Урок чтения в 8 классе: М.Ю Лермонтов " Песня про царя Ива-на Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
план-конспект урока (8 класс) на тему

Аношкина Ольга Владимировна

Урок чтения в 8 классе:

 М.Ю Лермонтов " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и

удалого купца Калашникова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_pesnya_pro_kuptsa_kalashnikova.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ РМ "Саранская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа YIII вида"

Урок чтения в 8 классе:

 М.Ю Лермонтов " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и

удалого купца Калашникова".

                                                                                                          Подготовила учитель:

                                                                                                 Аношкника О.В.

Саранск 2015г.

Тема: М.Ю Лермонтов " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

Цель: - продолжить знакомство учащихся с произведением М.Ю Лермонтова

Задачи: - развивать способность полноценно воспринимать произведение;

- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение учащихся;

- обеспечивать глубокое понимание содержания произведения;

- формировать навык осознанного, беглого чтения;

- коррекция внимания, мышления;

- воспитание интереса к чтению.

Оборудование:  Учебник чтения за 8 класс под редакцией З.Ф.Малышевой, портрет М.Ю Лермонтова, иллюстрации к произведению М.Ю Лермонтова " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", портреты главных героев, сюжетные картины на тему     " Кулачный бой".

План урока.

I. Орг. момент.

II. Повторение изученного.

- характеристика главных героев

- выборочное чтение

III. Изучение нового материала.

- вводная беседа

- просмотр видеоматериала

- беседа по содержанию третьей части.

IY. Физ. минутка.

V. Работа над техникой чтения.

VI. Домашнее задание.

VII. Итог урока.

Ход урока.

I. Орг. момент.

- К какому жанру можно отнести произведение М.Ю Лермонтова " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"?

- Почему М.Ю Лермонтов выбрал этот жанр?

II. Повторение изученного.

1. Характеристика главных героев.

На доске висят портреты главных героев: царь Иван Васильевич Грозный, Алена Дмитриевна, опричник Кирибеевич, Степан Парамонович Калашников. Учащиеся подбирают к портретам карточки с именами главных героев и дают их характеристику.

2. Выборочное чтение.

- С чего начинается вторая часть произведения?

- Что видит Степан Парамонович, придя домой?

- Что рассказывает мужу Алена Дмитриевна?

- О чем она просит мужа?

- Как вы оцениваете поступок Кирибеевича?

- Может ли Калашников законным путем наказать Кирибеевича?

III. Изучение нового материала.

1. Вводная беседа.

- Какие развлечения любил Иван Грозный?

Рассказ учителя о кулачных боях.

- Кулачный бой - излюбленная забава русского народа и Ивана Грозного. Это развлечение, цель которого испытать силу и удаль русских богатырей и потешить царя.

Выходили на бой без личной ненависти, что бы доказать физическое превосходство одного над другим.

В кулачных боях было два вида состязаний: массовые бои - "стенка на стенку" и одиночные бои. Проходили они по праздникам, а разгул кулачных боев начинался во время Масленицы.

В массовых боях участники делились на две команды       (" улица на улицу", "деревня на деревню"). Проводились они повсеместно, в них участвовали дети, подростки, взрослые.

Существовали правила кулачных боев. Использовались только удары кулаком, нельзя было использовать палки, камни. Удар наносился выше пояса. Нельзя было бить лежачего, но все же часто люди получали увечья и нередко заканчивались смертью.

2. Просмотр видеоматериала третьей части произведения.

3. Беседа по содержанию третьей части произведения.

- Как Калашников решил поквитаться с Кирибеевичем?

- Что обещает царь победителю?

- Кто первым выходит на бой? Сколько раз кликнул клич Кирибеевич?

- Почему ни кто не выходит?

- Как ведет себя Кирибеевич? Что говорит?

- Как ведет себя Калашников?

- Понимает ли Кирибеевич, что его настигло наказание?

- Расскажите как проходил бой между Калашниковым и Кирибеевичем.

- Как реагирует Иван Грозный на смерть своего любимого опричника? О чем спрашивает Калашникова?

- Почему Калашников не сказал всей правды царю?

- Как казнили купца Калашникова?

- Вспомните что обещал царь победителю? Почему Иван Грозный нарушает свое слово?

- Какое чувство у вас вызывает смерть главных героев?

IY. Физ. минутка.

V. Работа над техникой чтения.

Выборочное чтение.

VI. Домашнее задание.

VII. Итог урока.

Калашников преступил главную христианскую заповедь. Но для людей он защитник семейных традиций. И идет на гибель осознанно, как на святое дело.

Семья всегда занимала важнейшее место среди ценностей человеческих. Каждому человеку важно иметь семью. Семья это крепость, спасение от трудностей, радости, защита от жестокого мира. Крепкая семья дарит тепло, уют, спокойствие. Ведь дома нас окружают любящие, родные люди, которые всегда стараются помочь. Главная наша задача - беречь и защищать свою семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)

Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....

Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.

Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл уроков литературы в 7 классе

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл состоит из двух уроков с презентацией, опирающихся на УМК В. Я. Коровиной....