кой лирики; сопоставлять произведения живописи с текстом романа

56-57

Классное сочинение по роману А.С Пушкина «Евгений Онегин»

2

Темы сочинений

1. Почему роман назван именем Онегина?

2. Почему Пушкин называл Татьяну своим «верным идеалом»?

3. Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Знать: текст романа, художественные особенности; нравственно-философскую проблематику произведения; типы вступлений и основные приёмы их создания (цепочки и перечисления); понимать: тему и основную мысль сочинения;

уметь: строить сочинение -

рассуждение на выбранную тему; владеть навыками редактирования текста; обосновывать суждения и приводить доказательства; писать

вступление, используя приём цепочки; уместно использовать цитаты

58

«Он хочет жить ценою муки…»

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова

1

Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Смерть Поэта» как гражданский подвиг М.Ю.Лермонтова

Знать: основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики;

понимать: идейный смысл стихотворения «Смерть Поэта», его художественные особенности;

уметь: выразительно читать стихотворения, строить высказывания, отвечать на вопросы; сопоставлять творческие манеры А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; развернуто обосновывать суждения; приводить доказательства собственной точки зрения; давать историко-культурный и биографический комментарий

59

«Я к одиночеству привык...» Тема

одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Основные мотивы лирики: пафос вольности, чувство одиночества, жажда гармонии в стихотворениях «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой», «Я жить хочу! Хочу печали», «И скучно и грустно»

Знать: понятия: мотив, лирический герой, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики;

понимать: идейный смысл стихотворений, роль поэтической интонации, жанровые особенности;

уметь: анализировать стихотворения по вопросам, строить высказывания, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи; создавать историко-культурный и биографический комментарий; выявлять место стихотворения в творчестве поэта

60

«Печально я гляжу на наше поколенье...» (раздумья о судьбе «людей 30-х г.г.» в лирике М.Ю. Лермонтова)

1

Поэт и его поколение. Раздумья Лермонтова о поколении в стихотворениях «Дума», «Предсказание»

Знать: время создания стихотворений, художественное своеобразие стихотворений, жанровые особенности; понимать: идейный смысл стихотворений;

уметь: анализировать стихотворение по плану, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи; создавать историко-культурный и биографический комментарий; выявлять чувства и настроения лирического героя

61

Урок

контроля.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Родина»

1

Раздумья Лермонтова о судьбе России в стихотворении «Родина»

Знать: способы переработки текста, его построение: идейно-художественное своеобразие стихотворения «Родина»;

уметь: интерпретировать стихотворение его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, интерпретировать форму ответов и вопросов в самостоятельный текст; редактировать текст сочинения

62

«Всякий плакал, кто любил...» Тема любви в лирике Лермонтова

1

Тема любви в лирике Лермонтова. Стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет», «Нищий», «Молитва» (Я, матерь Божия…)

Знать: тексты стихотворений Лермонтова, адресатов любовной лирики;

понимать: идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства;

уметь: выразительно читать стихотворе

ния наизусть, развёрнуто обосновывать суждения; искать нужную информацию в источниках различного типа; воспринимать произведения искусства

63

«Из пламя и света рождённое слово». Тема поэта и поэзии в лирике

1

Тема поэта и поэзии в лирике. Чтение и изучение стихотворений «Есть речи - значенье», «Пророк». Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Два «Пророка» как отражение двух периодов исторического развития России

Знать: тексты стихотворений, их художественные особенности; историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк»;

понимать: идейный смысл стихотворений, отличие пушкинского взгляда на проблему от взгляда Лермонтова;

уметь: оценивать идейно-художествен

ные искания поэта в контексте эпохи; интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловлен

ности с использованием теоретико-литературных знаний; делать историко-культурный комментарий

64

«Лермонтов-прозаик - это чудо»

(Л.Н.Толстой). «Герой нашего времени» — первый психо

логический роман

1

Обзор содержания «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои

Знать: теоретические понятия: роман, психологический роман; проблематику и особенности композиции романа;

уметь: выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа

65.

Композиция романа Лермонтова. Роль отдельных глав романа в композиции произведения.

1

Особенности композиции романа

66

Печорин и

«горцы»

1

Загадки образа Печорина в повести «Бэла». Противоречивая сущность любви героя. Традиции и обычаи народов Кавказа

Знать: текст повести,

понимать: художественное своеобразие повести; уметь: различать героя, повествователя и автора в повести «Бэла»; определять жанр повести и её художественные особенности

67

Печорин и

Максим

Максимыч

1

Развитие образа Печорина в романе. Психологический портрет главного героя как способ раскрытия «внутреннего человека»

Знать: текст повести;

понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета; 

уметь: анализировать повесть с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода

68

Печорин в обществе «честных контрабандистов»

1

Углубление образа главного героя романа в повести «Тамань». Печорин и «ундина». Эмоциональная насыщенность, живописность повести

Знать: художественные особенности повести, признаки романтического сюжета, текст повести; понимать: способы создания образа главного героя через самооценку; уметь: различать героя, повествователя, автора в повести «Тамань»; развёрнуто обосновывать суждения; на основе текста повести давать характеристику герою; определять конфликт повести

69

Печорин и

«водяное

общество»

1

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Мери. Печорин и Вера

Знать: понятие «двойник», содержание повести,

понимать: способы создания образа главного героя через самооценку;

уметь: составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой», оцени

вая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет; развёрнуто обосновывать суждения; аргументировать выводы, приводя цита

ты из текста; определять границы эпизодов

70

Можно ли назвать Печорина фаталистом?

1

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение

Знать: текст повести; композиционное значение повести; проблематику и художественные особенности;

понимать: философскую концепцию повести; уметь: развёрнуто обосновывать суждения; создавать характеристику героя на основе текста повести; делать выводы и обобщения; выделять границы эпизода

71

Художественные особенности романа. Жанр и композиция

1

Художественное значение романа. Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Особенности композиции

Знать: художественное своеобразие романа,

понимать: значение романа в истории русской литературы; уметь: выявлять концепцию критической статьи; находить необходимый материал для характеристики героя в тексте статьи; приводить доказательства; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять художественные особенности романа; находить черты романтизма и реализма

72-73

Р.Р. Классное сочинение «Драма незаурядной личности в романе»

2

«Герой нашего времени» - первый психологический роман о незаурядной лич

ности. Печорин в кругу персонажей романа, «са

мый любопытный предмет своих наблюдений»

Знать: текст романа, психологические особенности образа Печорина;

уметь: составлять тезисный план сочинения; подбирать необходимые цитаты; приводить доказательства в соответствии с темой сочинения; писать вступление и заключение

74

«На пользу отечества, для счастья граждан». Жизненный и творческий путь Гоголя

1

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор)

Знать: основные факты жизненного и творческого пути;

уметь: сопоставлять портреты писателя и развёрнуто обосновывать суждения; формулировать свою точку зрения

75

«Вся Русь явится в нем!» Первоначальный замысел и идея Гоголя

1

«Мёртвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием

Знать: историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию;

понимать: особенности жанра, художественного осмысления действительности, реалистической манеры писателя;

 уметь: оценивать идейно-художествен

ные искания писателя; развёрнуто обос

новывать суждения; выявлять особен

ности авторского стиля и приёмы сатири

ческого изображения действительности

76

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов и Коробочка

1

Система образов помещиков. Авторская концепция омертвления души. Образы Манилова и Коробочки

Знать: текст поэмы;

понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

77

«Неотразимо

страшные

идеалы

огрубления»:

Собакевич и

Ноздрев

1

Чичиков у Собакевича и Ноздрева. Приёмы создания образов помещиков

Знать: приём зоологизации, текст поэмы;

понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа, развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

78

«Неотразимо

страшные

идеалы

огрубления»:

Чичиков у

Плюшкина

1

Эволюция Плюшкина в замысле поэмы

Знать: приём зоологизации, типический характер, текст поэмы;

понимать: способы создания образа Чичикова; уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности автор

ского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

79

«Город никак не уступал другим губернским городам»

1

Мёртвые и живые души: городские чиновники

Знать: текст поэмы;

понимать: смысл вставной «Повести о капитане Копейкине»;

 уметь: пересказывать текст, давать обобщающую характеристику чиновни

ка, обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

80

«Кто же он? Стало быть, подлец?» Образ Чичикова в поэме

1

Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова в замысле поэмы

Знать: текст поэмы, путь Чичикова - нового героя эпохи; понимать: художественные приёмы создания образа Чичикова; роль Чичикова в замысле поэмы; уметь: создавать характеристику героя; выборочно пересказывать текст; выявлять типические черты характера героя, развёрнуто обосновывать суждения

81

«Здесь ли не быть богатырю?»

Образ России в поэме

1

Поэма о величии России. Причины незавершённости поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского

Знать: текст произведения; причины незавершённости поэмы; критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений;

понимать: как происходит эволюция автора - от сатирика к пророку;

уметь: определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию

82-83

Р.Р.

Классное сочинение по  поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»»

2

Поэма о величии России. Образ птицы-тройки, её символический смысл

Знать: текст финала поэмы; структуру развёрнутого ответа; понимать: идейно-художественное звучание образа птицы-тройки;

уметь: давать развёрнутый ответ на вопрос, ссылаясь на текст финала поэмы; включать в ответ цитаты из художественного текста

84

Урок

контроля.

«Начало всех начал» (русская литература первой половины XIX в.)

1

Новое понимание человека в его связях с историей. Проблема личности и общества. Образ «героя времени». Нравственные и философские искания русских писателей. Роль литеоатуры в формировании литературного языка

Знать: основные события истории России первой половины XIX века, творчество изученных писателей;

уметь: отвечать на вопросы, строить монологические высказывания, определять индивидуальное и общее в эстетических взглядах писателей первой половины XIX века, устанавливать ассоциативные связи с произведениями искусства

85

Обзор литературы 2 половины 19 века.

А.Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»

1

Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Особенности сюжета. Комедия как жанр драматургии

Знать: основные факты жизненного и творческого пути драматурга; текст пьесы «Бедность не порок»; значение Островского для русского театра; понимать: конфликт пьесы; уметь: выразительно читать диалоги, давать характеристику герою драматического произведения; понимать условный язык драмы

86

Любовь в патриархальном мире

1

Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Победа любви - воскрешение патриархальности, торжество истины, благодати, красоты

Знать: текст пьесы;

понимать: основной конфликт;

уметь: выразительно читать, характеризовать персонажей драматического произведения, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения

87

Тип «петербургского мечтателя» в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

1

Ф.М.Достоев-ский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского

Знать: основные факты жизни Достоевского, текст романа;

уметь: анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения

88

А.П.Чехов. «Самый негромкий и самый слышимый в мире

писатель»

1

Слово о писателе. «Тоска». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Эволюци? образа маленького человека в русской литературе KIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку Боль и негодование автора

Знать: особенности художественной манеры писателя,

понимать: идейный смысл и проблематику рассказа «Тоска», уметь: анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию

89

Человек и история. Обзор литературы 20 века.

1

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века

Знать: основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы XX века;

уметь: конспектировать основные положения лекции учителя; объяснять их, приводя в качестве доказательств собственные примеры

90

«Собаки - народ умный». М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

1

М. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов произведения. Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести

Знать: основные факты биографии М.А. Булгакова; названия произведений; текст повести, сатирические приёмы создания образа;

понимать: идейный смысл произведения;

уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода; развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию

91

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека

1

М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Композиция рассказа. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа

Знать: реализм в художественной литературе, реалистическую типизацию;

понимать: идейный смысл рассказа;

уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода; развёрнуто  обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию

92

«Праведник и

пророк».

А.И.Солженицын.

Рассказ

«Матрёнин двор»

1

Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор».

Роль героя –рассказчика.

Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи

Знать: определение понятия «притча»,текст произведения, основные события жизни писателя, историю создания рассказа;

понимать: идейный смысл рассказа;

уметь: анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода; определять авторскую позицию

93

А. Блок. «Трагический тенор эпохи»

1

А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения «Ветер принёс издалёка», «О, я хочу безумно жить», «О, весна без конца и без краю...» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

Знать: основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода;

понимать: идейный смысл стихотворений; своеобразие лирических интонаций;

уметь: выразительно читать стихотворения и анализировать их по вопросам и заданиям; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения

94

В.В. Маяковский. «Он умел только любить и писать стихи»

1

Слово о поэте. «Люблю» (отрывки). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта

Знать: основные факты из жизни поэта, особенности его художественного метода; понимать: идейный смысл стихотворений;

уметь: выразительно читать стихотворения и анализировать их; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворений

95

С.Есенин -

певец

России.

Сквозные

образы

в лирике

Есенина

1

С.Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу», «Край ты мой заброшенный», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии

Знать: основные факты жизни, особенности творческого метода;

понимать: идейный смысл стихотворений;

уметь: пересказывать, выразительно читать наизусть; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения

96

А.Ахматова.

Трагические

интонации в

любовной

лирике

Ахматовой

1

А.Ахматова. Стихотворения «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Что ты бродишь неприкаянный». Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений

Знать: основные факты жизни Ахматовой, особенности творческого метода;

понимать: идейный смысл стихотворений;

уметь: пересказывать, выразительно читать наизусть; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения

97

Б.Л. Пастернак.

«И вся земля была его наследьем...»

1

Слово о поэте. «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти». Философская глубина лирики. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Вечные темы в творчестве поэта

Знать: основные факты жизни Пастернака, особенности творческого метода;

понимать: идейный смысл стихотворений;

уметь: выразительно читать наизусть; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения

98

Н.Заболоцкий «Смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты -человек!»

1

Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст» -стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя

Знать: основные факты жизни Н. Заболоцкого, особенности творческого метода;

понимать: идейный смысл стихотворений;

уметь: пересказывать, выразительно читать наизусть; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения

99

Вн.чт. Быков «Обелиск»

1

100

Русская проза 2 половины 20 века. В.П. Астафьев «Царь-рыба»

1

Проблема ответственности человека перед природой в рассказе.

101

Русская поэзия 2 половины 20 века.

Авторская песня.

1

Авторская песня. Творчество поэтов-песенников В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Евтушенко и др.

102

Нравственные уроки литературы. Итоговый урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....