Формы и методы работы с одаренными детьми
материал по русскому языку на тему

Кахужева Нафисет Султановна

                                                                                      Не существует сколько-нибудь достоверных

                                                                                  тестов  на   одаренность,  кроме  тех,  которые

                                                                                  проявляются  в  результате  активного  участия

                                                                                  хотя  бы  в самой маленькой поисковой  иссле-

                                                                                  довательской работе.

                                                                                                  А.Н.Колмогоров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti_doklad.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Формы  и  методы  работы с одаренными детьми

 

                                                                                      Не существует сколько-нибудь достоверных

                                                                                  тестов  на   одаренность,  кроме  тех,  которые

                                                                                  проявляются  в  результате  активного  участия

                                                                                  хотя  бы  в самой маленькой поисковой  иссле-

                                                                                  довательской работе.

                                                                                                  А.Н.Колмогоров.

    Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.

    Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

   Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

     Что же понимается под термином «одаренность»?

    В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

    Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

    Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает.

    В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки  и  практики к различным видам работы с одаренными детьми. Особенно широкий размах эта работа приобрела в США. Современный уровень экономического и общественного развития США требует от специалистов любой сферы деятельности высокого профессионального уровня. В этой связи было обращено внимание на потребности одаренных учащихся, которые, по убеждению американских ученых, является потенциалом любого общества.

    На современном этапе развития науки «одаренность» понимается американскими исследователями как «потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения». Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые в силу  выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах.

    В американской педагогике особо выделяется такой вид одаренности, как творческая. Американские специалисты Дж.Рензулли, Дж.Гилфорд и др. полагают, что «творчество /креативность/ является важным элементом всех видов одаренности, и они не могут быть представлены отдельно от творческого компонента».

    В системе среднего образования США дифференцированное обучение справедливо считается одним из оптимальных условий обучения одаренных детей.

    Другое направление обучения одаренных – разработка «уровней обучения», где все школьники занимаются по одному из 10 уровней. В каждой возрастной группе может изучаться материал по изучаемому предмету разных уровней. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самых высоких уровнях обучения. Кроме того, до 20% времени они могут отдавать изучению предметов, соответствующих их особым интересам и потребностям. В штате Калифорния используется более 20 уровней обучения, что способствует максимальному углублению дифференциации.

    В начальных школах США широко применяются различные анкеты и опросники для детей и родителей с целью установления уровня и характера способностей учащихся, их интересов и увлечений. Заполнение анкет является обязательным при переходе из одной школы в другую.

    Надо отметить большое разнообразие методов и форм обучения одаренных детей в системе школьного образования США. Существует большое разнообразие учебных заведений, классов для одаренных детей: «магнитные школы», «классы почета», обучение в группах «смешанных способностей». Широко применяются интенсивные летние и зимние программы.

    В отборе организационных форм обучения одаренных детей в США существуют несколько направлений, обучение одаренных детей в рамках обычного класса, но по индивидуальным программам, создание для одаренных детей спецклассов в структуре обычной школы: организация специальных школ.

    Обобщенный опыт применения таких форм обучения может представлять определенный интерес для нас, российских педагогов.

    В некоторых школах применяется «двойной план», согласно которому учебные предметы делятся на две группы: «первой необходимости» и «элективные». После 3 класса учащиеся проводят половину дня с одним учителем, изучая предметы первой группы – язык, обществоведение, физкультуру. Вторая половина дня посвящается элективным предметам – математике, естествознанию, иностранным языкам, искусству, музыке. Здесь каждый ученик работает по индивидуальной программе с учителями.

    Необходимо отметить также формы взаимодействия одаренного учащегося с учителями и наставниками. Правильный выбор учителя зачастую предопределяет успех всего процесса обучения и воспитания личности одаренного ребенка. Учитель, приступающий к работе по программе, должен обладать высоким профессиональным уровнем, уметь налаживать дружеские взаимоотношения с учащимися, осуществлять творческий подход к обучению.

    Использование наставнических программ является одним из наиболее эффективных условий совершенствования воспитания и обучения одаренных детей в США. Взаимоотношения с наставником дают возможность одаренным разрешить такие проблемы, как планирование будущей карьеры, развитие способности к выявлению приоритетов и к постановке дальнейших целей. Наставник выступает как советник, консультант, является образцом поведения для ученика, при необходимости играет роль критика, если это может облегчить достижение учеником поставленных целей.

    Руководящие принципы, которые играют решающую роль в общении одаренного ученика с наставником /по С.Бергеру/:

  • Определить, в чем конкретно нуждается ученик;
  • Решить с учеником, действительно ли он нуждается в наставнике;
  • Объяснить ребенку, что взаимоотношения с наставником предполагает тесные, долговременные контакты и личностный рост;
  • Выявить  несколько кандидатур, чтобы иметь возможность выбора;
  • Выяснить, обладает ли наставник необходимым количеством времени и заинтересован ли в проведении такого рода работы, готов ли он поделиться своими навыками работы;
  • Подготовить ученика к работе с наставником, убедиться, что он понимает цель таких взаимоотношений, их пользу и, может быть, недостатки, а также права и ответственность, которые они налагают;
  • Контролировать процесс наставничества

Отечественными педагогами В.И.Пановым, А.М.Матюшкиным и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования, разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся, определена стратегия по созданию новой  модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника через экспериментальную деятельность, развернутую на  базе  нескольких школ нашей страны.

Между тем, акцентируя внимание на инновационных подходах в работе с одаренными учащимися в нашей стране и за рубежом, в частности, в США, следует отметить, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются:

  • комплексное использование методов диагностики одаренности;
  • развитие творческих и лидерских способностей у учащихся;
  • углубление  дифференцированного по целям, содержанию и методам обучения;
  • использование специализированных программ педагогического наставничества

    В мировой психолого-педагогической науке существуют различные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж.Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  •  интеллектуальных способностей /превышающих средний уровень/;
  •  креативности;
  •  настойчивости /мотивация, ориентированная на задачу/.

   Кроме того, он выделял знания /эрудицию/ и благоприятную окружающую среду. Фактически он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин «одаренность»  на «потенциал».

   Для нас концепция Дж.Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче общеобразовательной школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

    Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работа с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

    Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности методическое объединение учителей русского языка и литературы школы занимается развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но над собой приносит свои плоды. Учащиеся нашей школы являются победителями районных, республиканских олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в  разных высших учебных заведениях России.

    Как мы достигаем таких результатов?

   Работа с одаренными детьми реализуется в рамках подпрограммы «Одаренные дети». Данная подпрограмма направлена на формирование и реализацию политики в области образования и связана с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.

  Совершенствуя формы и методы обучения и воспитания, используя активные формы работы на уроках и во внеурочное время, члены методического объединения учителей русского языка и литературы школы развивают творческие способности учащихся.

    Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности /олимпиады, конкурсы, исследовательская работа/;
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

   Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, проводим диагностику одаренности, используя классические тесты.

   Определив таких ребят, мы должны научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

    В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использую  творческие и занимательные задания. На всех этапах урока стараемся использую дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задания, ответы которых нужно искать в справочниках и энциклопедиях.

   На уроках подвожу  учащихся к выводу, что знание русского языка необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого провожу  беседы с  конкретными примерами. На стенде «Юный филолог» в кабинете есть специальная страница «Наши выпускники». На ней фотографии, грамоты и награды победителей различного уровня олимпиад, рассказы об их дальнейшей жизни и работе.  Безусловно, что этот материал является наглядным примером для развития интереса к предмету.

   Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя сообщения, доклады, рефераты учащихся, уроки-путешествия, экскурсии, семинары, практикумы, интегрированные уроки. Основная задача таких уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

   Невозможно привить интерес к русскому языку детям, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому  постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, постоянно действующие семинары, районные и республиканские научно-практические конференции.

    Большое внимание придаю  вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Часто в нашей школе проводятся Недели русского языка и литературы, где учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «Знаешь  ли  ты  русский  язык?»,   турниры  знатоков,  смотры,   конференции,  праздники,  конкурсы  грамотеев,  сочинений,  чтецов, иллюстраций к литературным произведениям, инсценировок,  олимпиады, литературные игры КВН,  «Поле чудес»,  «Умники и умницы», тематические вечера и т. д.

   Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике нашей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

                           

         Наши ученики – постоянные участники школьных и районных олимпиад, литературных праздников, районных и республиканских конкурсов сочинений «Проба пера», «Моя Адыгея» /к 15-летию Республики Адыгея/, «Дети Кавказа против террора», ко Дню матери.

        С 2004 года ученики 2-11 классов нашей школы участвуют в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок», который ежегодно проходит в ноябре. Интерес к этой игре из года в год растет. Растут и показатели. Так, за эти пять лет наши воспитанники заняли 25  призовых мест в районе, 4-5-х мест – 18. Все получают сертификаты и призы. Они торжественно вручаются на линейке.

         В центре внимания работы членов МО – подготовка учащихся к школьной и районной олимпиаде. После тщательного отбора на школьной олимпиаде проводятся ежедневные  подготовительные занятия к районной.  Результаты районных олимпиад последних лет радуют:

      2004- 2005 учебный год – олимпиада по литературе:

    l  место - Калашаова  Дарина /9 кл, учитель Калашаова С.Х./    

    2 место - Шхачемукова Саида /10 кл, учитель Меретукова З.Б./

      2005-2006 учебный год – олимпиада по русскому языку:

     2 место – Калашаова Дарина /10 кл. учитель Калашаова С.Х./

     2 место – Кайтмесова Саида /9 кл, учитель Кахужева Н.С./

       2006 – 2007 учебный год  - олимпиада по литературе:

      2 место – Кайтмесова Саида /10 кл, учитель Кахужева Н.С./

        2007 -2008 учебный год – олимпиада по русскому языку:

      1 место – Кайтмесова Саида /11 кл, учитель Кахужева Н.С./

      2 место -  Кагазежева Саида /9кл, учитель Кахужева Н.С./

        2008 – 2009 учебный год – олимпиада по литературе:

       1 место – Гуагова Ася /10 кл, учитель Кахужева Н.С./

       2 место – Мирзова Дарет /9 кл, учитель Дачева Н.С./    

         2009-2010 учебный год –

                        олимпиада по литературе

       1 место – Гуагова Ася /11 кл, учитель Кахужева Н.С./

                         олимпиада по русскому языку

        1 место – Шевоцукова Суанда /7 кл, учитель Калашаова С.Х./

        1 место -  Кагазежева Джанета /8 кл, учитель Меретукова З.Б./

        2 место – Тюльпаров Хасанбий /9 кл, учитель Дачева Н.С./

   В 2009 году Гуагова Ася стала призером республиканской олимпиады по литературе, заняв  2 место. Она и ее учитель награждены грамотами районо и подарками.

    По итогам участия в олимпиадах  все  учащиеся  получили дипломы I,  II и  III степени.

      2007 год был объявлен Годом русского языка. Ученица 11 класса Калашаова Саида участвовала во Всероссийской викторине «Говорите по-русски», проведенной в рамках Года русского языка. Она проводилась редакцией журнала «Сельская новь».

       В  апреле 2008 года  Кайтмесова  Саида /11 кл/ и  Кагазежева Саида  /9 кл/  приняли участие в районном конкурсе сочинений «История моей семьи». Как победители, они были награждены грамотами районо, а  работы отобраны для представления их на республиканском конкурсе.

    Осенью 2008 года ученица 10 класса Гуагова Ася приняла участие в конкурсе творческих работ Восьмого открытого Интернет-фестиваля «Сорочинская ярмарка», посвященного 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя

    Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней  проводим в течение всего учебного года. С талантливыми детьми занимаемся после уроков, выполняем задания повышенной трудности, создаем исследовательские работы, проекты.

    В целях развития творческих способностей учащихся, воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, выявления и поддержки одаренных детей в 2008 году проведен районный конкурс творческих работ «История моей семьи», а в сентябре 2009 года - конкурс сочинений «Мой язык – мое Отечество».Учащиеся старших классов представили свои творческие работы на районном и республиканском уровнях. Так, ученицы Кайтмесова Саида  и Кайтмесова Фатима /11 класс/ и Кагазежева Саида /10 класс/ участвовали в районном конкурсе сочинений «История моей семьи». Их работы были представлены на республиканский конкурс. Ученица 11 класса Гуагова Ася  в районном конкурсе сочинений «Мой язык – мое Отечество»  заняла 1 место, ее работа отобрана для публикации в районной газете «Заря».

 

    Две ученицы 6 класса /Устова Дарина и Шнахова Фатима/ отослали материалы для публикации в республиканский детский журнал «Родничок». Их детские стихи и рассказы с рисунками появились в журнале  в 2009 году.

   С целью стимулирования, повышения интереса к знаниям, мотивации к углублению знаний ежегодно проводится районный Праздник Ума и Таланта, на котором чествуют победителей районных олимпиад и учителей, подготовивших их, награждают грамотами управления образования и ценными подарками.

   Безусловно, все проводимые мероприятия в районе способствуют развитию творческих способностей и интересов учащихся и выявлению одаренных детей.

   Немаловажным считаю создание условия для развития всесторонней личности. Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учебу тормозящее воздействие. Поэтому  беседуем с родителями о режиме дня ребенка, о полноценном витаминизированном питании.

   Добиваемся того, чтобы ребенок занимался работой над собой,  самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаем к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «талант - это  1% способностей и 99% потения».

 

   Стараемся следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаем, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно дома.

   Следует чаще беседовать с талантливыми детьми, обучать их приемам регулирования своей умственной деятельности, помогать в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта.

   Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому надо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того, чтобы работать с талантливыми детьми, необходимо много работать над собой, постоянно самосовершенствоваться.

   

Формы и методы работы с одарёнными детьми

        Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед нами стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду  самопознанию.

         В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем свое жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

    Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны

Методы работы:

  • исследовательский; 
  • частично-поисковый; 
  • проблемный; 
  • проективный; 

Формы работы:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • научные кружки, общества;
  •  дискуссия;
  •  игры.

Очень важны:

  • предметные олимпиады; 
  • интеллектуальные марафоны;
  • различные конкурсы и викторины; 
  • словесные игры и забавы; 
  • проекты по различной тематике; 
  • игра «Научно  - исследовательская лаборатория»; 
  • ролевые игры; 
  • индивидуальные творческие задания; 

  Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им формы и виды творческой деятельности.

Мероприятия

по  реализации  программы   «Одаренные  дети»

1.Диагностика и выявление одаренных учащихся, разработка учебных и  

   дополнительных образовательных программ.

2.Организация  участия  одаренных  учащихся  в  олимпиадах,  конкурсах,  творческих  проектах  всех  уровней.  

     3.Развитие  творческих  интересов  учащихся  через  профильные  классы,  организация работы  факультативных  занятий, кружков  на  научной  основе.

     

   

4.Организация  работы  с  родителями  одаренных  учащихся.

5.Организация  методической  работы  с  учителями  по  данной  проблеме.

6.Установление  связей  с  филологическим факультетом  АГУ.

7.Организация  творческих  встреч  с  учителями, писателями, учеными РА.

8.Ежегодное   чествование  призеров  районных,  республиканских, олимпиад, научно-практических  конференций, конкурсов  творческих  работ.

Подпрограмма  «Одаренные  дети»

              Цель:  полноценная реализация возможностей одаренных детей и  

                                активизация их творческой деятельности.

               Задачи:

  • выявление и диагностика одаренности детей;

  • конструирование и реализация моделей обучения одаренных школьников для развития их интеллектуальных возможностей;

  • обеспечение гибкости и эластичности учебно-воспитательного процесса с учетом наклонностей и способностей учащихся с целью развития каждой личности;

  • развитие одаренности детей через создание активной творческой образовательной среды и активной творческой деятельности учащихся;

  • разработка и реализация программного обеспечения для одаренных школьников.

     

              Формы   и   методы  работы:

                          Индивидуализация  учебной  работы; проблемные,  

                          исследовательские,  поисковые,  проектные  методы.

         

     Предполагаемые  результаты:

  • Количественные показатели успешности учащихся /олимпиады, поступления в вузы, качество знаний/;

  • Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в рамках общеобразовательного учреждения-школы.

Развитие творческих способностей учащихся

/поисковая деятельность/

                                                                                                Интерес к учению есть там, где есть

                                                                                             вдохновение, рождающееся от успеха.

                                                                                                                         В.А.Сухомлинский.

    Любому  обществу нужны творческие, одаренные люди, и  важно вовремя рассмотреть и развить способности всех его представителей.  К большому  сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.

    Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

    Жажда  открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа с школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

   Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта.

    Как построить урок, чтобы учение приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся. Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения.

   Каждый из нас знает, как для успеха необходимо обоюдное понимание «учитель – ученик», «ученик – учитель». Чтобы вникнуть во внутренний мир каждого ребенка, раскрыть его способности, развить желание и умение учиться, помочь ощутить радость познания, необходимо нам самим  быть в постоянном поиске, учиться у других, совершенствоваться. И совсем неважно, сколько лет мы работаем в школе.

    В чем выход? Начинаешь знакомиться с опытом других коллег-педагогов, сопоставлять, присматриваться, выбирать, прислушиваться к себе. Моими собеседниками, советчиками, моими учителями стали Т.А.Ладыженская, М.М.Разумовская, В.Я.Коровина.

     Конечно, нельзя родиться вторым Ш.А.Амонашвили, опыт которого окрыляет, вдохновляет. Но ведь каждому из нас дано право быть самим собой. И, учитывая свои возможности, достаточно ориентируясь в традиционной программе, все-таки можно сделать процесс обучения увлекательным и увлекающим, порождающим нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью.

    Сегодня вопрос  о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

    В современной психологии существует две точки зрения на творчество:

     1.Всякое мышление является творческим.

     2.Слово «творчество» определяется в БРЭС как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий как общественная значимость продукта деятельности не совсем подходит для определения творчества.

    Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. Например, там, где нет образца, а ученик сам находит что-то новое, пусть субъективно новое,   выступает творческое мышление.

     Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах, как гибкость, оригинальность, глубина мышления  /отсутствие скованности/,  подвижность. Эти все качества характеризуют творческого человека. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, чтобы  высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагал  хорошо  развитые творческие способности.

    Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин, - метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставится  проблема, познавательный вопрос, и они  при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы их решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

    Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний. Развивать творческие способности ребенка – это значит развивать его воображение.

    Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

    В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания, но понятно одно:  развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности.

    По данным некоторых исследователей, лишь 10% заданий вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. Среди них и те задания, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задания творческого уровня.

    Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, часто ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили.

    Между тем еще немецкий педагог Дистервег Песталоцци писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с  одной стороны.

    Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не то, что ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке мы должны видеть индивидуальность.

    Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.

    Огромное значение для развития творческих способностей  имеет уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность.

    Роль учебных заданий в развитии творческого мышления  младших и средних школьников также велика. Разные виды заданий по-разному влияют на развитие их мышления. Творческое мышление предполагает осуществление нестандартных способов действий, умение ставить новые цели. Например, сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему товарищу. Для формирования гибкости мышления на одном уроке следует выполнять задания разного характера, обязательно обсуждать особенности выполнения.

      С целью развития творческого мышления мы должны побуждать учащихся к самостоятельной проверке результатов работы. Ставить перед ними задачи – не сверить свои результаты с ответами других учеников, с учебником, со словарем, с образцом учителя, а самостоятельно проверить, какое правило нужно использовать при проверке упражнения.

     Важную роль играют вопросы учителя. Например:

       - Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы?

    На уроках литературы необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить  о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и литературы самые разнообразные методы. Например:

  • Подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу;
  • Продолжить рассказ;
  • Составить памятку;
  • Придумать сказку, слова, словосочетания;
  • Составить предложения со словами, из данных слов, по картине, по схеме, со словосочетанием;
  • Распространить предложение;
  • Составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картине, на основе собственных  наблюдений  и  впечатлений;
  • Нарисовать словесную картинку к рассказу;
  • Озаглавить рассказ, части рассказа, стихотворения и т.д.

    Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

    У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.

 

    Если взять за основу лишь общеклассную организацию обучения, то мы сможем учесть подготовленности отдельных групп – как сильных, так и слабых, но не сможем осуществить  индивидуальный подход в обучении, выявить характер восприятия ученика, его мышления, желания учиться. Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, избавить от чувства страха и вселить в них веру в свои силы, нужно учесть два основных требования:

  • Любой труд интересен, если он разнообразен;
  • Учение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика

    Этим требованиям и отвечает  дифференцированное обучение как один из эффективных методов обучения, который сочетает классную, групповую и индивидуальную работу.

     Основой работы на уроке у нас по-прежнему остается учебник. Каждый учитель мечтает о том, чтобы он был так же интересен и занимателен, как книга Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», которая была задумана как учебник географии и принесла мировую известность своему автору. Есть, конечно, и сейчас умные и талантливые книги, направленные на развитие творческой мысли ребенка, например, учебник М.В.Панова по русскому языку. Но пока в сельской школе такие учебники недоступны. Поэтому приходится работать по обычным учебникам. Но если хорошо организовать работу по учебнику, сделать ее доступной каждому ребенку, т.е. дифференцированной, то и эти учебники дадут прочные знания нашим учащимся.

    Важным способом активизации творческих сил учащихся и возможности дифференцированно подходить к обучению и воспитанию является разнообразие жанров уроков, проведение нетрадиционных уроков. Сама форма урока требует от учащихся и нас, словесников, неординарного, творческого подхода. Можно провести самые разные формы нетрадиционных уроков в разных классах: урок-монолог по публицистике А.И.Солженицына,  урок-комплимент «Есть женщины в русских селеньях», урок-премьера книги /по современной литературе/,  урок-заочная экскурсия «Петербург Достоевского», урок-реквием по лирике Н.Гумилева и О.Мандельштама, внеклассное мероприятие «Душа в заветной  ……………………

    Все эти уроки основаны не только на уровневой дифференциации, но и способствуют развитию интеллектуальной сферы учащихся, отработке  коммуникативно-речевых навыков, повышению образовательного и культурного уровня, развитию творческих способностей каждого учащегося.  Такие уроки  повышают уровень обучаемости, стремление к самовыражению и необходимости творчества.

    Важную роль в развитии познавательных и творческих способностей играет риторика, потому что она не только развивает речевые способности, отрабатывает технику речи, но создает оригинальный индивидуальный образ ребенка. С его взглядами, со своим мнением, способностью выразить свое отношение и свою точку зрения, со своим неповторимым, только ему присущим стилем. Задания по риторике тоже носят дифференцированный характер. Например, для одной группы можно дать пересказ притчи, для другой – включить притчу в свой рассказ, для третьей, творческой – создать произведение притчевого характера. Или если для одной  группы  достаточно произнесение, допустим, поздравительной речи, то  учащиеся сильной группы справятся и с произнесением обличительной речи или  речи защиты /например, Наташи Ростовой, Евгения Онегина и т.д./

      Домашнее задание не должно быть формальным, оно должно еще раз закрепить изученное, отработанное на уроке и, конечно, тоже должно быть дифференцированным. Это тоже один из способов развития индивидуальных и групповых навыков учащихся. Нужно, чтобы работа была более разнообразной, интересной. В этом и призваны помочь перечисленные способы организации дифференцированной работы и приведенные приемы активизации обратной связи учащихся и учителя на уроках русского языка и литературы.

     Творческая активность на уроках русского языка и литературы предполагает активность не только учеников, но и учителя, который должен быть не только судьей в оценке чужого творчества, но и сам участвовать в создании творческих работ. Это способствует развитию творческой инициативы у учащихся и позволяет самому учителю не отстать от уровня творческого развития созданного им коллектива.

   Выработке прочных знаний помогает использование различных видов организации обратной связи. Я использую различные виды контроля /индивидуальный, фронтальный, полный, выборочный, взаимоконтроль, самоконтроль, групповой контроль/, чтобы добиться высокого конечного результата.

     В связи с введением ЕГЭ появилась необходимость дифференцировать работу по подготовке к этому экзамену. Для каждой группы разрабатываются свои, доступные по трудности тесты. И их тоже нужно использовать на уроках русского языка и литературы.

    Особое место в организации работы  при дифференцированном подходе занимают технические средства обучения. Они дают возможность упростить работу на уроке, организовать ее более рационально. Это и графические диктанты и тексты, поданные через проектор,  это возможность показа сюжетов из школьной, хорошо знакомой жизни. Так, например, при написании конкурсного сочинения «История моей семьи» учащиеся старших классов при помощи компьютера сами создали  фотографии, оригинально обработали их, сделали  страничку из семейного альбома. Такие задания вполне доступны. Они  делают работу более интересной, а самое главное – полезной, ведь не секрет, что наши дети слишком плохо знают свою родословную

    Использование компьютера теперь доступно не только на отдельных уроках, но и дает возможность применения при изучении наиболее трудных тем. Сейчас выпущены программы по всем разделам русского языка, которые дают возможность поэтапного введения материала, возвращения к наиболее трудным пунктам изучаемого,  введения отдельных фрагментов для более  сильной группы, чтобы дать возможность догадаться, выдвинуть гипотезы. То же самое и при работе по закреплению. Работа с компьютером дает возможность выбрать только тот материал, с которым ученик должен работать. Кроме того, процесс обучения превращается для детей в игру: он сразу видит свой результат, а не спустя несколько дней, как при обычной проверке.

    Компьютеризация может быть использована и при работе с таблицами и опорными схемами, тестами, при создании презентаций. Учащиеся сами в состоянии создать прекрасные презентации по отдельным темам, сделать материал доступным, зрелищным, интересным.

 

 

 

    Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней  провожу  в течение всего учебного года. С талантливыми детьми занимаюсь после уроков, выполняем задания повышенной трудности, создаем исследовательские работы, проекты.

    В целях развития творческих способностей учащихся, воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, выявления и поддержки одаренных детей в 2008 году  в Шовгеновском районе проведен конкурс творческих работ «История моей семьи», а в сентябре 2009 года - конкурс сочинений «Мой язык – мое Отечество». Учащиеся старших классов представили свои творческие работы на районном и республиканском уровнях. Так, ученицы Кайтмесова Саида  и Кайтмесова Фатима /11 класс/ и Кагазежева Саида /10 класс/ участвовали в районном конкурсе сочинений «История моей семьи». Их работы были представлены на республиканский конкурс. Ученица 11 класса Гуагова Ася  в районном конкурсе сочинений «Мой язык – мое Отечество»  заняла 1 место, ее работа отобрана для публикации в районной газете «Заря».

 

    Две ученицы 6 класса /Устова Дарина и Шнахова Фатима/ отослали материалы для публикации в республиканский детский журнал «Родничок». Их детские стихи и рассказы с рисунками появились в журнале  в 2009 году.

   С целью стимулирования, повышения интереса к знаниям, мотивации к углублению знаний ежегодно проводится районный Праздник Ума и Таланта, на котором чествуют победителей районных олимпиад и учителей, подготовивших их, награждают грамотами управления образования и ценными подарками.

   Безусловно, все проводимые мероприятия в районе способствуют развитию творческих способностей и интересов учащихся и выявлению одаренных детей.

   Немаловажным считаю создание условий для развития всесторонней личности. Как известно, питание и режим дня являются основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учебу тормозящее воздействие. Поэтому  беседуем с родителями о режиме дня ребенка, о полноценном витаминизированном питании.

   Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой,  самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та,  по которой сам прошел, вовек не позабудется, и что «талант - это  1% способностей и 99% потения».

 

   Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Для этого нужно, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно дома.

   Часто  беседую с талантливыми детьми, обучаю их приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю  в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта.

   Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому надо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того, чтобы работать с талантливыми детьми, необходимо много работать над собой, постоянно самосовершенствоваться.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...